Найти и обезвредить?
В Москве жестоко избит неизвестными лидер движения "Смена" Станислав Яковлев. Это уже не первое такое нападение на активистов оппозиции. Соратники Стаса заявили, что найдут и накажут исполнителей преступления. Следует ли организациям гражданского общества заниматься самообороной? Говорят Эдуард Лимонов, Марина Литвинович, Лев Пономарев, Сергей Давидис, Елена Боровская, Илья Яшин.
Эдуард Лимонов:
Мы имеем горький опыт, когда 13 апреля 2006 года было совершено нападение на меня вблизи Таганского суда, а в результате мы дали отпор 40 нападающим и обратили их в бегство, причем наши люди тоже получили травмы. Но через месяц вдруг мы, потерпевшие, оказались обвиненными - люди были арестованы, семь моих товарищей получили сроки от двух до двух с половиной лет. Вот чем обернулась эта самооборона в нашем государстве. Были материалы, фотографии, доказывающие, что мы были обороняющейся стороной, но тем не менее ( ВИДЕО: Освобождение "таганских" нацболов).
К сожалению, я сомневаюсь, что подобные действия будут восприняты нашим законом адекватно. Оппозиция окажется виновной. Это опасно, хотя, конечно, отпор давать надо. Но как? Каждого члена организации не спрячешь. Я хоронил в январе этого года Антона Страдымова, жестоко избитого, до этого Юрия Червочкина, забитого битами насмерть ( ВИДЕО: Мама Юрия Червочкина). Это жестокая, звериная машина российского государства. Те, кто находится у власти, не хотят власть выпускать из рук. Самообороной надо заниматься, оказывать жесточайшее сопротивление. Но я предостерегаю - это скорее всего обернется новыми тюремными заключениями.
Марина Литвинович, член федерального совета ОГФ:
Что будет проведено самостоятельное расследование с целью найти виновных - это достойно одобрения. А вот одобрить перспективу их "наказания" вряд ли можно. Если удастся найти виновных, нужно будет просто подать заявление вместе с доказательствами в правоохранительные органы и настоять на том, чтобы было возбуждено и расследовано уголовное дело. Я думаю, что такой путь более адекватен, правилен и законен. Наказывать собственноручно - значит идти на нарушение закона, что неправильно. Я надеюсь, что такие заявления были сделаны соратниками Яковлева в пылу гнева, что люди еще несколько раз подумают.
Как можно защитить себя? Беда в том, что на митинги, как правило, выходит не три человека, а больше и защитить их любой охране будет достаточно трудно. Другое дело, что все должны быть более бдительны. В ситуации со Станиславом он сам немножко ошибся - пошел с незнакомыми людьми непонятно куда и зачем.
Лев Пономарев, исполнительный директор движения "За права человека":
Я считаю, что это неправильно, это будет эскалация насилия. Именно этого власть и хочет. С моей точки зрения, власть сознательно выталкивает молодежь на акты насилия. Молдавия в этом смысле очень хороший урок для нас. Мы не знаем, как это на самом деле произошло, но я думаю, там подсуетились в том числе и спецслужбы, чтобы вытолкнуть радикальную молодежь на насилие. Бесспорно, я не приветствую все это, считаю, что нужно требовать от власти расследования этих дел, тем более что в случае Яковлева практически известно, кто это сделал. Надо требовать возбуждения уголовного дела.
Мы не переиграем их. Очень давно власть, преследуя и незаконно сажая нацболов, толкает их на насилие. Они молодцы, потому что показывают пример терпеливого отношения. В какой-то момент мы добились смягчения наказания нацболов по делу о захвате помещения в администрации президента. Это был настоящий успех. Их стали административно наказывать, а не сажать, и это пример того, что добиться справедливости можно. Другое дело, что в то же время были убиты два нацбола и эти дела до сих пор не расследованы. Нам надо этим заниматься, но ни в коем случае не вступать в уличные драки.
На предстоящем заседании Совета при президенте по правам человека я буду поднимать эти вопросы, в том числе вопрос об избиении Стаса Яковлева. Я могу показаться наивным, но другого пути нет, нельзя отвечать насилием на насилие. Можно вести внутреннее расследование, составлять списки, предъявлять их милиции и добиваться возбуждения дела, но не наказывать самим. Я категорически против самосуда.
Сергей Давидис, член политбюро движения "Солидарность":
На перспективу самосуда я смотрю отрицательно. Люди это молодые, горячие, и, зная их, я не думаю, что они и вправду будут наказывать виновных сами. Я думаю, что они хотят разобраться в ситуации, не полагаясь на то, что милиция может что-то сделать. Вообще закон вроде бы защищает гражданина от нападения на улице, если ему сломали нос или еще что-нибудь. А фактически мы имеем многочисленные случаи нападения на людей, на которые никто не реагирует. Так, Алексею Казакову сломали нос во время шествия несогласных по Полянке, было подано заявление в милицию, но никакого результата, несмотря на доказательства.
Нападение на Льва Пономарева - до объявления им пресс-конференции его никто и не думал допрашивать как потерпевшего ( ВИДЕО: Пресс-конференция Льва Пономарева). И до сих пор ничего не меняется. Нападение на Елену Васильеву по дороге из Тамбова, совершенное 5 апреля, тоже никто особенно не рвется расследовать. Оснований ожидать, что у милиции появится желание найти и обезвредить, нет, поэтому неудивительно, что люди хотят сами установить истину.
Елена Боровская, руководитель предвыборного штаба Эдуарда Лимонова, участница "Таганского дела":
Безусловно, мы должны стремиться к правовым способам решения тех или иных проблем, это идеал, но, к сожалению, этого не всегда достаточно. Пример тому - убийства наших соратников Антона Страдымова и Юрия Червочкина. И как бы государство ни декларировало намерение найти и наказать виновных, дальше декларации оно не идет, государство фактически покрывает преступников, нападающих на оппозиционеров, и никакой реальной ответственности не несет. К сожалению, это практика, в которой нет никаких исключений. Поэтому движение "Смена", сделавшее такое заявление, мы полностью понимаем.
В качестве превентивных мер участникам оппозиционных движений можно посоветовать запастись элементарными средствами защиты, разрешенными законом, - начиная от газовых баллончиков и заканчивая газовым или травматическим оружием, у кого есть лицензия. Но здесь надо опасаться провокаций, потому что, как показало наше дело, случаи самообороны использовали для преследования самих оборонявшихся. Лучше всего проявлять максимум бдительности: по возможности не ходить поодиночке в безлюдных местах в позднее время суток.
Случай со Станиславом Яковлевым - это чудовищная, беспрецедентная наглость. Если до этого караулили в темных переулках, на подходах к дому, то здесь на людном митинге у всех виду. Нечто подобное было в 2005 году, когда напали на горком КПРФ, тогда пострадало много нацболов. Тогда милиционеры задержали на месте нападавших, это были "Наши", они были задержаны, но их отпустили после того, как в милицию обратились чиновники из администрации президента.
Самое лучшее, что мы можем сделать для обеспечения не только оппозиционных активистов, но и всех остальных граждан, - это как можно скорее демонтировать нынешний режим.
Илья Яшин, член политбюро движения "Солидарность":
Политические и гражданские активисты в современной России находятся в группе риска, все мы должны быть готовы к тому, что нас могут встретить в подъезде, должны изучать возможности и средства самообороны. Но переходить на ту же тактику, которая используется против нас, мне кажется, абсолютно неприемлемо. Поэтому я думаю, что заявление такое соратники Яковлева сделали сгоряча. Надеюсь, что никто не будет никого отлавливать по подъездам и что мы будем защищаться в соответствии с законом. Было бы правильно проводить собственное расследование, вычислять этих людей, может быть, даже ловить и передавать в руки милиции. Но ни в коем случае нельзя устраивать самосуд и пускать в ход методы, которыми пользуются эти отморозки.
Справка
Заявление движения "Смена"
12 апреля, во время митинга за добровольную армию, был избит активист нашей организации Станислав Яковлев. Сразу после выступления Стаса его отозвал молодой человек, желающий, по его словам, пообщаться о цели проводимого мероприятия и деятельности организации "Смена". Под предлогом того, что вся необходимая для записи аппаратура находится в машине, молодой человек пригласил Стаса выйти из милицейского отцепления и пройти к стоянке автомобилей. На стоянке к ним присоединился второй молодой человек, который сразу же задал вопрос о поездке Стаса во Владивосток. После получения ответа молодые люди в грубой форме заявили, что их не устраивает публикации Яковлева в Живом Журнале и на форумах, что он в последнее время мешает работать многим серьезным людям. Далее на Стаса посыпался град ударов.
Сейчас Стас находится дома. У него поврежден нос, утрачено несколько зубов, на лице множество гематом.
По мнению организации "Смена", это событие вне всяких сомнений носит политический характер. Принимая во внимание содержание последних публикаций Стаса и ряд угроз, поступивших в его адрес от определенных политических сил, мы можем довольно четко обозначить круг лиц, причастных к избиению нашего человека. Ввиду того, что опыт обращения в правоохранительные органы с подобными вопросами показывает полную бесперспективность в плане поиска и наказания виновных, наша организация возьмет это благое дело на себя. Как только состояние Стаса достаточно улучшится, мы начнем регулярно посещать публичные мероприятия тех организаций, члены которых по нашему мнению являлись непосредственными исполнителями избиения. В случае опознания указанных лиц к ним будут применены меры, гарантированно исключающие возможность продолжения ими враждебной деятельности в отношении нашей организации. Сил для этого у нас достаточно.
Справка
Из заявления пресс-службы московских нацболов
По описаниям самого Станислава, нападавшие были непохожи на сотрудников УБОПа. Он считает, что нападение могли осуществить члены ультраправых группировок, скорее всего - сторонники небезызвестного Федора Веревкина, которые уже угрожали ему физической расправой.
Стоит пояснить: в январе Станислав совершил поездку во Владивосток в связи с происходившими там народными выступлениями. Там ему удалось наладить контакты с движением ТИГР, которым в последнее время очень активно интересуются как силовые структуры (разгон их акций ОМОНом, прокурорские проверки), так и различные организации.
Скандал разгорелся после прошедшей 2 апреля совместной пресс-конференции партии "Яблоко" и движения ТИГР. На пресс-конференции Федор Веревкин, выдавая себя за члена ТИГРа, подписал, не имея на это права, некий документ о сотрудничестве с "Яблоком".
...Наглость нападавших поразительна, ведь обычно нападения на активистов оппозиции совершаются где-нибудь в темном переулке на пути к дому. А тут - практически на глазах массы людей, не скрывая своих лиц. Да еще и подтвердив свои действия угрозами, которые прочли все пользователи форума.
Надеемся, что эти люди, сторонники таких методов "политической борьбы", вскоре будут найдены.
Вне зависимости от того, к какой организации они себя относят, от этих действий за версту несет кремлядью: ложь, передергивание, затыкание рта оппонента кулаком. Дело не в названии, а в стиле действий. Так действуют наши враги.
12.04.2009
Справка
Политтеррор: обращение правозащитников к президенту
Д. А. Медведеву
Уважаемый господин Президент!
Мы, группа правозащитников, обращаемся к Вам с просьбой о взятии на контроль и оказании содействия в раскрытии и расследовании преступлений, совершенных в отношении нашего коллеги Пономарева Льва Александровича и других общественных деятелей и журналистов, пострадавших в последнее время.
31 марта 2009 года около 22 часов в Москве во дворе своего дома № 11/5 по Свободному проспекту неустановленными преступниками совершено нападение на исполнительного директора Общероссийского общественного движения "За права человека" Пономарева Льва Александровича.
Ставшие известными нам от пострадавшего обстоятельства совершенного преступления свидетельствуют о заранее спланированной акции группы преступников по воспрепятствованию насильственным путем его правозащитной деятельности.
Злоумышленники, зная маршрут возвращения Л.А.Пономарева с работы домой, заранее сосредоточились у его дома. После того, как Л.А. Пономарев у подъезда дома припарковал машину, к нему подошел мужчина 35-40 лет и, с целью отвлечь внимание, попросил закурить. Одновременно сзади другой преступник нанес ему удар по голове и сбил на землю лицом вниз. Затем нападавшие стали молча избивать лежащего на земле Пономарева, нанося многочисленные удары ногами в жизненно важные органы: по голове, лицу, грудной клетке. Л.А.Пономарев стал громко кричать, призывая на помощь. На крики из подъезда дома выбежал консьерж, что заставило преступников прекратить избиение и убежать с места преступления. Очевидцы происшествия видели шестерых убегавших.
Мы полагаем, что только неожиданное появление консьержа не позволило преступникам довести задуманное до конца. В результате Л.А.Пономарев остался жив, он не получил тяжелых травм и увечий, но ему были причинены многочисленные ушибы и повреждения головы, лица, груди, что негативно отразилось на его самочувствии и здоровье.
Следует учесть, что в конце декабря 2008 года Пономарев сообщил по телефону дежурному по УФСБ по г. Москве о возможном совершении в отношении него провокации, в том числе насильственных действий. Основанием для этого послужило то, что ему домой позвонил неизвестный, представившийся сотрудником милиции, который попросил срочно встретиться в вечернее время в районе проживания Пономарева (он точно знал адрес) для передачи каких-то материалов о преступлениях должностных лиц. После получения рекомендаций по обеспечению мер личной безопасности, Пономарев пошел на встречу, однако звонивший не пришел.
В дальнейшем на домашний телефон Пономарева регулярно поступали звонки неизвестных лиц, которые, под различным предлогом, пытались получить информацию о нем.
Нападение на Льва Пономарева - это только последнее преступление в цепи нападений на правозащитников, журналистов и представителей общественных и политических организаций.
23 марта с.г. перед предвыборным собранием в Сочи произошло нападение молодчиков на Бориса Немцова, которому плеснули в лицо едким раствором.
11 марта с.г. тремя неизвестными на Пречистенке был жестоко избит журналист Орхан Джемаль, пытавшийся задержать хулигана, напавшего на участников общественных слушаний по нарушениям прав осужденных.
8 февраля был избит глава российского профсоюза работников General Motors Евгений Иванов.
19 января с.г. на Пречистенке были убиты правозащитник адвокат Станислав Маркелов и журналистка Анастасия Бабурова. В этот же день было найдено тело забитого насмерть юноши - активиста коалиции "Другая Россия" Антона Страдымова.
13 ноября 2008 г. был зверски избит и искалечен главный редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов. В это же день был избит профсоюзный активист Алексей Этманов (завод "Ford Всеволожск") и подверглась нападению Карин Клеман, президент Института коллективных действий.
Это неполный список преступных нападений только в последнее время. До сих пор не установлены и не наказаны исполнители и организаторы избиений, похищения и угроз убийством правозащитника Олега Орлова и членов съемочной группы "РЕН-ТВ", хотя это произошло в Назрани 24 ноября 2007 года. А за два дня этого был зверски избит в Серпухове и через несколько дней скончался молодой активист "Другой России" Юрий Червочкин.
Все это свидетельствует о том, что в нашей стране действуют преступные группировки, специализирующиеся на совершении преступлений в отношении общественных деятелей и журналистов с целью воспрепятствовать их деятельности.
До сих пор не установлены ни организаторы, ни рядовые исполнители этих преступных акций.
Мы считаем, что правоохранительные органы не принимают должных мер к установлению и привлечению к уголовной ответственности организаторов и членов этих преступных группировок.
Вопрос: кто следующий станет жертвой преступников?
Просим Вас взять под личный контроль раскрытие и расследование преступлений в отношении правозащитников, общественных и политических деятелей, журналистов.
С уважением,
Л.М. Алексеева, председатель Московской Хельсинкской Группы
С.А. Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие", Правозащитный Центр"Мемориал"
В.М. Гефтер, директор Института прав человека
Ю.Д. Джибладзе, Центр развития демократии и прав человека
О.П. Орлов, председатель Правозащитного Центра "Мемориал"
А.К. Симонов, Фонд "Защиты гласности"
Е.А. Черноусов, адвокат
Дословно
Станислав Яковлев
Я сохраняю уверенность, что власть к этому происшествию никакого отношения не имеет, а если имеет - то самое косвенное.
Ребятишки сначала спросили меня про цель митинга, а потом, когда я стал им отвечать, неожиданно поинтересовались, не я ли ездил во Владивосток. Очень обрадовались, когда узнали, что я.
Заявили, что сейчас сделают со мной большое интервью, надо зайти в какое-нибудь кафе, но сначала - на автостоянку, у них в машине аппаратура.
...Скорее всего это происшествие было приветом от Федора Веревкина, благо угрозы с их стороны начали поступать не вчера - и в ЖЖ, и на форум, и на почтовый ящик. Приду в себя - опубликую переписку, если интересно.
...И разумеется, только такие дебилы могли меня ловить, бегая по акциям "Солидарности". Это не Кремль, это ребята, которые очень хотят понравиться Кремлю.
Дорогой Федя. Скажу тебе следующее. Ты сообщал на форуме, что очень скоро "я обо всем пожалею".
Так вот, Федя. Я не жалею ни о чем. И если ты хочешь говорить на таком языке, Федя - хорошо, давай поговорим с тобой на этом языке.
Только уверен ли ты, Федя, что руководство ДПНИ тебя по голове погладит за такие выкрутасы? У меня ведь неплохие отношения со многими членами ДПНИ, среди них довольно часто встречаются вполне адекватные, цивилизованные люди, я об этом говорил уже.
Не думаю, что ДПНИ интересно портить со мной отношения.
ЖЖ Станислава Яковлева, 12.04.2009