статья Найти и обезвредить?

Софья Болотина, 13.04.2009
Знак ''Дружинник''. Фото с сайта www.irnet.ru

Знак ''Дружинник''. Фото с сайта www.irnet.ru

В Москве жестоко избит неизвестными лидер движения "Смена" Станислав Яковлев. Это уже не первое такое нападение на активистов оппозиции. Соратники Стаса заявили, что найдут и накажут исполнителей преступления. Следует ли организациям гражданского общества заниматься самообороной? Говорят Эдуард Лимонов, Марина Литвинович, Лев Пономарев, Сергей Давидис, Елена Боровская, Илья Яшин.

Эдуард Лимонов:

Мы имеем горький опыт, когда 13 апреля 2006 года было совершено нападение на меня вблизи Таганского суда, а в результате мы дали отпор 40 нападающим и обратили их в бегство, причем наши люди тоже получили травмы. Но через месяц вдруг мы, потерпевшие, оказались обвиненными - люди были арестованы, семь моих товарищей получили сроки от двух до двух с половиной лет. Вот чем обернулась эта самооборона в нашем государстве. Были материалы, фотографии, доказывающие, что мы были обороняющейся стороной, но тем не менее ( Видео ВИДЕО: Освобождение "таганских" нацболов).

К сожалению, я сомневаюсь, что подобные действия будут восприняты нашим законом адекватно. Оппозиция окажется виновной. Это опасно, хотя, конечно, отпор давать надо. Но как? Каждого члена организации не спрячешь. Я хоронил в январе этого года Антона Страдымова, жестоко избитого, до этого Юрия Червочкина, забитого битами насмерть ( Видео ВИДЕО: Мама Юрия Червочкина). Это жестокая, звериная машина российского государства. Те, кто находится у власти, не хотят власть выпускать из рук. Самообороной надо заниматься, оказывать жесточайшее сопротивление. Но я предостерегаю - это скорее всего обернется новыми тюремными заключениями.

Марина Литвинович, член федерального совета ОГФ:

Что будет проведено самостоятельное расследование с целью найти виновных - это достойно одобрения. А вот одобрить перспективу их "наказания" вряд ли можно. Если удастся найти виновных, нужно будет просто подать заявление вместе с доказательствами в правоохранительные органы и настоять на том, чтобы было возбуждено и расследовано уголовное дело. Я думаю, что такой путь более адекватен, правилен и законен. Наказывать собственноручно - значит идти на нарушение закона, что неправильно. Я надеюсь, что такие заявления были сделаны соратниками Яковлева в пылу гнева, что люди еще несколько раз подумают.

Как можно защитить себя? Беда в том, что на митинги, как правило, выходит не три человека, а больше и защитить их любой охране будет достаточно трудно. Другое дело, что все должны быть более бдительны. В ситуации со Станиславом он сам немножко ошибся - пошел с незнакомыми людьми непонятно куда и зачем.

Лев Пономарев, исполнительный директор движения "За права человека":

Я считаю, что это неправильно, это будет эскалация насилия. Именно этого власть и хочет. С моей точки зрения, власть сознательно выталкивает молодежь на акты насилия. Молдавия в этом смысле очень хороший урок для нас. Мы не знаем, как это на самом деле произошло, но я думаю, там подсуетились в том числе и спецслужбы, чтобы вытолкнуть радикальную молодежь на насилие. Бесспорно, я не приветствую все это, считаю, что нужно требовать от власти расследования этих дел, тем более что в случае Яковлева практически известно, кто это сделал. Надо требовать возбуждения уголовного дела.

Мы не переиграем их. Очень давно власть, преследуя и незаконно сажая нацболов, толкает их на насилие. Они молодцы, потому что показывают пример терпеливого отношения. В какой-то момент мы добились смягчения наказания нацболов по делу о захвате помещения в администрации президента. Это был настоящий успех. Их стали административно наказывать, а не сажать, и это пример того, что добиться справедливости можно. Другое дело, что в то же время были убиты два нацбола и эти дела до сих пор не расследованы. Нам надо этим заниматься, но ни в коем случае не вступать в уличные драки.

На предстоящем заседании Совета при президенте по правам человека я буду поднимать эти вопросы, в том числе вопрос об избиении Стаса Яковлева. Я могу показаться наивным, но другого пути нет, нельзя отвечать насилием на насилие. Можно вести внутреннее расследование, составлять списки, предъявлять их милиции и добиваться возбуждения дела, но не наказывать самим. Я категорически против самосуда.

Сергей Давидис, член политбюро движения "Солидарность":

На перспективу самосуда я смотрю отрицательно. Люди это молодые, горячие, и, зная их, я не думаю, что они и вправду будут наказывать виновных сами. Я думаю, что они хотят разобраться в ситуации, не полагаясь на то, что милиция может что-то сделать. Вообще закон вроде бы защищает гражданина от нападения на улице, если ему сломали нос или еще что-нибудь. А фактически мы имеем многочисленные случаи нападения на людей, на которые никто не реагирует. Так, Алексею Казакову сломали нос во время шествия несогласных по Полянке, было подано заявление в милицию, но никакого результата, несмотря на доказательства.

Нападение на Льва Пономарева - до объявления им пресс-конференции его никто и не думал допрашивать как потерпевшего ( Видео ВИДЕО: Пресс-конференция Льва Пономарева). И до сих пор ничего не меняется. Нападение на Елену Васильеву по дороге из Тамбова, совершенное 5 апреля, тоже никто особенно не рвется расследовать. Оснований ожидать, что у милиции появится желание найти и обезвредить, нет, поэтому неудивительно, что люди хотят сами установить истину.

Елена Боровская, руководитель предвыборного штаба Эдуарда Лимонова, участница "Таганского дела":

Безусловно, мы должны стремиться к правовым способам решения тех или иных проблем, это идеал, но, к сожалению, этого не всегда достаточно. Пример тому - убийства наших соратников Антона Страдымова и Юрия Червочкина. И как бы государство ни декларировало намерение найти и наказать виновных, дальше декларации оно не идет, государство фактически покрывает преступников, нападающих на оппозиционеров, и никакой реальной ответственности не несет. К сожалению, это практика, в которой нет никаких исключений. Поэтому движение "Смена", сделавшее такое заявление, мы полностью понимаем.

В качестве превентивных мер участникам оппозиционных движений можно посоветовать запастись элементарными средствами защиты, разрешенными законом, - начиная от газовых баллончиков и заканчивая газовым или травматическим оружием, у кого есть лицензия. Но здесь надо опасаться провокаций, потому что, как показало наше дело, случаи самообороны использовали для преследования самих оборонявшихся. Лучше всего проявлять максимум бдительности: по возможности не ходить поодиночке в безлюдных местах в позднее время суток.

Случай со Станиславом Яковлевым - это чудовищная, беспрецедентная наглость. Если до этого караулили в темных переулках, на подходах к дому, то здесь на людном митинге у всех виду. Нечто подобное было в 2005 году, когда напали на горком КПРФ, тогда пострадало много нацболов. Тогда милиционеры задержали на месте нападавших, это были "Наши", они были задержаны, но их отпустили после того, как в милицию обратились чиновники из администрации президента.

Самое лучшее, что мы можем сделать для обеспечения не только оппозиционных активистов, но и всех остальных граждан, - это как можно скорее демонтировать нынешний режим.

Илья Яшин, член политбюро движения "Солидарность":

Политические и гражданские активисты в современной России находятся в группе риска, все мы должны быть готовы к тому, что нас могут встретить в подъезде, должны изучать возможности и средства самообороны. Но переходить на ту же тактику, которая используется против нас, мне кажется, абсолютно неприемлемо. Поэтому я думаю, что заявление такое соратники Яковлева сделали сгоряча. Надеюсь, что никто не будет никого отлавливать по подъездам и что мы будем защищаться в соответствии с законом. Было бы правильно проводить собственное расследование, вычислять этих людей, может быть, даже ловить и передавать в руки милиции. Но ни в коем случае нельзя устраивать самосуд и пускать в ход методы, которыми пользуются эти отморозки.

Софья Болотина, 13.04.2009


новость Новости по теме