Не дает ответа

Николай Руденский. Фото из архива Граней.
"Гром победы, раздавайся, веселися, храбрый росс!". Европейский суд по правам человека окончательно отказался оценивать то, как ведется (или не ведется) в России расследование катынской трагедии. Секретарь ЦК КПРФ, депутат Госдумы Сергей Обухов выразил удовлетворение тем, что "очередная антирусская акция в ЕСПЧ не состоялась". По его словам, "несмотря на изменение позиции российских властей по Катыни, все равно никто не отменяет соответствующих решений и документов Нюрнбергского трибунала, который определил виновность гитлеровцев в этом преступлении". Между тем трибунал ничего подобного не определял: массовый расстрел польских военнопленных действительно фигурировал в обвинительном заключении на процессе главных немецких военных преступников, однако в ходе судебного следствия это обвинение было опровергнуто и в приговор не попало. Так что со стороны г-на Обухова тут либо дремучее невежество, либо наглая ложь.
В своих ощущениях депутат-коммунист не одинок. Положительно оценил страсбургское решение и научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Выступая на "Эхе Москвы", он сказал вот что:
Я думаю, что, вообще-то говоря, точка была поставлена в тот момент, когда президент Путин дал необходимые разъяснения представителям польской стороны... И я представляю себе, что среди поляков есть люди, которым хотелось бы продлить вот это ощущение, что русские не все сделали, что могли... но, на мой взгляд, тянуть дальше эту резину и делать из нее еще один способ ухудшения наших взаимоотношений не следует... тот режим, который сегодня существует в России... это уже постсоветская Россия, другое государство. Значит, бесконечно поднимать эти вопросы, мусолить, так сказать, такие моменты, которые связаны с необходимостью признания их жертвами политических репрессий, хотя они жертвами политических репрессий не были. Было просто зверство, и все... Признано то, что убили просто так, потому что не знали, что с этими людьми еще делать... Были такие случаи, были другие случаи, но это история государства, великого государства, великой империи, которой уже нет. И ну что? Можно, конечно, говорить, что мы виноваты. В чем виноваты?
В устах человека, славящегося у нас либерализмом и логикой, все это звучит по меньшей мере странно. Г-н Ясин не отрицает, что расстрелы в Катыни - дело рук советских палачей. Но убитые поляки, оказывается, не были жертвами политических репрессий: их уничтожили, так сказать, "от нечего делать". С таким утверждением даже спорить как-то неловко. Ведь профессор Ясин - это не депутат Обухов: ему наверняка известно, что массовое убийство в Катыни было осуществлено в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б), а это постановление было принято по записке наркома внутренних дел Берии, в которой необходимость казни польских военнопленных обосновывалась именно политическими соображениями. Да и вообще при таком подходе непонятно, что такое политические репрессии и случались ли они в истории. Ведь с тем же успехом можно сказать, что и Гитлер истреблял евреев не по политическому замыслу, а просто потому, что не знал, что с ними еще делать...
Крайне сомнительно и другое рассуждение Евгения Ясина: мол, хватит "тянуть дальше эту резину" и "мусолить такие моменты", поскольку мы-де уже живем в "другом государстве". Легко понять, что если бы мы до сих пор жили в том же самом государстве, то о катынском расстреле, как и о других чудовищных делах советского режима, вообще нельзя было бы открыто говорить. Трудно представить себе, например, чтобы общенациональное покаяние, которое произошло в послевоенной Германии, могло случиться при нацистском государственном строе, хотя бы и слегка либерализованном. Разоблачение и осознание преступлений тоталитарного государства возможно только в "другом государстве" - иначе и быть не может. А вот если это "другое государство" уклоняется от выполнения этой тяжкой, но необходимой работы, то есть основания подозревать, что на самом деле оно не такое уж и "другое".


Блоги
Статьи по теме

Катынь и Путин
Официальные российские информагентства кратко сообщили о завершении расследования катынской трагедии - казни двух десятков тысяч пленных польских офицеров в лесу под Смоленском осенью 1940 года. Однако отечественная прокуратура отказывается предоставить данные об этом преступлении сталинского режима польской стороне. В год 60-летия победы над гитлеризмом историческая дискуссия о Второй мировой войне и ее последствиях складывается невыигрышным для Кремля образом.

Катынь, гуманизм, патриотизм
Яков Кротов утверждает, что в фильме Анджея Вайды о Катыни нет гуманизма, поскольку в нем преобладает государственническая, национальная, патриотическая традиция. Но гуманизм не должен непременно носить анархический характер.

Катынь не осознана
Ничего удивительного, что в России многие люди проявляют радикализм и непослушание власти, признавая факт преступления в Катыни. Это не мешает им оставаться лояльными к власти в главном – взгляде на человека как на средство жизни, а на безопасность – как на цель жизни.

Кино без покаяния
Ступив на землю варшавского гетто, Вилли Брандт не стал говорить, что нынешняя Германия совсем не похожа на гитлеровскую, а опустился на колени в знак покаяния. Глава правительства России, чья молодость связана со службой в том самом ведомстве, которое расстреливало поляков в Катыни, ведет себя иначе.

Спор славян насчет Катыни
Сентябрь 1939 года - черный месяц в польской истории. Но если 1 сентября, день нападения Германии на Польшу, окрашен не только в трагические, но и в героические тона - памятью о мужественном сопротивлении поляков превосходящим силам врага, символами которого стали Вестерплатте и Варшава, - то с 17 сентября связаны только мрачные воспоминания.

Могильное молчание
Память о Катыни совсем не вписывается в контекст бравурных торжеств, посвященных 65-летию Победы. Красная Армия и Советский Союз должны предстать только освободителями Европы от коричневой чумы. О том, что освободители также совершали преступления, будь то "братский" раздел Польши с нацистской Германией, Катынь, аннексия Балтийских стран, агрессия против Финляндии, массовые изнасилования и убийства мирного населения в странах Европы...