Страсбургский суд принял к рассмотрению катынское дело
Европейский суд по правам человека в Страсбурге принял к рассмотрению жалобу в связи с отказом российских правовых инстанций удовлетворить иск потомков расстрелянных в Катыни польских офицеров, сообщает в пятницу "Независимая газета".
В Страсбургский суд обратились сын и внук офицеров Войска польского Ежи Яновец и Антоний Рыбовский, которые безрезультатно добивались от российских инстанций доступа к документам о своих погибших родственниках. Российские суды отказались признать родственников истцов жертвами преступления.
Обращение в Страсбург польские граждане обосновывают тем, что Россия нарушает их право на справедливый суд, не выполняя положение Конвенции ООН по правам человека, обязывающее страны обеспечивать защиту жизни и объяснять каждый случай смерти.
24 октября Хамовнический суд Москвы отказался реабилитировать расстрелянных в 1940 году в Катынском лесу польских офицеров. В прокуратуре заявили, что нет никаких сведений, которые говорили бы о том, что в отношении этих людей были применены репрессии.
В июле 2007 года этот же суд отказался принять жалобу о реабилитации польских офицеров. В середине октября Московский окружной военный суд признал законным прекращение уголовного дела о расстреле польских офицеров в Катыни. Основанием для такого решения стало то, что тела погибших офицеров идентифицированы не были.
Справка
Катынское дело
В деревне Катынь Смоленской области в мае 1940 года были расстреляны более 14 тысяч польских военнопленных, содержавшихся в трех лагерях НКВД - Козельском, Осташковском и Старобельском. Долгое время власти СССР возлагали ответственность за гибель поляков на немецких солдат. Спустя 50 лет виновными в расстрелах Советский Союз признал Лаврентия Берию и его заместителя Всеволода Меркулова. Уголовное дело по факту расстрела военнопленных было прекращено осенью 2004 года в связи с кончиной виновных.
По материалам Lenta.Ru
Дословно
Анджей Вайда
Я снял этот фильм именно к концу своей жизни, будучи глубоко убежден, что я обязан этот фильм снять. И ради своего отца, который был одним из тех, кого убили в Катыни, и ради матери, которая очень страдала и до самой смерти верила, что отец вернется, поскольку его фамилии не было в списке расстрелянных офицеров. Одновременно мне кажется, что это часть польской истории, которая не может остаться без своего фильма.
Грани-ТВ, 18.03.2008