Ксенофобия
В блогах
Сергей Лукьяненко, писатель-фантаст
Телефонные террористы взялись за Сибирь. В Новосибирске массово эвакуируют больницы, офисы, магазины... Мы все знаем, откуда звонят эти не-братья. Этого могут не говорить в СМИ - но все и так это знают. С территории одного соседнего как-бы-государства.
И что в такой ситуации делать?
Вот я придумал три нереальных варианта.
Первый - абсолютно нереальный.
1. Сообщить в полицию сопредельного как-бы-государства, и там телефонных террористов накажут.
Ха-ха три раза.
Второй - тоже нереальный, мы это делаем только в фантазиях западной прессы.
2. Отправить с экскурсией на сопредельные территории вежливых ребят, которые усовестят подонков.
И третий - почти реальный, но противный.
3. Устроить волну ответного телефонного "минирования", что заставит соседей одуматься.
Подчеркну - более-менее реален только третий вариант. Но мы, к счастью, не они. Мы не обстреливаем мирные города и не выгоняем лежачих больных на мороз.
Ошибка гражданина Быкова
Клубные чтения, состоявшиеся в конце прошлого года в питерском отеле "Гельвеций", в середине января отозвались приступом коллективного бешенства на главном телеканале страны.
Давний и небескорыстный пропагандист советского завтра, лауреат многих отечественных литературных премий Дмитрий Быков в балагурной беседе с редактором журнала "Дилетант" Виталием Дымарским, как всегда, изощренно славил СССР. Потом многие в соцсетях посчитали, что литератор был выпивши. Но дело в том, что ностальгия Быкова по коммунистической утопии давно опьянила его чувства. Пытаясь угодить всем, он запутался в риторике и, затронув священные темы нынешнего политического патриотизма, оказался под шквалом обвинений в прославлении нацизма.
Могучий военспец Игорь Коротченко в передаче "60 минут" криком звал генерального прокурора заняться изучением "преступления", совершенного на "чтениях".
Быков воспевает СССР слишком изощренно. Тогда как генерация новых политических патриотов, мобилизованных верхами после 2014 года, требует мрачной идеологической узости, советской простоты сталинского розлива. Для них Быков - конкурент по распилу выгод и благоприобретений от советского наследия.
Между тем разговор в "Гельвеции" начался банально - с тонких шуток по поводу Шолохова. Быков утверждал, что редакция заказала ему статью о "Поднятой целине", тогда как на самом деле - о "Тихом Доне". Об этом романе Быков регулярно пишет и высказывается самым восторженным образом (в том же "Дилетанте" 7 лет назад). За много лет выработался у него такой разухабистый канон во славу романиста из станицы Вешенской, с множеством аллюзий и своеобразной диалектикой. Шолохову Быков неизменно поет аллилуйю, но имена его известных критиков перечисляет самым почтительным образом.
Шутейный разговор во славу "Тихого Дона" перескочил с подачи кого-то из питерских слушателей на тему Гражданской войны в России, и тут всплыло имя Власова.
По Быкову, "самое страшное" в России - междоусобная война, не прекращающаяся столетиями. "Я скажу вам самую страшную вещь и попрошу вас всех ее забыть. И очень надеюсь, что то, что я сейчас говорю, не покинет пределов этого зала, - разжигал он публику. - Первая книга, которая выйдет в серии ЖЗЛ в результате новой перестройки, будет биография генерала Власова".
Теперь Быкова почем зря обвиняют в том, что он пишет биографию генерала-предателя. Он заявил лишь, что при новой российской оттепели снова станет возможным обсуждать феномен власовского движения и тогда он станет автором биографии того, чье имя носит это движение. И не факт, что он создаст панегирик.
Дмитрий Львович знает, что есть фальшивый патриотизм, который способен превратить святые понятия в прах. Он знает и то, что миллионы крестьян, загнанных в колхозы, ограбленных, лишенных религиозных святынь, потерявших родных, угнанных в лагеря или умерших в искусственно созданных голодоморах, готовы были обратить оружие не только против Гитлера, но и против Сталина. Попав в плен в начале войны, они уже были обречены: родина в лице "верховного" заранее отреклась от них. И похожи они были на брошенных обезумевших коней, рыщущих в поле. Яркий этот образ, созданный пером Солженицына, вмещает в себя многие грани национальной трагедии времен Второй мировой войны, когда огромные области страны оказались под сапогом поработителей. Когда сотни тысяч молодых мужчин, попавших в плен, оказались не нужны собственным властителям. Когда 70 миллионов бывших советских граждан должны были вырабатывать личное отношение и к идеологии и практике нацизма, и к идеологии и практике советского коммунизма (ведь от последнего они избавились невольно).
Но одно дело заниматься интеллектуальной эквилибристикой в разговоре о "Тихом Доне", а другое - касаться темы немецкой оккупации, столкновения двух идеологических и военно-политических систем, в тиски между которыми попал обычный человек. Быкову в данном вопросе не удалось пройти между Сциллой и Харибдой. Можно быть уверенным, что он хотел восславить силу советской власти, сокрушившей гитлеризм, но не сумел передать всех смысловых нюансов. И даже не смог пройти минное поле еврейского вопроса.
То место из его речи, где вопрос этот всплывает, показывает его беспомощность как пропагандиста. Он хотел показать себя умелым агитатором, которому подвластны больные вопросы отечественной истории. Комиссаром, способным их истолковывать в нужном для очередной правящей партии смысле. Однако хамелеонство не всегда приносит нужный результат.
Пассаж Быкова о тех, "кто собирался жить в свободной России, освобожденной гитлеровцами", - это недвусмысленное отмежевание от бывших советских людей, которые на оккупированных территориях захотели свободы от идеологий. Лауреат многих литературных премий не справился с подтекстом живой истории. Советские люди под властью Третьего Рейха свободными не стали. Свободными они становились только тогда, когда сопротивлялись любому человеконенавистничеству.
Быков "абсолютно уверен, что Гитлер бы добился той или иной, но все-таки популярности в России, если бы истребление евреев... не было его главной задачей". Вот что, к примеру, вспоминал киевский священник Алексей Глаголев, спасавший во время оккупации евреев, русских и украинцев. 28 сентября 1941 года, накануне массовых казней в Бабьем Яру, он обратился к городскому голове, профессору А.П. Оглоблину, с просьбой помочь еврейке Изабелле Миркиной и ее малолетней дочери. Но "бледный и растерянный" Оглоблин отказался, заявив, что ничего не может сделать. Он был типичным трусом и "умыл руки". Так что подобные Оглоблину русские и украинцы вполне соглашались принять "счастье" из рук коричневых палачей.
Алексей Глаголев, ныне причисленный в Израиле к "праведникам мира", подчеркивал, что вслед за евреями Украины пострадало русское и украинское население оккупированных городов и сел. Сплошь и рядом за малейший намек на неподчинение карательные отряды устраивали в деревнях показательные казни, заживо сжигали взрослых и детей. Именно поэтому у оккупантов вскоре запылала земля под ногами.
В ситуации ада на земле люди становились свободными, когда вели себя человечно и жертвенно. И во время бесчинств, творимых гитлеровцами, и во время разгула сталинских опричников.
В год "болотной революции" Быков сумел, тоскуя по советскому прошлому, записаться в "оппозицию". В то же время изображения этого оппозиционера на огромных рекламных баннерах висели в московском метро, на улицах столицы. Смотрелось это анекдотично, но в эпоху иллюзионизма воспринималось общественностью как нечто естественное.
А нынче военспец на ТВ называет его "гражданином Быковым", якобы прославившим нацизм и тем нарушившим Уголовный кодекс. Так редактор "Национальной обороны" интерпретировал привычную для Быкова словесную эквилибристику. Не разобравшись, что он свой в доску. Они что, эти телевизионные Игори Коротченко, Евгении Поповы, Ольги Скабеевы, Дмитрии Киселевы и прочая, не понимают, что поэт всего лишь хотел советские ценности утвердить наиболее виртуозным способом? Да нет, прекрасно понимают - об этом говорит тот факт, что другого "оппозиционера" и старого поклонника СССР (с генералом Макашовым в придачу), журналиста Олега Кашина, привлекли в качестве эксперта при обсуждении грехопадения Быкова. Кашин сейчас живет в Лондоне, отбросил маску демократа и активно поддерживает все, что исходит от партии власти. Но в передаче "60 минут" он заступился за право Быкова высказываться по любому поводу, за право высказывать разные взгляды при обсуждении проблем истории и общества. Это не показалось ведущим преступным. Кашину позволено - не потому, что у него есть право на разномыслие с господствующим мировоззрением. А потому что ему на текущий момент следует реабилитировать себя перед лицом либералов (как выразилась Скабеева). Для общей пользы дела.
А вот Быкова для той же пользы нужно публично сечь. Чтобы другим неповадно было, чтобы Уголовный кодекс РФ висел над головами обывателей вполне реальной угрозой. И еще потому, что любовь к СССР отныне не повод для ее сентиментальной эксплуатации ловкими литераторами. Любовь к СССР теперь может служить только по прямому назначению - для утверждения единственно правильной идеологии.
Валерий Коровин, директор Центра геополитических экспертиз
Если кто-то думает, что Мексика - это суверенное государство с собственной структурой власти, законами, экономикой, армией и полицией, то он просто наивен. Мексика - это место, где американцы реализуют свои самые грязные и порочные замыслы, где разворачивается темная сторона Америки со всеми ее недостатками, издержками, несовершенством и разложением. Если США - это фасад, то Мексика - это кухня, кладовая, бордель и уборная, наркопритон и место, где американцам позволено все. Вот из этого "замечательного" места, превращенного стараниями янки в злачный притон, время от времени что-то переползает и на территорию парадных, цивильных и с виду законопослушных и демократичных США, нарушая внешнюю идиллию.
Теперь те, кого десятилетиями эксплуатировали заезжие хозяева жизни, двинулись за этими благами "цивилизации" туда, откуда они и происходят, чтобы взять их из первоисточника. Мексиканцы считают, что не меньше афроамериканцев заслужили свое право - через унижение и эксплуатацию - прийти в этот мир благополучия, чтобы получить свою долю.
И дело даже не в том, много их или мало, а в том, что этих людей научили презирать закон, им привили пренебрежение к собственной жизни, как и к чужой, им показали, что деньги надо доставать легко и тратить небрежно. Мексиканцы бесстрашны, отвязаны и им нечего терять... Мексиканцы - это коллективная идентичность традиционного народа против рыхлой, размытой гражданской массы "коренных" американцев. Это энергия жизни, страстные, пассионарные люди против американских телемасс, дрейфующих от человека в сторону клонов и киборгов.
Пока у нас есть чем их остановить, пытается объяснить Трамп, это надо сделать, иначе они камня на камне не оставят от того порядка и комфорта, который мы сотворили, эксплуатируя остальное человечество.
Екатерина Андреева, телеведущая
Фото: instagram.com/ekaterinaandreeva_official
Я четко согласна (с Алексеем Навальным. - Ред.) по поводу мигрантов. Что миграция должна быть цивилизованной... Я считаю, что это попытка упорядочить реально серьезно миграционную политику и возможность не получать новые вирусы. Потому что приезжают эти люди, они никем не проверены, они не привиты. У них совершенно другая степень иммунной системы. То, от чего они не болеют, здесь люди могут заболеть.
Я знаю истории, когда, врачи сами мне рассказывали, приезжают нелегальные мигранты, привозят женщину, которая должна родить, оставляют ее на пороге больницы. Врачи не могут отказать, потому что они должны ее взять, а потом весь роддом дезинфицируют от разных страшных болезней, которые могут передаваться.
Юрий Поляков, писатель
Приходят все новые сведения о высокопоставленных российских персонах, имеющих паспорта иноземных держав. Я предлагаю ввести правило: человек, которому почему-то недостаточно одного российского гражданства, обязан носить на одежде заметную нашивку в виде флага той страны, подданным которой он также является. Тайное должно стать явным.
Думаю, если возле подъезда нам встретится дворник с таджикской или киргизской государственной символикой на груди, мы только посочувствуем его тяжелой доле. Но вот если в телеэфире, а то и на высокой трибуне появится персонаж с флагом Великобритании или США на груди, наша реакция, могу предположить, будет совсем иной. Кстати, можно потом встретить такого "двоеподданного" деятеля на выходе из Останкино или правительственного учреждения и в присутствии полиции тепло поговорить с ним о судьбах России.
...А вот Владимир Соловьев почему-то не стесняется регулярно оповещать телезрителей, что он еврей... А нашему государствообразующему народу будто бы отчего-то неловко.
...Смотрите: в Москве под боком у власти торчат противоречивыми свидетельствами, как вы выражаетесь, "нелепых дуростей", памятники Майе Плисецкой, Мстиславу Ростроповичу, Иосифу Мандельштаму, Иосифу Бродскому. Возможно, это и шедевры, но ведь, кроме того, они еще и существенная часть идеологического воздействия на людей. Почему тогда нет в столице памятников Галине Улановой, Георгию Свиридову, Николаю Заболоцкому, Николаю Рубцову? А вот Окуджаве есть.
Олег Кашин, публицист
В принципе я тоже считаю, что и Лобачевский для города Казани, который все-таки в большей степени русский город, при всем уважении, значит больше, чем Габдулла Тукай, прости господи. Но по факту национальные наши республики - это фарш, который не проворачивается назад, и, конечно, надо смириться с Тукаем этим и Салаватом Юлаевым в Уфе...
...Какой позор, что формально, с точки зрения официальной риторики, Россия - это равноправная совокупность равновеликих народов. Потому что вот нам говорят: вот у русских есть Пушкин, а у башкир есть Мустай Карим. Нет никакого Мустая Карима. Его придумала советская переводческая школа... Опять же прекрасно, что он россиянин башкирского происхождения и все такое. Но тоже, чтобы башкирский великий, уважаемый и все такое народ доказал мне свое равенство моему народу, русскому, при всем уважении я не могу….
...Вот я сейчас в Англии. Конечно, английский народ великий - и потому что он дал миру и Шекспира, и Гарри Поттера, и потому что он завоевал полмира, и по всему. Но есть народ туркменский, тоже, наверное, клевый, но при этом мы понимаем разницу масштабов, разницу вкладов. Есть мировые культуры, есть локальные культуры. Есть вообще спорные культуры, как те парни, которые американского проповедника из луков на днях убили, если помните. То есть глупо отрицать, что не то что некоторые равнее - что у одних вклад больше, у других меньше, третьи - вообще украинцы, извините.
Русский дух и его враги
Как только патриотический уклад возводит еще один фрагмент своей архитектуры, так на него обрушиваются удары информационного врага и превращают его в руины... Прекрасные концерты Кубанского казачьего хора, великолепное пение Хворостовского, Бессмертный полк как огромный крестный ход движется по всем городам и селам России. Но тут же на центральных телеканалах... Малахов со своими ток-шоу показывает пребывающего в маразме убогого русского человека. Ксения Собчак в красном платье, оседлав метлу, мчится над дворцами Петербурга, грозя стать городским головой. На "Территории смыслов", что под Владимиром, собираются молодые люди, чтобы проникнуться патриотическими идеями, послушать выдающихся российских государственников. Но утром их будят, подымая ото сна, песни на английском языке известного певца-гомосексуалиста, ратующего за однополые браки.
Александр Проханов, писатель и журналист
Оболенский: А теперь - русская каша - еда наша!
Занавес взмывает кверху, открывая сцену. На ней огромная русская печь с тремя горшками. Из печи в зал плывет теплый воздух. Звучит неторопливая, величественная музыка Бородина. С горшков медленно сползают крышки. Горшки полны очаровательных 4-6-летних детей, играющих роль каши и неподвижно замерших в горшках... Горшки медленно выдвигаются из печи, дети поднимают свои головы и улыбаются залу.
(Аплодисменты.)
Внезапно величественная музыка Бородина обрывается хрипло-кошачьими звуками джаза, свет начинает мигать, в печи открывается шесть дыр в виде магендовидов, из них выдвигаются намасленные доски, по которым на сцену с хохотом и визгом съезжают евреи: Миша Розенталь, Соня Цифринович, Ося Брон, Роза Гольдштейн, Саша Беленький и Сара Варейкис.
Евреи: Шолом!
Владимир Сорокин. "День русского едока"
Православный? А за сколько?
Российский политик Владимир Жириновский устроил перепалку в эфире российского ТВ с самарским депутатом и советником директора Росгвардии Александром Хинштейном, выясняя национальность друг друга... Жириновский заявил, что он русский, и предложил Хинштейну уехать в Израиль. "Я - русский! Понял? А вы евреи! Поезжай в Израиль!" - сказал он"... "Хватить лгать, Хинштейн! Вы разорили страну, разорили спецслужбы, всех разорили! И всех лучших или уничтожили, или они уехали! А вот здесь мусор остался", - заявил Жириновский.
"Цензор.нет"
- Что? - заревел Гундосый. - Ты не слушаться! Ах ты жид вонючий!..
- А ты?
- Я православный.
- Православный? А за сколько?
Весь "Гамбринус" расхохотался, а Гундосый, белый от злобы, обернулся к товарищам.
- Братцы! - говорил он дрожащим, плачущим голосом чьи-то чужие, заученные слова. - Братцы, доколе мы будем терпеть надругания жидов над престолом и святой церквью?..
Александр Куприн. "Гамбринус"
Войнович, Солженицын и Кашин
Смотрите, я на самом деле очень люблю Александра Исаевича Солженицына... он очень, мне кажется, большой мастер был и очень повлиял и на русский язык, и на меня лично, и на всех на свете, как мне кажется, опять же, и на мировой коммунизм. И Войнович, поскольку одна из ветвей его творчества была сопряжена с борьбой с Солженицыным, с травлей Солженицына, если угодно, все-таки, мне кажется... Войнович занимался травлей. Нет, понимаете, травлей занимается кто угодно. И шельмовать человека на тему того, что он, не знаю, антисемит, мракобес и так далее, в тот момент, когда у Солженицына на самом деле была непростая ситуация и на Западе... Поэтому прощание прощанием, но, как называется, не готов присоединяться к умильному хору... И вот все эти обороты, что Войнович добивался равенства или чего-то такого, справедливости...
Олег Кашин, журналист
Наша полемика (с Лидией Корнеевной Чуковской о романе "Москва 2042", враждебно воспринятом многими поклонниками Солженицына. - Ред.) окончилась миром, но не согласием. С тех пор как это стало возможно, мы возобновили наше общение лично и по телефону, спорной темы старались не касаться, но нет-нет да и сворачивали на старую дорожку. Не признавая своей неправоты, Л.К. становилась все более миролюбивой и, очевидно, чувствуя неубедительность прежних своих аргументов, прибегла к последнему доводу, который употребляли и другие мои критики. В литературе есть иерархия, и, критикуя кого-то, я должен помнить, кто я и кто критикуемый. Я обычно этот аргумент оспаривал всерьез, но одному маленькому литератору сказал с нарочитым высокомерием: "Если я должен знать разницу между Солженицыным и собой, то и вам следует подумать о разнице между мной и вами и не давать мне указаний, что и как я должен писать".
Владимир Войнович. "Портрет на фоне мифа"
Бахчисарайский конвейер
- Хоть одно действие было сделано подсудимыми?
- По свержению строя? Ну так как это первый этап, конспиративный, то действий по свержению я назвать не могу... Во время Украины деятельность находилась на втором этапе...
- А во время России?
- А теперь снова вернулась на первый этап.
- Действие хоть одно было сделано на протяжении 13 лет?
- Нет, но все к этому шло!
Это допрос оперативника ФСБ Николая Артыкбаева. В Северо-Кавказском окружном военном суде идет суд над жителями Бахчисарая Энвером Мамутовым, Рустемом Абильтаровым, Зеври Абсеитовым и Ремзи Меметовым. Очередное конвейерное дело о причастности к "Хизб ут-тахрир".
Энвер Мамутов обвиняется в организации деятельности террористической организации (ч. 1 ст. 205.5 УК), что предполагает вплоть до пожизненного лишения свободы. Фактически он вел в своем гараже собрания, на которых читали и обсуждали запрещенную в России литературу "Хизб ут-тахрир". С декабря 2015 года ФСБ делала аудиозаписи этих встреч. Остальные подсудимые, согласно обвинению, на эти собрания ходили, и им вменяется участие в деятельности террористической организации (ч. 2 ст. 205.5 УК). На момент их задержания за это давали от 5 до 10 лет. Кроме того, все фигуранты обвиняются в приготовлении к насильственному захвату власти организованной группой по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК).
На встречах, зафиксированных ФСБ, люди говорили о том, что необходимо использовать рациональные доводы, чтобы пропагандировать ислам. О том, что мусульмане должны признавать все законы шариата. О том, что человек волен выбирать между добром и злом. Про то, как соотносить работу и предписания ислама. Про истинный путь и заблуждения. О том, что Эрдоган предоставил американцам авиабазу, а члены "Хизб ут-тахрир" устроили в Турции митинг протеста.
Пожалуй, самым неприятным для немусульман и/или сторонников светского государства там были рассуждения о том, что самый эффективный путь распространения ислама - распространить над "неверными" законы шариата: если бы так, по мысли говорящего, произошло, то почти все жители страны в короткий срок стали бы мусульманами. Правда, речь в разговоре шла об Украине.
На этом конкретика обвинения заканчивается. Следствие также считает, что Мамутов намеренно завел себе почту на Gmail, чтобы законспирироваться от российских властей. При этом в суде зачитывалась переписка с этого ящика, и многие письма были написаны до аннексии Крыма (а на Украине "Хизб ут-тахрир" легальна). Переписка, которую огласили в суде, была примерно о том же, о чем и разговоры: правильность разных обычаев, "разврат" среди мусульман в Крыму, литература "Хизб ут-тахрир".
Энвер Мамутов. Фото автора
Некоторые доказательства в деле также говорят о том, что Мамутов в "Хизб ут-тахрир" еще и раньше, когда Украина контролировала Крым, не скрывал своих взлядов. Но, поскольку его "преступление" отсчитывается с декабря 2015 года (когда в гараже установили прослушку), то все эти исторические данные, видимо, собраны для характеристики личности. Описываются, в частности, конфликты "хизбов" как с муфтиятом, так и с Меджлисом (что касается второго, российские власти погасили все разногласия весьма эффективным способом: Меджлис признали экстремистской организацией, а членов "Хизб ут-тахрир" стали сажать как террористов). Еще одна история, о которой расспросили нескольких свидетелей, связана с тем, что в 2013 году на заседании религиозной общины "Ватан", посвященной организации праздника, Мамутов требовал, чтобы женщины и мужчины на этом празднике были отделены друг от друга сеткой.
Суд над бахчисарайской четверкой начался еще в апреле под председательством Романа Плиско. Мне довелось побывать на двух заседаниях - 23 и 24 июля. На одном из них был допрос Артыкбаева, который должен был рассказать о том, как он вел оперативную работу. Такие свидетели часто бывают в "хизбовских" делах и создают странное ощущение. Частично они (необоснованно) берут на себя роль специалистов. Так и Артыкбаев, не имеющий религиоведческого образования, отрапортовал заученную характеристику "Хизб ут-тахрир". С другой стороны, те факты, о которых они могли бы свидетельствовать, уже изложены в уголовном деле в виде свидетельских показаний, протоколов обыска, фонограмми т.д. Фактически гособвинитель приглашает второго гособвинителя, чтобы он пересказал обвинение. Разве что оперативники могут быть полезны для суда, если расскажут о способах получения доказательств. Правда, Артыкбаеву сразу напомнили, что он может не отвечать на вопросы о своей деятельности, если они составляют гостайну. Перепроверить, что составляет гостайну, как вы понимаете, фактически невозможно.
Из Артыкбаева адвокаты за более чем три часа допроса так и не смогли вытянуть ничего нового. Всем подсудимым, помимо собраний в гараже и запрещенных книг, вменяется, что они вели агитацию и "вербовку" в Бахчисарае, но оперативник так и не смог назвать ни одного человека, который бы завербован. Если Мамутов завербовал Абильтарова, Абсеитова и Меметова, то кого вербовали Абильтаров, Абсеитов и Меметов, осталось загадкой.
Периодически Артыкбаев ссылался на показания "закрытых" свидетелей (выступающих под псевдонимом и допрашивающихся в условиях, исключающих визуальное наблюдение, с измененным голосом): их в деле трое.
- Только закрытых? - уточнил Энвер Мамутов.
- Остальные боятся преследований со стороны вас, - посетовал Артыкбаев.
- Ну! Я могу сказать, что мой народ боится преследований со стороны вас.
Оксана Железняк, адвокат Абильтарова, долго пыталась выяснить, что именно сделал ее подзащитный и как оперативник об этом узнал, и диалог ходил кругами.
Рустем Абильтаров. Фото автора
- Начиная с 2013 года до момента задержания кому конкретно Абильтаров распространял идеологию?
- Точно не могу сказать, но на звукозаписях есть информация, он говорил, что распространял информацию.
- Можете назвать хоть одного человека, кому Абильтаров распространял идеологию и кого привлек?
- Нет. Лица не установлены, кого привлекал Абильтаров, но информация есть. Работа проводилась, и лиц я не установил.
- Можете ли вы достоверно утверждать, что такие лица существовали, а не Абильтаров пытался создать иллюзию перед Мамутовым?
- Только опираясь на данные, полученные от свидетелей, и звукозапись.
- Ну вот ни один свидетель об этом не говорил. Откуда вы узнали?
- В ходе ОРМ "Опрос" были получены такие данные.
- Кого конкретно вы опросили?
- В материалах дела были такие данные, точно вам не скажу.
…
- В ходе ОРМ вам удалось установить, кого конкретно приискал Абильтаров к участию в террористической организации?
- Это есть на звукозаписи и в показаниях секретных свидетелей "Асанова" и "Краснова".
- Он приискал "Асанова" и "Краснова"?
- Ну выходит, что так, точно не знаю.
…
- Данные не установлены, потому что жители Бахчисарайского района боятся за свою жизнь и здоровье.
- У вас были обращения от этих лиц?
- Нет, они же боятся.
- Назовите источник осведомленности.
- Не дам я ответа на ваш вопрос.
Под конец Артыкбаев заявил, что не видел протоколов свидетельских показаний (логично - он же сам свидетель) и лишь предполагает, о чем свидетели могли говорить,и добавил, что не принимал решение о засекречивании свидетелей и не знает, по каким причинам они засекречены.
За подготовку к захвату власти "хизбов" преследуют в России с 2009 года. Эта идея скорее всего была скалькирована из репрессивной практики Узбекистана и, разумеется, прижилась в аннексированном Крыму. "Приготовлением к захвату власти" называется ровно то же самое, что и "участием в террористической организации": сам факт причастности к "Хизб ут-тахрир". Вменением двух статей за одно и то же деяние регулярно нарушается запрет на двойное наказание.
Рациональное зерно в этом обвинении искажено настолько, что перестает быть рациональным. Стратегия "Хизб ут-тахрир" действительно предполагает, что для построения Халифата нужно прийти к власти в какой-либо одной стране, которая и станет "точкой распространения исламского призыва". Но эта страна должна быть как минимум арабоязычной. Организация много раз заявляла, что не заинтересована в переворотах в западных странах, к которым в данном контексте относятся и Украина, и Россия. Об этом говорилось и в переписке, предположительно принадлежащей Мамутову.
- Вот вы сказали, что Мамутов говорил, что надо подыскивать военных, - уточнила адвокат Марина Дубровина. - Подыскали?
- Их задержали.
- То есть не успели? А до этого?.. Вы сказали, что "надо создавать армию, которая будет защищать от неверных". Армия была создана?
- Точно такой же ответ.
- То есть мой подзащитный вообще ничего не сделал?
- Возможно, он не успел.
- То есть с 2002 года ни одного действия по свержению строя, созданию армии, подысканию военных сделано не было. С чего вы решили, что в 2016-м сделают?
- Не могу ответить.
Получился краткий пересказ дела в одном допросе, наглядно показывающий целенаправленное превращение мухи в надувного слона.