Ксенофобия
В блогах
Геи - враги народа
Так вот, чеченский народ пережил все эти ужасы и кошмары не для того, чтобы сегодня его обвиняли в том и приписывали ему то, что по всем нормам этики чеченцев, кавказцев и мусульман является позорным, постыдным, греховным и недопустимым... человек, который своим моральным поведением идет наперекор, вопреки мнению народа... эти люди должны уехать из Чеченской Республики и не жить там внутри... они не являются частью того чеченского народа, который я знаю и который я люблю... Если в чеченском народе есть активисты ЛГБТ, то они враги чеченского народа... Потому что для чеченцев эти люди угрожают самой сути, природе, историческому бытию чеченского народа, за которую пролиты моря крови чеченским народом.
Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека
Нацистская партия с самого начала относилась к однополой любви враждебно, отождествляя ее с еврейством, женственностью и "моральным вырождением". В программной декларации нацистов во время избирательной кампании 1928 года говорилось: "Те, кто допускает любовь между мужчинами или между женщинами, - наши враги, потому что такое поведение ослабляет нацию и лишает ее мужества"... После "ночи длинных ножей" в Германии начались массовые репрессии против гомосексуалов. Уже в декабре 1934 г. Министерство юстиции выпустило директивы, сделавшие наказуемыми не только поступки, но и намерения... Позже суды считали достаточным основанием для обвинения даже "похотливый взгляд"... в целом это был настоящий геноцид.
Игорь Кон. "Любовь небесного цвета"
Удалое русское слово
Вы представьте себе ситуацию, что мы продолжали бы разговор в том жанре, что, ваше превосходительство, преисполненные полного уважения, почтения к вам, просили бы уделить несколько минут вашего драгоценного времени для того, чтобы вы прислушались к нашей позиции. Какой будет эффект? Такой, что эти превосходительства в итоге уверуют окончательно в свое превосходство над всеми. Потому что этим превосходительствам, если употребить наши поговорки, все как об стенку горох, хоть кол на голове теши им, этим превосходительствам. Есть еще пословица другая про глаза и росу... Выступавший по этому предмету заместитель постоянного представителя Сафронков сказал ровно то, что требовалось в этой ситуации. Уверяю вас, он может изъясняться на любых языках, на иностранных, и дозировать степень дипломатической учтивости в зависимости от обстановки.
Сергей Рябков, заместитель министра иностранных дел
Русь героями богата,
Словно вылита она
Из гранита и булата,
И прихода супостата
Не боится вся страна.
Не обдаст врагов картечью,
Не покажет им штыка,
Но отбросит перед сечью
Молодецкой русской речью,
Просолив ее слегка.
Этой речью, сочной, рьяной,
Крепкой, цепкой так и сяк,
Забубенной, грозной, пряной,
Удальством славянским пьяной,
Едкой, меткой, как кулак.
Кто ж противиться нам может?
Славянин перед врагом
Руку за ухо заложит,
Гаркнет, свистнет и положит
Супостатов всех кругом.
Дмитрий Минаев (1835-1889), русский поэт. "Мотивы русских поэтов. (5. Мотив бешено-московский)"
Телевидение с народом
А что касается вот такой яростности там - это то, что характеристика телевидения. Вам любой специалист по телевидению скажет о том, что телевидение - это эмоции, это яркость позиции. Если у вас будет бумчать-бумчать-бумчать, никто не будет смотреть, сразу будет переключать. Поэтому оставьте телевидение свободным как сейчас, которое отвечает запросу нашего народа... Но есть люди, которые, можно сказать, транслируя вот эти натовские пропагандистские штампы, пытаются навязать... парадигму маленькой части российского народа, которая говорит: "Не надо говорить про наше противостояние с Западом и про Украину, а давайте говорить про недостатки власти. Не надо говорить, какой Путин хороший, а давайте говорить, какой Путин плохой". А народ наш требует говорить не про то, что Путин плохой, а про то, что Путин хороший! Телевидение обязано быть с народом.
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты
И вот из большого телекрана в стене вырвался отвратительный вой и скрежет - словно запустили какую-то чудовищную несмазанную машину. От этого звука вставали дыбом волосы и ломило зубы... Ненависть началась каких-нибудь тридцать секунд назад, а половина зрителей уже не могла сдержать яростных восклицаний. Невыносимо было видеть это самодовольное овечье лицо и за ним - устрашающую мощь евразийских войск; кроме того, при виде Голдстейна и даже при мысли о нем страх и гнев возникали рефлекторно... Потом морда растворилась в евразийском солдате: огромный и ужасный, он шел на них, паля из автомата, грозя прорвать поверхность экрана, - так что многие отпрянули на своих стульях. Но тут же с облегчением вздохнули: фигуру врага заслонила наплывом голова Старшего Брата... Что говорит Старший Брат, никто не расслышал. Всего несколько слов ободрения, вроде тех, которые произносит вождь в громе битвы...
Джордж Оруэлл. "1984"
Восторг быть русским
Отечественные образованцы категорически отрицают русское дело, не принимают в расчет действия нашего народа. Никто из них не говорит: "Мы, русские, - те, кто покорил великую степь и сокрушил западных завоевателей. Те, чьи подлодки пересекают Арктику подо льдом, а газопроводы легли на Европу, как цепи. Мы те, у кого есть Пушкин, Достоевский, Гагарин и иммунитет против политкорректности. Мы народ, который освобождает несправедливо осужденных записями в блогах и осмелился вопреки мировому гегемону вернуть свой Крым..." Вместо этого слышим прямо противоположное, в представлении нашей интеллигенции, русские - это неудавшиеся англичане. Дескать, хотели чего-то добиться, но во всем провалились. Если таковы учителя, то каковы же ученики? Какой вырастет молодежь, которой внушают, что русская история - череда провалов... Закономерно, что она будет держаться от родной истории подальше.
Чтобы у народа возник реальный интерес к деяниям предков, необходима прежде всего масштабная революция в историческом осмыслении и в историографическом описании нашего становления. Не меньше требуется патриотизма, а больше, гораздо больше. Суворовский "восторг быть русским" обязан реально встать в центр того, как мы рассказываем, показываем и преподаем. Нужно увидеть в отеческом, более чем тысячелетнем пути подлинную историю успеха. Если же мы позволим шулерам в очередной раз развести нас на поощрение русофобских карикатур, на вытеснение патриотической идеи, то русская история станет лишь короче, беднее и невзрачнее.
Егор Холмогоров, публицист. "Восторг быть русским"
Более чем на тысячелетнем пути своей истории русский народ выработал в себе те примечательные качества, которые сделали его вместе с другими народами нашей страны творцом огромного государства... Народ бессмертен. И боевые качества славянских дружин, отвага и выносливость руссов, находчивость и решимость русских воинов и народа, их породившего, - все эти качества выработал в себе русский народ... Русский народ и в прошлом, как и в настоящем, - творец замечательной культуры во всем великом многообразии ее проявлений... Энгельс писал Вере Засулич: "Какой красивый русский язык: все преимущества немецкого без его ужасной грубости"... Таков государственный язык - первый среди равных - нашей великой социалистической страны. Таков язык Ленина и Сталина... Русская классическая литература занимает первое место среди самых совершенных образцов мирового человеческого гения... Нет такой отрасли мировой науки и человеческой деятельности, где бы русский народ не был представлен своими талантливейшими и гениальнейшими сынами...
Злейшие враги народа - Троцкий, Бухарин с их бандитскими шайками, буржуазные националисты - преступно пытались в угоду ненавистникам народа и всей страны социализма опорочить русскую культуру, разорвать культурные узы, связывающие в единую семью народы Советского Союза. Иуда-Бухарин в своей зоологической вражде к социализму, а следовательно, к русскому народу писал о русском народе как о "нации Обломовых"... Это была подлая клевета на русскую нацию, на мужественный, героический, свободолюбивый народ... Заслуги русского народа безмерны не только по отношению к народам своей страны, но и ко всему человечеству... Великий русский народ возглавляет борьбу всех народов советской земли за делю всего мира, за счастье человечества, за коммунизм.
Борис Волин (Фрадкин) (1886-1957), советский партийный и государственный деятель. "Великий русский народ" (1938 год)
Раскрутка Александра Невского
"...Образ Александра Невского мы должны передать в полной мере, раскрыв значение этой исторической личности, сделав его героем для этого поколения, живущего в социальных сетях", - сказал патриарх Кирилл... на расширенном заседании оргкомитета по подготовке празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского. Патриарх указал на то, что святой князь сделал важнейший "цивилизационный выбор": он понял разницу между восточным игом и западным. "Те, кто пытался контролировать Россию с востока, интересовались нашими кошельками, а те, кто пытался контролировать с запада, - нашими душами", - выразил предстоятель свой взгляд на историю. По его мнению, "в результате ордынского пленения Русь не потеряла своей идентичности, она не теряла своей веры, даже не теряла своего государственного устройства", но если бы крестоносцы пришли на русскую землю, "то Русь как исторический, культурный, духовный феномен прекратила бы свое существование".
Интерфакс
Быть может, самым ярким, незабываемым примером такой идеологической иконы был замечательный фильм Сергея Эйзенштейна "Александр Невский"... Перед нами нечто в своем роде совершенное, шедевр политической низости; как во всяком шедевре, в нем нет ничего лишнего и случайного. Фильм, получивший всенародное признание, напоминает произведения немецкой кинематографии и литературы времен национал-социализма, но в русском варианте. Князь выглядит славянским арийцем. Он снят так, что всегда кажется выше всех остальных и выше зрителя. Его язык представляет собой смесь архаически-народного слога с языком газеты. Он враг богачей, друг, учитель и вождь беззаветно преданного ему народа и, судя по всему, атеист. В Новгороде тринадцатого века вообще нет никаких следов христианства, если не считать колокольного звона, который, однако, созывает людей не в храмы, а на городскую площадь, где князь выступает с речью, в которой клеймит врагов народа и изменников родины (процессы 1937-38 гг.)... В отличие от обаятельных, душевно щедрых и свободомыслящих новгородцев, немцы преувеличенно богомольны. Они высокомерны, жестоки, коварны, трусливы и ненавидят русский народ.
Борис Хазанов. "Миф Россия"
Искусство и осел
Я считаю, что искусство должно быть прекрасным. Нам сейчас говорят: "Нет, искусство должно быть безобразным". Мы это видим в творчестве многих мастеров. Или - "должно быть беспредметным". Но почему? Безобразно - это без образа. Западное искусство извратилось до последних пределов. Столица мирового искусства - Нью-Йорк. Что мы там видим? Где те "отечества отцы, которых мы должны принять за образцы"? Загнутый белый холст - произведение искусства. Зрители часами стоят и смотрят на это. Триптих: три чистых холста, но в разных рамках. В середине - в темно-синей, а по бокам - в черных. Издалека одинаковые. Подходишь, смотришь: холсты белые, пустые. Даже не грунтованные. Это что?.. О чем здесь можно говорить?.. Они летят куда-то в бездну, а мы плетемся сзади и вдыхаем их разлагающиеся взгляды. И думаем, что нет другого пути. У нас великое русское искусство, нам не нужен западный путь.
Василий Нестеренко, академик Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации, лауреат премии ФСБ России
- Вы это серьезно? - по-детски спросил Ваня Манин, перебегая глазами от лица к лицу. - Ну, значит, я дурак.
- Я тогда тоже дурак, - сказал Скворцов. - Никакой художественной ценности в этой картине я не вижу, хоть убейте.
- Правильно! - поддержал его Теткин. - Я тоже не вижу. Говорят, в капиталистических странах ослу кисть к хвосту привязывают, он и рисует, а потом эти картины продают за большие деньги...
- Молчите, Теткин, - отмахнулась Лида... - Вы ничего не видите в этой картине?.. Какие же вам картины нравятся?
- Какие? Ну, многие... - неопределенно отвечал Скворцов...
- Какие же именно?..
- "Не ждали", - подсказал Джапаридзе.
- Да, "Не ждали", конечно, неплохая картина, - мгновенно подхватил Скворцов... - По правде говоря, я ничего не понимаю в живописи.
- Я так и думала.
И. Грекова. "На испытаниях"
В защиту сегрегации
В чем ложь теории мультикультурализма? В том, что две разные культуры не могут сосуществовать на уровне соседних атомов. То есть если живут представители различных культур на одной лестничной площадке, то у них будет плохо получаться... И манеры у них разные, и представления о допустимом и недопустимом у них разные. Это невозможно, потому что человек не сам по себе, человек - представитель своей группы... когда являются представители другой культуры, то компот получается немного иной. Соленые помидоры с ним плохо монтируются. Не потому, что другая культура хуже, а потому, что другая культура - другая... Вот до этого абсурда доходит политкорректность, когда вовремя ее не останавливать... Любому нормальному человеку понятно, что все хорошо в меру. Нет, надо эту меру продолжать дальше. Так устроена природа: пока не впадет в дегенерацию и не разрушит само себя, не остановится. Такова судьба всех систем, понимаете, во Вселенной, и систем социальных прежде всего. Ну, хотя биологических быстрее: каких-то 70 лет - и ты уже там.
Михаил Веллер, писатель
Давайте же ответим на зов свободолюбивой крови, что в нас течет... и я говорю - сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда!.. международный расизм либералов стремится подвергнуть международное белое меньшинство преследованиям в угоду международному цветному большинству... каждая раса в своих пределах имеет право обучаться, развиваться... но если мы сольемся воедино, к чему призывают коммунистические философы, тогда... со свободой нашего развития будет покончено навсегда. Мы станем единым гибридом под властью единого всемогущего правительства... Мы приглашаем негритянских граждан Алабамы работать вместе с нами, сохраняя свой особый расовый статус... Но мы предупреждаем любого, кто следует ложному учению о коммунистическом смешении, что мы не откажемся от нашего образа правления... от нашей расовой и религиозной свободы... Эта свобода была куплена дорогой ценой, и если для ее сохранения потребуется столь же дорогая цена, мы способны и готовы ее уплатить.
Джордж Уоллес (1919-1998), американский политик. Речь при вступлении в должность губернатора Алабамы 14 января 1963 года
Хамов грех против кесаря
В своих истоках настоящая и реальная власть восходит к власти Отца... Кто хулит и "полощет" правителя страны, будь то царь, генеральный секретарь или Президент, совершает хамов грех... Безнаказанность хамова греха привела к революции 1917 года... Поэтому ныне крайне необходим закон о защите чести и достоинства Президента. Тем самым мы возвращаемся к истокам права как такового. В римском праве был закон об оскорблении величия римлян, позднее он был перенесен на личность принцепса. Это правильно и законно... следует признать, что без закона о защите чести Президента нельзя внушить уважение к властям предержащим, нельзя расчистить наше медийное пространство от тонн навоза, который вываливают на власть познеры, быковы, вишневские, резники и прочие. Имя им - легион. Легион пачкунов должны знать свое место. В противном случае им будет уготовано место у параши.
Владимир Василик, диакон, член Синодальной богослужебной комиссии, доцент СПбГУ
- Слушай, Га-Ноцри... ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил?..
- В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть…
- На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! - сорванный и больной голос Пилата разросся…
- И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! - тут Пилат вскричал: - Вывести конвой с балкона! - и, повернувшись к секретарю, добавил: - Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.
Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Гибельность смешения
Европу сегодня губит боязнь признать, что национальное выше интернационального. Я называю это инфекцией. Просто попала инфекция в организм, и он заболел... Мы не должны допускать смешения культур. Бесконфликтно это происходить не может, потому что культура - это код, мировоззрение. А второе правило - не нарушать нормы корневого народа. Должна быть скромность гостя, а ее, как правило, нет. Нельзя сказать, что Европа исчезнет, если везде появятся мечети. Но культура, без всякого сомнения, погибнет. Европейцы забывают, что цивилизацию необходимо охранять, беречь это сочетание национальных и христианских норм. Европейский мир накопил огромный опыт социализации... И способность людей к качественному труду. Ведь главное, что привлекает арабов и африканцев в Европе, - что можно приехать на готовенькое... В общем, нужна дистанция, благородная дистанция между народами. Или под европейской культурой можно подвести черту и готовиться к решительному видоизменению всего европейского уклада жизни. Или надо сопротивляться, или согласиться, что проиграем.
Александр Сокуров, кинорежиссер
В результате кровосмешения получается только такая перемена, которая снижает уровень более высокой расы. В конечном итоге таким образом получается только уничтожение тех свойств, которые в свое время и дали победу народу-завоевателю. В процессе смешения наций особенный урон терпят культурные силы. И это невзирая на то, что смешавшиеся нации будут говорить на языке прежней, более высокой расы. В течение некоторого периода будет происходить еще известное соревнование различных черт характера обеих смешивающихся наций. Постепенно идя вниз, смешивающиеся народы могут, тем не менее, еще показать последние вспышки яркого культурного развития. Иногда эти вспышки имеют неожиданно большой размах. Но это только вспышки. В первых поколениях скрещивания перевес имеет еще кровь более высокого качества, но окончательный продукт смешения неизбежно будет ближе к низшей расе. Окончательным результатом неминуемо будет культурный регресс.
Адольф Гитлер. "Моя борьба"
Черносотенцы не молчат
Конечно же, Его Сиятельство имело в виду евреев. Отрицание этого смехотворно и достойно кидал и наперсточников у метро, а не государственных мужей, то есть людей, имеющих высокий официальный статус. Петр Толстой всего лишь воспроизвел известную точку зрения монархистов на русскую революцию: евреи охмурили морально неустойчивую часть русского народа ложными идеями и, когда эта часть народа пошла громить церкви, приняли в этом деятельное участие.
Относительно роли евреев в превращении «великой освободительной революции» в кровавую вакханалию насилия и жестокости в рамках общего дискурса черносотенной мысли существует определенный плюрализм оценок. Наиболее простое, явно рассчитанное на туповатого люмпена объяснение: этого и добивались. Более изысканная позиция: безответственно разбудили зверя в русском народе, а когда этот зверь пошел грабить и убивать, просто к нему подлаживались. Со рвением. Чтобы самих не сожрал.
Поэтому в наименее людоедской интерпретации мысль вице-спикера должна читаться так: «Евреи! Вы же этого не хотели? А не надо было шатать самодержавие и подрывать православную веру. Без них кроткий русский народ неизбежно превращается в зверя. Не повторяйте ошибку. Не расшатывайте новое самодержавие. Не атакуйте опору его - церковь».
Можно ли называть это антисемитизмом? Как государственный, так и «общественный» антисемитизм издавна имел в России свою «философскую базу». Это совсем уж для гопников было «Христа распяли», «пьют кровь христианских младенцев» и все такое. Публика поинтеллектуальнее рассуждала о «ценностях». Евреи - носители системы ценностей индивидуализма, противоречащих «русской соборной православной цивилизации». При соприкосновении с которыми русская цивилизация начинает портиться и может погибнуть.
Отсюда и вечные разговоры про то, что «евреям у нас все не так», им «не нравится все русское». И прежде всего - самое святое для любого русского сердца: исконная и безусловная преданность и покорность барину, начальнику и государю-императору. Вот это вот «наше все». И даже если еврей молчит и приспосабливается, все равно же видно, что к этим нашим наиважнейшим духовным скрепам он относится с брезгливой иронией, не принимает их как свои, не идентифицирует себя с ними. У него всегда фига в кармане. Его сколько ни корми, он все одно правового государства хочет. Не понимает нашей правды идеал, тот самый, который в узкие рамки юридических начал не влезает.
И ведь зараза эта опасна! Эдак и русский человек может усомниться в наших православно-самодержавных основах. Захотеть прав и свобод (ну зачем русскому человеку права и свободы, не абсурд ли?). С последней трети XIX века в евреях определенно начинают видеть разносчиков чуждых и вредоносных идей либерализма и его логического продолжения - революционного социализма. Зоологическая расовая неприязнь была уделом «быдломассы». Для антисемитской «интеллектуальной элиты» евреи были прежде всего идеологическими и политическими противниками. Противниками самодержавия, полицейско-патерналистского государства, опирающегося на государственную церковь.
Черносотенцы очерчивали круг своих противников не по признаку этнического происхождения. Задолго до того, как сталинские коллективизаторы придумали слово «подкулачник», они придумали аналогичное определение, характеризующее этнического русского, соблазненного «пятой колонной» и ставшего «национал-предателем», отщепенцем. Как правило, это был образованный умник, оторвавшийся от народной почвы. Прототип всеми любимого господина Ж. еще в той Государственной Думе нарисовал обобщенный образ «врага России», который мутит воду против государя-императора: «подлец-профессор из жидов и поджидков».
То, что из национальных меньшинств Российской империи в оппозиционное и революционное движение уходил значительно больший процент активных людей, чем из «государственнообразующего этноса», бесспорный факт. Это не только евреи, но и поляки, прибалты, кавказцы. И причина не в особенностях «национального менталитета», как любят представлять дело охранители. Просто Российская империя реально была «тюрьмой народов». И у этих народов были веские причины стремиться ее изменить.
В философии русского черносотенства есть еще один очень важный, может быть, даже системообразующий элемент. Это конспирологический взгляд на мир. Революции происходят не из-за того, что общество заходит в тупик. Не из-за эгоизма и недальновидности господствующих классов, неспособных вовремя провести назревшие реформы. Не из-за того, что рамки устаревшего строя начинают перекрывать любое нормальное течение жизни, делают ее невыносимой для большинства и в конце концов категорически перестают это большинство устраивать. Нет, революции происходят оттого, что во вполне здоровом и целостном общественном организме заводится зловредное, ментально чуждое ему меньшинство, которое «дестабилизирует ситуацию» путем целенаправленных тайных манипуляций. Как правило, это зловредное меньшинство так или иначе связано с враждебными внешними силами (всемирный масонский заговор, мировая закулиса и т.д.).
Современные охранители воспроизводят эту концепцию революций с точностью до буквы. Именно она явственно просвечивает в том потоке сознания, который непроизвольно выплеснул Петр Толстой. Мне кажется, он вполне искренне обижается на обвинения в антисемитизме. Он же, конечно, не зоологический расист. И у него наверняка есть свои друзья-евреи. Хорошие евреи. Правильные евреи. Полезные евреи. А к остальным, несознательным, евреям Петр Толстой обращается не по «кровно-родственному» признаку, а как к политическим оппонентам. Совсем как политический предок господина Ж.
Все дело в том, что путинский режим вернулся к тем же позициям, на которых стояло российское авторитарно-патерналистское государство на рубеже XIX-XX веков. И защищать его невозможно, не повторяя все зады правоконсервативного охранительства той эпохи. Включая и «философские наработки» антисемитизма, который был и остается специфической формой антилиберализма и антизападничества. Но верно и обратное: противостоять антисемитизму сегодня невозможно, не противостоя путинскому политическому режиму и всей путинской системе.