Ксенофобия
В блогах
Чем берут инородцы
Съездите в классические русские области... Мы хорошо видим, что они хронически недофинансированы. А ведь это те области, классические, центровые русские области, откуда семьи отдавали молодых ребят на протяжении по сути последних двух-трех столетий... эти люди, выходцы оттуда, из этих коренных русских областей, составляли основу государственных проектов. И они сейчас буквально обезлюдели, эти области, понимаете?.. Мне кажется, что страна в большом долгу перед традиционными русскими областями... Я скажу так: в стране слабые государственные институты. Ну, проще сказать, коррумпированные полиция, прокуратура - все это понимают. В этих условиях клановые структуры получают преимущества. Человек, который живет по закону, как ему государство говорит, - он в проигрыше. Поскольку русские не образуют этнические кланы, то они оказываются в проигрыше. А представители других народов - ничего плохого про них не хочу сказать, - но они более способны организовывать эти этнические клановые группировки, которые просто повышают их конкурентоспособность.
Сергей Марков, политолог, член Общественной палаты
Говорят: инородцы несут те же самые повинности и налоги, стало быть, имеют право и на все права. Но это совершенно неверно... Инородцы несут совсем не те повинности и налоги. У них совсем не тот вклад в русское государство, что у коренных русских... Для начала хоть бы уравняли нас в правах с г-дами покоренными народностями! Для начала хоть бы добиться только пропорционального распределения тех позиций власти, богатства и влияния, что при содействии правительства захвачены инородцами... Разве самые выгодные промыслы не в руках чужих людей?.. Разве две трети крупной торговли в Москве не в руках евреев? Разве биржа и хлебная торговля не в их руках? Разве нефтяное дело… не в их руках? Переходя к умственным профессиям, разве самое сознание страны - печать - не в их руках? Разве театр, музыка, отчасти искусство не в их руках? Разве адвокатура, врачебное дело, техника не переходят быстро в их руки? "Значит, они талантливее русских, если берут верх", - говорят евреи. Какой вздор! В том-то и беда, что инородцы берут вовсе не талантом. Они проталкиваются менее благородными, но более стойкими качествами - пронырством, цепкостью, страшной поддержкой друг друга и бойкотом всего русского.
Михаил Меньшиков (1859-1918), русский публицист. "Чье государство Россия?"
Русская обида
Да и вообще, что касается знаковых для русского самосознания памятников, то тут просто беда! Плисецкой памятник [в Москве] есть - Улановой нет. Мандельштаму есть - Заболоцкому нет. Бродскому есть - Рубцову нет. Ростроповичу есть - Свиридову нет, даже к столетию великого композитора не поставили.
Юрий Поляков, писатель, председатель редакционного совета "Литературной газеты"
- Да вы поймите! - кипятилась Варвара, поднося к носу камергера газетный лист. - Вот статья. Видите? "Среди торосов и айсбергов".
- Айсберги! - говорил Митрич насмешливо. - Это мы понять можем. Десять лет как жизни нет. Все Айсберги, Вайсберги, Айзенберги, всякие там Рабиновичи.
Илья Ильф и Евгений Петров. "Золотой теленок"
Американский ад
У Соединённых Штатов железные зубы
Оттуда доносятся крики и хрипы приговорённых к смерти,
У Соединённых Штатов тёмные тюрьмы,
Там повсюду стоят электрические стулья
А с них на ремнях свисают поджаренные током...
Это в Соединённых Штатах делают смертельные инъекции местные длинноносые доктора
Это в Соединённых Штатах, брат!
В Соединённых Штатах!
Там переваливаясь по хозяйски,
на тебя идут угрожающие брюхатые полицейские
То что часть из них - чёрные, дела не меняет,
У них такие же железные зубы,
И железные загривки брат,
то что они чёрные, это ещё хуже,
ещё бесчеловечней!
ещё более похоже на Ад,
В Соединённых Штатах, брат,
В Соединённых Штатах...
Эдуард Лимонов, писатель и политик
Полетим мы нынче да по небушку,
Все по небушку да по синему,
Все на запад прямиком, в страну дальнюю,
В страну дальнюю да богатую,
По-за морем-окияном пораскинувшуюся,
Пораскинувшуюся да порасцветшую,
Злата-серебра богато накопившую.
В той стране далекой терема стоят,
Терема стоят все высокие,
Все высокие, островерхие,
Небо синее нещадно подпирающие.
А живут в тех теремах люди наглые,
Люди наглые да бесчестные,
Страха Божия совсем не имеющие.
И живут те люди безбожные
Во грехах своих паскудных купаются,
Все купаются, наслаждаются,
Да над всем святым издеваются.
Издеваются, насмехаются,
Сатанинскими делами прикрываются.
Все плюют они на Святую Русь,
На Святую Русь на православную,
Все глумятся они да над правдою,
Все позорят они имя Божие.
Владимир Сорокин. "День опричника"
Не кланяться иностранцам
Президент РФ Владимир Путин поручил Росреестру подготовить новый атлас мира, где были бы указаны названия географических объектов, данные им российскими первооткрывателями, а не принятые в последнее время на Западе. "Сфера топонимики нуждается в особом внимании. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда русские названия, которые давали еще в прошлые века и десятилетия наши исследователи и путешественники, постепенно вытесняются с карт мира", - сказал Путин на заседании попечительского совета Русского географического общества (РГО). По словам президента, тем самым стирается память о вкладе России в изучение планеты. Он подчеркнул, что такая ситуация стала возможной в том числе из-за отсутствия современных отечественных карт. "В свободном доступе лишь иностранные, где, как правило, фигурируют вторичные имена географических объектов", - пояснил глава государства. "В этой связи, естественно, при самом активном участии РГО предлагается подготовить новый российский атлас мира, в котором все подобные случаи будут верно трактоваться", - сказал он.
Интерфакс
Вскоре я увидел, к чему свелась борьба против низкопоклонства и раболепства. Руководители пищевой промышленности переименовали сыр камамбер в "закусочный", а ленинградское кафе "Норд" в "Север". Одна газета заверяла, что дворцы Версаля были подражанием дворцам, построенным Петром Великим. Большая советская энциклопедия напечатала статью "Авиация", в которой доказывалось, что западноевропейские ученые и конструкторы внесли чрезвычайно слабый вклад в дело развития воздухоплавания. Фразу в моей статье о том, что Эдуар Мане был большим мастером XIX века, редактор зачеркнул: "Это, Илья Григорьевич, чистейшее низкопоклонство". В 1949 году во время Первого конгресса сторонников мира, собравшегося в Париже, французы потребовали, чтобы я устроил пресс-конференцию. Один журналист спросил меня, как я отношусь к статье, напечатанной в советской газете, где Мольер назван слабым драматургом, что особенно ясно, когда смотришь пьесы Островского... Комплекс неполноценности часто связан с комплексом превосходства, и человек, не уверенный в себе, сплошь да рядом держится надменно... Никого не принизит уважение к культуре других стран... А чувство собственного достоинства не имеет ничего общего с чванством полураба, полузазнайки.
Илья Эренбург. "Люди, годы, жизнь"
Декларация прав русского
В последнее время я все чаще ловлю себя на желании быть русским... Речь не о зове крови, хотя она тоже, как известно, не водица. В нашем многоплеменном Отечестве русский - это тот, кто считает себя русским, не россиянином, а именно русским. Точнее, сначала русским, а потом россиянином... "А кто, собственно, вам мешает быть русским?" - строго спросит читатель, чуждый племенной романтики. Верно: по умолчанию слыть и быть русским мне никто не мешает. А во всеуслышание? Пожалуй, тоже не препятствуют, но и не поощряют. Помогает ли мне кто-нибудь быть русским? Вот уж точно - не помогает. А разве должны? По-моему, даже обязаны: чем меньше в стране будет граждан, ощущающих себя русскими, тем больше вероятность того, что Российская Федерация разделит судьбу Советского Союза. Если бы в советских прибалтийских республиках было столько русских народных хоров, сколько было эстонских, литовских и латышских, судьба этого региона могла сложиться иначе. И во поле под березонькой там не стояла бы теперь натовская техника... Всякий раз, когда мой любимый телеведущий Владимир Соловьев в эфире с гордостью напоминает миллионам зрителей про то, что он еврей, мне хочется вставить для полноты картины: "А я вот, знаете ли, русский!".. Увы, мы, русские, государствообразующий, но явно не эфирообразующий народ в Отечестве. Почему? Так сложилось... Странно сказать, но в России русским во всеуслышание быть как-то неловко. Дома - пожалуйста, а вот на работе или в эфире не то чтобы нельзя - можно, но как-то не интеллигентно, что ли... Вы когда-нибудь слышали, чтобы у нас государственный муж заявил с трибуны: "Я - русский!"? Нет. Побаиваются.
Юрий Поляков, писатель, председатель редакционного совета "Литературной газеты". "Желание быть русским"
- Пожалуй, майора Басангова временно назначим, - сказал Новиков, - он командир толковый... Возражений нет у бригадного комиссара?
- Возражений, конечно, нет, - сказал Гетманов, - какие у меня могут быть возражения... Но соображения есть: замкомандира второй бригады, подполковник - армянин, начальник штаба у него будет калмык, добавьте - в третьей бригаде начальником штаба подполковник Лифшиц. Может быть, мы без калмыка обойдемся?..
- Важно, как данный товарищ немца воевать будет… - проговорил Новиков, - а где дед его богу молился - в церкви, в мечети... или в синагоге, мне все равно...
- Вот-вот, именно, - весело проговорил Гетманов. - Зачем же нам в танковом корпусе устраивать синагогу или какую-то там еще молельню? Все же мы Россию защищаем, - он вдруг нахмурился и зло сказал: - Скажу вам по правде, хватит! Тошнит прямо! Во имя дружбы народов всегда мы жертвуем русскими людьми. Нацмен еле в азбуке разбирается, а мы его в наркомы выдвигаем. А нашего Ивана, пусть он семи пядей во лбу, сразу по шапке, уступай дорогу нацмену! Великий русский народ в нацменьшинство превратили. Я за дружбу народов, но не за такую. Хватит!..
Неудобнов пожал плечами, сказал:
- Я лично против этого калмыка Басангова ничего не имею, но
предпочтение нужно отдать русскому человеку. Дружба народов - святое дело, но, понимаете, большой процент среди националов - враждебно настроенных, шатких, неясных людей.
Василий Гроссман. "Жизнь и судьба"
Социология помойки
То есть в современном мире степень процветания и общественной ответственности той или иной группы людей очень хорошо характеризуется тем, что она делает с мусором... Я не хвастаюсь, но когда я еще жила на нашей даче в Переделкине... то как раз на своей улице - улице, не дворе - я мусор просто убирала вдоль дачи... Я все время думала: как странно, что в XIX веке бросал профессор, а подбирал старьевщик, а сейчас бросают явно не обитатели дач... Бросают рабочие, бросают таджики - люди с низким социальным статусом, а вот человек с более высоким социальным статусом, скажем так, - подбирает. И я помню замечательную историю. На соседней улице стоит коммунальная трехэтажка. Выходит из нее какой-то представитель люмпен-пролетариата утром, выпивает из бутылки и тут же прямо под себя бросает. Я остановилась, говорю ему: "Слушайте, чего же вы делаете? Это же ваш дом"... Мои слова были для него просветлением. Это было просто интеллектуальное открытие. Он озадачился. На его лице появилось выражение мысли, он сказал: "Послушайте, действительно..."
Юлия Латынина, публицистка
О, как вкусны помойки, пожираемые при полной луне! Городские свалки, промышленные клоаки, деревенские отхожие места, солдатские сортиры - все поместится в моем стальном брюхе!.. Как сладки подошвы богачей и аристократов! Как могущественны и уверены в себе их хозяева! Как гордо держат они головы! Какая у них уверенная осанка! Они ходят всегда в новой обуви! Как сладко пахнет она дорогими магазинами, шикарными ресторанами, закрытыми клубами и игорными домами!.. О, сладкие, сладкие подошвы аристократов... жаль, что не все аристократы ходят в приличные места... Не все ходят только по коврам и по паркету... некоторые, например, зачем-то ходят на футбол... что аристократ нашел в футболе? Плебейская игра. На трибунах там грязно, наплевано. А иногда и наблевано. А туалеты на стадионах... да. У этих подошв совсем другой вкус. Не аристократический... Не те, не те аристократы в нашем веке... не все из них носят модельную обувь... (Рыгает.) И я не могу жрать радиоактивные отходы... Городские помойки, свалки, солдатские сортиры - пожалуйста, но при чем здесь радиоактивные отходы?! Мои внутренние органы начинают мутировать...
Владимир Сорокин. "Dostoevsky-trip"
Сила морального духа
Почему я православие ставлю на особую роль - потому что у нас цивилизация была создана благодаря православию. И не надо уподобляться Европе, которая отреклась от христианских корней. Она настолько толерантна, что сейчас упала в эти объятия гомосексуалистов и лесбиянок, забыла о том, что она была христианской. Мы не должны впадать вот в эту безнравственную бесовщину... А значит, основы православной культуры - основа нашего общества... однополые браки - это что, не бесовщина?.. Что это значит - равенство семей, состоящих из однополых единиц?.. Если французы считают однополые семьи уже равными, я не верю в их любовь к детям... Они передохнут, потому что у них детей не смогут производить... у них прирост населения за счет мусульман, прежде всего алжирцев, которые к ним едут... во Франции там скоро все будут говорить "иншалла"... У нас в Конституции сегодня написано: "Высшая ценность - это человек, его права и свободы". Призыв нашего традиционного общества - это наша официальная позиция Всемирного русского народного собора, что есть ценности, которые не ниже прав человека, - это вера, нравственность, святыни, Отечество... вы забываете, что отличие европейской системы, где dura lex, sed lex, это означает "закон, все подчиняются закону". В русской системе ценностей справедливость превыше. Справедливость!.. А на Западе да, закон есть, они все подгоняют под закон, нет понятия справедливости. Это плохо. Для нашего человека это очень плохо.
Сергей Бабурин, кандидат в президенты РФ, председатель Российского общенародного союза
Что касается их свойств и образа жизни, то они обладают хорошими умственными способностями, не имея, однако, тех средств, какие есть у других народов, для развития их дарований воспитанием и наукой. Правда, они могли бы заимствовать в этом случае от… соседей своих, но уклоняются от них из тщеславия, предпочитая свои обычаи обычаям всех других стран. Отчасти причина этому заключается и в том... что образ их воспитания, чуждый всякого основательного образования и гражданственности, признается их властями самым лучшим для их государства и наиболее согласным с их образом правления... С этой целью цари уничтожают все средства к его улучшению и стараются не допускать ничего иноземного, что могло бы изменить туземные обычаи. Такие действия можно было бы сколько-нибудь извинить, если бы они не налагали особый отпечаток на самый характер жителей. Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими... Отсюда можно заключить, каково обращение их с иностранцами, когда они так бесчеловечны и жестоки к своим единоземцам. И несмотря на то, нельзя сказать наверное, что преобладает в этой стране - жестокость или невоздержание. Впрочем, о последнем я и говорить не стану, потому что оно так грязно, что трудно найти приличное для него выражение... Что касается верности слову, то русские большей частью считают его почти нипочем, если могут что-нибудь выиграть обманом и нарушить данное обещание... Эти свойства делают их презренными в глазах всех их соседей...
Джайлс Флетчер (1548-1611), английский поэт и дипломат. "О государстве Русском"
Подрывная проповедь
Двое граждан, Анатолий Шаляпин и Сергей Войков, взяты под стражу на 48 часов, решается вопрос об избрании меры пресечения по подозрению в продолжении деятельности экстремистской организации... Во время обысков, которые иногда проходили в грубой форме и сопровождались оскорбительными комментариями, у граждан изымались Библии, все электронные устройства и носители информации... в некоторых случаях - даже висящие на стене фотографии. Уже на следующий день начались допросы граждан, которые являются в полицию по повестке. Стало известно, что создана следственная группа, состоящая из 12(!) следователей Следственного управления МВД. Гражданам задают вопросы типа: "Правда ли вы верите, что во время Страшного суда все умрут, а вы останетесь?" и "Как вы относитесь к президенту страны В.В. Путину?"
"Свидетели Иеговы в России"
- В числе прочего я говорил, - рассказывал арестант, - что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
- Далее!
- Далее ничего не было, - сказал арестант, - тут вбежали люди, стали меня вязать и повели в тюрьму.
Секретарь, стараясь не проронить ни слова, быстро чертил на пергаменте слова.
- На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! - сорванный и больной голос Пилата разросся... - И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней!
Михаил Булгаков. "Мастер и Маргарита"
Матильда, Сталинград и цензура
Довелось мне на днях стать фигурантом "черного списка" книг, ввоз которых запрещен из России в Украину. В него попал составленный мной сборник воспоминаний о Матильде Кшесинской "Моей Матильде".
Я вообще-то противник любой формы цензуры. Однако в условиях необъявленной войны между Россией и Украиной какие-то ограничения на ввоз пропагандистской продукции, способствующей разжиганию этой войны, могут быть оправданными. Хотя, замечу, ничто не мешает пророссийским силам, тому же "Оппозиционному блоку", печатать такого рода продукцию в самой Украине, где цензура отсутствует. У них для этого есть как финансовые средства, так и технические возможности.
Но чем же не угодил украинскому экспертному совету по вопросам анализа и оценки печатной продукции мой сборник, где даже слово "Украина" ни разу не упоминается? Оказывается, тем, что в нем помещены отрывки из дневников и писем Николая II, которые, по мнению украинских цензоров, в моем сборнике были опубликованы впервые. Должен их огорчить: эти отрывки были взяты мной из публикации газеты "Московский комсомолец". И чем они могут навредить национальной безопасности Украины, для меня остается загадкой.
Кстати, цензоры почему-то утверждают, что в Украину пытались ввезти 2000 экземпляров сборника "Моей Матильде". На самом деле 2000 - это весь тираж издания, подавляющая часть которого, естественно, распространяется в России. В Украину же собирались ввезти вряд ли больше сотни экземпляров.
В "черный список" попал и мировой бестселлер англичанина Энтони Бивора "Сталинград". Как можно понять, в последнем русском переводе книги Бивора возражение украинской стороны вызвала следующая фраза по поводу расстрела 90 еврейских детей в Белой Церкви: "На следующий день детей расстреляли украинские националисты, чтобы "поберечь чувства" солдат зондеркоманды". Между тем в Украине на всех уровнях власти признается участие Холокосте украинцев - в составе как германской полиции, так и стихийно создававшихся отрядов самообороны. Отрицается только участие в уничтожении евреев ОУН как организации. Но в оригинале "Сталинграда" ничего подобного и не утверждается.
Нельзя сказать, что книга Бивора свободна от фактических ошибок или от дискуссионных мест. Однако наличие в издании спорных утверждений - совсем не повод для его запрета. Главное в книге Бивора - это огромная масса фактического материала, в том числе архивного и дневникового, рисующего величайшее сражение Второй мировой войны с обеих сторон в человеческом измерении - глазами солдат, офицеров и гражданских лиц. И, как и книга Бивора "Падение Берлина", "Сталинград" в России подвергся ожесточенной критике со стороны историков "патриотического", проправительственного направления, поскольку разрушал традиционную с советских времен картину великой битвы.
Английский историк показывал, что страдания мирных жителей были во многом обусловлены тем, что власти не эвакуировали город. Он писал о гибели почти всех захваченных в Сталинграде немецких пленных, а также о том, что не только немецкие, но и советские бойцы и командиры проявляли трусость и совершали преступления, в частности, убивали пленных. Опять -таки, чем "Сталинград" может повредить интересам Украины, понять трудно.
В украинский "черный список" попали также, например, два тома "Истории Государства Российского" Бориса Акунина и "Русские богатырские сказки". Создается впечатление, что украинские эксперты просто имели определенную количественную норму запрета российских книг, и вносили в список все, что под руку попадется, не вдумываясь в содержание книги и даже не читая ее, а ограничиваясь одной-двумя вырванными из контекста фразами. Это вызывает только недоумение и смех.
Народ и реформаторы
За 25 лет в России удалось решить задачу построения рыночной экономики, на достижениях которой... полностью базируется "все российское нынешнее геополитическое величие", заявил в интервью телеканалу РБК глава "Роснано" Анатолий Чубайс. Однако, как считает политик, который входил в команду реформаторов, он лично и его единомышленники "в значительной степени в своих ошибках не учитывали особенности российской культуры". По его словам, не учитывали они тот факт, что православие является серьезным фундаментальным институтом, который надо понимать, а не игнорировать. "Не учитывали тот факт, что русский народ - это не то же самое, что украинский народ", - признал Чубайс. "Это наш просчет, это наш изъян. И приняв его, нужно, базируясь на этом, вырабатывать новую стратегию", - сказал он. Глава "Роснано" также отметил значение национализма, который 20 лет назад в России воспринимался как позорное и омерзительное явление. "Конечно же, в нем есть омерзительная физиологическая убогая составляющая, которая его тянет на дно. Но он ею не исчерпывается, он гораздо разнообразнее и богаче. Национализм прошел колоссальный путь за 20 лет. Не видеть этого может только человек ограниченный, не способный увидеть даже своего носа", - подчеркнул Чубайс.
РБК
- Нет, нет! - воскликнул с внезапным порывом Павел Петрович, - я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он - патриархальный, он не может жить без веры...
- Я не стану против этого спорить, - перебил Базаров, - я даже готов согласиться, что в этом вы правы... И все-таки это ничего не доказывает...
- Как ничего не доказывает? - пробормотал изумленный Павел Петрович. - Стало быть, вы идете против своего народа?
- А хоть бы и так? - воскликнул Базаров. - Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним? Да притом - он русский, а разве я сам не русский.
- Нет, вы не русский после всего, что вы сейчас сказали! Я вас за русского признать не могу.
- Мой дед землю пахал, - с надменною гордостию отвечал Базаров. - Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне - он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
- А вы говорите с ним и презираете его в то же время.
- Что ж, коли он заслуживает презрения! Вы порицаете мое направление, а кто вам сказал, что оно во мне случайно, что оно не вызвано тем самым народным духом, во имя которого вы так ратуете?
Иван Тургенев. "Отцы и дети"