новость Обнаружена исконная "рябь" океана нейтрино

16.06.2005
Планеты, звезды и даже метеоры, - все погружено в океан нейтрино. Изображение с сайта University of Oxford - www.ox.ac.uk

Британским и итальянским астрофизикам из Оксфордского и Римского университетов впервые удалось найти свидетельства существования исконной "ряби" нейтрино во Вселенной, тем самым подтвердив важные предсказания теории Большого взрыва и Стандартной модели физики элементарных частиц.

Нейтрино - это элементарные частицы, лишенные заряда и обладающие исчезающе малой массой, они очень слабо взаимодействуют с какой-либо материей, вследствие чего их чрезвычайно трудно "поймать". Однако именно изучение физических свойств нейтрино играет определяющую роль в исследованиях фундаментальных свойств нашего мира. Согласно стандартной модели Большого взрыва, плотность потоков нейтрино во Вселенной составляет приблизительно 150 частиц на кубический сантиметр. Поэтому можно считать, что Земля фактически погружена в океан из нейтрино, наличие которого для нас, живущих на ее поверхности, совершенно не ощутимо.

Непосредственным образом измерить этот "космический нейтринный фон" современными техническими методами не представляется возможным, однако физики предсказывают, что "рябь" или "волны" нейтринного океана все-таки оказывают определенное воздействие на рост протяженных структур во Вселенной.

В исследовании, которое вскоре будет опубликовано в журнале Physical Review Letters, Роберто Тротта (Roberto Trotta) из Оксфорда и Алессандро Мелкьорри (Alessandro Melchiorri) из Римского университета La Sapienza впервые смогли продемонстрировать существование этой самой "ряби" в космическом нейтринном фоне, возникшей еще на ранних этапах существования Вселенной.

Карта всего неба, отображающая интенсивность "самого древнего света" во Вселенной (микроволнового фона). Цвета обозначают мельчайшие колебания температуры реликтового излучения. "Самые теплые" места видятся красными пятнами, самые "прохладные" - синими. Овальная форма картинки - это проекция, на которой показывается оба небесных полушария; подобно этому и земной шар может быть представлен как овал. Изображение NASA/WMAP с сайта www.gsfc.nasa.gov

Открытие сделано в процессе объединения данных, полученных NASA с помощью космического аппарата WMAP (Wilkinson Microwave Anisotropy Probe - Зонд для измерения анизотропии микроволнового фона имени Дэвида Вилкайнсона) и Слоановского цифрового обзора неба (Sloan Digital Sky Survey - SDSS), и оно подтверждает предсказания как теории Большого взрыва, так и Стандартной модели физики элементарных частиц. Таким образом это исследование показывает, что теории, занятые изучением крупнейших (космология) и мельчайших (физика элементарных частиц) структур, в этом смысле находятся между собой в полном согласии.

"Это исследование дает важные новые свидетельства в пользу нынешней космологической модели, объединяя ее с фундаментальными физическими теориями, - заявил доктор Тротта. - Окружающий космос все чаще используется в качестве небывалой лаборатории, где может наблюдаться и проверяться та физика, что еще не доступна нам в земных условиях. Высокое качество свежих космологических данных позволяет исследовать нейтрино в составе космологических структур, получая результаты, которые могут конкурировать и даже превосходить результаты, полученные на ускорителях частиц".

Ripples in cosmic neutrino background measured for the first time - University of Oxford - News