статья Найдено направление "космического ливня", устроившего потоп в Солнечной системе

Максим Борисов, 17.11.2003

Едва ли не самая интригующая проблема, с которой в свое время столкнулись исследователи космических лучей, - это необходимость объяснения так называемого "колена" в спектре первичного космического излучения - избытка высокоэнергичных частиц в определенном диапазоне (вблизи 3x1015 эВ). До сих пор однозначного объяснения этот феномен не получил, но в последних исследованиях все увереннее связывают эту аномалию не с особенностью "работы" галактических магнитных полей или физикой межзвездного пространства, а с тем, что мы просто живем в относительной близости от мощного "ускорителя" частиц определенной энергии (основным кандидатом на роль поставщика заряженных частиц - протонов, альфа-частиц и т.д. - столь высоких энергий уже давно признаны взрывы сверхновых), изменившего картину мира, "изломавшего" гладкий спектр всех заряженных частиц. Впрочем, избежать чего-то подобного в нашей Галактике было бы трудно; сверхновые здесь вспыхивают довольно часто, раз в 20-50 лет, за время существования Земли неоднократно происходили и совсем близкие взрывы. Недавно выяснилось, что Солнечная система находится в огромном разреженном пузыре, вещество из которого выдуло мощнейшей и гораздо более близкой вспышкой сверхновой около миллиона лет назад.

К сожалению, вследствие прихотливых изгибов в галактических магнитных полях, заряженные частицы космических лучей, приходящие к нам, за свое долгое путешествие теряют информацию о местонахождении своего "родителя"-ускорителя, и поэтому интенсивность "выпадения" таких частиц на Землю практически одинакова по всем направлениям.

Бороться с изотропией "не помнящих родства" космических лучей можно, отбирая наиболее высокоэнергичные частицы, которые слабее отклоняются галактическими магнитными полями и могут таким образом выдать свой источник. Ашот Чилингарян и его коллеги с Отделения космических излучений Ереванского физического института воспользовались для этого данными, собранные в 1997-2003 гг. с помощью множества датчиков установки MAKET-АНИ, построенной на горе Арагац (самая высокая гора на территории Армении, потухший вулкан) для исследований так называемых широких атмосферных ливней (ШАЛ). Широкими атмосферными ливнями принято называть каскады частиц, рождающихся в атмосфере Земли при взаимодействии с ее молекулами одной-единственной частицы первичного космического излучения с энергией свыше 1014 эВ. ШАЛ содержат до 106-109 частиц (пи-мезонов, мюонов, гамма-квантов, электронов, позитронов, нейтрино и т.д.), собирая информацию по дошедшим до детекторов частицам, проводят важнейшие исследования космических лучей сверхвысоких энергий. Результаты, полученные армянскими учеными, опубликованы 10 ноября в Астрофизическом журнале (Astrophysical Journal) Американского астрономического общества (American Astronomical Society).

Проверка расположения источника сигнала на небесной сфере (по вертикали отложено число событий). Красная стрелка указывает на цифру 6, именно эта шестерка и есть опровержение изотропности (все остальные направления изотропны - распределение - Гауссово) После сложной статистической обработки свыше 2 млн событий (т.е. ШАЛ, зарегистрированных MAKET-АНИ) выяснилось, что значительная часть таких высокоэнергичных частиц скорее всего прибывает на Землю преимущественно из одного источника, с определенного выделенного направления, указывающего на Monogem Ring - остаток вспышки сверхновой звезды со старым радиопульсаром PSR B0656+14 в центре, что расположен от нас на расстоянии примерно в 300 парсеков (тысяча световых лет) на границе созвездия Близнецов и соседнего созвездия Единорога и с недавних пор рассматривается как основной источник высокоэнергичных частиц. В пользу связи пульсара PSR B0656+14 с аномалией в спектре КЛ говорит и "правильное" с точки зрения теории расстояние до него. Совсем недавно международная группа астрофизиков под руководством Уолтера Брайскена (Walter Brisken) из американской Национальной радиоастрономической обсерватории (National Radio Astronomy Observatory - NRAO) смогла точно определить это расстояние прямым методом - с помощью ежегодного параллакса (видимое относительное смещение космических объектов при движении Земли вокруг Солнца).

Максим Борисов, 17.11.2003