статья Высокий социальный статус позволяет прожить дольше

Максим Борисов, 09.06.2004
Кадр из фильма "Властелин колец"

Кадр из фильма "Властелин колец"

Люди с более высоким социальным статусом в целом оказываются более здоровыми и чувствуют себя более счастливыми, чем их менее притязательные современники. Такую нехитрую истину донесли до нас новейшие научные исследования. Как говорится, "лучше быть богатым и здоровым, чем бедным и больным".

Характерно, что влияние этих эффектов "социального градиента" на человеческое здоровье заметно варьируется в зависимости от времени и места сбора статистики. Это удалось показать Майклу Мармоту (Michael Marmot), профессору эпидемиологии и здравоохранения из Лондонского университетского колледжа (University College London). Нужно отметить, что исследование, продолжавшееся 30 лет, касается в первую очередь западных стран, где крайняя нужда и бедность встречаются довольно редко.

"Вероятность заполучить смертельно опасную болезнь (или, наоборот, прожить достаточно долго) связана самым непосредственным образом с вашим положением в общественной иерархии, ступенькой, отведенной вам на социальной лестнице ", - пишет Мармот. Даже совсем незначительное на первый взгляд различие в социальном статусе может иметь решающее значение. Например, обладатели докторской степени живут дольше, чем те, кто получил лишь степень магистра.

Ученые начиная с 70-х гг. прошлого века следили за здоровьем британских государственных служащих, сортируя их по роду занятий. Выяснилось, что "шестерки", всю жизнь проведшие у основания служебной пирамиды, - то есть секретари и курьеры - с гораздо большей вероятностью перенесут коронарную сердечную болезнь, чем их начальство сверху. Однако воздействие этого "синдрома статуса" ("status syndrome") также варьируется в самых широких пределах. "Процесс выстраивания различных иерархий совершенно неотвратим, но вопрос о том, как именно эти иерархии будут отражаться на социальных различиях и здоровье населения, - это и есть тот самый критический вопрос", - рассуждает Мармот.

Как пример рассматриваются принципиально разные ситуации в США, на Кубе и в Японии. США - это богатая нация, чей валовой национальный продукт, приходящийся на душу населения (gross domestic product per person - GDP), составляет приблизительно 34 тысячи долларов, а средняя продолжительность жизни - 76,9 года. Однако, как это ни парадоксально, Куба с ее GDP всего лишь в 5200 долларов может похвастаться почти "американской" продолжительностью жизни - в среднем это 76,5 года (что тому "виной": беззаботный нрав кубинцев или хваленое и всем известное преимущество социализма - отсутствие заботы о завтрашнем дне, - бог весть...). А Япония, в которой средняя продолжительность жизни просто рекордная среди всех стран (81,3 года), имеет при всем при этом значительно более низкий GDP, чем США - он составляет приблизительно 25 000 $. То есть социальные отношения, система образования и социальное единство могут быть в этом случае определяющими моментами. Японцы могут похвастаться более крепким здоровьем из-за самых различных факторов вроде низкой преступности, проявления постоянной заботы о пожилых людях со стороны общества и государства, более высокой производительности труда и преодоления пропасти между состоятельной и беднейшей частями населения, чему странам вроде США остается только поучиться.

Даже в пределах одной страны воздействие эффекта социального статуса на здоровье может серьезно меняться со временем. Например, различие в продолжительности жизни в Великобритании между высшими и низшими социальными слоями увеличилось с 5,5 года в 1970-х до 9,5 года в 1990-х после того, как к власти пришло правительство Маргарет Тэтчер. А после семи лет правления британской лейбористской партии этот промежуток несколько сузился, и в настоящее время он составляет приблизительно восемь лет.

Для объяснения воздействия "эффекта статуса" Мармот выдвигает на первый план два чисто биологических механизма, связанных с работой инстинктов. Для мужчин особенно актуальна реакция, которую обозначают как "борьба или бегство" ("fight or flight"), которая в данном случае может иметь отрицательное воздействие. Женщинам же свойственны "забота и поддержка" ("tend and befriend") - если люди объединяются, чтобы помогать друг другу, то это может уменьшить социальную напряженность и вероятность стрессов, которые иначе могут приводить к развитию болезней сердца, дестабилизируя уровень гормона, называемого кортизолом.

Для большинства людей характерно "утреннее повышение" уровня кортизола при каждом пробуждении, однако обследование госслужащих показало, что у офисных работников с более низким социальным статусом "утреннее повышение" проявляется гораздо заметнее, чем у тех, кто обладает более высоким статусом. Это с большей вероятностью может приводить к так называемому "метаболического синдрому" ("metabolic syndrome"), а он уже является прямым предшественником многих сердечно-сосудистых заболеваний, инсульта и диабета. "Мы видим очень ясный социальный градиент в метаболическом синдроме", - говорит Мармот. Стресс затрагивает и симпатическую нервную систему, то есть он ответственен за выделение адреналина в ситуациях "борьбы или бегства". Эта система также связана с метаболическим синдромом и также может вызвать неоправданное возбуждение.

Источник:
Higher status leads to a longer life - New Scientist

Максим Борисов, 09.06.2004


новость Новости по теме