новость Лицо Тритона "омолодилось"

28.11.2007
Тритон на фоне Нептуна. Изображение NASA с сайта abc.net.au

Американские планетологи Пол Шенк (Paul Schenk) из Института Луны и планет (Lunar and Planetary Institute) в Хьюстоне и Кевин Занл (Kevin Zahnle) из Исследовательского центра имени Эймса (Ames Research Center) NASA в Калифорнии повторно изучили изображения поверхности спутника Нептуна Тритона, которые передавала на Землю автоматическая межпланетная станция "Вояджер-2" (Voyager 2), посетившая окрестности самой удаленной от Солнца планеты-гиганта в 1989 году. С помощью новых технологий ученым удалось с большей точностью подсчитать количество кратеров на Тритоне и выявить вероятные причины их появления. Результаты нового исследования публикуются в выпуске журнала "Икар" (Icarus) за 1 декабря, в статье, озаглавленной "On the negligible age of the surface of Triton".

Поверхность Тритона всегда считалась довольно "молодой", однако новый метод подсчета кратеров, похоже, делает ее еще "моложе" - менее ста миллионов лет, а возможно даже всего несколько миллионов.

Тритон - это крупнейший спутник Нептуна. Открыт английским астрономом Уильямом Ласселом (William Lassell) в 1846 году, спустя всего 17 дней после открытия самой планеты. Это единственный крупный спутник Солнечной системы, движущийся в обратном (ретроградном) направлении, противоположном вращению планеты-хозяйки. Орбита Тритона сильно наклонена к плоскости экватора планеты и к плоскости эклиптики, однако представляет собой почти идеально правильную окружность. Диаметр Тритона - 2706 километров, это лишь немногим уступает диаметру Луны и превосходит размеры Плутона. Плотность - около 2,07 г/см³. Поверхность хорошо отражает солнечный свет, поскольку покрыта метановым и азотным льдом. Во время пролета "Вояджера" б́ольшую часть южного полушария покрывала полярная шапка.

Интересно, что практически все кратеры Тритона расположены на его "ведущей" стороне, а на "ведомой" кратеров практически нет. Тритон в своем вращении синхронизован с Нептуном, обращен к нему всегда одной стороной. Действует он как своего рода огромный пылесос, собирая на свои "плечи" весь тот рой обломков и пыли, что вращаются вокруг Нептуна в "правильном" направлении. Будущее Тритона довольно мрачно. Приливно-отливные взаимодействия с планетой-гигантом рано или поздно приведут к тому, что Тритон попадет в так называемую полость Роша и разрушится. После этого Нептун окружит себя кольцевой системой, которой сможет позавидовать даже Сатурн.

How Old is Triton's Surface? - Universe Today