статья Астрономы объявили об открытии семи новых спутников Юпитера

Максим Борисов, 06.03.2003
Юпитер с сайта www.afit.edu

Астрономы Гавайского университета (University of Hawai'i) объявили в среду об открытии семи новых орбитальных спутников Юпитера, доведя таким образом общий счет открытых лун крупнейшей планеты Солнечной системы до 47. Скотт Шеппард (Scott Sheppard), Дэвид Джуитт (David Jewitt) и их коллеги использовали в своей работе 8,3-метровый телескоп Subaru и 3,6-метровый канадско-французский телескоп на Гавайях.

Два гигантских телескопа на вершине Мауна-Кеа (Mauna Kea, 4209 м) оснащены крупнейшими цифровыми камерами в мире, позволяя получать детальные изображения, которые требуются для того, чтобы отыскать самые крошечные луны в нашей Солнечной системе. Члены той же самой команды определили местонахождение 23 других юпитериаских лун за последние три года. Предыдущая маленькая луна Юпитера была найдена 31 октября 2002 года и носила обозначение S/2002 J1.

Из семи последних лун, по предварительным оценкам, две вращаются по своим орбитам в том же самом направлении, в котором вращается сам Юпитер, в то время как пять оставшихся являются "нерегулярными" - вращаются в противоположном направлении. Все новооткрытые спутники Юпитера - маленькие, их диаметры, оцененные по их яркости, составляют 1,2 - 2,4 мили (2 - 4 км). У Юпитера есть 17 других лун примерно такого же размера и несколько покрупнее. А самый большой спутник Юпитера, Ганимед, имеет диаметр в 3 270 миль (5 262 км). Дэвид Джуитт считает, что, возможно, всего существует около 100 спутников Юпитера диаметром до 1 км и бесчисленные совсем крошечные объекты.

Астрономы пока не знают, как все эти небольшие спутники появились на свет. Некоторые могут оказаться захваченными в свое время астероидами. Другие, возможно, - останки столкновений между большими объектами. Ученые надеются, что подобные открытия дадут им в руки новые данные, которые позволят в конечном счете в точности установить, как именно формировался сам Юпитер.

Стоит напомнить, что Сатурн имеет 30 лун, Уран - 21, а Нептун - 11. Марс имеет две луны, а Земля - только одну, хотя недавно была открыта еще своеобразная квазилуна, которая выписывает в небесах очень замысловатый путь, но гравитационно привязана к нашей планете. Плутон также имеет один спутник (Харон).

Последние открытые спутники пока обозначены только номерами (от S/2003 J1 до S/2003 J7), но еще не названы. Зато Рабочая группа по наименованиям в Солнечной системе Международного астрономического союза (International Astronomical Union's Working Group for Planetary System Nomenclature - WGPSN) недавно утвердила названия 11 юпитерианских лун, найденных в 2000 году. Это Callirrhoe, Themisto, Megaclite, Taygete, Chaldene, Harpalyke, Kalyke, Iocaste, Erinome, Isonoe и Praxidike. Они взяты из греческой мифологии и представляют собой имена детей Зевса и других персонажей, связанных с верховным древнегреческим божеством, прототипом древнеримского Юпитера (-o или -e в конце английского названия, надо полагать, как всегда, обозначают "регулярность" или "нерегулярность" спутника).

Astronomers spot new Jupiter moons - The Honolulu Advertiser