Наука
В блогах
Экспертная выручка
Но вне зависимости от исхода событий для России все случившееся (на Украине. - Ред.) - это наилучший с 1991 года повод задуматься об эффективности своей политики на постсоветском пространстве и адекватности ее требованиям международной среды вообще. И сделать соответствующие выводы, часть из которых я попробую изложить ниже... При высокой вероятности того, что новые власти все-таки подпишут с Европейским союзом соглашение об ассоциации, имеет смысл провести, привлекая международных экспертов, несколько конференций на тему "почему Россия не может и не будет платить за ассоциацию Украины и ЕС". Заказать и максимально растиражировать результаты серьезных исследований на эту тему... Современная внешняя политика вместе с тем требует системности и тотальности. Первое означает серьезную и масштабную проработку многоходовых комбинаций и сценариев. Это требует широкого вовлечения экспертного сообщества... Пока по сравнению с теми, кто в силу объективных причин вступает с Москвой в конкурентные отношения, у России ничтожно мало интеллектуальных центров и "мозговых центров".
Тимофей Бордачев, политолог, член Совета по внешней и оборонной политике
Весовщик осматривает его шесть ящиков и говорит:
- Слабая тара. Не пойдет. Сымай обратно.
Который в очках, услышав эти слова, совершенно упадает духом…
Весовщик говорит:
- ...Сымайте свои шесть ящиков с весов, - они мне буквально холодят душу. Но, поскольку это государственные ящики, обратитесь вот до того рабочего, он вам укрепит слабую тару...
Тогда мне начинает казаться, что у меня тоже слабая тара.
И, покуда до меня не дошла очередь, я подхожу к рабочему и прошу его на всякий случай укрепить мою сомнительную тару. Он спрашивает с меня восемь рублей.
Я говорю:
- Что вы, говорю, обалдели, восемь рублей брать за три гвоздя.
Он мне говорит интимным голосом:
- Это верно, я бы вам и за трояк сделал, но, говорит, войдите в мое пиковое положение - мне же надо делиться вот с этим крокодилом.
Тут я начинаю понимать всю механику.
- Стало быть, - я говорю, - вы делитесь с весовщиком?
Тут он несколько смущается, что проговорился, несет разный вздор и небылицы, бормочет о мелком жалованьишке, о дороговизне, делает мне крупную скидку и приступает к работе.
Михаил Зощенко. "Слабая тара"
Правильная русская вера
Достаточно посмотреть, что в Европе происходит с образованием, чтобы многое понять о ее ценностях. В СССР готовили личностей, которые знали и литературу, и историю, и математику. В Европе готовят узких специалистов, которые ничего не должны знать кроме своей маленькой рабочей сферы. Либеральная модель пытается нас уверить, что сегодня нужны такие люди. Но России они не нужны, у нашей страны всегда была своя миссия - и миссия огромная. Она запредельная: офисный планктон не может ее выполнить, ее могут выполнить только личности, воспитанные государством. Нужно говорить, что у нашей великой страны не те задачи, которые есть у Европы: мы существуем не для того, чтобы у всех было хорошо с колбасой и йогуртом. Нет, у нас более широкая миссия. Нельзя равнять нас ни с одной европейской страной... Мы принуждаем ребенка жить в соответствии с теми ценностями, которые исторически и духовно важны для нашей страны: он больше не хочет закинуть себе в живот сосиску, а думает о более серьезных, если хотите, духовных вещах. Это совсем другая миссия.
Алексей Журавлев, депутат Госдумы, председатель партии "Родина"
Левша отвечает:
- Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем.
Англичане переглянулись и говорят:
- Это удивительно.
А левша им отвечает:
- У нас это так повсеместно…
Они говорят:
- Это жалко, лучше бы, если б вы из арифметики по крайности хоть четыре правила сложения знали, то бы вам было гораздо пользительнее, чем весь Полусонник...
Левша согласился.
- Об этом, - говорит, - спору нет, что мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные.
А англичане сказывают ему:
- Оставайтесь у нас, мы вам большую образованность передадим, и из вас удивительный мастер выйдет...
Но на это левша не согласился...
- Почему так?
- Потому, - отвечает, - что наша русская вера самая правильная, и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и потомцы.
- Вы, - говорят англичане, - нашей веры не знаете: мы того же закона христианского и то же самое Евангелие содержим.
- Евангелие, - отвечает левша, - действительно у всех одно, а только наши книги против ваших толще, и вера у нас полнее.
Николай Лесков. "Левша"
ГЛОНАСС и ныне там
Вице-премьер Дмитрий Рогозин учредил новую структуру по внедрению ГЛОНАСС. В межведомственную рабочую группу по развитию и использованию ГЛОНАСС включены 37 чиновников, представителей госкомпаний и институтов развития... "Исполнительный орган по координации работ при реализации государственной политики в области навигационной деятельности с использованием ГЛОНАСС" - так официально обозначен функционал данной структуры в документах космического агентства... Новый орган должен дополнить уже имеющуюся межведомственную рабочую группу по развитию и внедрению системы ГЛОНАСС, которую возглавляет сам Рогозин.
"Известия"
Велосипедкин (отводя Ивана Ивановича). Товарищ, надо помочь парню. Я ходил всюду, куда "без доклада не входить", и часами торчал везде, где "кончил дело..." и так далее, и почти ночевал под вывеской "если вы пришли к занятому человеку, то уходите" - и никакого толку. Из-за волокиты... гибнет, может быть, грандиозное изобретенье. Товарищ, вы должны с вашим авторитетом...
Иван Иванович. Да, это ужасно! Лес рубят - щепки летят. Я сейчас же прямо в Главное управление по согласованию. Я скажу сейчас же Николаю Игнатьичу... А если он откажет, я буду разговаривать с самим Павлом Варфоломеичем... У вас есть телефон? Ах, у вас нет телефона! Маленькие недостатки механизма... Ах, какие механизмы в Швейцарии! Вы бывали в Швейцарии? Я был в Швейцарии. Везде одни швейцарцы. Удивительно интересно!
Владимир Маяковский. "Баня"
Настоящий мозг нации
Короче, вся эта "либеральная интеллигенция" - не мозг нации, а... оно самое.
Если они выступают против своей страны, то к ним не может быть никаких поблажек!
"Дождь", "кредо", "сноб" и прочие, вся "пятая колонна" должна быть демонтирована. Окончательно и бесповоротно!
И вообще, вся эта проблотная (проболотная? - Ред.) "интеллигенция" преувеличивает свои таланты и свое значение, шантажирует общество и государство. Они не нужны, Россия прекрасно проживет и без них. Зачем они, если есть Патриарх Кирилл и Никита Михалков?
Кирилл Фролов, глава Ассоциации православных экспертов
Товарищи, мы с радостью можем констатировать, что вооруженные мичуринским учением наши советские биологи уже разгромили морганизм... Нас призывают здесь дискуссировать. Мы не будем дискуссировать с морганистами (аплодисменты), мы будем продолжать их разоблачать как представителей вредного и идеологически чуждого, привнесенного к нам из чуждого зарубежа, лженаучного по своей сущности направления. (Аплодисменты.)... Мы смело смотрим в будущее, потому что у нас есть настоящий лидер (Трофим Лысенко. - Ред.), а у вас, морганисты, - Шмальгаузен. (Бурные, продолжительные аплодисменты.)... Морганисты хотят на ходу задержать поступательный шаг мичуринского движения. Но тщетно. Им это не удалось, не удается и не удастся!
Исаак (Исай) Презент, советский ученый и педагог. Речь на августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 года
Генерал от идеологии
Так вот, с 1991 года я в должности ректора занимаюсь идеологической работой. В том числе и со студентами. Насаждаю ценности... Культивирую идеалы. Выбираю их из прошлого, из литературы и искусства, из окружающей повседневности... Организую ознакомление студентов с самыми разными идеологиями и помогаю им овладеть лучшим из идеологического разнообразия. Кто решает, что лучшее? Журналисты ужаснутся, но скрывать не буду - я сам решаю. Считаю, что мне это по должности положено.
Александр Запесоцкий, ректор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент РАН
- Ну вот, - говорит он (Хрущев. - Ред), - мы вас тут, конечно, послушали, поговорили, но решать-то будет кто? Решать в нашей стране должен народ. А народ, это кто? Это партия. А партия кто? Это мы. Мы - партия. Значит, мы и будем решать, я вот буду решать. Понятно?.. И вот еще по-другому вам скажу. Бывает так: заспорит полковник с генералом, и полковник так убедительно все рассказывает, очень убедительно. Да. Генерал слушает, слушает, и возразить вроде нечего. Надоест ему полковник, встанет он и скажет: "Ну, вот что, ты полковник, я - генерал. Направо кругом, марш!" - и полковник повернется и пойдет - исполнять! Так вот, вы - полковники, а я, извините, - генерал. Направо кругом марш! Пожалуйста!
Вот такое заключение. Или вот еще другое:
- Письмо тут подписали. И в этом письме, между прочим, пишут, просят за молодых этих левых художников, и пишут: пусть работают и те, и другие, пусть-де, мол, в изобразительном нашем искусстве будет мирное сосуществование. Это, товарищи, грубая политическая ошибка. Мирное сосуществование возможно, но не в вопросах идеологии.
Михаил Ромм. "Устные рассказы"
Опричный уполномоченный
Потому что мы государевы люди. Моя жизнь изменилась на 180 градусов после назначения на госслужбу. И сейчас тема с якобы заимствованиями в докторской диссертации для меня неактуальна. Я регулярно подаю декларации. Квартира на Лазурном Берегу указана во всех документах. Я много лет ее арендую. Мой доход во всех декларациях указан. Он позволяет арендовать... Никаких проблем. Я написал 9 романов, 2 диссертации и 30 книг, пособий и учебников, для меня вопрос некорректных заимствований не стоит... Я сел за кандидатскую диссертацию по педагогике... Я напишу, и защищусь, и приглашу представителей "Диссернета" на защиту... Я перечитал работы Макаренко...
Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка
- Какая опричнина? Что за опричники? - спросил князь.
- Да провал их знает! Называют себя царскими людьми. Мы-де люди царские, опричники!.. Нам-де вас грабить да обдирать, а вам-де терпеть да кланяться. Так-де царь указал!
Князь Серебряный вспыхнул:
- Царь указал обижать народ? Ах, они окаянные! Да кто они такие? Как вы их, разбойников, не перевяжете!
- Перевязать опричников-то! Эх, боярин! видно, ты издалека едешь, что не знаешь опричнины!
Алексей Толстой. "Князь Серебряный"
Подъем по команде
Я помню времена, когда в семь утра вся страна выходила работать на завод. Тогда была индустриальная держава. У нас у страны громадное неосвоенное пространство, кто же его будет осваивать?
Виктор Садовничий, ректор МГУ, академик РАН
В пять часов утра дневальные стали будить заключенных...Тысячи людей, харкая, кашляя, подтягивали ватные штаны, наворачивали на ноги портянки, чесали бока, животы, шеи...
А сирены все выли, дальние и близкие, - северный сводный оркестр. Он звучал над морозной красноярской землей, над автономной республикой Коми, над Магаданом, над Советской Гаванью, над снегами колымского края, над чукотской тундрой, над лагерями мурманского севера и северного Казахстана...
Под голоса сирен, под удары ломика по подвешенной к дереву рельсе шли добытчики соликамского калия, ридеровской и балхашской меди, колымского никеля и свинца, кузнецкого и сахалинского угля, шли строители железной дороги, идущей поверх вечной мерзлоты вдоль берега Ледовитого океана, колымских бархатных трасс, рабочие лесоповала Сибири и Северного Урала, мурманского и архангельского края...
В этот снежный ночной час начинался день на таежных лагпунктах и командировках великой лагерной громады Дальстроя.
Василий Гроссман. "Жизнь и судьба"
Лапотный ресурс
Мы от бога богаты, сказочно богаты, мы обладаем самыми крупными природными ресурсами, я имею в виду питьевую воду, лес, посевные площади плюс полезные ископаемые... В отличие от любой развитой страны, которая не имеет ресурсов и идет по пути инновационной экономики, мы никогда не будем иметь такого типа экономику. Она нам просто не нужна, поскольку мы очень богаты.
Михаил Ковальчук, директор НИЦ "Курчатовский институт", член-корреспондент РАН
Из Голландии выписали мастера Картена Брандта, с великими трудами построили корабль "Орел" - да на этом и замерло дело, людей, способных к мореходству, не оказалось. Да и денег было мало. Да и хлопотно... И опять лезут иноземцы, норовят по локоть засунуться в русский карман... Что тут придумать?..
Князь Волконский, острый умом старец, ответствовал:
- На лапти еще налогу нет...
- Истинно, истинно, - зашумели бояре, - мужики по двенадцати пар лаптей в год изнашивают, наложить по две деньги дани на пару лаптей...
Легко стало боярам. Решили дело. Иные вытирали пот, иные вертели пальцами, отдувались. Иные от облегчения пускали злого духа в шубу.
Алексей Толстой. "Петр Первый"
Учебники и историческая правда
Затея с единым учебником истории, конечно, чисто тоталитарная. Если общество не сопротивляется этим планам власти, а академическая наука готова их обслуживать, что она вчера лишний раз продемонстрировала устами господина Чубарьяна и других, - это гибель полноценного гуманитарного знания. Настоящие интеллектуалы участвовать в индоктринации не могут - иначе они превращаются в пропагандистов.
Единый учебник истории - это никакое не формирование у учащихся "правильной картины мира" или развитие у них "знаний-умений-навыков". Это индоктринация, пропаганда. И это, конечно, идеологический инструмент таких режимов, как северокорейский, гитлеровский, сталинский. Единый учебник истории и модернизация - вещи совершенно несовместимые. Все это зеркало, поставленное перед нашим обществом. И зеркало это показывает тяжелую болезнь.
В разговоре с участниками проекта глава государства сделал очень много ошибок. Например, он все время говорит "Великая Отечественная война". Это сознательное смешение понятий. Надо говорить о Второй мировой войне - потому что СССР вступил в эту войну 17 сентября 1939 года, и вступил как союзник гитлеровской Германии, которая войну развязала. А когда мы говорим о Великой Отечественной, которая началась 22 июня 1941 года, у нас выпадает целый смысловой пласт, связанный с пактом Молотова-Риббентропа, с нападением на Польшу с двух сторон и т.д. В концепции единого учебника говорится, что "СССР вступил во Вторую мировую войну 22 июня 1941 года, после вторжения Германии на его территорию". Это ложь.
В концепции (отголосок этого есть и в выступлении Путина) есть слова, совершенно неприемлемые в устах историков. Например, насчет того, что репрессии тридцатых годов были вызваны необходимостью борьбы с пятой колонной. То есть репрессии оправдываются наличием какого-то контингента предателей. Это недопустимо.
Все это тянется еще с 2007 года - с дискуссии об учебнике Филиппова. Потом была история с учебником Вдовина - Барсенкова, потом одна попытка написать единый учебник, другая... Если общество не сопротивляется изнасилованию, грош цена этому обществу. А вся академическая наука радостно сказала "да".
И когда видишь людей, которые были на совещании у Путина, хочется спросить: а судьи-то у нас кто, кто это все разрабатывает? Многие из них просто исторически безграмотны: архимандрит Тихон (Шевкунов) продемонстрировал нам это в своем фильме "Византийский урок", министр культуры Мединский - в своих книгах и в наполовину сворованной диссертации. Академик Чубарьян, который ни одной научной работы за всю жизнь не написал, - достойный руководитель науки. Весь этот синклит - просто незабудки над ручьем.
Ну и, конечно, Вячеслав Никонов. Я когда-то у него училась - он у нас на истфаке МГУ вел семинары по новейшей истории и выглядел, надо сказать, относительно прилично. Что-то такое говорил не самое мракобесное. Году примерно в 1980-м мы на семинаре обсуждали итальянскую компартию. И кто-то из нас стал критиковать ее за ревизионизм - вот, мол, отступают от великого учения. И Слава Никонов (он тогда еще был аспирантом) сказал: ребята, мы, сидя в этой аудитории, вряд ли имеем право ругать итальянскую компартию за ревизионизм или что-то другое - ведь они все-таки в поле работают. Это прозвучало очень неплохо, потому что тогда у нас обычно совсем другое говорили. Но вот время взяло свое, и теперь Вячеслав Алексеевич нам несет такую имперскую мракобесную пургу, занимается фуфлом со своим фондом "Русский мир"... Станислав Белковский как-то назвал Никонова "внуком Молотова-Риббентропа". Что ж, как бы ни был одиозен г-н Белковский, сказано удачно.
Бойкая русская наука
Мы ставим перед собой довольно амбициозную задачу - значительно увеличить (до четырех процентов) вклад России в мировую науку... Но для этого необходимо и значительное увеличение финансирования... Пока же мы в этом плане сильно отстаем от Запада. Единственное, в чем мы не только не отстаем, но и опережаем, это в идеях. С идеями в России всегда было все в порядке!
Валерий Чарушин, председатель Уральского отделения РАН, вице-президент РАН
Иные молодцы даже русскую науку открыли: у нас, мол, дважды два тоже четыре, да выходит оно как-то бойчее.
Иван Тургенев. "Дым"