Религия

В блогах


Симфония науки и церкви

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 14.10.2015

383

Через знание и понимание религии и духовных основ России происходит нацеленность на формирование у студентов творческого смыслополагания их жизни и дальнейшего труда.
Не секрет, что наука прошла путь от провозглашения примата знания над духовным началом (с эпохи Реформации) и неизбежного обожествления ее (науки) и научно-технического прогресса - к последующему разочарованию в их всемогуществе... Настоящее научное познание не может ограничивать себя каким-то одним методом. В данном случае мощнейшим инструментом миропознания являются религия, богословие... наука - это знание, нейтральное в духовно-нравственном отношении... Религия представляет собой совокупность нравственных, моральных ценностей. Если этими ценностями не будут руководствоваться ученые-физики... то результатом неизбежно станет катастрофа распада человечества и гибели окружающей среды.

Михаил Стриханов, ректор Национального исследовательского ядерного университета "МИФИ"

Писец. Его преосвященство кардинал Беллармин обращается к упомянутому Галилео Галилею: святейший совет постановил сегодня ночью, что учение Коперника о том, что Солнце неподвижно и служит центром вселенной, а Земля не центр вселенной и движется, является безумным, нелепым и еретическим. Мне поручено призвать вас отказаться от этих взглядов.
Галилей. Что это значит? Но как же тогда факты?.. Но спутники Юпитера, но фазы Венеры...
Беллармин. Святая конгрегация приняла свое решение, не учитывая эти подробности.
Галилей. Значит, всякие дальнейшие научные исследования...
Беллармин. ...полностью обеспечены, господин Галилей. В соответствии с учением церкви, которое гласит, что мы не можем познать, но вправе исследовать. Вам предоставляется право использовать и это учение как математическую гипотезу. Наука является законной и весьма любимой дочерью церкви, господин Галилей. Никто из нас не считает всерьез, что вы намерены подорвать доверие к церкви.

Бертольт Брехт. "Жизнь Галилея"


Ослепление православных богословов

Vip Антуан Аржаковский (в блоге Свободное место) 26.09.2015

47094

Публикация тремя американскими православными христианами открытого письма, упрекающего почтенного американского католического профессора Джорджа Вайгеля в «оскорблении русской Церкви», свидетельствует о нарастающем недомогании в лоне православной церкви - как в России, так и среди ее представителей в западном мире. Вайгель всего лишь осудил российскую агрессию в Крыму, как это сделали почти все страны - члены ООН (за исключением десяти), и выступил в защиту греко-католической церкви от систематических и необоснованных обвинений со стороны Московского патриархата. Два священника и православный мирянин, «глубоко раненные» правдивыми высказываниями католического богослова, решили изложить причины, по которым они лично продолжают поддерживать Московского патриарха Кирилла.

Составляя это письмо, они хорошо знали, что и без блестящих анализов Вайгеля весь мир сейчас с изумлением наблюдает за моральным распадом Московского патриархата и концом мифа о возрождении русской церкви, в который после 1991 года искренне хотело верить множество людей. Действительно, сегодня каждый (будь он христианин или нет) отлично понимает , что действия христианской церкви, благословляющей захватническую войну и поддерживающей аннексию территорий соседнего государства, глубоко противоречат благой вести ее Основателя. Вот почему я не считаю, что решение наших авторов опубликовать открытое письмо профессору Вайгелю нужно трактовать как акт пропаганды. Авторы этого письма не могли не знать обо всем известных кадрах с патриархом Кириллом, освящающим военный завод в Сибири, или епископом Волгодонским, благословляющим российские бомбардировщики на украинской границе.

Я воспринимаю это письмо как крик о помощи.

А вот и их скрытые, не сформулированные, наболевшие, а затем и полемические, вопросы: Как случилось, что Русская православная церковь, церковь святого Владимира и святого Серафима Саровского, могла так заболеть? Разве святая православная церковь может ошибаться? Может, это все-таки Запад сошел с ума? Но почему тогда так прискорбно слушать отзывы западной прессы о захватнической идеологии «русского мира», проповедуемой патриархом Кириллом? И как понимать заявления российского правительства об ответственности американской администрации за изменение правительства в Киеве, тогда как каждому, по крайней мере в Соединенных Штатах, известно, что Украина далеко не является геополитическим приоритетом Белого Дома и что Европейскому Союзу коммерчески невыгодно предпочитать Украину России?

Подробнее - в моей статье.


Ненцы и негры

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 17.09.2015

383

Вчера я посещал место, где живут коренные жители, ненцы... Они в простоте душевной чувствуют Божие присутствие... и не хотят уезжать из тундры, то есть делают то, что абсолютному большинству людей не под силу... Мне было приятно очень услышать от этих людей, что у них самый лучший в Российской Федерации губернатор... А ведь они многое претерпели... Деньги никогда не приносят свободу. Свободу приносит Христос. И эти люди в тундре абсолютно свободны... У них полная свобода, в том числе от сильных мира сего.

Кирилл, патриарх Московский и всея Руси

- А мне кажется, можно многое сказать и за, и против рабства, - вступила в разговор изящно одетая женщина, сидевшая с рукодельем у открытых дверей своей каюты... - Я была на Юге, и, доложу вам, неграм там прекрасно живется. Вряд ли они могли бы так жить на свободе...
- Сам господь бог судил африканцам быть рабами и довольствоваться своим положением, - сказал солидного вида джентльмен в черном священническом одеянии.

Гарриет Бичер-Стоу. "Хижина дяди Тома"


Заряд бесстрашия

Vip Елена Санникова (в блоге Свободное место) 15.09.2015

35

В минувшую субботу друзья и близкие вспоминали участников демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 года. Из восьми человек, вышедших в тот день с протестом против ввода советских войск в Чехословакию, шестеро были арестованы сразу, седьмую - Наталью Горбаневскую - арестовали годом позже. Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Константин Бабицкий, Владимир Дремлюга, Вадим Делоне и Павел Литвинов были приговорены к различным срокам заключения и ссылки, Виктор Файнберг и Наталья Горбаневская вкусили ад советских психиатрических спецтюрем.

Примечательно, что трое из демонстрантов - Наталья Горбаневская, Вадим Делоне и Константин Бабицкий - были поэты.

Этим летом ушел из жизни пятый из той легендарной восьмерки - Владимир Дремлюга.

Из ныне здравствующих ни Павел Литвинов, ни Виктор Файнберг никоим образом не являются церковными людьми, однако оба они приняли участие в панихидах по почившим соратникам - Павел Михайлович в Нью-Йорке, Виктор Исаакович в Париже. Собственно, и авторами идеи такого поминания были Павел Литвинов и Виктор Балашов, тоже бывший политзаключенный, живущий в Нью-Йорке.

Но первая в этот день панихида по ушедшим Вадиму, Константину, Ларисе, Наталье и Владимиру прошла в Москве. Заказал поминальную службу Сергей Шаров-Делоне, младший брат Вадима Делоне и активный защитник сегодняшних политзаключенных.

Протоиерей Александр Борисов назвал участников той демонстрации людьми, стоявшими за правду, и напомнил евангельские слова: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». И несмотря на то, что вышедшие на площадь сразу же были схвачены и лишены свободы, их усилия не пропали даром и отозвались во многих сердцах. «Мы видели, что и в верхах стали появляться люди, которые захотели изменить лицо социализма на человеческое». В качестве примера Александр Борисов назвал Михаила Горбачева.

Священник напомнил также слова Евангелия, которые читались в этот день на литургии: «Претерпевший до конца спасется». Он назвал важнейшую отличительную черту христианина - способность молиться за врагов. «Когда мы молимся за них, это не значит, что мы их восхваляем. Мы молимся, чтобы Господь коснулся их сердец». В этом ключе читается сегодня в храмах и молитва об Украине: «Ожесточенные сердца умягчи... Кого мы имеем в виду? Не только тех, кто сидит в окопах, но и тех, кто занимает самые высокие посты... Очень важно молиться о мире. Потому что когда идет война, самые отвратительные вещи происходят».

И несмотря на все неустройства сегодняшнего дня, несмотря на то, что демократический режим не рождается сразу и современная жизнь во многом нас не устраивает, «свободы все-таки гораздо больше, чем было раньше, книги, которые немыслимо было тогда, в 1960-80-е годы, не только прочесть, но и достать, сейчас полностью доступны, читай - не хочу». Наряду с Солженицыным отец Александр упомянул Ходорковского, книги которого появлялись в свободной продаже в то время, когда их автор отбывал заключение.

Похожие мысли высказал священник Михаил Меерсон на панихиде в Нью-Йорке. Он поделился своими воспоминаниями о первой демонстрации на Пушкинской площади в защиту Синявского и Даниэля, вспомнил напряженные лица людей, стоявших перед памятником, и как мгновенно демонстрация была разогнана, плакаты порваны, люди схвачены. Однако событие, которое могли заметить лишь случайные прохожие, о котором не написала ни одна газета, имело большое значение в истории. Именно с него началось освободительное движение, которое можно называть и демократическим, и правозащитным. Что же касается демонстрации на Красной площади, то разогнана она была так же молниеносно, однако многие из тех, кто был так грубо схвачен, пережили эту мощную тоталитарную систему, а Чехословакия давным-давно уже другая страна, точнее - две страны.

«Как бы ни были могучи исторические завоевания, оказывается, что такие маленькие, скромные, но героические протесты куда сильней этих завоеваний. И здесь вспоминаются слова Бердяева, что Бог являет себя вот в подобных актах героизма», - сказал Михаил Меерсон.

После панихиды участники ее собрались на поминальное застолье, где Павел Литвинов рассказал о каждом из своих друзей, вышедших на площадь.

В Париже на панихиде в храме Серафима Саровского рядом с участником демонстрации Виктором Файнбергом стоял сын Натальи Горбаневской Ярослав. После панихиды люди пошли в соседнее кафе, сдвинули столики так, чтобы уместилось более 20 человек, и также из уст людей, в разное время покинувших Россию, прозвучали воспоминания об участниках тех событий. Для русских парижан самой ощутимой утратой была, конечно же, Наталья Горбаневская - вечно неутомимая, бодрая, полная творческих планов и надежд... А первым из этой восьмерки ушел в Париже в 1983 году Вадим Делоне - ему было всего 35 лет.

82302

Протоиерею Александру Борисову, говорившему о нынешней относительной свободе, пришлось признаться, что перед службой к нему подходили сотрудники полиции и спрашивали, что за панихида будет в храме и зачем он ее собирается служить. Так прореагировали стражи порядка на сообщение о мероприятии в соцсетях.

«Я сказал им: если люди просят помолиться, мы не можем отказать, не имеем права. Но будем надеяться, что это пройдет без ощутимых последствий», - заключил с улыбкой отец Александр.

Выходя, люди с недоумением замечали полицейскую машину, стоявшую напротив входа в храм. И хотя священник посоветовал не придавать этому пустяку никакого значения, дело не такое уж и пустяковое. Если панихида по участникам события почти полувековой давности, давным-давно реабилитированным, протестовавшим против агрессии государства, которого давно уже нет, вызывает беспокойство у представителей нынешней власти - это значит, что такова эта власть и что очень уж мощным был тот заряд бесстрашия и воли к свободе.


По Божьей воле

Vip Николай Руденский (в блоге Свободное место) 08.09.2015

168

"Русская история - в том числе и новейшая и даже в особенности новейшая - способна привести прогрессиста и западника в полное отчаяние, ибо снова и снова ход ее подчиняется неумолимому закону... представительная демократия... опять не удалась - сколько ни пытались насадить апельсиновую рощу под Владимиром, ничего не получилось, тогда как державная автократия очередной раз показала свою укорененность на русской почве".

С удовлетворением констатируя эту извечную особенность русской истории ("Наследство их из рода в роды// Ярмо с гремушками да бич"), православный публицист Максим Соколов усматривает в ней не что иное, как предначертание Всевышнего для родной страны. Но ведь склонность к самодержавному правлению - это не единственная устойчивая черта нашей общественной жизни. Вот, скажем, такое явление, как мздоимство, тоже произрастает на русской почве с давних пор, несмотря на все усилия его искоренить. Неужели и оно, подобно "державной автократии", завещано России самим Богом, а потому заслуживает благоговейного к себе отношения?

Впрочем, возможно, так оно и есть. Ведь еще гоголевский Городничий по поводу взяток благочестиво замечал: "Это уже так самим Богом устроено, и волтерианцы напрасно против этого говорят".


Изыди, сатана

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 28.08.2015

383

Русская православная церковь (РПЦ) в случае начала судопроизводства по "делу о Мефистофеле" может ходатайствовать в суд о смягчении взыскания с виновных... Об этом "Известиям" рассказал заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ Роман Багдасаров. Он отметил, что любые символы несут определенную энергетическую нагрузку и фигура демона влияла на духовную атмосферу города.
- Понять виновника как верующего человека можно: ему отвратительны образы демона. Мефистофель - то, что олицетворяет зло в этом мире, и человек, решившийся действовать, хотел, судя по всему, зло убить, - говорит Багдасаров.
Он также добавил, что даже актеры, которые примеряли маски темных сил, нередко заканчивали плохо или в их жизни происходили мистические, а иногда трагические вещи.
- ...Вещи, связанные с поклонением темным силам, изображения несуществующих в природе чудовищ, драконов - это не только культурный аспект, но и духовный... Конечно, изображение демона в Санкт-Петербурге было историческим - но кто бы в России в настоящее время хотел, чтобы подобные негативные изображения сегодня оказались в Северной столице? - задается вопросом священник.

"Известия"

- Покажи, покажи свое творение! - сказал, тяжело дыша, монах.
Кусок серого холста упал.
На перилах сидело каменное чудовище.
Монах, рыцарь и Кучков долго смотрели на него, не говоря ни слова.
- Уж очень он страшный, - сказал наконец Андрей.
- Да это что ж такое: зверь рогатый и горбоносый? - спросил с недоумением рыцарь, не сводя глаз со статуи.
- Мыслитель, - ответил медленно ваятель. - Дьявол-мыслитель...
- Помилуй! - воскликнул монах. - Да что ж дьяволу делать в таком месте? Побойся Бога!..
- Какой страшный! - повторил Кучков. - Губа как у лютого зверя. А глаза-то!.. И язык высунул от удовольствия... Чему он радуется?..
- Грех, грех, брат, - повторил укоризненно монах. - Добрый католик не создал бы такой статуи. Напрасно умудрил тебя Господь, послав тебе талант и науку.
Ваятель не отвечал ни слова.

Марк Алданов. "Девятое Термидора"


Чревоугодие Христа ради

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 28.08.2015

383

Стоимость монастырских продуктов в силу их качеств выше, поэтому не всем сетям это интересно... Такая продукция может стать интересной для сетей премиум-класса, таких как "Азбука вкуса" или "Глобус Гурмэ". В них покупатель готов переплатить за то, что несет некое приобщение к религии и гарантирует чистоту продуктов... К тому же надо учитывать высокий уровень доверия населения к Церкви, следовательно, и ко всему, что производится в монастырских хозяйствах. Потребителям также нравится то, что вся продукция под монастырским брендом, которая идет на реализацию, уже освящена священниками.

Денис Никитаc, гендиректор аналитического агентства "Сегмент"

Монахи знали, что она любит маринованную стерлядь, мелкие грибки, малагу и простые медовые пряники, от которых во рту пахнет кипарисом, и каждый раз, когда она приезжала, подавали ей все это. Кушая грибки и запивая их малагой, княгиня мечтала о том, как ее окончательно разорят и покинут... как все люди, сколько их есть на земле, будут нападать на нее, злословить, смеяться; она откажется от своего княжеского титула, от роскоши и общества, уйдет в монастырь, и никому ни одного слова упрека; она будет молиться за врагов своих, и тогда все вдруг поймут ее, придут к ней просить прощения, но уж будет поздно...

Антон Чехов. "Княгиня"


Энтеократия

Vip Лев Рубинштейн (в блоге Свободное место) 17.08.2015

12

Извините меня за излишнюю, может быть, самоуверенность, но я почему-то твердо уверен, что мне в общих чертах понятно, что такое различные человеческие чувства, и что мне более или менее свойственно опасение эти самые чувства как-либо задеть.

А также я уверен в том, что никогда не позволю себе пошутить насчет чего-либо, если хотя бы могу предположить, что таковые шутки могут кого-нибудь обидеть.

Позволить себе любые шутки и любые игровые "кощунства" я могу, лишь находясь среди людей, чьим чувствам юмора и стиля - каковые, между прочим, как и прочие чувства, тоже бывают восприимчивы к оскорблениям, - я доверяю как минимум так же, как своим.

Так вот.

Вся эта якобы обиженная и оскорбленная сволота, нагло и крикливо шляющаяся по выставкам современного или даже не очень современного искусства или по-хозяйски вваливающаяся на собрания нормальных современных граждан, устраивающая шумные погромы и кошачьи концерты и с разной степенью неправдоподобия симулирующая экстатическое бешенство, ни к каким чувствам, кроме чувства ненависти, постоянно и мучительно ищущей своего применения, отношения не имеет.

И это даже странно не только доказывать, но и просто обсуждать.

И уж совсем нелеп вопрос относительно того, какие меры примет по отношению к их "художествам" государство. Да никаких!

Во-первых, потому, что никакого государства, по крайней мере в общепринятом смысле этого слова, просто нет. Все институты, имитирующие государственные и как бы призванные обеспечивать и защищать конституционные права и свободы граждан, исходят не из цивилизованного принципа "прав - не прав", а лишь из принципа стаи - "свои - не свои".

Эти же ребята для этого, с позволения сказать, государства не просто "свои". Они, собственно говоря, и есть государство. Уж какое есть. Они и есть государство, хотя и в максимально обнаженном, гротескном, карикатурном обличье. Местные государственные институты - суды, полиция, следственные комитеты и депутатские корпуса - и сами по себе вполне тянут на карикатуры. А это уже карикатуры на карикатуры.

Они всего лишь претворяют в жизнь все то, о чем вполне открыто говорят различные протоиереи, министры культуры и прочие специалисты и специалистки по "скрепам" из отмеченных повышенной густопсовой духовностью и погромным патриотизмом периодических изданий.

Да и не хотел бы я, если честно, чтобы они подверглись преследованиям от своих же. Во-первых, как я уже говорил, это было бы странно и, в общем-то, несправедливо. Во-вторых, вряд ли кого-нибудь из нормальных людей обрадовало бы, если бы эта бесноватая шобла обрела статус "мучеников за идею".

А вот если кто-нибудь из тех, у кого в какой-то момент совсем исчерпается душевный ресурс, позволяющий терпеть эти наглые и безнаказанные выходки, не жалуясь дяденьке милиционеру, а совсем по-простому, как это было принято в годы моего дворового детства...

Впрочем, тут я, как сознательный, законопослушный и взрослый гражданин, умолкаю. А то ведь экстремизм, знаете ли, возбуждение вражды по отношению к социальной группе "подонки", то-се...


Госдеп и Господь

Vip Лев Рубинштейн (в блоге Свободное место) 11.08.2015

12

В Стране чудес чудеса не иссякают, как это и должно быть в Стране чудес. По крайней мере до того момента, пока Алиса не проснется. А пока она продолжает спать, то, заглянув в новости, она сразу же увидит, допустим, нечто такое:

Директор поп-группы "Ласковый май" Андрей Разин обвинил Госдепартамент США в намерении сорвать концерт коллектива, намеченный на 12 августа в Севастополе. "Я вообще считаю, что заказчик - Госдеп США, - заявил Разин в интервью радиостанции "Говорит Москва". - Снять концерт "Ласкового мая" - это прямое указание Госдепа США, я так считаю.

Сама по себе тема "Госдеп vs. "Ласковый май", конечно, богатая, что и говорить. Но как-либо комментировать ее - только портить. Она и в чистом виде достойна войти в анналы отечественной истории.

Но фантазию-то все равно не остановишь. И как не представить себе такую примерно картину:

Утром в Овальный кабинет Белого дома без стука врывается пресс-секретарь президента и, задыхаясь от волнения, почти кричит: "Господин президент! Вы видели сегодняшние газеты?" - "Нет, а что случилось?" - "Вы ведь, конечно, слышали о русской поп-группе "Ласковый май?" - "Как не слышать! Не только слышал, но и многие их композиции помню наизусть. И даже иногда напеваю их по утрам. Да и вся Америка их знает. Кто же не знает: "белые ро-о-озы, белые ро-о-зы"? Но что же все-таки случилось?" - "Господин президент. Почти все утренние газеты сообщают, что эта группа собирается выступить с концертом в городе Севастополе. А это, как вы, конечно, понимаете, прямая угроза нашей национальной безопасности и нашему и без того пошатнувшемуся влиянию в мире". - "Да, да, вы правы!" - говорит президент взволнованно. И тут же, конечно, назначает экстренное совещание Государственного департамента. На повестке дня только один вопрос: как сорвать этот концерт, напрямую подрывающий основы внешней, да и внутренней политики США, а заодно и всего так называемого "свободного мира".

Впрочем, дело тут не только и не столько в "Ласковом мае" - этот случай и правда особый. Но совсем не единичный.

Представления о всепроникающем могуществе не столько реального, сколько мифического Госдепа, тянущего свои щупальца во все аспекты и сферы нашей жизни - от миролюбивой внешней политики нашего руководства до концертов дворового коллектива вечно юных троечников из подворотни, - принимают все более тотальный характер с отчетливыми чертами массового помешательства.

С одной стороны, этот самый Госдеп можно считать иносказательным обозначением нечистой силы, имя которой в архаических обществах было табуировано, как и названия тотемных животных или подлинные имена духов и божеств.

С другой же стороны, в самом русском написании и звучании этого рокового слова слышится и читается совсем другое. Можно даже сказать - противоположное.

Мой приятель рассказывал недавно, как, читая какую-то газету, он наткнулся на странную словесную конструкцию: "Господь рекомендовал своим гражданам воздержаться от…" Он даже не дочитал, от чего именно следует воздержаться гражданам Господа. После того как он перечитал начало фразы раза три, все встало на свои места. Подобные "очитки" случаются нередко.

Так что "Господь", скорее всего. Ибо только Он обладает таким сокрушительным могуществом, которому бесполезно даже сопротивляться, а можно только жаловаться на Его несправедливость. Впрочем, кому жаловаться, тоже не вполне понятно. Ну, друг другу, например.

Да, "Господь", кто же еще. И этот самый "Господь" почему-то настроен против России. Почему? В чем дело? Ведь понятно же, что дело тут не в России, а в Нем.


Идол князя Владимира

Vip Ирина Карацуба (в блоге Свободное место) 04.08.2015

175

Интересные метаморфозы происходят в последнее время с фигурой крестителя Руси, киевского князя Владимира I (980-1015). Если в ходе нашумевшего проекта "Имя России" в 2008 году он не вошел даже в топ-50 главных исторических деятелей ( в отличие от Александра Невского, Дмитрия Донского или своего сына Ярослава Мудрого), то с началом российско-украинской войны его образ стал стремительно позиционироваться кремлевской и церковной пропагандой как один из главных мифов так называемого русского мира. Тут и якобы сделанный им на века "цивилизационный выбор", и создание "единой русской нации", и воплощение в жизнь "христианских идеалов", и еще сорок бочек арестантов в духе известной формулы "православие, самодержавие, народность" (злые языки меняют последнюю часть триады на "доходность").

Причины невиданной актуализации полулегендарной и довольно темной ( в прямом и переносном смысле слова) фигуры канонизированного церковью "святого равноапостольного" князя Владимира ясны как божий день и могут быть кратко сведены к чеховскому "Воловьи Лужки наши, а не ваши!" Были, есть и будут, и за ценой мы тут не постоим.

В переводе на язык современного православного чекизма получается так: князь Владимир наш, а не ваш, украинский ( на постаменте поставленного в Лондоне в 1988 г. украинской общиной памятника князю он назван "правителем Украины"). Вас, собственно говоря, вообще нет - Владимир уже сделал выбор, крестив в днепровской купели будущие братские русский, украинский и белорусский народы, которых потом "сплотила навеки великая Русь". И нечего устраивать "разделенный народ", когда все едины во Христе и Путине.

Нынешняя владимиризация всея Руси - это прежде всего война исторических памятей, то есть та же война с Украиной, но в плоскости идеологической и ментальной. Здесь тоже рвутся снаряды, горят и рушатся здания, гибнут люди и сеются ядовитые семена смертельной вражды между народами. Приватизируется князь Владимир, причем в доброй церковной традиции он тут же умножается - один грядет в Москве, рядом с Кремлем, другой будет напоминать у истоков Днепра под Смоленском о том, что и сама купель наша, а не ваша. Ну и лиха беда начало. Как говорилось в десятилетней давности анекдоте, переименуем город Владимир в город Владимир Владимирович (тоже, кстати, не последний мотив в этой церковно-чекистской свистопляске).

Легитимизируется при помощи разнообразных словесных химер ("цивилизационный выбор", "идеалы святости", "сплочение народа" и т.д.) империалистический концепт "русского мира", один из виновников аннексии и войны в Крыму и Восточной Украине. Войны, уже давшей несколько тысяч погибших и десятки тысяч беженцев. Наконец, практически официально уничтожается гарантированный Конституцией светский характер нашего государства, а православие становится опять, как во времена Уварова, основой духовной жизни нации и единственно правильным христианством.

Как историк, "я гляжу на это дело в древнерусской тоске" (Б.Б. Гребенщиков). Гляжу и ясно вижу три источника и три составные части этой идеологической мути: мифологизация, архаизация и мобилизация сознания моих телевизионнозависимых соотечественников. Начну с последнего: нынешний вариант памятника князю работы скульптора Салавата Щербакова изображает его с крестом в правой руке и мечом на левом бедре. Месседж ясен - и это в конечном счете, после отшелушивания всех слоев луковицы, сакрализация насилия, в том числе и убийства. Что мы и видим вокруг и что и было обещано в самом начале ("мочить в ..."). Мобилизующая роль образа князя Владимира - быть иконой в химерической попытке воссоединения и сплочения якобы несправедливо разделенного народа.

Это, конечно, глубокая ментальная, социальная, политическая архаика в религиозной обертке. Это самодержавие, делающее выбор за народ, причем на тысячелетия вперед. Кстати, тоже не новость - у пропагандиста уваровской триады историка Михаила Погодина схожим образом трактовалась российская монархия: в отличие от мятежного и тлетворного Запада, где государства возникли в результате завоевания, на Руси государство якобы образовалось после добровольного призвания Рюрика с братьями, заключенного с ними договора на века вперед, и поэтому, рассуждал Погодин, не нужны нам ни парламент, ни конституция.

Ну и наконец, бессмысленная и беспощадная мифологизация деятельности реального князя Владимира Святославича. Ведь он, разумеется, не делал никаких цивилизационных выборов и не сплачивал никаких будущих народов. Современные научные представления о крещении Руси основываются на выделении двух этапов религиозной реформы Владимира: унификация языческих культов в начале 980-х гг. и введение христианства в 987-989 гг. Это были разные средства для достижения одной и той же цели: укрепления рыхлой конфедерации славянских и финно-угорских племен и племенных союзов под властью киевского князя. В первом случае искомого не получилось: унификация языческого пантеона во главе с киевским и княжеским богом Перуном и насаждение его верховного культа вызвали ряд антикиевских восстаний и даже отпадение некоторых земель, которые потом пришлось снова завоевывать (например, территорию вятичей). Пришлось обратиться к другой, монотеистической религии, и тут получилось удачнее, хотя и совсем не сразу.

В общем, киевский Владимир идолов свергал, а его наследники, наоборот, ставят; легенды говорят о нравственном перевороте в его душе после крещения, о попытке отказа от казней и убийств, а современное российское общество к войне стремится, причем, похоже, со всем миром; князь основывал школы и училища, а современная российская власть их успешно закрывает.

Мифологизируя князя Владимира, мы на деле отрекаемся от его реальных, а не выдуманных заветов. Впрочем, не то же ли самое за последние пятнадцать лет произошло, скажем, с Конституцией 1993 года? И со многими другими вещами, увы. В общем, как пелось в одной приснопамятной песне, "лучше бы в Бога, сука, верил".