Религия
В блогах
Губернатор ставит задачи
Мы ставим перед собой серьезные цели и задачи. И программа, которую мы сообща с орловцами составляли по развитию Орловщины на 2014-2024 гг., делалась для того, чтобы регион развивался... Сегодня правда особенно нужна. Нужно перестать обольщаться потемкинскими деревнями и сказать: мы способны справиться с любой ситуацией. Когда наш президент Владимир Владимирович Путин говорит: Российская Федерация никогда не встанет на колени и не будет плясать под чью-то дудку, - люди Орловщины готовы делом доказать эти слова. Мы выполним любую поставленную президентом задачу.
Конечно, в работе не бывает без ошибок и недостатков. Но когда злопыхатели пытаются их преувеличивать, это пользы не приносит. Если кто-то может подсказать, прийти со своим предложением - дверь открыта, придите, скажите, как сделать лучше. Но не надо радоваться ошибкам и раздувать неудачи. Патриотизм и духовность - это работа на пользу родине.
Мы - верующие люди. Вера в Бога и правильная, честная работа всегда помогали коренной России найти правильный выход из любой сложной ситуации. И мы с вами его найдем.
Вадим Потомский, губернатор Орловской области
- И еще, - продолжал губернатор. - Вот у вас Ванюша на березку влез, сделал свое дело. А потом соскочил - и пустился в пляс. А раньше было не так. Ведь не так, да?
- Было подтирание, - кивнул постановщик…
- Было подтирание! - с укоризной откинулся на спинку кресла губернатор. - А почему его убрали? По каким соображениям?
- Мне кажется, это тормозит динамику номера, - ответил постановщик.
- Тормозит? Динамику? А мы что, куда-то торопимся, да? Побыстрей, побыстрей, да? Как в Москве? Все на ходу, да? Чушь! Динамику тормозит. Ничего не тормозит. Он на березку влез, присел на сук, отвалил на сиси ей. Ему огузье нужно подтереть? Нужно! Все нормальные люди подтираются. Что, наш Ваня хуже других? Или что, русские - дикари такие, да? Русский человек не подтирается? Это клевета. Динамику! Не надо за формальные слова прятаться. И не надо самодеятельностью заниматься. Этот номер клас-си-ка! Ваня навалил, девушки с платком расписным подплыли, отерли, он штанишки подтянул - и пляши на здоровье! Это нужно вставить обязательно...
- Будем работать, Сергей Сергеич, - кивнул постановщик.
- Работайте, не жалейте себя, - губернатор заворочался в кресле, готовясь встать, и произнес свое традиционное напутствие:
- Мы должны забивать только золотые гвозди.
Владимир Сорокин. "Губернатор"
Гаванский сговор
Политика Ватикана в отношении Восточной Европы, в частности Украины, далеко не всегда отличалась адекватностью и дальновидностью. Ватикан не раз и не два имел возможность утвердиться в этом регионе - было это и во времена княгини Ольги, и во времена князя Романа Мстиславовича, которому папа римский даже дал королевскую корону, и в конце XVI столетия, когда появилась идея универсальной унии католиков и православных. Но эти возможности или были утрачены, или реализованы только частично. Похоже, Ватикан не очень понимает восточноевропейские реалии. Или не хочет их понимать? Примером этого непонимания является и Гаванская декларация, подписанная папой Франциском и патриархом Московским Кириллом.
В условиях, когда продолжается вооруженный конфликт между Россией и Украиной, в котором Московская патриархия играет не последнюю роль (по крайней мере с идеологической точки зрения), папа римский встречается с московским патриархом и подписывает совместную декларацию, где речь идет в том числе об Украине. В пункте 25-м говорится о сосуществовании греко-католиков и православных, в 26-м - о вооруженном конфликте в Донбассе, который представлен как внутренний, «противостояние в Украине». А в 27-м пункте речь идет о расколе в православии Украины. Создается впечатление, что в Гаване высокие церковные иерархи решали украинские вопросы без Украины. Правда, вроде бы от Украины присутствовал митрополит Антоний (Паканич), которого патриарх Кирилл представил как «заместителя управляющего нашей церкви в Украине» (очень красноречивое описание!). При этом папа Франциск не взял с собой украинских представителей, в частности главу Украинской греко-католической церкви Святослава (Шевчука).
Гаванская декларация вызвала негативный резонанс в Украине. Некоторые даже назвали ее церковным «пактом Молотова-Риббентропа».
Заявление по поводу Гаванской декларации сделала Украинская православная церковь Киевского патриархата: «Указанные выше пункты Декларации проникнуты духом худших образцов светской дипломатии, исполнены двузначных намеков, необъективных оценок и безосновательных суждений. По нашему убеждению в документе, который должен свидетельствовать верующим и миру позицию Церквей, лучше было бы вообще не касаться поднятых в пунктах 25-27 тем, чем освещать их в такой форме... Для Киевского Патриархата неприемлема практика дипломатии, когда решения про Украину и украинские церковные и общественные дела принимают без представителей Украины, игнорируя их мнение и позицию. Мюнхенский сговор 1938 г. и его горькие последствия доказывают: вопросы про нас нельзя решать без нашего участия».
Свое недовольство Гаванской декларацией высказал в специальном интервью глава Украинской греко-католической церкви Святослав (Шевчук): «Бесспорно, этот текст вызвал глубокое разочарование среди многих верных нашей церкви и просто неравнодушных граждан Украины. Сегодня многие обращались ко мне по этому поводу и говорили, что чувствуют себя преданными Ватиканом, разочарованными половинчатостью правды в этом документе и даже непрямой поддержкой со стороны Апостольской столицы агрессии России против Украины».
Что же касается римо-католиков в Украине, их церковные иерархи предпочитают сохранять молчание. Хоть среди духовенства и мирян все-таки распространена негативная оценка Гаванской декларации.
Молчат и «канонические православные», то есть представители так называемой Украинской православной церкви. Они пытались декларировать какую-то свою «самостоятельность». А тут Кирилл в Гаване однозначно заявил, что они «наша церковь», то есть русская. В конце концов, что могут сказать адепты этой церковной структуры? Ведь столько времени они культивировали ненависть к католикам, а тут их патриарх с римским папой, которого они чуть ли не дьяволом называли, целуется.
Похоже, у России и Ватикана сейчас какой-то общий серьезный интерес, о котором мы не знаем. А Гаванская декларация - только вершина айсберга.
Гаванская декларация продемонстрировала непрофессионализм украинской дипломатии. Последняя практически ничего не сделала, чтобы помешать принятию документа. Ведь о его подготовке было известно давно.
Больно ударила эта декларация по престижу Украинской греко-католической церкви. Она показала, что Ватикан не учитывает в своей политике интересы этой церкви и на ее главы. Сейчас перед ее верными встала дилемма выбора между украинским патриотизмом и верностью Ватикана.
Ударила Гаванская декларация и по римско-католической церкви в Украине. Если в последнее время здесь постепенно формировалась толерантность к римо-католикам со стороны православных украинцев, то теперь, похоже, вырастут антикатолические настроения.
Сомнительно, что возрастет имидж так называемой Украинской православной церкви. Во время встречи в Гавани, как уже говорилось, она была представлена марионеткой Московского патриархата.
Может, это выглядит парадоксально, но Гаванская декларация будет способствовать росту имиджа Украинской православной церкви Киевского патриархата. Ведь эта церковь заняла четкую патриотическую позицию относительно этого документа и еще раз позиционировала себя национальной церковью украинцев, которая не зависит ни от Москвы, ни от Рима. А это не может не импонировать украинцам, градус патриотизма которых заметно вырос во время нынешней российско-украинской войны.
Синтез отца Звездония
Дореволюционный мир и мир советский, исторически сошедшиеся некогда в непримиримой схватке, имеют тем не менее общие корни и в полной мере отражены в русской идентичности... Советская модель развития, скрепляемая идеей полиэтничной нации и социального государства, безусловно является неотъемлемой частью русской традиции... Условием укрепления русской идентичности является синтез... советских ценностей (код "социальной справедливости") и христианских ценностей (евангельский код). Буквально это означает, что мы должны уметь рассказывать на светском языке о православной "святой Руси" и, наоборот, в рамках исконно русской и неовизантийской традиции - о ценностях общества социальной справедливости. Тогда русская идентичность укрепится, а русская традиция получит мощный толчок к развитию.
Александр Щипков, и.о. первого заместителя председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ
Я видел много всяких лозунгов, призывов и здравиц, среди которых были давно мне известные, но были и новые. Вроде, допустим, такого:
СОСТАВНЫЕ НАШЕГО ПЯТИЕДИНСТВА:
НАРОДНОСТЬ, ПАРТИЙНОСТЬ, РЕЛИГИОЗНОСТЬ, БДИТЕЛЬНОСТЬ И ГОСБЕЗОПАСНОСТЬ!
Я спросил Смерчева, с каких это пор религиозность считается совместимой с коммунистической идеологией. Вмешался отец Звездоний и сказал, что привлечение к строительству коммунизма религии было одной из задач, поставленных Гениалиссимусом во время Августовской революции. Вульгаризаторы в прошлом не считались с огромными воспитательными возможностями церкви, а на верующих оказывали постоянное давление. Теперь церковь считается младшей сестрой партии, ей даны огромные права и возможности с одним только условием: церковь проповедует веру не в Бога, которого, как известно, нет, а в коммунистические идеалы и лично в Гениалиссимуса.
Владимир Войнович. "Москва 2042"
Бог, золото и доллар
Почему не действовать на опережение - например, не ввести рубль, обеспеченный золотом? Физического золота, слава Богу, за недавнее время страной куплено немало. "Золотой" рубль сделает более честным экономические отношения власти и народа... Ослабит доллар и всю мировую финансовую систему... Кстати, по моему мнению, где-то могут существовать или вскоре возникнут параллельные центры эмиссии доллара - как печатного, так и виртуального. С точки зрения законов США это, конечно, будет нелегитимно, но есть легитимность нравственная: у ФРС, которую никто не избирал и которая никому не подконтрольна, такая легитимность на нуле.
Всеволод Чаплин, протоиерей
- ...Но ваше золото!
Он открыл шкатулку, погребенную под бумагами на столе, и извлек из нее горсть золотых монет с профилем Пица Шестого.
- Одного этого золота достаточно было бы для того, чтобы сжечь вас на костре! - завопил он. - Это дьявольское золото! Человеческие руки не в силах изготовить металл такой чистоты!
Он сверлил Румату взглядом. Да, великодушно подумал Румата, это он молодец. Этого мы, пожалуй, недодумали.
Аркадий и Борис Стругацкие. "Трудно быть богом"
ПЛАКСАРСИС: фильм Евгения Митты "Выступление и наказание"
Это я так неуклюже соединила плач и катарсис - в плаксарсис, потому что проплакала почти весь фильм. И вместо того чтобы осмыслить увиденное, все пытаюсь понять, почему ревела, о чем была эта очередная лужа слез Алисы в стране чудес.
Плакать я начала, когда на экране появилась клетка с Надей, Машей и Катей в зале суда. Клетка, собака, Сырова сурова, и Октябристовна (адвокат обвинения Лариса Павлова) с лицом школьного завуча. С очень знакомым лицом, будто я хорошо ее знала с детства, когда меня отчитывали в кабинете директора школы. Холодная жестокость, непререкаемая правда лжи, уверенность в собственной безнаказанности. Октябристовна - это символ масс: ее голосом тогда, в 2012-13 гг., со мной говорили родственники и друзья, коллеги и ученики, а я каменела от их менторской жестокости, и рвала отношения.
Я плакала вместе с Наташей Алехиной, которая сжалась до точки в первом ряду, с Герой и Филиппом, у которых отняли мам. С теми, кто стоял у судов и пытался остановить истерию жестокости, не зная тогда, что это цунами начнет вскоре уничтожать людей в Украине и Сирии, гнать в суды и тюрьмы за стихи, карикатуры, письмо в Швецию, комментарий в сети, одиночные пикеты. За любой чих на лысину власти. Каждый день приносит новость о новых арестах.
"Выступления без наказания". Выступления прокурора, адвокатов обвинения, судьи, Гундяева на площади у ХХС и сотен озлобленных, требующих жестокой расправы над "кощунницами", так и остались без наказания, даже без широкого общественного осуждения. Эти голоса с тех пор переключились на новых врагов, налились кровью украинцев и сирийцев и с новой силой высасывают из людей разум.
В фильме, представленном на Артдокфесте, показано, как в 2012-м Pussy Riot возмутило то, что патриарх призвал голосовать за Путина, "исправившего кривизну истории", а сегодня уже некому прокричать в храме о крови, пролитой за русский мир, сеющий войну.
Я, наверное, не имею права хвалить этот фильм, потому что сама там рассказываю о юродстве как традиции религиозной контркультуры, о пророках, обличавших людей, о боярыне Морозовой и ее сторонницах, противостоящих царю и патриарху, о том, как поражение восставших оборачивается их победой. Я смотрела на себя с отвращением. Знаете почему? Потому что все, что я могла тогда, это рассуждать и анализировать, сознавая, что до бунтарок этих мне никогда не дорасти. Что нет у меня ни их легкости, ни смелости, что я выросла и жила в среде октябристовны, что вылупилась, как птенец, и беспомощно зачирикала, вдохновленная акциями Pussy Riot. Бессильная им помочь.
Я и три года назад плакала от бессилия, особенно после суда, где чувствовала себя зрителем, купившим билет на казнь. Кричать - выведут. Даже за улыбку выводили. Ну и пусть бы вывели! Бессилие тоже разрослось за последние три года до паралича. А с ним и самоотвращение.
Это были и слезы благодарности.
Группе Pussy Riot - за смелость и талант, правду и стойкость, за тех, кого разоблачили, и тех, кого пробудили, за то, что не принимаете свои акции всерьез, не бронзовеете, не стонете жертвой (мне бы так!), за тех, кого смогли вытащить из тюрьмы или поддержать в ней.
Всем, кто защищал Pussy Riot: я увидела ваши лица в фильме, в оккупай-суде, в акциях и пикетах, в зале шоу-расправы, и поняла, как было здорово быть одной из вас тогда, как я вас всех люблю, как жаль, что нас разнесло...
Режиссеру, актеру и художнику Евгению Митте - за то, что взялся за эту тему, не торопился, а сделал вдумчивый фильм, не о мифе, а о живых людях, где все пятеро участниц панк-молебна говорят о своих акциях по-разному, где есть аналогия с Малевичем, серьезный разговор об акционизме, выдержана авторская дистанция, хорошее чувства кадра и цвета. За великолепный монолог Олега Кулика "Вот вам Бог!".
"Это человек, который не боится бросаться на встречную волну, не боится обстоятельств, не боится показаться нелепым или смешным, всегда готовый пойти на риск". Так Евгений Митта описал Кулика в 2008 году, когда вместе с оператором Игорем Малаховым сделал фильм "Олег Кулик: вызов и провокация", которым они открыли цикл "Антология современного искусства". Потом был фильм о Виноградове и Дубосарском. Картина о Pussy Riot стала органичным продолжением проекта. Игорь Малахов, кроме того, известен пронзительными фильмами "Чернобыль", о детях, родившихся в день катастрофы, и "Своя доля. Сон", об истории Украины 1910-30-х гг.
При всем общественном резонансе, акция эта еще не осмыслена должным образом в России, в то время как на Западе растет число академических исследований:
- о ее связи с диссидентским движением;
- о новом образе Богородицы;
- об эпидемии дел о кощунстве в разных странах;
- о "крестовом походе" фундаментализма против феминизма;
- об отличии российской и западной рецепции;
- о церковной поддержке политических репрессий;
- о калейдоскопе как многогранности смыслов и реакций;
- о панк-молебне как лакмусовой бумаге, проявившей реальное состояние церкви и религиозного сознания, государства и судов, тюрем и правозащиты, всех нас.
В фильме Надя Толоконникова рассказывает, что когда их вывели из ХХС, не дав спеть молебен, они решили, что акция не удалась и выкладывать ее в сеть не имеет смысла. Из каких неудач рождается успех! Обрыдаешься.
Как по Писанию
Франциск Смуглевич. Эстер перед Артаксерксом, 1778
Я знаю несколько молитв. И, может быть, вы удивитесь: частенько открываю Библию. Это очень здорово успокаивает. И на библейских сюжетах можно многому научиться. Читаешь и думаешь: ну вот же - ситуация совсем как у тебя!
Алина Кабаева, гимнастка
8. Когда объявлено было повеление царя и указ его, и когда собраны были многие девицы в престольный город Сузы под надзор Гегая, тогда взята была и Есфирь в царский дом под надзор Гегая, стража жен.
9. И понравилась эта девица глазам его и приобрела у него благоволение, и он поспешил выдать ей притиранья и все, назначенное на часть ее, и приставить к ней семь девиц, достойных быть при ней, из дома царского, и переместил ее и девиц ее в лучшее отделение женского дома.
Книга Есфирь. Глава 2
Эпидемия патриотизма
И каким-то непонятным, но явно всеми ощущаемым способом мы увидели единство воссоединения Крыма с Россией и нашей памяти о Великой Победе. Шествия "Бессмертного полка" каким-то странным образом соединились с нашей радостью от того, что "Крым снова наш". Символически это было видно в Параде Победы в Севастополе. А точнее - в каком-то странном единстве Парадов Победы в Севастополе и в Москве.
Я не зря использовал здесь несколько раз слово "странный". Потому что лично я переживал все это как-то "почти религиозно". То есть чувства, о которых я выше говорил, были родственны тем чувствам, которые я, например, ощущаю во время пасхального и рождественского богослужений. Конечно, можно возразить, что все это всего лишь мои субъективные чувства. Но, насколько мне известно, такие чувства сейчас испытывают миллионы. Если угодно, враги России и русского народа могут говорить о том, что "русских охватило коллективное безумие". Потому что, насколько я понимаю, эти чувства в той или иной степени испытывают практически все 85%.
Виктор Милитарев, политолог и публицист
Недавно профессор психиатрии Сикорский описал... исследованную им, как он называет это, психопатическую эпидемию малеванщины... Сущность этой эпидемии состояла... в том, что некоторые люди этих деревень под влиянием их руководителя, по фамилии Малеванного, вообразили себе, что в скором времени должен наступить конец мира, и... стали раздавать свое имущество, наряжаться, сладко есть и пить и перестали работать...
Разница только в том... что там это помешательство нескольких десятков мирных, бедных деревенских жителей… не могущих совершить никакого насилия над своими соседями... здесь же это помешательство миллионов людей, обладающих огромными суммами денег и средствами насилия над другими людьми… и, кроме того, имеющих в своем распоряжении самые энергические средства распространения своего помешательства...
Можно с жалостью выслушивать тот вздор, который болтает слабый, старый, безоружный сумасшедший в своем колпаке и халате... но когда это целая толпа здоровенных сумасшедших, вырвавшихся из своего заключения, и толпа эта обвешена с головы до ног острыми кинжалами, саблями и заряженными револьверами и в азарте размахивает этими смертоносными орудиями, - нельзя уже не только потакать им, но и быть минуту спокойным.
Лев Толстой. "Христианство и патриотизм"
Божественная физика
Вся Вселенная наполнена энергией... И смысл жизни человека состоит в том, чтобы приобщиться к божественной энергии или соединиться с этой энергией… Энергия по проводам бежит, ток благодаря генератору получается, и энергия неотделима от источника энергии. А источник энергии есть сам Бог. Это уже свет божественный - рассуждение. Это всегда было у русского человека, поэтому в России всем хорошо жилось. И мусульманам, и всем, они Россию чувствуют своей родиной, потому что она мать.
игумен Георгий (Евдачёв), настоятель Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря
Земля недвижна - неба своды,
Творец, поддержаны тобой,
Да не падут на сушь и воды
И не подавят нас собой.*
* Плохая физика; но зато какая смелая поэзия!
Александр Пушкин. "Подражания Корану"
Народ и хозяин
Он ездил по стране, вникал, познавал, он учился. Картинка из жизни: 2003 или 2004 год. Путин в поездке, где-то в регионах, встречается с людьми. Вышел из толпы какой-то человек, руку ему пожал и говорит вдруг: "Молодой ты наш хозяин..." Такое вроде уничижительное, по нынешним представлениям, слово: ах, он хозяин, а мы холопы, что ли?! Но тот человек другой смысл вкладывал - исконный, православный. "Хозяин" - значит, ты за нас отвечаешь. И мы тебе верим.
Никита Михалков, кинематографист
Теперь пора точку ставить. Поднимаю дубину:
- На колени, сиволапые!
В такие мгновенья все сразу видно. Ой, как видно хорошо человека русского! Лица, лица оторопевшей челяди. Простые русские лица. Люблю я смотреть на них в такие мгновенья, в момент истины. Сейчас они - зеркало. В котором отражаемся мы. И солнышко зимнее.
Слава Богу, не замутнилось зеркало сие, не потемнело от времени.
Падает челядь на колени.
Владимир Сорокин. "День опричника"
Как одолеть ересь
Преподобный Иосиф (Волоцкий. - Ред.) - очень значимая для будущего России личность. Это милостивый игумен и бесстрашный воин Христов, человек, который... был тверд и решителен в отношении всех, кто представлял для страны и для Церкви внешнюю или внутреннюю опасность... Во время Иосифа существовало и геополитическое противостояние, и цивилизационное, и то противостояние во многом похоже на сегодняшнее... И тогда, и сейчас возникала попытка взорвать Россию изнутри, поменяв веру... И образ преподобного Иосифа как человека, который сумел разглядеть эту лукавую, самую страшную угрозу... очень важен для того, чтобы мы сегодня отвергали и распознавали предпринимаемые попытки нас духовно разоружить и поработить. Ересь страшнее любой атомной бомбы. Раздор в народной душе и в Церкви страшнее любого экономического давления, любых санкций... Преподобный Иосиф оправдывал применение силы для защиты веры. И делал правильно. И нам нужно сегодня не только не стыдиться этого, а утверждать наше право поступать так же. Это очень актуально сегодня.
Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества
Иосиф представлял... множество примеров из византийской истории, когда православные императоры мучили и убивали еретиков, и убеждал доказать великому князю (Ивану Третьему. - Ред.), что нет греха мучить их. "Стоит только схватить двух-трех еретиков, - замечал он, - и они обо всех скажут"... Иван Васильевич, долго колебавшись, в декабре 1504 года созвал собор и предал на его решение дело об ереси. Собор обвинил и предал проклятию нескольких уличенных еретиков. Иосиф настаивал, чтобы не обращали внимания на их раскаяние, потому что оно вынужденное, и требовал самой жестокой казни над наиболее виновными... Дьяк Волк Курицын, Димитрий Коноплев и Иван Максимов были сожжены в клетках 28 декабря в Москве. Некрасу Рукавому отрезали язык и отправили в Новгород: там сожгли Рукавого, архимандрита Кассьяна, его брата и с ними многих других еретиков. Менее виновных отправили в заточение в тюрьмы, а еще менее виновных в монастыри. Но Иосиф вообще не одобрял отправления еретиков в монастыри. "Этим ты, государь, - говорил он, - творишь мирянам пользу, а инокам погибель".
Николай Костомаров. "Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 14. Новгородский архиепископ Геннадий"