Религия
В блогах
РПЦ массового уничтожения
Ох, и шустрый Сева! Оккупировали Крым? Чаплин сразу начал развивать богословие войны. Есть прямые указания Бога вооружаться, заявил он в конце апреля 2014 года в эфире "Эха Москвы": "Для христианина лучше умереть, чем отдать на поругание свои святыни. Лучше выйти на войну, чем дать возможность кому-то лишить твоих ближних, твой народ святынь и истинной веры".
Гундяев обозвал гуманизм глобальной ересью человекопоклонничества? Чаплин услужливо развивает мысль босса: "А я считаю, что гуманизм - это сатанизм. Я считаю, что вот эти причитания о том, что никто не должен лишаться жизни, - это прямо антихристианское и сатанинское мировоззрение". Развивает, заметим, на том же "Эхе".
Число политзаключенных растет с каждым днем? Чаплин спешит обеспечить любимую власть богословием репрессий: "пятая колонна - это те, кто пытается христианство встроить в антихристианский... гуманистический порядок", кто служит интересам Запада, не желает слиться в едином порыве с властью и народом. Такие заслуживают уничтожения - в назидание другим. Если их сейчас не уничтожить, завтра они, как большевики, уничтожат страну:
"Так вот, смотрите, даже Бог, если мы читаем Ветхий Завет, если мы читаем Апокалипсис, то есть Новый Завет, прямо санкционировал и санкционирует в будущем уничтожение большого количества людей для назидания остальных".
Блогосфера возмущена, Венедиктов отстраняет Чаплина от эфира, а Сева торжествует. Он вновь медиа-звезда, оплевал и взбаламутил "покемонов": ишь как визжат, недолго им осталось.
В 2007 году Путин приравнял РПЦ к атомной бомбе: "Традиционная конфессия Российской Федерации и ядерный щит России - те составляющие, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны".
Следом появился мем "атомное православие", а в ХХС вскоре отпраздновали 60-летие ядерного комплекса, чтобы торжественно воспеть путинское богословие "двух щитов". Алексий II подарил физикам-ядерщикам святого защитника боеголовок: "...в Сарове, колыбели ядерного оружейного комплекса, восстановлена всероссийская святыня - первый в мире храм во имя преподобного Серафима Саровского. Так пусть же он отныне будет небесным покровителем всех вас и ядерного оружейного комплекса в целом.
Поздравляя всех вас со знаменательным юбилеем, возношу молитвы ко Господу и преподобному Серафиму Саровскому о том, чтобы создаваемое и вверенное вам ядерное оружие всегда находилось в руках Божиих и оставалось только оружием сдерживания и возмездия".
Коварная формулировка "только сдерживания и возмездия" оправдывает любой ядерный удар. Любой. Ридигер создал универсальную богословскую формулу уничтожения человечества.
В 2012 году "на базе Успенской Саровской пустыни и Российского Федерального ядерного центра по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и с одобрения генерального директора Госкорпорации "Росатом" Кириенко был создан Саровский духовно-научный центр". 70-летие ядерного комплекса наука и церковь отмечали 1 августа 2016 года в Сарове, где прошел круглый стол "Вера и наука - взаимодействие во благо России". Церковь очень нужна нам как образец высокой нравственной планки, повторяли физики-ядерщики.
"Мефистофель:
Сошлись у трона руки греть
И людям расставляют сеть.
Что шут нашепчет на ушко,
Мудрец объявит широко".
Еще ранее, в 2002 году, отец Глеб Якунин опубликовал работу "Исторический путь православного талибанства", к которой сочинил эпиграф:
Лик протер патриархии -
Выпер блик из партархива.
Православный талибан
Занял русский автобан.
Желая "помочь читателю, мало знакомому с трагической историей церкви XX века, разглядеть истинный лик Московской патриархии", отец Глеб сформулировал "символ веры" православного талибана, в который вошло "неприятие демократии, демократических свобод, прав человека и в особенности - свободы совести. На Архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года утвердилось крайнее неприятие свободы совести: "Утверждение юридического принципа свободы совести свидетельствуют об утрате обществом религиозных целей и ценностей, о массовой апостасии и фактической индифферентности к делу церкви и победе над грехом".
"Богословие репрессий" Всеволода Чаплина развивает идеи не только архиерейских соборов, но и Всемирных русских народных соборов, которые с 1993 года(!) провозглашают идеи агрессивного национализма, монархизма, религиозного превосходства, права "русского народа на воссоединение", а "православной цивилизации" - на ведущую роль в мире. В основе же его проповеди массового убийства - политическое богословие митр. Иоанна (Снычева) и Константина Душенова, Дугина и Проханова, вдохновляющее "ангелов возмездия" из новой опричнины на пытки и казни, а Сорокина и Пелевина - на гротескные антиутопии.
Церковные спикеры привыкли вещать от имени Бога, манипулируя им в своих интересах. Существует некая религиозная клавиатура. Государство пользуется кнопкой "вкл/выкл". В спектакле Константина Богомолова "Идеальный муж" на вопрос "А Бог есть?" звучит точный ответ: "Бог то есть, то нет!" То у нас воинствующий атеизм, то не менее воинствующее православие. Кнопка переключения - на религиозном чемоданчике в Кремле.
Церковь пользуется набором кнопок "чего изволите", или "бог на заказ". В ассортименте "бог русских", "бог войны" и "бог репрессий", "бог победы" и "бог возмездия", карающий за грехи отступничества от "правильной веры", которую Чаплин и Ко определяет принадлежностью к РПЦ. Внутри церкви, однако, тоже есть враги: "Были, между прочим, те священники, которые увлеклись борьбой с советской властью. Критика советской власти - это не грех. Но были, да..." Их, надо понимать, за дело репрессировали, потому как критиковать власть нужно нежно, как это делает Чаплин. Были ошибки у Сталина, и даже у Путина были, но оба исправились и со временем интуитивно почувствовали волю народа, то есть самого "бога русских".
Высшим авторитетом для Чаплина являются "воля Божия и воля народа, которая должна совпасть с волей власти". Единство Бога, власти и народа, то есть прямое обожествление лидера и послушного ему большинства, - идея старая, но в наше время она звучит как перевод на религиозный язык советской формулы о "единстве партии и народа" - народа, оболваненного пропагандой и напуганного репрессиями.
В тот же день, 15 августа, когда Чаплин вдохновенно воспевал массовое уничтожение людей по воле народа-богоносца, вышла статья Андрея Мовчана "Как ошибается большинство", вовремя напомнившая о личностной природе христианства:
"Христианство (а православие все еще считается его иерархами христианством) ставит во главу угла личность, а не общество и отрицает как безгрешность, так и абсолютную мудрость и того и другого. Но если человек в представлении христианина еще может путем духовного усилия стать лучше и способнее к принятию нравственно правильных решений ( и то только в диалоге с Богом), то общество в целом в принципе не знает такого пути. Библия недвусмысленно противопоставляет личные решения и решения большинства. Большинство населяет Содом и Гоморру, рвется назад в Египет, создает золотого тельца, постоянно отклоняется от веры и Завета, гонит и проклинает пророков, наконец требует распятия Иисуса, а затем подвергает преследованиям святых мучеников и страстотерпцев. Противостоят этому большинству личности - праотцы и пророки, учителя и проповедники, святые и мученики (от большинства принимающие свои мучения)".
Пять раз во время скандальной передачи "Персонально ваш" Чаплин призывал слушателей "почитать Апокалипсис". Чего читать-то? Сева сам апокалипсис. Слушайте и трепещите.
Как с хамской самоуверенностью он чревовещает: "Бог сам уничтожал целые народы - знаем это из Ветхого Завета, - он будет поражать смертью огромные массы людей, в том числе, детей, женщин, инвалидов и так далее, и мы об этом знаем из Апокалипсиса".
Как с циничной легкостью отрицает ценность земной жизни и воспевает жизнь загробную. Убивать, по Чаплину, надо много, а жить - мало. Долгая жизнь - это пошлость: "Но сказать правду, господа, это человеколюбивая религия, потому что настоящие блага не здесь, а за гробом".
Как утверждает абсолютную власть зла на земле и обреченность человечества: "Всю жизнь человечество будут сопровождать войны, абсолютно всю. И ситуация будет становиться хуже - почитайте тот же Апокалипсис. Прогресса цивилизации нет. Есть умножение зла, насилия..."
Как этот образец сытой самодовольной разнузданности порицает обывателя: "... Бог может устроить людям шок, который вдруг заставит их выскочить из своих обывательских клеток и совершенно по-другому начать жить. Почитайте Апокалипсис..." Вид обнаглевшего лжепророка приводит к мысли, что именно он нуждается в том, "чтобы через чудовищный шок, самый болезненный шок сбросить... всю эту коросту самоуверенности житейской".
В истории культуры Апокалипсис нередко вдохновлял людей на массовое насилие: им оправдывались религиозные войны, революционное насилие во Франции, Америке и России, уничтожение индейцев, казни и самосожжения старообрядцев. В свою очередь, ветхозаветные войны служили религиозным обоснованием колониальной экспансии, имперского террора, уничтожения еретиков и иноверцев. Можно сказать, что заключительная книга Библии принесла много вреда человечеству.
Но она же вдохновляла средневековых мистиков, а затем Беньяна и Мильтона, поэтов-метафизиков и романтиков на создание возвышенных образов небес, воспевание гармонии человека и природы, любви и всепрощения. Канадский структуралист Нортроп Фрай считал Откровение Иоанна Богослова "грамматикой апокалиптической образности", определившей богатство мировой художественной системы; Мильтон видел в этой книге воплощение жанра трагедии; апокалиптическим называли творчество Эдгара По и Генри Мелвилла, Диккенса и Достоевского, Кафки и Беккета... Апокалипсис амбивалентен - в нем разрушение и преображение.
Проблеме насилия в Библии посвящены тома исследований, в которых жестокость оправдывают и осуждают, считают исторически или художественно обусловленной, исследуют истоки зла в мире, созданном всеблагим и всемогущим Богом (теодицея)... Это большая проблема для многих, но не для Чаплина.
Немецкий филолог Эрих Ауэрбах писал, что человек в Библии представлен во всем самом высоком и самом низком. Писал он об этом во время Второй мировой войны в Турции, куда эмигрировал после того, как нацисты запретили ему преподавать в Марбургском университете. Ауэрбах сам жил в библейскую эпоху "самого низкого и самого высокого".
Когда Россия вступила в новую "эпоху откровения"? Нового зла и нового сопротивления? С первой чеченской или второй? С "Норд-Оста"? С Беслана? С суда над выставкой "Осторожно, религия!" или над панк-молебном? С процесса Ходорковского или болотников? Мохнаткина или Дадина? С расстрела Евромайдана или оккупации Крыма? С вторжения в Донбасс или в Сирию? Чаплин вызывающе оправдывал сфабрикованные процессы против оппозиции, художников и писателей, сам призывал запретить вредные книги, высылать и сажать людей опасного образа мыслей, агрессию называл священной войной и т.д. и т.п. Наговорил за эти "библейские" годы на несколько статей УК и скамью в международном трибунале. Этот путь закономерно привел к проповеди массового убийства.
Если Бог создал человека по образу и подобию своему, то Чаплин создал бога по образу и подобию Ивана Грозного, Сталина и "зрелого" Путина. Слепил бога из самого низкого, явленного в истории страны и столь созвучного самому низкому в его собственной душе, жаждущей кровопролития.
Интуиция мне говорит, что душа Чаплина не только жаждет чужой крови, но и подвержена стихии самоуничтожения. Что под бравурной маской скрывается человек, до отвращения, до self-hate уставший от самого себя, от бесконечной лжи, в которой увяз. Отсюда, возможно, и его гимн смерти, сшитый из церковных штампов, и страх перед долгой бессмысленной жизнью. Стихия самоуничтожения накрывает многих и страну в целом. У стихии смерти свой слог - победный, площадный, жестокий. Трагический триумф.
Нагрянули архангелы
По инициативе Председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина в интересах укрепления духовно-нравственных основ кадрового состава СК России Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл благословил определить духовным (небесным) покровителем ведомства Святого Архистратига Божия Михаила... в Писании он изображается как главный борец против всякого беззакония среди людей...
Владимир Маркин, руководитель управления взаимодействия со СМИ Следственного комитета
21 сент. [1965]. Сейчас ушел от меня Солженицын... Весь в смятении. Дело в том, что он имел глупость взять в "Нов. Мире" свой незаконченный роман - в 3-х экз. и повез этот роман в чемодане к приятелю. Приятель антропософ. Ночью нагрянули к нему архангелы. Искали якобы теософские книги; а потом: "Что это там у вас в чемодане? белье?" - и роман погиб.
Корней Чуковский. "Дневник"
Бог режет головы
Так вот, смотрите, даже Бог... прямо санкционировал и санкционирует в будущем уничтожение большого количества людей для назидания остальных. Не как наказание, не как месть, а для назидания остальных. Для назидания обществ иногда необходимо уничтожить некоторое количество тех, кто достоин уничтожения... Бог сам уничтожал целые народы... он будет поражать смертью огромные массы людей, в том числе, детей, женщин, инвалидов и так далее...
Всеволод Чаплин, протоиерей
Богов он толковал по-своему, достаточно неожиданно: "Республика" была, по его мнению, богиней плодородия - "в животе дитя, молоко есть", "Свобода" - богиней танцев, "веселая, сейчас полетит "чик-чик", Дантон - "хороший бог, голову отрезал, очень доволен", "Мыслитель" Родэна - "плохой бог, сидит, живот у него болит" и так далее. Впрочем, всех их без различия он часто навещал и носил им пуговицы, старые перья, даже серебряную бумагу от шоколада, которую сам страстно любил.
Илья Эренбург. "Необычайные похождения Хулио Хуренито"
Диспут с огоньком
Или возьмем распространенную в этой связи точку зрения о преследовании ученых со стороны Церкви. Рассказы о так называемых "мучениках науки" не только далеки от истины (например, советский штамп о пытках Галилея, которых на самом деле не было), но и по сути не являются примерами конфликта религии и науки. В самых известных случаях имел место либо конфликт старого и нового научных подходов - как в случае с тем же Галилеем, точнее, в споре Птолемеевой (старой научной) и коперниковской (новой научной) систем. Либо столкновение двух богословских, религиозно-философских представлений - как в случае с Бруно, который не был ученым даже по меркам XVI века, но был в первую очередь религиозным философом-мистиком, далеким от христианства…
Владимир Легойда, председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ, профессор МГИМО
А. Слушай же! Земля имеет форму шара - и больше никаких! Если какой-нибудь старый осел возразит: "Почему же мы в таком случае не скатываемся?", то я, во-первых, спрошу этого кретина: "Куда?", а во-вторых, сообщу этому чурбану: "Потому что существует земное притяжение!"
Б. (горько). Да? Земное притяжение? А что ты скажешь, когда я тебя немножко погрею?.. Бери его. Вяжи! Огонь принесли? Так. Внизу лучинок положите, чтобы разгорелось. Ну вот. Раздувай! (Опускается около костра на корточки и обиженно спрашивает). Ты и теперь утверждаешь, что земля круглая?..
А. (корчась). Ну... не совсем круглая, а такая... овальная!..
Б. (с горьким смехом). Овальная? А ну, ребятки, поддай…
Через пять минут А. начинает предполагать, что он ошибся:
- Пожалуй, земля и в самом деле плоская.
Б. (добродушно). Ну вот видишь! Я знаю, меня не переспоришь.
В те времена подобные диспуты назывались: попасть на огонек.
"Всеобщая история, обработанная "Сатириконом"
Крестовый поход на Киев
Ежегодный крестный ход Московского патриархата в этом году привлекает особое внимание и вызывает множество споров. Кто может быть против мирного похода под церковными хоругвями? Почему городские советы принимают решение не пускать ход в свои города, а активисты выстраиваются, чтобы его блокировать?
Вспомним Майдан. Самое начало. Студенты на площади, вышедшие в поддержку подписания соглашения о евроинтеграции. 4 часа утра. "Беркут" жестоко избивает студентов, те находят убежище в Михайловском соборе Украинской православной церкви Киевского патриархата.
Еженедельное вече на площади. Оппозиция толкает речи. Начало и конец выступления - гимн и молитва. Молитву ведут священники Киевского патриархата.
Противостояние на Грушевского. Горят покрышки. Милиция через дымовую завесу стреляет по митингующим. Это все еще мирный протест - в ответ не стреляют. Ночью священники всех конфессий ходят среди палаток, благословляя протестующих. У нас уже трое погибших. Грекокатолики, римские католики, православные Киевского патриархата. Ни одного человека от Московского я там не видел.
Столкновения на Грушевского. За спинами "Беркута" - священники Московского патриархата.
Начало войны. Захват украинских городов. Колонны техники из России заходят в Донецкую и Луганскую области. Киев. Добровольцы. Наспех созданные тренировочные лагеря, где за неделю вчерашних владельцев кафе, режиссеров и программистов обучают азам военного дела. Молитва на Майдане перед отправкой на фронт. Молитву ведут священники Киевского патриархата.
Отслужив по погибшим на Майдане беркутовцам, отец Виталий, служитель Свято-Воскресенского храма УПЦ Московского патриархата, возвращается в родной Славянск. Там он продолжает проповедовать пастве и писать стихи.
Люблю я русского великого солдата,
На смерть готового за Родину стоять,
Ее, Любимую, от монстров типа НАТО
И прочих хищных террористов защищать!
Или вот:
Русь Великая, Малая, Белая!
Триединая наша страна!
Кто не хочет, чтоб ты была целою?
Это прежде всего сатана!
Красиво, правда? И даже неудивительно, что из его церкви выходят 400 полностью вооруженных людей, а после освобождения Славянска в подвале находят целый арсенал, включая новейшие российские образцы. Среди прочего - переносной зенитный комплекс "Стрела". Из таких сбивали вертолеты над Славянском. Для справки - ПЗРК различает "свой - чужой", и сбить самолет страны-изготовителя из него невозможно, это раз. Второе - инструкция на 180 листах (я читал) рассчитана на опытного зенитчика. Это не автомат АК, из которого даже мартышку можно научить стрелять.
...Фронт. Захват зданий - группа вооруженных людей, которой командует кто-то с российским акцентом: "Отойдите за поребрик!" Вокруг них, с ними - безоружная толпа люмпен-пролетариата, настолько же яростная, насколько пропитая. Безумные бабушки, несущие ахинею про зверства фашистов-бандеровцев. С ними - священники Московского патриархата с иконами. Иконы - лучше тарана, здания захватываются почти без стрельбы. Снимается украинский флаг, вешается флаг ДНР. И заодно вешается депутат местного совета, который встал на защиту флага своей страны.
Те же толпы, в другом месте. Блокируют полностью дезориентированных солдат разрушенной, списанной, разворованной армии. Солдат же ребенка не обидит. Вот бабушки и мамы с детьми и местные люмпены, с незаменимым священником Московского патриархата и под прикрытием незаметных военных в форме отжимают самоходный миномет "Нона". Долго он потом еще наших кошмарил...
На момент начала войны, согласно данным центра Разумкова, доверие к церкви в тех краях составляло около 70%. И раз уж мы говорим о Донбассе, о востоке страны, то церквей Киевского патриархата там нет. Их вообще в Украине меньшинство.
И вот теперь у меня вопрос. При 70-процентном доверии к церкви в бедных промышленных городах Донбасса - могла ли церковь остановить войну?
Конечно, могла. Если бы эта церковь ставила в приоритет жизнь своих прихожан, благополучие своей страны, Заповеди, Слово Христово - остановила бы легко. Возможно, небольшое количество боевиков собралось бы в отряды, но без поддержки церкви их не поддержало бы население, а без поддержки населения боевые действия бессмысленны. Все бы закончилось за пару месяцев, если бы набожные бабушки бежали к представителям властей, по наставлению своих батюшек, сдавать террористов. Но нет - набожные бабушки приносили мед на блокпосты украинских военных, где в трехлитровой банке меда была взведенная граната Ф-1. Все погибли. Именем Господа.
Война идет уже два года. За это время мы видели и священников с автоматами и пулеметами - Московского патриархата, конечно, и благословение оружия "повстанцев". Священники Московского патриархата на украинской стороне фронта отказываются отпевать погибших солдат. В приходах Московского патриархата рассказывают про единство народов, про величие Руси, злобную Америку и антихристианскую НАТО. Там готовят актив, который готов мгновенно мобилизоваться и вновь идти с иконами, неся "русский мир" - войну и разруху.
Конечно, нельзя обобщать. Я знаю искренне верующих людей - прихожан Московского патриархата. Не тех, кому достаточно кулич посвятить да попоститься раз в год, а дальше пить беспробудно на все церковные праздники. И есть священники Московского патриархата, которые служат Богу, а не политическим целям. Им должно быть тяжелее всего наблюдать, как Московский патриархат скатывается в ересь этнофилетизма, то есть служения национальным и политическим интересам, а не церковным. По словам моих искренне верующих друзей, "в Крестном ходе на Киев нет ничего ни от Веры, ни от Бога - это только политика".
Да, поход из донецкой лавры в киевскую выглядит акцией не религиозного характера, и даже не политического, а скорее военного. И неважно, насколько светлы лица и улыбки участников крестного хода - они идут под хоругвями своего, московского, бога. Нам он не несет ничего кроме войны.
Пороть не порок
Не вызывает никаких сомнений, что дети должны быть защищены от действительно преступных действий... Однако нет никаких реальных оснований для того, чтобы приравнивать к таким преступным посягательствам разумное и умеренное применение любящими родителями в воспитании ребенка физических наказаний... Православные христиане, разумеется, на практике могут иметь разные взгляды и убеждения по вопросам воспитания своих детей, желательности и допустимости использования в воспитании тех или иных подходов и методов, включая и средства семейной дисциплины. Однако не подлежит сомнению, что как Священное Писание (Прит. 22:15; 23:13-14; 29:15; Евр. 12:6-11 и др.), так и Священное Предание Православной Церкви рассматривают возможность разумного и любовного использования физических наказаний в качестве неотъемлемой части установленных Самим Богом прав родителей. Таким образом, попытки искусственного законодательного ограничения этого права родителей противоречат учению Православной Церкви.
Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции статьи 116 Уголовного кодекса РФ
- Поди-ка, Людмилка, принеси дневник!
- Да ну вас, папка, в самом деле!
Супруга (с тахты):
- Георгий, ты опять за свое?
- Поди, поди, Людмила, проверим твои успехи на фронте боевой и политической!
Глядя вслед уходящей за дневником дочке - ох, попка кругленькая! - полковник думал не без удовольствия, что кровь у него молодая, так и бьет вот сейчас, так и толкает в главную жилу! Не сводя глаз с подходящей уже дочки - и грудки, и животик, все на месте! - полковник уже расстегивал офицерский пояс. Все равно у ленивицы обнаружится промашка - по образу Печорина, что ли, или по дарвинизму окаянному, и тогда будет несколько сладостных моментов: завалка на койку, задирание юбчонки, несколько отцовских поучений по розовым выпуклостям. Не нужен нам - раз! Берег турецкий - два! И Африка нам - три! Не нужна, не нужна, не нужна!!!
Василий Аксенов. "Ожог"
Столичное и общественное
И все же не могу себе представить, что, допустим, в Пензе, Нижнем Новгороде, Красноярске, Благовещенске, Владимире, любом ином нестоличном городе в православный храм с визгом и гиканьем врываются исполнительницы "странных" плясок и начинают свое "действо" прямо перед алтарем; а потом земляки им горячо аплодируют, выражают одобрение и восхищение.
Обычно вижу воочию совершенно другое: вот поднимается со своего места, чтобы о чем-то спросить, миловидная, скромно и опрятно одетая женщина; она похожа на добрую земскую учительницу XIX века. А вот степенно, со знанием дела задает вопрос высокий, широкоплечий, русоволосый гражданин - вылитый купец первой гильдии. Дай ему волю, он такой город-сад отгрохает, весь мир обзавидуется!
Никита Михалков, кинематографист. "Глубинный источник"
Стамбул отрекся от пророка;
В нем правду древнего Востока
Лукавый Запад омрачил -
Стамбул для сладостей порока
Мольбе и сабле изменил.
Стамбул отвык от поту битвы
И пьет вино в часы молитвы.
Там веры чистый луч потух:
Там жены по базару ходят,
На перекрестки шлют старух,
А те мужчин в харемы вводят,
И спит подкупленный евнух.
Но не таков Арзрум нагорный,
Многодорожный наш Арзрум:
Не спим мы в роскоши позорной,
Не черплем чашей непокорной
В вине разврат, огонь и шум.
Постимся мы: струею трезвой
Одни фонтаны нас поят;
Толпой неистовой и резвой
Джигиты наши в бой летят.
Мы к женам, как орлы, ревнивы,
Харемы наши молчаливы,
Непроницаемы стоят.
Александр Пушкин. "Стамбул гяуры нынче славят..."
Протоиерей и похабство
Мы очень часто слышим в связи с этим эпизодом такие слова, как "погром", "разгром", "уничтожение памятников искусства"... Как минимум 30 человек подали заявление в правоохранительные органы на саму эту выставку, считая, что она порнографическая, считая, что на ней оскорбляются чувства верующих... Там одна из работ господина Сидура, изображающая квазирелигиозную сцену, включает 36 изображений полового члена.
(Алексей Гусаров) Ну, подождите, картина Матисса - это порнография?
Надо обсудить этот вопрос... Нам нужно совершенно иначе, чем сейчас, проводить границу между нравственным и безнравственным в искусстве. Я считаю, что даже так называемая классика языческая не должна демонстрироваться в общем доступе - любого века, все равно какого века.
Это вы сейчас очень близки к исламистам из ИГИЛа.
Да. Имеют право. Вот они считают, что их эстетическое чувство должно определенным образом выстраивать общественные отношения. Православные христиане тоже имеют такое право… Эта выставка была правонарушением. Она должны была быть немедленно остановлена, как только появилась... Выставка была 18+, но там было очень много подростков и детей. Я их сам видел...
Всеволод Чаплин, протоиерей
Начали мы не со стихов, а с Дрезденской галереи. Пришла Наталия Иосифовна... Рассказала о своем визите к Заславскому. По неопытности своей она не поняла сразу, как сразу поняли все мы, что запрещение посещать галерею детям до 16 лет исходит не от администрации, а от "вышестоящих организаций". И пошла к Заславскому объясняться, воображая, будто этого холуя можно переубедить.
Старый лицемер немедленно вскарабкался на высокие моральные позиции:
- У меня сын 14 лет, очень чистый мальчик. И я не уверен, что ему следует показывать Дрезденскую.
Таково отношение к искусству воинствующего и правительствующего мещанства. Управдомы, инструкторы ЦК комсомола - наверное, думают так же. Пригородные молочницы, мед- и культработники тоже не отстают. "Венера" Джорджоне в их восприятии непристойное зрелище.
Я ждала гнева Анны Андреевны, и гнев разразился...
- Я уверена, что этот чистый мальчик с пятилетнего возраста слышит один только мат, - сказала она. - А что же нам делать с Эрмитажем? Рембрандт, Рубенс, Тициан?.. Ведь туда на экскурсии толпами водят этих чистых мальчиков с утра до вечера! А Русский музей? "Фрина" Семирадского? А греки, которые богов своих изображали нагими?.. Считать наготу непристойной - вот это и есть похабство.
Она с брезгливостью повела плечами.
Лидия Чуковская. "Записки об Анне Ахматовой"
Рассказ о бегущем муле
Впервые Путин побывал на Афоне в сентябре 2005-го... Тогда все обратили внимание на невероятный знак, о котором рассказал иеродиакон Евстафий, насельник кафизмы Святого Модеста монастыря Симона Петра. "Мул по какой-то причине вдруг выскочил на дорогу и побежал строго посередине впереди президента. Никогда не было на Афоне, чтобы мул бежал впереди кого-либо. Мул как будто ждал. Он тут же выбежал на дорогу, развернулся перед машиной президента и побежал наверх. Думаю, это какой-то знак Божьей Матери, покровительницы Афона", - рассказал иеродиакон Евстафий.
"Вести недели"
Слева от нас вдруг послышался сильный треск в кустах черники... От ужаса, сломя голову, я пустился по тропе. Старик мой вскрикнул и от неожиданности свалился с меня. От этого я окончательно потерял голову и бежал, и бежал, и бежал. Так я пробежал с километр и наконец опомнился и остановился. Только теперь я осознал, что я наделал. Вспоминая, что случилось, я содрогался от стыда, раскаянья и позора... Может, чья-то корова заблудилась или, в крайнем случае, косуля хрястнула веткой. А я бежал, сбросив с себя своего старика. Ужас! Ужас!
Фазиль Искандер. "Рассказ мула старого Хабуга" (глава из романа "Сандро из Чегема")
Христос наш!
Откровенно я скажу: нас, конечно, очень беспокоит то, что происходит сейчас в христианском мире. Вы лучше, чем я, знаете о происходящей дехристианизации европейской и американской цивилизации. Это апокалиптическая картина, когда грех утверждается законом, когда поступки, абсолютно расходящиеся с христианской, а также иудейской и вообще богооткровенной нравственностью, поддерживаются силой государства. Вы знаете, что у нас в стране был государственный атеизм. Однако нравственная парадигма в целом оставалась христианской, и это нас спасло: наши литература, изобразительное искусство были проникнуты христианскими идеями, и мораль народа оставалась христианской. Коммунисты не смогли на это посягнуть. Кое-что плохое они сделали, например, разрешили аборты, но взрывать нравственную основу жизни не посмели.
Кирилл, патриарх Московский и всея Руси
Я доказывала, что русские, считая себя лучше всех народов христианских, на самом деле живут хуже язычников; исповедуют закон любви - и творят такие жестокости, каких нигде на свете не увидишь; постятся - и во время поста скотски пьянствуют; ходят в церковь - и в церкви ругаются по-матерному. Так невежественны, что у нас, немцев, пятилетний ребенок знает больше о вере, чем у них взрослые и даже священники...
- А что, фрейлейн, давно я вас хотел спросить, во Христа-то вы сами веруете?..
Я опустила глаза и почему-то вспомнила все свои сомнения, споры с Лейбницем, неразрешимые противоречия метафизики и теологии...
- Ну вот то-то и есть! - проговорил он с таким выражением в лице, какого я еще никогда у него не видела. - Мудры вы, сильны, честны, славны. Все у вас есть. А Христа - нет. Да и на что вам? Сами себя спасаете. Мы же глупы, нищи, наги, пьяны, смрадны, хуже варваров, хуже скотов и всегда погибаем. А Христос-батюшка с нами есть и будет во веки веков. Им, Светом, спасаемся!
Дмитрий Мережковский. "Петр и Алексей"