Заряд бесстрашия
В минувшую субботу друзья и близкие вспоминали участников демонстрации на Красной площади 25 августа 1968 года. Из восьми человек, вышедших в тот день с протестом против ввода советских войск в Чехословакию, шестеро были арестованы сразу, седьмую - Наталью Горбаневскую - арестовали годом позже. Лариса Богораз, Наталья Горбаневская, Константин Бабицкий, Владимир Дремлюга, Вадим Делоне и Павел Литвинов были приговорены к различным срокам заключения и ссылки, Виктор Файнберг и Наталья Горбаневская вкусили ад советских психиатрических спецтюрем.
Примечательно, что трое из демонстрантов - Наталья Горбаневская, Вадим Делоне и Константин Бабицкий - были поэты.
Этим летом ушел из жизни пятый из той легендарной восьмерки - Владимир Дремлюга.
Из ныне здравствующих ни Павел Литвинов, ни Виктор Файнберг никоим образом не являются церковными людьми, однако оба они приняли участие в панихидах по почившим соратникам - Павел Михайлович в Нью-Йорке, Виктор Исаакович в Париже. Собственно, и авторами идеи такого поминания были Павел Литвинов и Виктор Балашов, тоже бывший политзаключенный, живущий в Нью-Йорке.
Но первая в этот день панихида по ушедшим Вадиму, Константину, Ларисе, Наталье и Владимиру прошла в Москве. Заказал поминальную службу Сергей Шаров-Делоне, младший брат Вадима Делоне и активный защитник сегодняшних политзаключенных.
Протоиерей Александр Борисов назвал участников той демонстрации людьми, стоявшими за правду, и напомнил евангельские слова: «Блаженны алчущие и жаждущие правды». И несмотря на то, что вышедшие на площадь сразу же были схвачены и лишены свободы, их усилия не пропали даром и отозвались во многих сердцах. «Мы видели, что и в верхах стали появляться люди, которые захотели изменить лицо социализма на человеческое». В качестве примера Александр Борисов назвал Михаила Горбачева.
Священник напомнил также слова Евангелия, которые читались в этот день на литургии: «Претерпевший до конца спасется». Он назвал важнейшую отличительную черту христианина - способность молиться за врагов. «Когда мы молимся за них, это не значит, что мы их восхваляем. Мы молимся, чтобы Господь коснулся их сердец». В этом ключе читается сегодня в храмах и молитва об Украине: «Ожесточенные сердца умягчи... Кого мы имеем в виду? Не только тех, кто сидит в окопах, но и тех, кто занимает самые высокие посты... Очень важно молиться о мире. Потому что когда идет война, самые отвратительные вещи происходят».
И несмотря на все неустройства сегодняшнего дня, несмотря на то, что демократический режим не рождается сразу и современная жизнь во многом нас не устраивает, «свободы все-таки гораздо больше, чем было раньше, книги, которые немыслимо было тогда, в 1960-80-е годы, не только прочесть, но и достать, сейчас полностью доступны, читай - не хочу». Наряду с Солженицыным отец Александр упомянул Ходорковского, книги которого появлялись в свободной продаже в то время, когда их автор отбывал заключение.
Похожие мысли высказал священник Михаил Меерсон на панихиде в Нью-Йорке. Он поделился своими воспоминаниями о первой демонстрации на Пушкинской площади в защиту Синявского и Даниэля, вспомнил напряженные лица людей, стоявших перед памятником, и как мгновенно демонстрация была разогнана, плакаты порваны, люди схвачены. Однако событие, которое могли заметить лишь случайные прохожие, о котором не написала ни одна газета, имело большое значение в истории. Именно с него началось освободительное движение, которое можно называть и демократическим, и правозащитным. Что же касается демонстрации на Красной площади, то разогнана она была так же молниеносно, однако многие из тех, кто был так грубо схвачен, пережили эту мощную тоталитарную систему, а Чехословакия давным-давно уже другая страна, точнее - две страны.
«Как бы ни были могучи исторические завоевания, оказывается, что такие маленькие, скромные, но героические протесты куда сильней этих завоеваний. И здесь вспоминаются слова Бердяева, что Бог являет себя вот в подобных актах героизма», - сказал Михаил Меерсон.
После панихиды участники ее собрались на поминальное застолье, где Павел Литвинов рассказал о каждом из своих друзей, вышедших на площадь.
В Париже на панихиде в храме Серафима Саровского рядом с участником демонстрации Виктором Файнбергом стоял сын Натальи Горбаневской Ярослав. После панихиды люди пошли в соседнее кафе, сдвинули столики так, чтобы уместилось более 20 человек, и также из уст людей, в разное время покинувших Россию, прозвучали воспоминания об участниках тех событий. Для русских парижан самой ощутимой утратой была, конечно же, Наталья Горбаневская - вечно неутомимая, бодрая, полная творческих планов и надежд... А первым из этой восьмерки ушел в Париже в 1983 году Вадим Делоне - ему было всего 35 лет.
Протоиерею Александру Борисову, говорившему о нынешней относительной свободе, пришлось признаться, что перед службой к нему подходили сотрудники полиции и спрашивали, что за панихида будет в храме и зачем он ее собирается служить. Так прореагировали стражи порядка на сообщение о мероприятии в соцсетях.
«Я сказал им: если люди просят помолиться, мы не можем отказать, не имеем права. Но будем надеяться, что это пройдет без ощутимых последствий», - заключил с улыбкой отец Александр.
Выходя, люди с недоумением замечали полицейскую машину, стоявшую напротив входа в храм. И хотя священник посоветовал не придавать этому пустяку никакого значения, дело не такое уж и пустяковое. Если панихида по участникам события почти полувековой давности, давным-давно реабилитированным, протестовавшим против агрессии государства, которого давно уже нет, вызывает беспокойство у представителей нынешней власти - это значит, что такова эта власть и что очень уж мощным был тот заряд бесстрашия и воли к свободе.
Комментарии
При всем моем уважении к светлой душе - Санниковой и еще большем уважении к "вышедшим на площадь" героям - этот ее, уж простите, сюсюкающий рассказ про попов и их бессмысленное камланье - наводит на грустные мысли.
Совершенно с вами согласен. Акция 25 августа 1968 года на Красной площади была высоким гражданским подвигом, попыткой (увы, бесполезной) спасения чести страны и её граждан. И церковь здесь совершенно ни при чём. И опять у меня ассоциации с шедвром Бунюэля "Ангел-истребитель". Спасшиеся из заточения люди вместо дома, где их заждались, пошли в церковь, и оказались заточены уже в ней.
Славно, что Вы вспоминаете Бунюэля. К месту.
Мне не нравится только слово "заточены". Весь ужас как раз в том, что они не заточены никем и нигде. Они просто потеряли волю, мужество. Выродились богатеи. Обессилели. У них нет сил даже на то, чтобы выйти из комнаты.
Примерно так, как сейчас немцы - "схватились за милосердие" для того, чтобы не видеть откровенное вторжение. Тоже своего рода затмение.
Ну да, они заточены там были не физически, а духовно. Дверь открыта, овечки забегают, а они выйти не могут. Бунюэль вообще очень точно показал болезни ХХ века. И религиозный идеализм в "Виридиане", и социальная фрустрация в "Скромном обаянии буржуазии" и в том же "Ангеле-истребителе", и феминизм, пересекающийся с терроризмом в "Этом смутном объекте желания". Высмеяны эти заскоки ядовито, жёстко. От Франко великий испанец ноги унёс, и живи он в нынешней России, тоже ведь пришлось бы уносить.
хорошо перечислили
Бунюэлю пришлось бы уносить ноги из любой россии
Возражаю.Очень многие попы, причем самые активные, славят Сталина и несут прочую чушь. Поэтому напомнить, что и среди них есть порядочные люди - я к такой попытке отношусь с пониманием.
Порядочные люди, как это ни странно, есть даже среди гэбистов.
Но текст Санниковой написан вовсе не для того, чтобы показать порядочных попов.
Это кстати и неважно. Текст, как текст. Кому-то даже наверное интересный.
Меня не содержание вывело из себя - а эта сладко-елейная православная интонация. Этот сладкий трупный яд опиума для народа. ................................................
Всю свою жизнь я в России больше всего любил старые церкви, фрески, иконы, старые же песнопения, книги итд... Страдал из-за разрухи, царящей в храмах. Ездил по Псковам-Новгородам-Суздалям... Бешено злился на зверей-большевиков, взрывавших храмы, сжигавших иконы, убивавших монахов и попов... Участвовал в конце восьмидесятых в восстановлении храмов. Даже иконы писал и оклады чеканил...
А теперь иногда... мне кажется, что они (эти звери убийцы коммуняки) недостаточно основательно уничтожили церковь. Надо было гораздо больше поработать. Чтобы и духу поповского не осталось. Чтобы - камня на камне... Потому что воскрес православный молох-антихрист - и встал плечом к плечу с КГБ. И замазал по-новой старые фрески, и написал ужасные новые иконы-подделки, и окончательно засрал мозги бедных постсовков....
"Протоиерей Александр Борисов назвал участников той демонстрации людьми, стоявшими за правду, и напомнил евангельские слова: «Блаженны алчущие и жаждущие правды»."
=======
"Священник напомнил также слова Евангелия, которые читались в этот день на литургии: «Претерпевший до конца спасется». "
=======
" ...священник Михаил Меерсон ... поделился своими воспоминаниями о первой демонстрации на Пушкинской площади в защиту Синявского и Даниэля, вспомнил напряженные лица людей, стоявших перед памятником, и как мгновенно демонстрация была разогнана, плакаты порваны, люди схвачены..."
=======
"Протоиерею Александру Борисову ... пришлось признаться, что перед службой к нему подходили сотрудники полиции и спрашивали, что за панихида будет в храме и зачем он ее собирается служить."
=======
Ну и где тут "сладко-елейная православная интонация"? Где "сюсюкающий рассказ про попов и их бессмысленное камланье"? Похоже, как минимум один из нас плохо понимайт по-рюски
Абзацы 7 и 8 особенно елейные.
Анонимные комментарии не принимаются.
Войти | Зарегистрироваться | Войти через:
Комментарии от анонимных пользователей не принимаются
Войти | Зарегистрироваться | Войти через: