Религия
В блогах
Бог и геноцид
Сам Бог, Бог Троица, то есть в том числе Бог Cын, впоследствии воплотившийся как Иисус Христос, насылал бедствия и гибель на целые народы. Об этом говорится в Ветхом Завете - вспомним хотя бы Содом и Гоморру. Но и из церковного Предания новозаветных времен мы знаем, что Бог наказывает людей и народы. Да, при этом страдают и дети, и старики, и грешники, и святые. Но Господь поступает именно так, как поступает, - не ради отмщения, а ради того, чтобы сохранилась единственная истинная вера и люди не отпали от нее... И поэтому такое Божие наказание - не зло, а благо. Для многих, для всего человечества.
протоиерей Всеволод Чаплин, глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества
...И все так же наглухо были заперты ворота знаменитой медресе Мир-Араб, где под тяжелыми сводами келий ученые улемы и мударрисы, давно позабывшие цвет весенней листвы, запах солнца и говор воды, сочиняют с горящими мрачным пламенем глазами толстые книги во славу аллаха, доказывая необходимость уничтожения до седьмого колена всех, не исповедующих ислама. Ходжа Hасреддин ударил ишака пятками, проезжая это страшное место.
Леонид Соловьев. "Возмутитель спокойствия"
Православная душечка
Я росла типичным советским ребенком - октябренком, пионеркой, комсомолкой. Но подспудно крепкая вера предков, наверное, жила во мне всегда. В доме были иконы, старинные богослужебные книги. А потом, когда начали рушиться советские идеологические устои, сама жизнь привела меня к вере, вернула в лоно православной Церкви. Нынешняя же работа - просто органичное продолжение моей активной жизненной позиции.
Нина Жукова, в прошлом инструктор ЦК КПСС, замминистра культуры РСФСР, ныне сопредседатель Союза православных женщин
Тов. Старовер очень похож на героиню чеховского рассказа "Душечка". Душечка жила сначала с антрепренером и говорила: мы с Ванечкой ставим серьезные пьесы. Потом жила она с торговцем лесом и говорила: мы с Васечкой возмущены высоким тарифом на лес. Наконец, жила с ветеринаром и говорила: мы с Колечкой лечим лошадей. Так и тов. Старовер. "Мы с Лениным" ругали Мартынова. "Мы с Мартыновым" ругаем Ленина. Милая социал-демократическая душечка! в чьих-то объятиях очутишься ты завтра?
Владимир Ленин. "Социал-демократическая душечка"
Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека
...уже 1700 граждан России воюют на стороне ИГИЛ, о которых известно.
Ну и что? Я считаю, эта опасность слишком сильно преувеличена. Поскольку люди, которые там уже несколько лет воюют, они обрастают семьями, они женятся там на местных, они врастают в этот мир... Они туда переехали и фактически там живут...
То есть они туда за свободой едут.
За их личным самовыражением, да, это их личное. Люди разные, понимаете. Я как демократ истинный... Я как истинный и искренний демократ... Я просто думаю, что ИГИЛ - это не такая простая вещь, как пытается сейчас наше руководство спецслужб, пытаясь понравиться американцам, рассказать... То есть это антиамериканское национальное иракское сопротивление. К которому уже примкнули энтузиасты из разных других стран. Из России, Средней Азии... А мы понятия не имеем, кто ворует японцев и кто им отрезает головы... Я не верю, во-первых, в тот образ, который нам про ИГИЛ показывают. Я считаю, что иракские сунниты имеют право на национально-освободительную борьбу... А я не понимаю, люди - это что, такие хомяки, что ли?.. И иракская составляющая ИГИЛ, подчеркну... не является антироссийской... Так вот, там есть какие-то странные персонажи, туда из Лондона приехали, головы отрезают журналистам... Есть иракцы, которые воюют за свободу своей земли.
Ссылка
Геннадий Онищенко, академик РАМН, главный государственный санитарный врач России в 1996-2013 гг.
Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
...Потому что пост - это выстраданная за вековую историю православия на Руси культура питания... И сегодня даже у нас была встреча с отцом Всеволодом Чаплиным... и мы обсуждали, как можно духовность и церковное окормление этого процесса совместить с требованием медицинской науки по питанию... Когда культура ограничения в питании, прежде всего в белковом питании, очень благотворно влияет на здоровье населения. Поэтому целый ряд, прежде всего это работники Института питания Академии наук и монахи Свято-Данилова монастыря, разработали концепцию организации питания во время православных постов. Или православного питания, я бы сказал. И сегодня мы обсуждали вопрос, как мы это будем не в кампанейщину, а внедрять в повседневную жизнь нашего населения...
Но мы не оставим право ни одному россиянину не обратить внимания на здоровое питание, не обратиться к корням нашей культуры. Огромным пластом которой является православная культура питания. Она отличается от кошерного, халяльного питания тем, что она более широкая. Допустим, кошеры и халяли очень жестко регламентируют условия забоя. Но они направлены на безопасность пищи. А мы говорим о качестве питания. То есть православная культура - она более широкая...
Понимаете, чем более разнообразная пища, тем выше культура населения... Чем более грубая и ограниченная пища, тем более грубое, низкообразованное население. Возьмем культуру питания США... А как же, это орда людей, у которых два-три блюда. И возьмите у нас, русская кухня - отличается один регион от другого достаточно разнообразно. Так вот, обратившись к православной кухне, к культуре православных постов, а их 200 из 365 дней, мы сделаем очень многое для того, чтобы продлить здоровое долголетие наших граждан.
Ссылка
За что меня гонят из РПЦ
Мой конфликт с Анатолием Артюхом, помощником депутата Виталия Милонова, начался с того, что он зашел на мою страницу и стал критиковать мою миротворческую позицию. Я спросил его, почему Христос не призывал к войне с Древним Римом. Если мы противостоим США, которые частично христианские, то Рим больше был достоин военной агрессии: он был полностью языческим, там толерантно относились к гомосексуализму, к тому же, он оккупировал Иудею. Но Христос не проповедовал восстание.
Напомнил я и слова первосвященника Каиафы: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб", которые он произнес в ответ на опасения священников и фарисеев: "Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут римляне и овладеют и местом нашим и народом". Я спросил, не оказывается ли, что точка зрения Каиафы перекликается с его антизападными взглядами.
У Артюха это вызвало ярость. Он сказал, что я предатель.
Но главное в нашем споре - это то, что я всегда говорю, что война эта братоубийственная, а наша позиция, позиция православной церкви, в том, что мы над схваткой, служим умиротворению. Артюх резко против, он считает, что это война русских против фашистов, надо убивать врага.
Он утверждает, что я как священник выступаю с политическими декларациями, а я, напротив, выступаю с миротворческими заявлениями. Это неотъемлемая часть священнической миссии.
В воскресенье Артюх прислал мне ультиматум, в котором угрожал, что, если я не уйду из Церкви сам, он будет добиваться запрещения в служении "на основании многочисленных обращений прихожан и священников". Вот цитата: "Вы как все Христианские пацифисты считаете, что Иисус Христос был пацифистом и наставлял в этом учеников. Вот поэтому я и посоветовал Вам определиться с вероисповеданием и местом жительства. Судя по всему Вы в Православной Церкви человек случайный. Так как в настоящее время пацифистских взглядов придерживаются баптисты (на постсоветском пространстве - евангельские христиане-баптисты), а также пятидесятники, адвентисты, меннониты, мессианские евреи и прочие либероидные секты".
Затем он сам пришел в Троице-Сергиеву пустынь, где я служу, вместе с пятерыми своими помощниками. После службы у нас состоялась еще одна насыщенная дискуссия. Они меня спрашивали: как ты не видишь, что Америка ведет против нас войну? Я говорю: как она может вести войну, если Запад надавал нам столько кредитов под такой смешной процент? Один из них сказал, что это такая хитрость Запада. Другой говорит: нет никаких кредитов, это клевета, наше государствво свободно от кредитов.
Анатолий Артюх заявил обо мне: он не видит очевидного - что вражеские щупальца душат нас, надо воевать, умирать под Москвой. Вы, сказал он мне, общаетесь с либералами, русофобами, укрофилами, они все пишут у вас на странице. Но на моей странице и меня обвиняют, ругают, я не стираю ничего. Христос же обедал с блудницами, а мытари вообще национал-предатели: они собирали налоги для римской власти, оккупационной власти. Нынешние национал-предатели не собирают же налоги для США...
На прощание они пообещали организовать против меня обращение к патриарху, митрополиту и в ФСБ, потому что я "предатель Родины".
Помощник депутата действует только по распоряжению депутата, поэтому его ультиматум неизбежно воспринимается как официальное заявление представителя государственной власти. А депутат Виталий Милонов к тому же ответственный за связи с религиозными организациями. Требовать в буквальном смысле что-то в РПЦ они не могут, но у них есть каналы административного давления, и они могут их применить. Это, несомненно, резкое нарушение принципа свободы Церкви. Представитель власти требует наказания священника за его убеждения. Это противоречит правилам церкви, канонам, Конституции.
Даже если меня запретят в служении, я буду добиваться пересмотра дела. А выходить из РПЦ я и вовсе не собираюсь.
В мае на меня уже оказывалось давление. 1 мая православные на Невском проспекте устроили пикет против вражды с Украиной, и я держал украинский флажок. Нас было всего четыре человека. Я служил тогда в храме Преображения Господня на улице Орбели, и несколько прихожан (их было немного, но ярость их была сильна) добились моего решения о переводе в Троице-Сергиеву пустынь в Стрельну, лишив меня церковной зарплаты. Последнее меня не беспокоит, потому что я по будним дням работаю на своей обычной работе, а служу по выходным.
Церковь должна оставаться над схваткой и пытаться примирить стороны. В Церкви все-таки меньше влияние милитаристской пропаганды, чем в обществе в целом. Священник с амвона говорит о любви, о прощении, грехах. Эта проповедь идет вразрез с тем, что насаждается в обществе. Православные люди сейчас почти перестали смотреть телевизор (они и раньше не смотрели). Конечно, милитаристская пропаганда проникает, но в меньшей степени.
Патриарх Кирилл говорил, что это война междоусобная. 18 июля он сказал Путину, что относится к этому конфликту как к междоусобной войне наподобие войн древности. Каждый день читается в церкви молитва о мире на Украине, в молитве война также называется междоусобной.
А я лично считаю ее и братоубийственной.
Мои оппоненты, и не только они, спрашивают меня: а вы что, считаете, что Россия напала на Украину? Я отвечаю: мы, православные, нашей ненавистью и яростью спровоцировали эту войну и поэтому виновны. Они говорят: так Путин виноват? Для нас, православных, говорю я, это не столь важно, а мы, все общество, виноваты в ненависти, которая стала причиной. Мы должны смотреть на свои грехи, и я обязан видеть грех и говорить: это грех. Это не политическая трактовка, это миротворческое заявление.
Уходит с Запада душа
На Западе начинают понимать, что Россия становится все более чужой во всех отношениях. Прежде всего это, конечно, касается важных для нас ценностей... в России появился "намек на идеологию, которая опирается на православие и сохранение семейных ценностей". Об этом достаточно ясно говорил Владимир Путин: имеющий уши услышал... Россия все больше склоняется к изоляционизму. Конечно, санкции нам неприятны, но чем Россия должна поступиться, чтобы их сняли?.. Она должна поступиться своими ценностями, которые она с таким трудом вспоминает и вырабатывает, которые едва-едва входят в нашу политическую жизнь и делают ее наконец осмысленной... Ради них мы пожертвуем и членством в рядах элитного клуба. А может быть, именно благодаря им для России становится это уже неважным. Россия идет своим путем, выполняет свою миссию, а это самое главное.
Светлана Лурье, этнолог и политолог
- ...До того времени не будет порядка и изобилия в стране, покуда произрастают в ней безбожие и гнусные латинские ереси... Терпим от грехов своих... были Третьим Римом, стали вторым Содомом и Гоморрою... надобно не давать иноверцам строить свои мольбища, а которые уже построены - разорить... Дружить запретить православным с еретиками... Иностранных обычаев и в платье перемен никаких не вводить... А понемногу оправившись да дух православия подымя, иноземцев выбить из России вон и немецкую слободу, геенну, прелесть, - сжечь!..
Глаза пылали у патриарха, тряслось лицо, тряслась узкая борода, лиловые руки. Бояре потупились - слишком уж резко Иоаким взял, нельзя в таком деле - наотмашь...
Алексей Толстой. "Петр Первый"
Россия в мировой войне
Люди ищут ответ на вопрос: а кто мы? Откуда и куда идем?.. И вот тут срабатывает то, о чем пишут многие западные аналитики: образ нынешней России консолидировал многие правые, националистические политические партии. Для них, как ни странно, новая российская, пока только возникающая самоидентификация, нацеленная на консолидацию на основании сравнительно консервативных ценностей, оказывается востребованной, а для некоторых правых европейских политиков - даже модельной... Кризис куда серьезней противостояния Запада с Россией по поводу Украины. Он касается положения человека в современном мироустройстве... никакой информационной войны Россия не проигрывает, хотя бы потому, что в реальности в мире идет не информационная, а настоящая мировая гражданская война. В нее втянут уже практически весь мир. В этой войне решается, каким образом... сложатся наши идентичности и наши отношения, какие системы ценностей будут сосуществовать и в какой иерархии.
Андрей Быстрицкий, декан факультета коммуникаций, медиа и дизайна ВШЭ
Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества... У России, верующей страны, достанет веры в решительную минуту. Она не устрашится величия своих судеб, не отступит перед своим призванием. И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре… А над всеми этими развалинами, ею же нагроможденными, цивилизация, убивающая себя собственными руками... И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?..
Федор Тютчев. "Россия и революция" (1848 г.)
О церкви по-партийному
В такой огромной стране, как Россия, немало зависит от конфессий... Позиция конфессий создает необходимый межрелигиозный микроклимат, который придает общественную окраску большинству событий, их трактованию различными группами граждан. Если связи между религиями позитивные и взаимоуважительные, это в значительной мере стабилизирует и межнациональный диалог. Поэтому мы приветствуем работу РПЦ в этом направлении. Кроме того, нельзя не отметить мессианскую (так! - Ред.) деятельность РПЦ в поддержке русского населения на Украине.
Есть, правда, некоторые моменты, с которыми нам, коммунистам, сложно согласиться.
Вадим Соловьев, зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству
"Наряду с достижениями есть и недочеты". Это вполне безопасно. Это можно сказать даже о Библии. Наряду с блестящими местами есть идеологические срывы, например, автор призывает читателя верить в бога.
Илья Ильф. Записные книжки
Александр Андрюхин, спецкор газеты "Культура"
- Очень странно, что он оставил в доме армейские ботинки со своей фамилией, - говорит источник. - Может быть, их принес кто-то другой, чтобы указать именно на него. Зачем Пермяков направился в сторону турецкой границы?.. Можно предположить, что в Турции его ждали. Или сказали, что будут ждать. Есть версия, что он хотел быть схваченным на территории Турции. В результате инцидент ставил бы под удар и армяно-российские отношения, и вбил бы клин между Россией и Турцией. А ведь Турция намеревается стать стратегическим партнером России по транзиту газа...
- Заметьте, что преступление произошло сразу после того, как наша республика вступила в ЕАЭС, - говорит Петросян. - Кстати, расстрел журналистов во Франции - это звено той же цепи. Обратили внимание: это произошло сразу после того, как французский президент заявил о возможности снятия санкций в отношении России? Здесь то же самое. Посмотрите, - разведчик подвел меня к карте, - вот Армения. С одной стороны Турция - член НАТО, с другой - Грузия, тоже практически член этого блока. Наша республика - последний российский блокпост на Кавказе. НАТО расширяет границы и делает попытки вбить клин между Арменией и Россией. То, что случилось в Гюмри, - один из этих клиньев... И раньше в распоряжении спецслужб были методы зомбирования для совершения массовых убийств, а сегодня возможностей еще больше. Это может быть гипноз - как при непосредственном контакте, так и действующий на расстоянии. Также существует масса технических средств для подавления личности: уколы специальными препаратами, обработка ультразвуком и т.д.
Обращает на себя внимание и тот факт, что отец Валерия Павел Пермяков... является пастором местного отделения Российской церкви христиан веры евангельской "Вера, надежда, любовь". Эта организация - одна из ветвей пятидесятничества, протестантского вероучения, возникшего в США. Там же до сих пор находится мозговой, духовный и финансовый центр движения.
- Те, кто подготовил эту провокацию, хорошо знают, как овладеть эмоциями армян, и заранее рассчитали реакцию, - говорит Петросян. - Не случайно для убийства детей применили штык. В Закавказье клинки имеют сакральное значение.
"Кто стоит за трагедией в Гюмри"
Грозный и православие
Православие же по византийской традиции видит в политике форму обустройства общественной жизни, которая регулируется не только властью, но и религией... Грозный был трагической фигурой поистине библейского масштаба. С одной стороны, Смутное время - это в большой степени результат его политики. Но с другой стороны, по-настоящему отъявленных злодейств за ним относительно немного. И всякий раз они связаны с каким-то действительно драматическим событием. Характерно, что европейцы, говоря о Грозном, всегда очень спокойны. Они сравнивают его с такими фигурами, как султан Селим, Карл V, Генрих XV (так! - Ред.), Филипп II. Да, эпоха колоссальных потрясений и войн. Сотни тысяч, миллионы погибших. В России в правление Грозного погибло четыре-пять тысяч человек. И он перед смертью распорядился, чтобы по всем монастырям, храмам молились о погибших в опричнину.
Павел Кузенков, научный руководитель выставки "Моя история. Рюриковичи"
Ежели древним еллинам и римлянам дозволено было слагать хвалу своим безбожным начальникам и предавать потомству мерзкие их деяния для назидания, ужели же мы, христиане, от Византии свет получившие, окажемся в сем случае менее достойными и благодарными? Ужели во всякой стране найдутся и Нероны преславные, и Калигулы, доблестью сияющие... и только у себя мы таковых не обрящем? Смешно и нелепо даже помыслить таковую нескладицу, а не то чтобы оную вслух проповедывать, как делают некоторые вольнолюбцы, которые потому свои мысли вольными полагают, что они у них в голове, словно мухи без пристанища, там и сям вольно летают.
Михаил Салтыков-Щедрин. "История одного города"