статья Непрощенный

Виталий Портников, 12.11.2004
Арафат. Фото с сайта www.lpb.bwue.de

Арафат. Фото с сайта www.lpb.bwue.de

Гроб с телом Ясира Арафата доставлен в аэропорт Каира. В первых рядах присутствующих на траурной церемонии можно увидеть не только представителей Палестинской автономии и стран арабского мира, но и важных сановников из государств Европейского союза и России. В парижском госпитале простился с покойным президент Франции Жак Ширак. Президент России Владимир Путин – впрочем, как и многие другие мировые лидеры – направил в автономию телеграмму с признанием заслуг палестинского лидера. На этом фоне израильтяне, упрямо не желающие пускать слезу и напоминающие о тысячах убитых благодаря этим самым заслугам покойного, выглядят чуть ли не дикарями, не желающими по-человечески проститься с выдающимся политиком современности и понять скорбь цивилизованного мира.

Цивилизованный мир уже увековечил своего избранника. И не только Нобелевской премией мира и мавзолеем в Рамалле. Бригады мучеников Аль-Аксы, военизированное крыло партии Арафата ФАТХ, заявили, что в связи с кончиной "раиса" они будут называться Бригадами Ясира Арафата. В этом есть своя логика. Раньше, когда мученики Аль-Аксы в очередной раз убивали мирных жителей Израиля, европейские и российские журналисты и политики пытались понять, почему это миротворец Арафат не предотвращает действия бандитов. Теперь Арафата уже нет, зато ответственность за кровь возьмут на себя его бригады. И это будет правильно.

Потому что Арафат – это и был террор на Ближнем Востоке. И этот террор и далее должен носить его гордое имя. Cамое интересное: своих методов борьбы председатель исполкома ООП ни от кого никогда не скрывал. Его партия и задумывалась как террористическая организация, призванная истреблять израильтян. Создана она была задолго до 1967 года - и отнюдь не для того, чтобы освободить от оккупантов Западный берег, контролировавшийся тогда иорданцами, или Газу, находившуюся под властью египтян. Палестинское государство на этих территориях не было нужно неутомимому палестинскому лидеру – его задачей была очистка Израиля от евреев. И только после того как Западный берег и Газа перешли под израильский контроль, у ООП появилась новая идея.

Ну и чем же занялся Арафат помимо вылазок в тыл к израильтянам? Свержением короля Хусейна в Иордании: тогда боевики Арафата почти довели страну до настоящей гражданской войны, и только решительные действия монарха, устроившего бандитам "черный сентябрь", предотвратили крах иорданской государственности. Зато в Ливане останавливать боевиков Арафата было уже некому, и в результате эта некогда благополучная страна погрязла в резне и хаосе. А после ввода в Ливан в 1982 году израильских войск французам пришлось спасать Арафата не только от израильтян, но и от сирийцев: Хафез Асад питал к нему те же дружеские чувства, что и Менахем Бегин. О взорванных самолетах, убитых в Мюнхене спортсменах, школьниках в захваченном автобусе я уже и не вспоминаю – это так, мелочи. И все же после десятилетий этой созидательной деятельности израильтяне согласились с Арафатом договариваться – в надежде, что ему в самом деле нужно государство, что он обеспечит мир в регионе.

Он и тогда никого не обманывал. Известна речь "раиса", в которой он вспоминает о поступке пророка, заключившего мир с язычниками, а потом хладнокровно сокрушившего врага. Эта речь стала известна и в Израиле, но воспринята была как фигура речи. А это была не фигура. Это было кредо. Арафат вернулся в Палестину не для того чтобы устанавливать мир, а для того чтобы генерировать террор. Он не был героем, как Садат или Рабин, поплатившиеся за мир жизнью. Он не был искушенным хитрецом, как Перес или иорданский король Хусейн, десятилетиями выстраивавшие тень мира в условиях войны. Он не был даже реалистичным поборником жесткой линии, как Хафез Асад или Ариэль Шарон.

Он был террористом. Именно поэтому в отсутствие террора его позиции ослабевали, а с возобновлением – усиливались. Именно поэтому он верил, что врага можно сокрушить силой даже тогда, когда никаких шансов выиграть не было, а была лишь возможность ухудшить положение подданных. Именно поэтому ему нужно было не государство – в конце концов, он начал свою политическую деятельность не ради государства в Газе и на Западном берегу, - а вечная, непрекращающаяся война. Причем война не с армией. В Иордании, Ливане, в Израиле, даже в еврейских поселениях на Западном берегу и Газе он предпочитал воевать с мирными жителями, которые не могли от него защититься.

Его грехи могли бы быть отпущены историей, если бы после десятилетий этой войны он обеспечил мир тем, кто еще не погиб. Но он не сделал и этого, воспитав целое поколение ненависти, радостно высыпавшее на улицы после событий 11 сентября. И теперь, после его смерти, мы ломаем голову: что же наступит в Палестине – освобождение от хаоса, провоцировавшегося Арафатом, или новый хаос, обусловленный отсутствием диктатора при сохранении в обществе его безумного взгляда на мир?

Арафат заслужил пышные похороны в присутствии мировых политиков, уверяющих, что борются с террором. Он заслужил и мавзолей в Рамалле, и слезы прощающихся со своим Сталиным палестинцев, и переименование в свою честь ведущей террористической организации региона. Он не заслужил главного – прощения тех евреев, арабов и людей других национальностей, кто погиб из-за его властных амбиций, себялюбия, алчности, фанатизма и уверенности в том, что можно победить террором. Не дай Бог ему повстречаться с душами этих людей – впрочем, по всем законам теологии такая встреча исключена.

Виталий Портников, 12.11.2004


новость Новости по теме