Игра на добивание
По факту публикации текстов Стомахина возбуждено третье уголовное дело
По факту публикации в Сети текстов Бориса Стомахина, заключенного в московском СИЗО-4 "Медведь", возбуждено третье уголовное дело. Об этом "Граням" сообщил адвокат политзека Михаил Трепашкин. Как предполагается, дело открыто по статье 280 УК (публичные призывы к экстремизму), поскольку ведет его ФСБ, тогда как дела по статьям 205.2 (публичное оправдание терроризма) и 282 (разжигание ненависти или вражды) относятся к подследственности СКР.
Как рассказал Трепашкин, утром в четверг в Бутырский райсуд Москвы, где позже в тот же день прошло очередное заседание по второму делу Стомахина, явился следователь ФСБ для ознакомления с материалами этого дела. 19 марта в рамках доследственной проверки некий сотрудник ФСБ посещал в СИЗО самого Стомахина, однако политзек отказался от дачи объяснений.
Процессуальный статус публициста в новом деле пока не ясен. О том, что он является подозреваемым, ему не сообщалось.
Это дело возбуждено после запроса, который 22 января 2014 года направил прокурору Москвы Сергею Куденееву депутат Госдумы единорос Александр Сидякин. Единорос добивался "мер прокурорского реагирования" в связи с появлением новых текстов в одном из блогов публициста. "В мой адрес поступила информация о том, что в сети Интернет распространяется заявление некоего заключенного СИЗО "Медведково" Бориса Стомахина, оправдывающего террористические акты, произошедшие в г. Волгограде", - говорилось в документе.
Запрос был послан по доносу пользователя твиттера @Governwitness, чей микроблог по состоянию на 10 апреля оказался удален. "Можно за это навесить еще пару статей?" - интересовался доносчик. Твиты аналогичного содержания он отправил еще ряду лиц, в том числе депутатам-единоросам Владимиру Бурматову и Андрею Исаеву, лидеру ЛДПР Владимиру Жириновскому, вице-премьеру Дмитрию Рогозину. Тем не менее заинтересовался вопросом только Сидякин.
Между тем судебное следствие по второму делу Стомахина завершено. На 17 апреля назначены прения сторон. Как сообщили адвокаты, судья Юрий Ковалевский намерен провести прения за одно заседание, заслушав как сторону обвинения, так и сторону защиты. Не исключено, что на том же заседании Стомахин выступит с последним словом. Начало слушаний в 11:00.
В ходе заседания, прошедшего 10 апреля, Ковалевский удовлетворил ходатайство Трепашкина о приобщении к материалам дела ответа из Роскомнадзора, подтверждающего, что редактировавшийся Стомахиным бюллетень "Радикальная политика" не включен в реестр средств массовой информации. Адвокат настаивает, что отсутствие бюллетеня в реестре позволяет снять с публициста самое тяжелое из инкриминируемых обвинений - в приготовлении к публичному оправданию терроризма с использованием СМИ.
Вместе с тем он отклонил ходатайство правозащитницы Елены Санниковой, выступающей в процессе общественным защитником, о назначении повторной психолого-лингвистической экспертизы текстов Стомахина. Санникова отметила некомпетентность экспертов, которые выполняли исследование, приобщенное к материалам дела. В частности, указала она, авторы экспертизы не сумели дать определение понятию "экстремизм". Кроме того, двоих из трех экспертов - лингвистов Юлию Сафонову и Анатолия Баранова - правозащитница обвинила в предвзятости.
Адвокаты Трепашкин и Виктор Бородин поддержали ходатайство Санниковой, указав, что исследование было проведено с рядом процессуальных нарушений. В частности, отметили они, у стороны защиты не было возможности задать экспертам свои вопросы.
Представитель обвинения - помощник бутырского межрайонного прокурора Кирилл Дмитриев - претензии защиты к авторам экспертизы отверг. Он, в частности, заявил, что определения экстремизма "априори не может существовать, так как это размытое понятие".
Ковалевский, вынося решение об отказе в ходатайстве, заявил, что даст оценку проведенной экспертизе при вынесении приговора.
Отклонил он и два других ходатайства защиты. Трепашкин добивался, чтобы из обвинительного заключения в связи с истечением срока давности исключили ряд вменяемых публицисту эпизодов. Ковалевский, однако, поддержал мнение обвинителя Дмитриева, заметив, как и в декабре, что применительно к делу Стомахина речь следует вести не о разных эпизодах, а о "длящемся преступлении".
Адвокат Бородин представил Ковалевскому распечатки из ЖЖ Стомахина. Согласно обвинительному заключению политзеку инкриминируется публикация статей, в частности, и в этом блоге. Между тем по ссылкам, указанным в обвинительном заключении, обнаруживаются не сами статьи, а лишь их заголовки с активными ссылками. Бородин просил проверить Ковалевского лично удостовериться в отсутствии статей по этим адресам, чтобы исключить инкриминируемые Стомахину обвинения в повторной публикации статей в ЖЖ "для более эффективного достижения своей преступной цели".
Ковалевский в ходатайстве отказал, пояснив, что суд не занимается сбором доказательств, а анализирует уже имеющиеся.
Затем был допрошен сам Стомахин. В допросе участвовала только сторона защиты, поскольку политзек заранее объявил, что на вопросы Дмитриева отвечать не будет.
Стомахин подтвердил, что во время, когда в интернете появились первые вменяемые ему публикации, он отбывал срок в колонии по своему первому делу и доступа к Сети не имел. Он также заметил, что ему не известны люди, которые бы совершали преступления под влиянием вменяемых ему "косвенных призывов". Наличие призывов в своих статьях политзек опроверг, заявив, что лишь высказывал личное мнение.
Публицист также заметил, что никогда не критиковал русских как этнос, а вел речь об ответственности русских как общности граждан или, точнее, жителей страны. В диспозиции 282-й статьи УК, добавил он, упоминается разжигание ненависти или вражды по разным признакам: национальному, расовому, религиозному и т. д., - но не по признаку гражданства.
Обвинения, вмененные ему, Стомахин расценил как "полный бред и по форме, и по существу". Он заявил, что подвергается "чистейшей политической расправе в сталинском духе". Обвинение в оправдании терроризма публицист сравнил в обвинениями в восхвалении западной демократии или преклонении перед Западом, которые инкриминировались в СССР в послевоенные годы. Такие понятия, как восхваление, преклонение и оправдание, Стомахин назвал лежащими вне сферы юриспруденции. Преследования по подобным мотивам он охарактеризовал как попытку "залезть в голову человека".
Стомахин находится в заключении с 20 ноября 2012 года. Суд над ним начался в сентябре 2013-го. Всего политзеку вменены четыре обвинения: по частям 1 статей 205.2 (оправдание терроризма), 280 (призывы к экстремизму) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды) и по части 1 статьи 30, части 2 статьи 205.2 УК (приготовление к публичному оправданию терроризма с использованием СМИ). Поводом для предъявления всех обвинений стали исключительно статьи Стомахина, опубликованные им в 2011-2012 годах в личном блоге и на сайте радикальной либертарианской оппозиции "Сопротивление", а также в малотиражном бюллетене "Радикальная политика". Стомахину грозит от 7 до 10 лет колонии.
В 2006-2011 годах Стомахин уже отбыл пятилетний срок по статьям 280 и 282. В тот раз он также был осужден исключительно за свои сочинения. При задержании Стомахин пытался бежать из квартиры через окно по веревке, однако веревка оборвалась и он получил переломы ноги и отростков двух позвонков. От последствий этих травм политзек не оправился до сих пор.
Блоги
Статьи по теме
Запамятовали
Чем настоятельнее необходимость защищать сегодняшних политзэков, тем с большим жаром вспоминают события далеких лет. Они думают, что компенсируют этим свое молчание о сегодняшнем дне. В результате 30 октября только и разговоров, что о 37-м годе. А о 2013-м новая власть и новые общественники будут скорбеть лет через тридцать.