Процесс Стомахина: приставы выгнали группу поддержки из зала
Приставы Бутырского райсуда Москвы выгнали группу поддержки публициста-политзека Бориса Стомахина из зала заседаний, передает корреспондент "Граней". Такое распоряжение отдал зампредседателя суда по уголовным делам Юрий Ковалевский, который ведет процесс. Формальным поводом послужило то, что один из присутствующих перед началом заседания сделал в зале фото. На тех, кто не покинет зал, судья предложил приставам составить административные протоколы.
После того как Ковалевский в начале октября принял дело у судьи Германа Логинова, отношение к группе поддержки публициста существенно ужесточилось. Особое недовольство нового судьи вызвала реакция зала на заявление Стомахина о непризнании "ваших законов, вашего суда и вашего приговора" - эту реплику собравшиеся встретили аплодисментами.
С тех пор на заседаниях по делу Стомахина всегда присутствуют судебные приставы, тогда как раньше в зале находились только конвойные из СИЗО. Кроме того, посетителей, приходящих на суд над публицистом, приставы на входе в здание досматривают тщательнее, чем прочих граждан.
Перед заседанием в среду секретарь Ковалевского Анастасия Иванова потребовала у пришедших сдать ей паспорта, чтобы она переписала оттуда данные. Обосновать свое требование какими-либо нормами закона Иванова затруднилась, однако пригрозила удалить тех, кто не выполнит ее распоряжение. Тем не менее ряд пришедших, в частности правозащитница Елена Санникова, требование Ивановой проигнорировали.
Приставы, со своей стороны, потребовали ото всей группы поддержки и журналистов - всего более 10 человек - расположиться на двух коротких скамьях, предназначенных для публики. Всех, кто не поместится на них, они пообещали выдворить из зала. Когда пришедшие выразили готовность принести еще одну скамью из коридора, приставы сделать это запретили. Так же они поступали и ранее, когда дело рассматривал Логинов.
Само заседание в очередной раз не состоялось из-за неявки адвокатов Михаила Трепашкина и Виктора Бородина, которые оказались заняты в других процессах. При закрытых дверях Ковалевский перенес рассмотрение дела на 16:00 понедельника, 11 ноября.
Между тем известно, что Трепашкин, надлежащим образом уведомив судью о своей неявке, просил назначить рассмотрение на любой день, кроме 11-го числа. В случае третьей по счету неявки адвокатов велик риск того, что Ковалевский назначит Стомахину государственного защитника, с которым и будет рассматривать дело.
После заседания, когда Стомахина вывели из зала, его 70-летняя мать попыталась задать ему несколько вопросов. Конвойные в грубой форме потребовали от политзека следовать за ними, на что тот ответил резким отказом. Тогда Стомахина водворили обратно в зал, после чего приставы, дождавшись подкрепления, выгнали группу поддержки из коридора суда. При этом приставы пригрозили, что в дальнейшем не будут пускать публику не только в зал заседаний, но и в здание суда.
Политзека отвели в конвойное помещение, только после того как прогнали группу поддержки. Физической силы к нему, однако, не применялось - об этом Стомахин заявил одному из пришедших, с которым случайно повстречался на лестнице.
На слушаниях в среду предполагалось допросить националиста Романа Носикова, по доносу которого на Стомахина и завели дело. Носиков уже дважды появлялся в суде. 30 октября он вступил в конфликт с матерью политзека. Второе его появление в суде прошло без эксцессов. Теперь допрос Носикова перенесен на ближайшее заседание.
Суд над Стомахиным начался 12 сентября. Всего политзеку вменены четыре обвинения: по частям 1 статей 205.2 (оправдание терроризма), 280 (призывы к экстремизму) и 282 (возбуждение ненависти либо вражды) и по части 1 статьи 30, части 2 статьи 205.2 УК (приготовление к публичному оправданию терроризма с использованием СМИ). Поводом для предъявления всех обвинений стали исключительно статьи Стомахина, опубликованные им в 2011-2012 годах в личном блоге и на сайте радикальной либертарианской оппозиции "Сопротивление", а также в малотиражном бюллетене "Радикальная политика". Один из текстов, за который публицисту инкриминируют часть 2 статьи 205.2, - "К годовщине цареубийства. Ваш подвиг не забыт", в котором позитивно оценивается убийство Александра II народовольцами.
В 2006-2011 годах Стомахин уже отбыл пятилетний срок по статьям 280 и 282. В тот раз он также был осужден исключительно за свои сочинения. При задержании Стомахин пытался бежать из квартиры через окно по веревке, однако веревка оборвалась и он получил переломы ноги и отростков двух позвонков. От последствий этих травм политзек не оправился до сих пор.
В списке политзаключенных, который недавно обнародовало общество "Мемориал", Стомахин не значится. Правозащитница Наталья Горбаневская отказалась публиковать этот список, пока в него не включат Стомахина.
Блоги
Статьи по теме
Запамятовали
Чем настоятельнее необходимость защищать сегодняшних политзэков, тем с большим жаром вспоминают события далеких лет. Они думают, что компенсируют этим свое молчание о сегодняшнем дне. В результате 30 октября только и разговоров, что о 37-м годе. А о 2013-м новая власть и новые общественники будут скорбеть лет через тридцать.
Человек-ненавидимка
На свободу вышел Борис Стомахин - объект почти всеобщей ненависти. Он отсидел пять лет за статьи с призывами уничтожать Россию и русских. За это время было много других обвинительных приговоров по "экстремистским" статьям, но стомахинский остается самым суровым. Об этом деле никто не любит вспоминать.
Правозащитный крест
Никто никого не может заставить заниматься правозащитной деятельностью или защищать дурного человека. Каждый сам выбирает себе занятие по душе. Но если уж правозащитные организации взяли на себя публичное обязательство отстаивать права граждан, то не худо было бы теперь объяснить, почему права симпатичных им граждан они защищают, а несимпатичных – нет.
Незащищаемая оппозиция
Бориса Стомахина надо освободить даже не в 24 часа, а в 24 минуты. Но как прикажете его защищать? В своих "подметных письмах" Стомахин писал несусветные гадости и глупости про то, что Россия не имеет права жить из-за своих преступлений. Для протестного движения такие "борцы", как Стомахин, – это такая антиреклама, что не то что миллионы, а сотни скоро за нами не пойдут.
Незнаменитый некрасивый
Я призываю российскую общественность обратить внимание на того, кто с самого начала протестовал против этих подлых и грязных колониальных войн. Пусть его протест и принял уродливую форму детской истерики. Я призываю правозащитников обратить внимание на дело Стомахина, сколь бы ни были неприятны его взгляды. Особенно тех из них, кто поддерживает 282-ю статью.