статья Придворительные итоги

Анна Карпюк, 03.12.2007
Акция протеста против нечестных выборов. Фото Фонтанки.Ру

Акция протеста против нечестных выборов. Фото Фонтанки.Ру

Дума, сформированная в результате выборов 2 декабря, будет абсолютно послушной Кремлю. Констатируя это, демократически настроенные политики и политологи все же видят некоторые основания для оптимизма. Читайте комментарии Бориса Немцова, Ирины Хакамады, Владимира Рыжкова, Георгия Сатарова и Станислава Белковского.

Георгий Сатаров, президент Общественного фонда "ИНДЕМ":

Ничего особенно нового в этих раскладах нет. Что мы видим? Конституционное большинство по-прежнему у "Единой России", а все остальное особого значения не имеет. Провал СПС и "Яблока" в общем-то был ожидаем, однако я рассматриваю это как позитивный эффект выборов, поскольку это будет способствовать объединению оппозиции. Собственно, это уже начинает происходить, и я думаю, что любая оппозиция, которая захочет выжить и остаться в политике, вынуждена будет идти только по пути консолидации.

Ирина Хакамада, лидер движения "Наш выбор":

К сожалению, результаты были абсолютно предсказуемы, потому что выборы были несвободными. Предсказуемость очень сильно настораживает: это уже серьезный отход от демократии, в реальной демократии выборы не могут быть предсказуемыми до процента. Это был лохотрон, в который сыграли все, кто в этом участвовал. Однако нельзя говорить, что все это одни политтехнологии. При всем административном ресурсе и беспределе, раз народ активно поддержал "Единую Россию" и Путина, это и есть выбор людей.

В этой Думе окончательно провалился либеральный проект, но это не значит, что в России нет либералов. Они активизировались и голосовали как могли, но, как всегда, либеральные партии не представили объединенной последовательной программы. Те, кто был зарегистрирован, не пустили в списки тех, кого не зарегистрировали. Все вели себя очень противоречиво и невнятно, при этом все еще и поливали друг друга.

Все это достаточно грустно, но самое главное – это извлекать уроки и исправлять ошибки.

Владимир Рыжков, лидер ликвидированной Республиканской партии:

Результат был предопределен. За последние семь лет Кремль, Путин и его команда целенаправленно разрушали политическую конкуренцию и условия для свободных выборов. На этом пути был предпринят целый ряд шагов: отменили выборы губернаторов, встроив их в вертикаль власти (63 из них возглавили региональные списки "Единой России"); были отмены одномандатные округа, через которые лидеры оппозиции могли пройти в Думу напрямую; законодательство о партиях было изменено так, что если четыре года назад в выборах участвовали 23 партии и блока, то теперь до выборов были допущены только 11 партий. Большинство партий были ликвидировано, в том числе и моя Республиканская партия. Было полностью поставлено под цензуру федеральное телевидение – основной источник информации для большинства россиян. Делом "ЮКОСа" был запуган бизнес (чтобы никто, не дай бог, не финансировал оппозицию). Таким образом, политическая конкуренция была уничтожена задолго до выборов.

После этого Кремль отобрал выгодный для себя состав участников – заведомо слабых или просто своих сателлитов типа "Гражданской силы", ДПР, ЛДПР или "Справедливой России". От либеральной оппозиции были взяты наиболее скомпрометированные и слабые партии – СПС и "Яблоко". Никого из новых лидеров – Рыжкова, Каспарова, Касьянова и других - на выборы просто не пустили. В итоге гигантское преимущество оказалось в руках у "Единой России" – 90 процентов эфирного времени, 63 губернатора и личное лидерство президента.

В самом законе о выборах были созданы условия для массовых нарушений и фальсификаций. Я имею в виду открепительные удостоверения и дополнительные списки избирателей, когда любой, придя на избирательный участок с паспортом, мог записаться в участковый избирательный список и таким образом голосовать несколько раз в течение дня, как это было на Украине. Было и хождение с урнами по всем квартирам с призывом голосовать, участки для бомжей – речь идет о тысячах проголосовавших под контролем милиции. Были и прямые приписки и фальсификации, как, например, в кавказских республиках, где явка составила якобы 90 с лишнем процентов. Все это в совокупности дало явку где-то на 10 процентов больше, чем на самом деле, и где-то на 10 процентов больше голосов у "Единой России", чем на самом деле.

Страну изнасиловали в грубой форме, уничтожив политическую конкуренцию, свободу слова и многопартийность. Отобрав выгодные партии, Кремль получил результат, который и был запланирован. В результате государство ослаблено, потому что большинство граждан (это показывают опросы) не верят в честность этих выборов. Большинство осознает, что это махинация и жульничество, и авторитет у этой Думы будет еще ниже, чем у прежней, хотя, казалось бы, ниже уже некуда.

Дума не представляет реального политического спектра, который есть в стране. Например, в стране есть по меньшей мере 20-25 процентов избирателей, разделяющих демократические ценности, а в Думе нет ни одного депутата из этой части спектра, то есть по меньшей мере четверть страны не представлена в Думе вообще, в чем виноваты, в частности, и СПС с "Яблоком", которые за четыре года не смогли реформироваться и палец о палец не ударили, чтобы предложить избирателям что-то новое. Поэтому они получили закономерный провал.

Я не признаю результатов этих выборов, потому что это был фарс, манипуляции и махинации. Дума никого не представляет, она является плодом насилия, и это только усугубляет отчуждение народа и власти. В ближайшее время мы увидим, что кризисные явления в политике и обществе будут только нарастать.

Борис Немцов, член федерального политсовета СПС:

Это были самые бесчестные выборы за всю историю современной России. Это была операция, организованная Путиным и силовиками с подключением нечистоплотных павловских, леонтьевых, карауловых и прочих мерзостей. В результате этой спецоперации были арестованы сотни наших соратников по всей стране, в Петербурге арестовали Белых, Гозмана и меня. За время кампании с помощью чекистов и МВД было арестовано в общей сложности около 30 миллионов экземпляров наших изданий. Эти выборы ничем не отличаются от белорусских, а Путин ничем не отличается от Лукашенко.

Путин одержал пиррову победу. Все, у кого с головой все в порядке, поняли, насколько лжива и цинична власть. Могу одно сказать: на лжи и цинизме в совокупности с жестокостью великую страну построить невозможно.

Наша партия стала движением гражданского протеста. Это абсолютно новое, очень важное качество партии, которого не было никогда раньше. За нас проголосовали 600 тысяч человек. Это означает, что эти 600 тысяч набрались смелости и мужества поддержать нашу позицию, что "план Путина" – это путь в третий мир, в коррупцию, в разрушение государства и произвол.

Деньги не пахнут, а голоса очень даже пахнут. Для меня, например, голос Андрея Смирнова, режиссера знаменитого фильма "Белорусский вокзал", голос Мариэтты Чудаковой, голоса Олега Басилашвили, Виктора Шендеровича, Евгения Киселева, Лии Ахеджаковой и сотен тысяч других гораздо важнее, чем голоса подонков-"нашистов" и запуганных и охолуевших чиновников, мне не нужны их голоса.

Мы будем продолжать нашу борьбу, мы будем участвовать в президентской кампании, будем продолжать бороться с коррупционной властью Путина. Мы будем бороться дальше. До марта у нас еще есть время.

Станислав Белковский, директор Института национальной стратегии:

Результаты были вполне предсказуемы. Качественный состав Государственной думы был известен более года назад - еще осенью 2006 было понятно, что эта Дума будет четырехпартийная, о чем я неоднократно говорил. А количественный состав Думы стал окончательно понятен неделю назад, когда был опубликован опрос ВЦИОМа, который фактически являлся установкой Кремля на результаты выборов.

Ничего общего с демократией и электоральным процессом в правильном понимании этих слов эти выборы не имели и иметь не могли. Понятно, что эти результаты достигнуты за счет безграничного применения административного ресурса. Выборы не были ни состязательными, ни прозрачными, и Государственная дума, которая сформирована по их итогам, не является органом власти - это технический придаток администрации президента, причем даже не законодательный или законотворческий, а законоутверждающий, потому что все законы сегодня вырабатываются вне стен нижней палаты парламента, туда их только приносят для голосования за них.

Надо сказать, что новая Дума не будет качественно отличаться от старой - Дума четвертого созыва также была абсолютно подчинена Кремлю. Что самое удивительное, не будет отличий и от Думы третьего созыва, в которой обильно были представлены КПРФ, СПС и "Яблоко", - ведь и та Дума тоже была полностью сервильной, хотя, возможно, формально чуть меньше зависела от администрации президента.

Единственное, что удивляет на этих выборах, – это реакция КПРФ, СПС и "Яблока". Еще более года назад ряд экспертов, в том числе я, предупреждали их о том, что на этих выборах им ловить нечего, что никакой возможности вести избирательную кампанию наравне с кремлевскими партиями у них не будет и что их результаты будут значительно ниже ожидаемых, независимо от реального волеизъявления избирателей. Единственно правильным выбором для них был бойкот выборов.

Если бы совместный бойкот был объявлен в сентябре текущего года, могло бы измениться что-то очень серьезное в политической системе страны и во взаимоотношениях Кремля с политическими субъектами. Однако эти партии предпочли сепаратные договоренности с Кремлем и надежду на сохранение своего места в кремлевской политической системе.

Результат вполне закономерен, и я рад этому результату. Если бы, не дай бог, КПРФ получила бы свыше 15 процентов, а СПС и "Яблоко" приблизились к преодолению семипроцентного барьера, они по-прежнему продолжали бы морочить голову всей стране и своим избирателям, что, мол, не все так плохо, что Государственная дума – настоящий парламент, а они могут в нынешних условиях бороться за власть и побеждать. Сейчас же им остается только признать, что линия на конформизм, на сотрудничество с Кремлем вместо углубленного сотрудничества со своим избирателем и со страной, полностью провалилась.

Сейчас стоит вопрос о переформатировании политического поля и о кардинальной модернизации федерального руководства системной оппозиции. Это едва ли не главный позитивный итог состоявшихся так называемых выборов.

Анна Карпюк, 03.12.2007


новость Новости по теме