Избирком Чечни: Обойдемся без второго тура
Глава избиркома Чечни Абдул-Керим Арсаханов заявил в понедельник, что республика "приобрела президента после первого тура голосования, и второго тура не предвидится". Как передает РИА "Новости", главный кандидат - Алу Алханов - набрал на выборах 73,48 процента голосов. В его поддержку высказалась 371 тысяча 675 человек.
Всего, по данным избиркома, в выборах приняло участие примерно 85 процентов населения республики: из 593 тысяч 434 избирателей проголосовали 505 тысяч 866 человек.
Международные наблюдатели от СНГ заявили об отсутствии серьезных нарушений на выборах. "Мы констатируем, что выборы президента Чеченской республики прошли достаточно организованно при высокой активной избирателей", - говорится в их заявлении. Наблюдатели отметили, что зафиксированные нарушения в основном технического плана и не могут влиять на исход выборов. Досрочные выборы президента Чеченской республики признаны легитимными. Наблюдатели от арабских стран согласны с этим решением. В то же время российские правозащитники ставят под сомнение демократический характер выборов президента Чечни.
Комментарий
Начиная с референдума по конституции (март 2003 года) Чечня демонстрирует редкостное для постсоветских времен единодушие. Напомним: за конституцию проголосовало 95,97% участников процедуры (88,41% от общего числа избирателей), за Кадырова – 82,55% (87,70%, соответственно). Но если республика столь сплочена вокруг своих промосковских руководителей, если она так тянется в семью народов Российской Федерации, то отчего там и по сей день продолжают стрелять, взрывать и даже совершать рейды по федеральным тылам? Будь неприятие боевиков и Масхадова действительно столь массовым, у них бы давно земля под ногами горела, они давно бы загнулись где-нибудь в горах от голода и холода, были перебиты местным населением, отличающимся, как известно, крутым нравом. Не перебиты. И вполне комфортно чувствуют себя в пределах Чечни, где, согласно официальным данным, их абсолютно не поддерживает без малого 90% населения. Между тем устойчивое партизанское движение, да и всякое вооруженное национального сопротивление предусматривает сочувствие масс делу борьбы с властью (оккупационной или просто антинародной). Только в этом случае повстанцам гарантирована победа, по крайней мере выживание.
И вот эту азбуку пытаются опровергнуть организаторы волеизъявлений в Чечне. Нам хотят сказать, что дело Масхадова глубоко чуждо чеченскому народу. Народ из раза в раз выбирает мир и Россию. И в то же время этот - не робкого десятка - народ уже десять лет позволяет моджахедам запасаться продуктами в своих селах, медикаментами – в больницах, закрывает глаза на "отпускников", спускающихся с гор отдохнуть и поправить здоровье в кругу родных и близких. И никак что-то не находится среди этого столь любящего Россию народа ни одного человека, который бы привел спецназ к Басаеву или Масхадову. Ну никак не наблюдается массового порыва граждан Чечни поспособствовать федералам в поиске лидеров сепаратистов.
Да, есть Алханов, есть Кадыров-младший, есть несколько сот вооруженных чеченцев, готовых постоять за этих командиров. Есть какое-то число людей, чье благополучие жестко завязано на влияние Алханова и Кадырова. Искренность же голосования остальных под большим вопросом -а под еще большим вопросом подсчет результатов выборов. Куда существеннее волеизъявление за пределами избирательных участков - этих "оазисов демократии" в окружении автоматных стволов. Сопротивление на территории Чечни продолжает жить, и на его скорое угасание ничто не указывает.
Справка
Заявление Ахмеда Закаева
В связи с состоящимися сегодня так называемыми "выборами в Чечне" я обращаюсь от имени правительства ЧРИ к международному сообществу с призывом осудить это мероприятие российских оккупационных властей, не признавать их результатов и заявить об их нелегитимности.
Проведение выборов в условиях военнных действий, жесткой цензуры и систематического террора против мирного населения противоречит любым нормам права, справедливости и здравого смысла.
Говорить всерьез о "выборах" в сегоднящней Чечне было бы столь же абсурдно, как о выборах в Варшавском гетто или в сталинском Гулаге.
Правительство ЧРИ вновь обращается к ответственным деятелям и политикам Запада, к российскому обществу и народу с призывом осудить геноцид чеченского народа режимом Владимира Путина. Попустительство этой политике лишь порождает озлобление, безысходность и террор.
Мы осуждаем недавние взрывы российских самолетов, как и любые акты террора против мирных жителей, которые, к сожалению, являются следствием преступных действий России в Чечне. Ответственность за них ложится на российское руководство, готовое платить жизнями ни в чем не повинных чеченцев и русских за свою безумную политику.
Мы вновь заявляем о готовности к политическому решению чеченской проблемы под международным контролем.
Грани.Ру, 29 августа 2004
Справка
О кандидатах в президенты Чечни
Алу Алханов - министр внутренних дел Чечни с апреля 2003 года, генерал-майор милиции. В советское время работал в министерстве внутренних дел Чечено-Ингушской АССР. Окончил Академию МВД. После прихода к власти в Чечне в октябре 1991 года Джохара Дудаева принадлежал к пророссийской оппозиции. В 1995-1996 и 2000-2003 годах возглавлял чеченскую транспортную милицию.
Согласно российским источникам, отважно сражался на стороне федеральных сил во время штурма Грозного боевиками в августе 1996 года. Имеет награды за храбрость.
После подписания "хасавюртовского мира" и возвращения к власти сепаратистов уехал в Россию. В 1997-2000 годах возглавлял отдел железнодорожной милиции в городе Шахты Ростовской области.
В июне 2004 года сторонники убитого Ахмада Кадырова выдвинули Алханова своим кандидатом в президенты на собрании в Центорое, родовом селе семьи Кадыровых.
В июле он был назначен председателем вновь созданного Общественного совета по контролю за восстановлением экономики Чечни, взявшего на себя ряд функций официального правительства республики.
В поддержку кандидатуры Алханова высказались исполняющий обязанности президента, председатель правительства Чечни Сергей Абрамов и сын Ахмада Кадырова, Рамзан Кадыров.
Рамзан Кадыров, возглавлявший самую боеспособную силовую структуру Чечни, президентскую гвардию, сам рассматривался как возможный кандидат в президенты, однако не смог баллотироваться, поскольку не достиг 30-летнего возраста, предусмотренного для кандидатов конституцией республики.
Мовсар Хамидов - бывший сотрудник ФСБ России, с мая 2002 года вице-премьер Чечни, курирующий силовой блок.
В декабре 2003 года возглавил республиканскую комиссию по борьбе с похищениями людей, затем - комиссию по контролю за осуществлением компенсационных выплат жителям Чечни, лишившимся имущества в результате боевых действий.
В апреле 2004 года, незадолго до гибели, президент Кадыров упразднил в Чечне посты вице-премьеров, но при этом заявил, что Хамидов останется в составе правительства.
Абдулла Бугаев - историк, преподаватель Грозненского университета, в прошлом член правительства Чечено-Ингушской АССР, видный участник антидудаевской оппозиции.
Занимал пост главного федерального инспектора по Чеченской Республике, баллотировался в президенты Чечни на выборах 2003 года. Неоднократно выступал с критикой отдельных аспектов политики покойного Ахмада Кадырова.
Умар Абуев - генеральный директор государственного унитарного предприятия "Чеченнефтехимпром". Постоянно проживает в городе Красногорске Московской области.
Ваха Висаев - советник президента Чечни, уроженец города Ножай-Юрт. По некоторым сведениям, пользуется большой поддержкой среди членов клана Ахмада Кадырова. В середине августа в Чечне появились плакаты с фотографиями Висаева и Рамзана Кадырова, что дало наблюдателям основания говорить о расколе в лагере Алханова.
Махмуд-Хасан Асаков - экономист, главный специалист аппарата Госсовета Чечни.
Магомед Айдамиров - предприниматель из города Толстой-Юрт.
BBC
Статьи по теме
Сказано - выбрано
Президентские выборы в Чечне - это вам не Олимпийские игры: тут все предсказуемо. Кремлевский кандидат Алу Алханов получил, по последним данным республиканского избиркома, примерно три четверти поданных голосов. Правда, официальный показатель активности избирателей вызывает некоторые сомнения. Но здесь опять-таки не Олимпиада: важно не участие, а победа.
Ложь, видео, референдум
"Я понимаю как; не понимаю зачем", - писал в своем дневнике герой оруэлловского романа. Нетрудно разобраться в том, как обеспечены рекордные показатели явки избирателей и единообразия их воли на чеченском референдуме 23 марта. Немногим сложнее другой вопрос: зачем понадобилась Кремлю эта дорогостоящая затея. Видимо, в путинском окружении считают, что своим участием в голосовании чеченцы навеки связывают себя с Россией, то есть признаются в любви к Старшему Брату.
Читайте комментарий Ильи Мильштейна.