Также: Чечня, Война

статья Сказано - выбрано

Андрей Смирнов, 30.08.2004
Алу Алханов. Коллаж Граней.ру

Алу Алханов. Коллаж Граней.ру

В условиях войны и при заранее известном результате предвыборная кампания в Чечне шла так вяло, что ее почти никто не заметил. Несколько кандидатов попробовали организовать на местном ТВ что-то вроде дебатов, однако выяснилось, что спорить не о чем. Все они боготворят погибшего Ахмада Кадырова и выступают за увеличение ассигнований на восстановление чеченской экономики. Чуть больше позволил себе полковник ФСБ Мовсур Хамидов, которого поддерживала определенная часть силовиков. Он обещал чеченцам избавить их от кошмара ночных зачисток, называл лгуном поставщика официальных военных сводок Илью Шабалкина и даже назвал реальное число милиционеров, убитых при недавнем налете боевиков на Грозный.

Однако за главным кандидатом Хамидову было явно не угнаться. Алу Алханов, за которым стояли не просто силовики, а сам хозяин Кремля, мог себе позволить даже намекнуть, что в случае его избрания возможны переговоры с Асланом Масхадовым (став президентом, он первым делом заявил, что никаких переговоров не будет).

Такие смелые шаги понадобились, чтобы хоть как-то заинтересовать уставшего от бесконечных упражнений с урной чеченского избирателя. В конце июля данные спецслужб указывали, что выборы могут не состояться. В Москве во всем винили моджахедов, которые действительно развернули энергичную пропагандистскую кампанию. Руководитель ЦОС ФСБ Сергей Игнатенко заявил журналистам, что боевики планируют сорвать выборы путем организации "протестного голосования", намекая на возможную низкую активность населения.

Для страховки, как всегда, были привлечены федералы. Поначалу было объявлено о 14 000 военнослужащих, которые примут участие в выборах, затем эта цифра увеличилась до 25 000.

Также власти могли рассчитывать на определенную часть жителей родового кадыровского села Центорой, Гудермесского и Надтеречного районов. Но для демонстрации всенародного волеизъявления это было явно недостаточно. Чеченский избирком стал готовиться к массовой фальсификации. Жительница села Серноводское Сунженского района Макки Султанова сообщила изданию Caucasus Times, что около 7 часов утра она наблюдала, как одна из сотрудниц участковой избирательной комиссии, располагающейся в здании средней школы на улице Ахмада Кадырова, внесла в здание две огромные сумки, доверху набитые избирательными бюллетенями. Издание "Кавказский узел" имеет сведения о том, что на участках на улице Автоматчиков и # 97 в Грозном избирательные урны были полностью заполнены к 8.15 утра, то есть через 15 минут после начала голосования. По этим же данным, на участке # 402 чеченской столицы был заранее заполнен журнал учета посетителей, где была вписана цифра, соответствующая 80% общего числа зарегистрированных избирателей. К участку же # 1 людей подвозили на автобусах.

В реальности проголосовавших было весьма мало. Например, по данным издания "Кавказский узел", на участке # 405 в Грозном к полудню проголосовало всего 10 из 2656 зарегистрированных избирателей. Даже руководителю избиркома Чечни Арсаханову пришлось признать низкую активность жителей столицы.

Очередная выборная трагикомедия в Чечне окончена. Но настоящий выбор чеченским гражданам приходится делать практически каждый день, балансируя между враждующими сторонами, все более жестко реализующими лозунг "кто не с нами, тот против нас". И остается только догадываться, что творилось в умах идущих голосовать, чтобы не попасть в черные списки спецслужб, при виде надписей вроде "Вы еще не с Масхадовым? Тогда мы идем к вам!".

Андрей Смирнов, 30.08.2004


новость Новости по теме