статья 22 июня: с объявлением войны

Анна Карпюк, 25.06.2007
Скинхед. Фото с сайта msk.vlasti.net

Скинхед. Фото с сайта msk.vlasti.net

На днях в Москве у метро "Китай-город" произошла массовая драка между кавказцами и националистами. Драка была заранее анонсирована в Интернете, однако ГУВД не удалось предотвратить столкновение. Ситуацию комментируют Сергей Митрохин, Александр Верховский, Сергей Маркедонов и Григорий Шведов.

Сергей Митрохин, депутат Мосгордумы, глава фракции "Яблоко - Объединенные демократы":

Совершенно очевидно, что ГУВД было в курсе. Если работники столичного ГУВД ничего об этом не знали, значит, необходимо срочно менять кадровый состав, потому что организация просто не в состоянии выполнять свои профессиональные обязанности. Но поскольку, я уверен, об этом было известно, встает вопрос о деятельности ДПНИ. Почему столь яростная реакция властей на так называемый экстремизм все время обходит стороной ДПНИ? Ведь именно ДПНИ больше всего подходит под определение экстремистской организации, данное в законе об экстремизме.

Возникает подозрение, что эта организация нужна каким-то структурам или каким-то конкретным чиновникам, которые используют ее для решения своих задач. Что касается перевода стрелок на организаторов "маршей несогласных", то это только подтверждает эту гипотезу. Это значит, что карту национализма каким-то образом пытаются разыграть в целях дискредитации оппозиционных сил. Это очень опасно.

Необходимо выяснить, почему со стороны ГУВД было проявлено бездействие. Я готов сделать депутатский запрос на эту тему.

Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра "СОВА":

Я не уверен, что кто-то в ГУВД достаточно внимательно отслеживает Интернет, чтобы использовать его как источник оперативной информации. Наверное, ФСБ по каким-то особым поводам следит за блогами и форумами, но в случае с этими драками этим должна была заниматься обычная регулярная милиция, а они, конечно, ничего не смотрят.

В этой истории некоторые моменты для меня так и остались непонятными. Согласно доминирующей версии, повздорившие на Манежной площади молодые люди договорились встретиться в сквере около станции метро "Китай-город", где в итоге и произошла массовая драка. Почему не удалось предотвратить драку, мне не очень понятно. Это же не рядовое место, это прямо на пороге здания администрации президента. Тем не менее на всех видеозаписях видно, что в начале столкновения присутствует только обычная постовая милиция, причем милиционеров немного и они даже не пытаются вмешиваться. Милиционеры ждали, когда приедет подкрепление. Подкрепление едет не то чтобы очень долго, но достаточно долго, чтобы у собравшихся молодых людей было время друг за другом побегать.

Честно говоря, я не думаю, что все это было специально спланировано заранее. Я думаю, что первоначальный эпизод на Манежной был случайным. А дальше активисты ДПНИ, зная, что что-то должно случиться у "Китай-города" (собственно, не имеет значения, что именно), подъезжают туда с камерой, чтобы сделать из этого медиа-событие. Что, собственно, с успехом и сделали.

Нет ничего странного в том, что все ссылаются на видео, сделанное ДПНИ. Какая информация могла быть у милиции? Какие-то ребята подрались, и они с неприличной задержкой эту драку пресекли. Милиции особенно нечего рассказывать журналистам. Почему туда заранее не подтянулись корреспонденты информагентств, я не знаю. Почему-то большим информагентствам это было недостаточно интересно, видимо, никто не воспринял это всерьез. А в итоге ДПНИ в информационном смысле выиграло, все на них ссылаются, просто потому что больше не на кого. ДПНИ отрабатывает информационные поводы самым лучшим образом.

Это очень обычная история. Необычно в ней только то, что все происходит прямо в центре города. Если бы та же история случилась на ВДНХ или еще подальше, то никакой бы особенной истории не было.

Сергей Маркедонов, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа:

Давно пора понять, что в этой стране милиция занимается другими делами - крышеванием и поборами с граждан, - поэтому нет смысла ставить этой организации те задачи, с которыми она не в состоянии справиться.

Проблема не столько в правоохранительных структурах, сколько в отсутствии целостной национальной политики в государстве. После распада СССР прошло уже больше пятнадцати лет, а проблема идентичности в стране не решена. Национальная политика фактически сводится либо к фольклорно-этнографической политике, либо к взаимодействию с какими-то национально-культурными обществами, состоящими из интеллигентных людей, которые не знают реальной ситуации в общинах, реального уровня интеграции, реальных взаимоотношений с так называемым коренным населением.

А поскольку нет национальной политики на государственном уровне, то и ГУВД не может быть выстроено соответствующим образом. Армия, спецслужбы и ГУВД – это производные от государственной политики, а если не сформирована государственная идентичность, то ругать милицию это все равно что ругать ногу, если мозговой центр не дает команды.

Григорий Шведов, главный редактор сайта "Кавказский узел":

Я думаю, что эта драка имеет политический подтекст и ее нужно рассматривать в контексте использования националистической карты на предстоящих выборах. Драки выглядят как подготовленные и заранее простроенные людьми, которые имеют свои политические интересы на ближайших выборах.

Все названные ГУВД участники драки отрицают свою причастность, включая представителей диаспор. Но вряд ли кто-либо может отрицать свое участие на уровне рядовых членов организаций или просто представителей тех или иных народов. То есть эти заявления сложно воспринимать всерьез.

Что до возможности пресечения массовой драки, то я не думаю, что ГУВД обладает такими возможностями, чтобы анализировать сайты. Руководство ГУВД не является основным органом, который должен предотвращать и работать с причинами таких явлений, как массовые драки. Обращение ГУВД к лидерам политических партий и общественных организаций – это простое сотрясание воздуха. Нужна реальная работа, реальная программа, которая была бы направлена на понижение накала страстей, связанного с национальной рознью.

Хотел бы также обратить внимание на позицию мэрии. Мне кажется, мы слишком много внимания обращаем на позиции ДПНИ и ГУВД. Мэр Москвы говорит о необходимости подавлять проявления межнациональной розни. Однако подавление проявлений – это работа уже с последствиями, а никакой работы с причинами не видно. Подавление проявлений – это уже слишком поздно. Я думаю, что мэрия Москвы должна разбираться с причинами этих драк.

У меня нет реальных оснований считать, что организатором этих драк было ДПНИ, хотя эта организация демонстрирует замечательные трюки на поле информационной националистической войны. Меня нисколько не удивляет, что они оказываются в нужное в время в нужном месте, - это часть их работы.

Досье: Драка в Москве 22 июня

Анна Карпюк, 25.06.2007


новость Новости по теме