Кураев: Через 20 лет многим в РПЦ будет стыдно за Pussy Riot
Через 20 лет многим в Русской православной церкви будет стыдно за то, что участницы панк-группы Pussy Riot получили по два года колонии за свою акцию в храме Христа Спасителя. С таким заявлением в эфире радиостанции "Эхо Москвы" выступил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев.
"Я не исключаю. По крайней мере каким-то людям церкви, многим, это будет так. А многим уже и сейчас так", - сказал Кураев.
Он заявил, что за последние сто лет в истории РПЦ уже были случаи, когда "то, что объявлялось официальной позицией церкви" уже через 20 лет было "стыдно вспоминать". К примеру, по словам Кураева, "патриархам советской поры было неудобно вспоминать какие-то антибольшевистские прокламации патриарха Тихона в годы гражданской войны", а в 1990-е годы "стало очень неудобно вспоминать какие-то просталинистские декларации патриарха Алексия I в 1947 году".
Кураев добавил, что, по его информации, многие представители церкви, в том числе высокопоставленные, в частном порядке "выражают совсем не ту позицию в отношении Pussy Riot, которую принято считать официальной позицией церкви".
После того как участницам Pussy Riot был вынесен приговор, Высший церковный совет РПЦ, не оспаривая решение суда, попросил власти о милосердии, при этом охарактеризовав действия Pussy Riot в храме как "богохульство и кощунство, сознательное и намеренное оскорбление святыни, проявление грубой враждебности к миллионам людей и их чувствам". В СМИ тогда неоднократно высказывались замечания, что РПЦ вмешивалась в судебный процесс над участницами панк-группы в своих интересах, однако официальные представители церкви отрицали эти обвинения.
В августе 2012 года тамбовский дьякон Сергей Баранов отказался от сана в знак протеста против преследования активисток. После этого ему начали поступать угрозы от ФСБ. Через месяц Баранов был отлучен от церкви и предан анафеме. В декабре бывший клирик выехал в Чехию, где получил политическое убежище.
Некоторое смягчение официальной позиции РПЦ в отношении Pussy Riot произошло в августе текущего года, когда глава синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин обратился с открытым письмом к осужденной участнице группы Надежде Толоконниковой. В письме он одобрил ее "жертвенность, самоотвержение и готовность отказаться от земного благополучия" и пожелал активистке "открыть сердце для настоящей правды". "Скоро Вы обретете физическую свободу. Вас окружат политики, интервьюеры, организаторы тусовок. Пусть и от них Вы будете внутренне свободны. Пусть ничто не помешает Вам увидеть настоящей правды, правды Христовой", - заключил Чаплин.
За несколько дней до этого преследование участниц Pussy Riot осудил епископ Барнаульский и Алтайский Сергий. "Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot, - заявил клирик в интервью газете "Вечерний Барнаул". - Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования".
"Громкими процессами не укрепить авторитета ни церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент, - добавил епископ. - Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний".
"Учитывая, что епископ Сергий близок патриарху, а Чаплин - официальный спикер, констатируем: сегодня РПЦ поменяла позицию по Pussy Riot", - прокомментировал происходящее муж Толоконниковой, активист Петр Верзилов.
Срок заключения остающихся под стражей частниц шруппы Pussy Riot Марии Алехиной и Надежды Толоконниковой истекает в марте 2014 года. Обе за панк-молебен в храме Христа Спасителя получили два года колонии. Суды отказали им в условно-досрочном освобождении и отсрочке отбывания наказания до достижения их детьми 14-летия.
Блоги
Статьи по теме
Поздний ум отцов
Верхушка РПЦ не может не понимать, какой морально-политический урон нанес ей процесс Pussy Riot, превративший девушек в символ противостояния церковному мракобесию. И перспектива продолжения этого противостояния ей совсем не улыбается. Похоже, Патриархия ищет пути помириться с девушками.
Расправославие
Кампания по дискредитации церкви посредством дела Pussy Riot продолжается. Заговорщики добрались до Таганского суда. Тюремное следствие продлено до 24 июня, а в постановлении суда, чтобы уж совсем добить церковь, сказано, что это делается в связи с опасностью расправы над участницами панк-молебна в ХХС.
В ожидании преображения
Среди группы "воцерковленных" снова есть сторонники по-разному понимаемой и, как правило, вслух не называемой "реформации", но они составляют незначительное и запуганное меньшинство, слабо заметное публике только в столицах и едва различимое взгляду специалиста в других крупных "университетских" городах.
Инквизиторы жгут
Когда читаешь в обвинительном заключении по делу Pussy Riot о разрушении "устоев" веры и государства или в заявлениях пастырей о том, что участницы панк-группы подвергли церковь небывалым испытаниям, остается лишь изумляться, что же это за гнилые устои и что за хилая церковь. А есть и угрозы за мягкотелость: мол, простим "сатанисток" - падет серный дождь на наши головы.
Притворчество и чудотворство
Не успела судья Марина Сырова раздать всем сестрам по два года общего режима, как верховный церковный совет распространил свой призыв к прощению. Суть которого сводится к тому, что православное воинство шагает отдельно от тюремного конвоя, что оно незлобиво и милосердно. Лицемеры забывчивы.
Харя вместо харизмы
Когда харизма исчезает и в государстве, и в церкви, возникает искус для одной институции опереться на другую. Власть идет за легитимностью к патриарху, а патриарх к президенту. Фокус, однако, в том, что ни президент, ни патриарх не могут сегодня легитимизировать друг друга. Вместо взаимной поддержки возникает взаимная делегитимизация.
Бой в окружении
Последние двадцать лет жизни отца Павла прошли в борениях с епископом Евсевием, отличившимся особой любовью к наушничеству на специфическом посту благочинного Троице-Сергиевой лавры, а затем занявшим пост псковского архиерея. Методичное выдавливание и разрушение всего, что построил Адельгейм, дошло до прямого конфликта.
Ум ищет божества
Ибо всяк по-своему избывает свое неверие. С равнодушием: дескать, не нуждаюсь в этой гипотезе. С ужасом и отчаянием, вот как сейчас мы воспринимаем гибель отца Павла, о чем сказал юный поэт: "Ум ищет божества, а сердце не находит". А бывает, что и с завистью, особенно если ты облечен саном, но в душе ни капли веры, а на уме одна политика и корысть, как у многих из российского духовенства.
Возвышенные и оскорбленные
Вся история с "оскорблениями" - плод деятельности немногих православных начальников, вообразивших себя комиссарами дня сегодняшнего, и еще менее многочисленных энтузиастов, чья мотивация варьирует от желания поквитаться с либеральными оппонентами до вспышек нездоровой психики. У основной массы мирян и духовенства отношения к подобным инициативам скептическое и даже настороженное.