Священное подписание
РПЦ заставляет священников зачитывать в храмах призыв наказать Pussy Riot
Патриархия Русской православной церкви просит привлечь журналистов, освещавших панк-молебен группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя, а также всех, кто способствует распространению "оскорбительной информации", к уголовной ответственности по статье 282 Уголовного кодекса ("возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды). В письме, направленном представителями "инициативной группы" в Генпрокуратуру, говорится, что круг лиц, спланировавших и осуществивших акцию, "намного шире, чем пять участниц группы". "Очевидно, что корреспонденты центральных газет, например "Новой газеты", не случайно оказались в ХХС во время кощунственной акции", - говорится в письме. Также патриархия просит привлечь к ответственности тех, кто фотографировал акцию, нес аппаратуру и брал интервью у участниц группы.
"Просим вас установить все не только причастных к акции, но к ее подготовке и умышленному распространению в Интернете видеоролика и других материалов, содержащих информацию об этой акции, и привлечь к уголовной ответственности за возбуждение религиозной ненависти и вражды", - говорится в заявлении.
Как стало известно Граням.Ру, в воскресенье настоятели московских храмов должны были зачитать прихожанам текст обращения. После этого каждый настоятель должен был собственноручно обращение подписать и отправить его в Генпрокуратуру, а копию - в Патриархию. По информации "Граней", ряд священников отказался зачитывать обращение.
Председатель Синодального информационного отдела РПЦ Владимир Легойда заявил интернет-изданию "Правмир", что ничего не знает о циркуляре сверху. "Я не знаю ни о каком циркуляре "сверху", который бы велел собирать во всех храмах Москвы подписи против панк-группы. Уверен, что такого циркуляра не было, позиция Церкви неоднократно была высказана. Так получилось, что я сегодня был в двух храмах, никаких писем там не зачитывали, подписи не собирали", - сказал Легойда.
Между тем настоятель храма Святой Живоначальной Троицы в Хохловском переулке Алексей Уминский подтвердил на своей странице в Facebook, что циркуляр проходил. "Было, сам получил, а за отказ участвовать было предложено написать рапорт благочинному", - написал Уминский.
Накануне глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин заявил, что храм Христа Спасителя - не первая церковь, где выступала группа Pussy Riot, за два дня до своего панк-молебна девушки спели песню в Богоявленском соборе в Елохове. "За два дня до храма Христа Спасителя участники известной группы пришли в Елоховский собор и там, развернув гитары, пытались что-то играть. Их вывели оттуда служащие храма. В ролик, изображающий известную акцию в храме Христа Спасителя, вмонтирована запись из Елоховского собора, именно там участники группы успели развернуть гитары. Люди, которые хорошо знают Богоявленский собор, опознали его интерьеры в ролике", – заявил Чаплин, добавив, что все это "еще раз доказывает, что акция готовилась заранее".
В пятницу Совет православных общественных объединений выступил с заявлением "по поводу кощунственной акции в храме Христа Спасителя". В нем говорится, что "преступление, совершенное участницами Pussy Riot, "должно быть осуждено по всей строгости закона". "Мы едины в осуждении наглой антихристианской выходки. Едины мы и в том, что считаем эту "акцию" преступлением, которое должно быть осуждено по всей строгости закона", - говорится в заявлении.
"Мы не понимаем тех, кто призывает Святейшего патриарха, наших братьев и сестер "простить" кощунниц, призвать государство не осуждать и не наказывать их. Если предстоятель Церкви простит их сегодня, не приведет ли это завтра к десятикратному умножению кощунственных "акций", к тому, что православных вытеснят из общественного пространства, да и священное пространство храмов сделают площадкой для глумления и хамства безбожников?" - пишут авторы заявления.
"Надеемся, что этот экзамен не окончится духовным падением наших братьев и сестер. Если же они - не с Церковью воинствующей, которая есть и образ Церкви торжествующей, то они и не со Христом. В целом же нынешняя ситуация - это проверка на жизнеспособность нашего народа. Если Россия стерпит произошедшее, значит, ее можно брать голыми руками, значит, народ больше не встанет за веру и Отечество", - говорится в заявлении.
В настоящее время трем предполагаемым участницам Pussy Riot предъявлены обвинения в хулиганстве в связи с панк-молебном в храме Христа Спасителя. Надежда Толоконникова, Мария Алехина и Екатерина Самуцевич заключены под стражу до конца апреля. Им грозит до семи лет лишения свободы.
Ранее группа православных верующих обратилась к патриарху с просьбой "проявить христианское отношение к участницам группы Pussy Riot и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела". "Мы также просим Вас выступить с обращением ко всем членам православной Церкви и дать пример христианской реакции на произошедшее событие, остановив тем самым ненависть и гнев, которые прихожане православной Церкви в дни Великого Поста обрушивают на головы четырех девушек", - говорится в открытом письме, составленном известной благотворительницей Лидой Мониавой.
Группа Pussy Riot ранее пояснила смысл акции в ХХС в своем блоге: "Раз мирные стотысячные демонстрации не дают немедленного результата, мы будем перед Пасхой просить Богородицу поскорее прогнать Путина". В январе группа устроила спонтанный концерт на Лобном месте Красной площади с песней "Путин зассал". Девушек задержали сотрудники ФСО, позднее двух участниц акции оштрафовали на 500 рублей.
В Интернете были опубликованы личные данные участниц перформанса в XXC и угрозы расправы. "Разоблачительный список" девушек из группы Pussy Riot с фотографиями и домашними адресами появился на праворадикальных сайтах и в блогах активистов. Публикации сопровождались призывами к расправе.
Справка
Дело Pussy Riot: письмо православной общественности
Справка
Открытое письмо патриарху по делу Pussy Riot
Его Святейшеству Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
Ваше Святейшество!
21 февраля 2012 года четыре девушки, участницы феминистской группы Pussy Riot, устроили в Храме Христа Спасителя «панк-молебен». Многих из нас эта акция очень огорчила, кого-то даже возмутила, но сейчас речь не об этом.
26 февраля, в Прощеное Воскресенье, стало известно, что по инициативе православных активистов было возбуждено уголовное дело против участниц группы Pussy Riot по части 2 статьи 213 Уголовного Кодекса (хулиганство). 5 марта Таганский районный суд санкционировал заключение сроком на 1 месяц 20 дней двух девушек, подозреваемых в участии в этой акции. В данный момент Надежда Толоконникова и Мария Алехина находятся в СИЗО. По вменяемой им статье девушкам грозит лишение свободы сроком до 7 лет. Надежда Толоконникова и Мария Алехина – мамы маленьких детей.
Мы, авторы этого письма, верующие люди. Большинство из нас считают подобное поведение в храме недопустимым. Но еще более недопустимой мы считаем реакцию на произошедшее событие - уголовное преследование и лишение свободы, а также жестокие отзывы в адрес участниц «панк-молебна» от членов православной Церкви. Ведь в Евангелии сказано: «благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас» (Мф. 5, 44).
Ваше Святейшество, мы просим Вас проявить христианское отношение к участницам группы Pussy Riot и ходатайствовать перед судом о закрытии этого уголовного дела. Мы также просим Вас выступить с обращением ко всем членам православной Церкви и дать пример христианской реакции на произошедшее событие, остановив тем самым ненависть и гнев, которые прихожане православной Церкви в дни Великого Поста обрушивают на головы четырех девушек.
С надеждой на понимание,
Лида Мониава, прихожанка храма Успения в Газетном переулке, менеджер детской программы Фонда помощи хосписам «Вера»
Дословно
Александр Верховский
Авторы (обращения в прокуратуру. - Ред.) удовлетворены уголовным преследованием Pussy Riot за глумление над святынями и оскорбление религиозных чувств православных верующих, но недовольны тем, что не привлечены к ответственности те, кто с ними сотрудничал в ходе самой акции, а также те, кто их поддерживает сейчас. Конкретно, авторы утверждают, что имеет место "продуманная провокация, направленная на разжигание вражды к православию, иерархам Церкви и всем верующим". Элементами этой "провокации" являются действия журналистов, работавших в храме во время акции Pussy Riot, и распространенные в интернете ролики, отобразившие саму акцию, тексты песни, "кощунственные фотографии". Соответственно, авторы просят расследовать все эти действия и привлечь виновных по ст.282 УК, подразумевается – за возбуждение вражды к православным верующим.
Если попытаться отложить в сторону эмоции, политические оценки и рассуждения о роли Церкви в обществе, то насколько основательно предложение, которое делают прокуратуре не поименованные на данный момент общественные деятели?
Во-первых, оскорбление чувств тех или иных граждан, к сожалению, не является сейчас предметом правового рассмотрения. Участницы Pussy Riot обвиняются не в оскорблении чувств, что было бы административным правонарушением (часть 2 ст. 5.26 КоАП), а в групповых хулиганских действиях по мотиву ненависти к какой-то религиозной группе (точной формулировки обвинения пока нет). Это – совершенно разные обвинения. "Мотив ненависти" в том виде, в котором он присутствует в российском уголовном праве, подразумевает ненависть и вражду именно к людям, объединенным каким-то общим признаком, например, общей религией, а вовсе не к их святыням, например. Так написано в Уголовном кодексе, а в нем каждое слово имеет значение.
Во-вторых, авторы обращения не приводят никаких аргументов в пользу того, что множество людей, републикующих ролики, тексты и фотографии Pussy Riot, движимы именно враждой к православным, а не, скажем, к руководству Русской православной церкви. Перечисление авторами в одном ряду собственно православия, Церкви, основанной на нем, и верующих, его исповедующих, понятно с религиозной точки зрения, но никак не связано с законом. А кстати, многие люди, републиковавшие те фото и видео, могли и вовсе делать это нейтрально, безо всякой враждебности к кому бы то ни было.
В-третьих, для состава ст.282 УК важно, чтобы какие-то действия были не только и не столько мотивированы враждой к кому-то, сколько направлены именно на публичное возбуждение таковой вражды в других. Мне по роду работы много раз доводилось видеть тексты (и иные материалы), ясно выражающие и, можно сказать, пропагандирующие враждебность к тем или иным группам людей, в том числе – к православным верующим (повторюсь – не к патриарху Кириллу, не к РПЦ, не к каким-то православным организациям, а именно к православным как таковым). Среди множества материалов в защиту или в поддержку Pussy Riot такие встречаются тоже, но очень редко. Если б авторы обращения не поленились найти именно материалы, явно пропагандирующие вражду к православным, то пусть бы про них и писали в прокуратуру, а не побуждали ее бессмысленно перелопачивать многие тысячи интернет-комментариев.
В-четвертых, призывать к уголовной ответственности журналистов, освещающих ту или иную, пусть самую даже омерзительную, деятельность – это прямо противоречит основным представлениям о свободе слова. Эти представления давно зафиксированы в решении Европейского суда по правам человека по делу "Йерсилд против Дании": журналист был привлечен к ответственности за выпуск в эфир интервью с неонацистской группировкой, и ЕСПЧ счел это недопустимым ограничением свободы слова. А решения ЕСПЧ для России – это не просто ориентир, это источник права.
И наконец, если кому слишком не мил ЕСПЧ или мои собственные рассуждения представляются неубедительными, тому стоит обратиться к разъяснениям пленумов Верховного cуда РФ. Постановление пленума Верховного суда РФ "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" от 28 июня 2011 г. среди прочего утверждает, что критика религиозных объединений, убеждений и обычаев не может быть как таковая преследуема по ст.282 УК. А постановление пленума Верховного суда РФ "О практике применения судами закона РФ «О средствах массовой информации" от 15 июля 2010 г. подтверждает, что СМИ не могут нести ответственность за цитирование ксенофобных высказываний (к каковым авторы обращений, очевидно, относят акцию Pussy Riot).
Итак, обращение в прокуратуру, подписанное, подозреваю, уже многими нашими гражданами, слишком слабо связано с законностью, и можно понадеяться, что и прокуратура оценит его так же.
Авторам обращения можно только посоветовать не апеллировать к прокурору из-за перехлестов публичной полемики, а научиться в этой полемике эффективно участвовать.
ОВД-Инфо, 18.03.2012
Блоги
Статьи по теме
С Надеждой за свободу
Надежда Толоконникова (Надя Толокно), арестованная вместе с двумя соратницами по Pussy Riot, успела, несмотря на молодость, прославиться как участница нескольких свободолюбивых проектов арт-группы "Война". Видеосюжеты и комментарии напоминают о вкладе Надежды в громкие акции "Войны", начиная со знаменитого сексуально-политического действа в честь президента Медведева.
Зоосудная ночь
Все же знают, что Ольга Романова, жена Алексея Козлова, - известный деятель оппозиции, а потому оправдательный приговор Козлову - это путь к оранжевой революции, американской оккупации и расчленению России. Следовательно, вчера в Зоологическом суде Родина опять выстояла - как в "Норд-Осте", в Беслане, в Цхинвали...
Бог в деталях
Когда я узнал о "панк-молебне" девчонок из группы Pussy Riot, я уже было потянулся к клавиатуре, чтобы осудить эту акцию. Чтобы сказать, что негоже, на мой взгляд, внедряться со своим веселым и дерзким искусством на чужую территорию. Не успел я этого сделать. И очень этому рад. Сейчас мне было бы стыдно.
Чего хочет Бог?
Провокативный "панк-молебен" в храме Христа Спасителя расколол православную (и не только) общественность. Государство охотно идет навстречу требованиям сурово покарать девушек из группы Pussy Riot. Между тем группа верующих обратилась к патриарху Кириллу с просьбой ходатайствовать о прекращении уголовного дела. Обе стороны ссылаются в споре на христианские ценности.