Религия
В блогах
Тюремное благочестие
В рамках соглашения между ГУФСИН и Самарской православной епархией, а также по благословению митрополита Самарского и Сызранского Сергия в ИК-5 были привезены святые реликвии великомученика Пантелеимона... ИК-5 стала вторым исправительным учреждением ФСИН России, где побывали святыни... В ходе мероприятия более 250 осужденных приложились к мощам. Затем состоялся крестный ход.
В исправительных учреждениях Самарской области действует семнадцать приходов и молельных комнат, существует девятнадцать православных общин… за каждым учреждением в соответствии с территориальным принципом закреплен свой священнослужитель, который обеспечивает совершение культовых обрядов, треб, религиозных мероприятий, проведение духовно-просветительской работы с осужденными.
Федеральная служба исполнения наказаний
Так продолжалось очень долго. Сначала шли похвалы, которые кончались словами: "помилуй мя", а потом шли новые похвалы, кончавшиеся словом: "аллилуйя". И арестанты крестились, кланялись, падали на землю. Сначала арестанты кланялись на каждом перерыве, но потом они стали уже кланяться через раз, а то и через два, и все были очень рады, когда все похвалы окончились и священник, облегченно вздохнув, закрыл книжечку и ушел за перегородку... Большинство же арестантов, за исключением немногих из них, ясно видевших весь обман, который производился над людьми этой веры, и в душе смеявшихся над нею, большинство верило, что в этих золоченых иконах, свечах, чашах, ризах, крестах, повторениях непонятных слов "Иисусе сладчайший" и "помилось" заключается таинственная сила, посредством которой можно приобрести большие удобства в этой и в будущей жизни. Хотя большинство из них, проделав несколько опытов приобретения удобств в этой жизни посредством молитв, молебнов, свечей, и не получило их, - молитвы их остались неисполненными, - каждый был твердо уверен, что эта неудача случайная и что это учреждение, одобряемое учеными людьми и митрополитами, есть все-таки учреждение очень важное и которое необходимо если не для этой, то для будущей жизни.
Лев Толстой. "Воскресение"
На почве мазохизма
Во время загадочной мистерии таинственного мусульманского праздника ашуры я шел в громадной толпе, которая лилась по улицам Тегерана... В толпе поминали мученически погибшего имама Хусейна. Но поминали его особым образом: люди хлестали себя плетьми по плечам, причиняли себе боль, страдание... И, нанося себе удары, я чувствовал сострадание, шагая в толпе... Мне было хорошо среди них, я ощущал себя частью освобождающегося от насилия человечества... Сближение Ирана и России неизбежно... И когда это сближение состоится, когда будут заключены основополагающие пакты этого сближения, я мечтал бы увидеть отлитую в честь этого события золотую медаль. На одной ее стороне будет изображен иранский лев, на другой стороне русский медведь, а по кромке медали на иранском и на русском будет высечена надпись: "Не в силе Бог, а в правде".
Александр Проханов, писатель и журналист
Вокруг бежали юноши: всадники в доспехах стегали их нагайками. За ними двигались целые стада полуголых персов, которые хлестали свои спины, густо-синие от ударов, железными цепями...
Учитель также видел эту фантастическую церемонию, и ночью, когда мы делились с ним впечатлениями, сказал: "Вот еще дрова... Ох, не взорвут ли они всю машину? Конечно, люди Востока падки на дары культуры... Но они сохранили нечто свое, особенное: какой европеец, трижды верующий, все равно во что - в туфлю папы, в мировой прогресс или в симпатичные "совьеты", - оцарапает себя булавочкой во имя идеи? А эти... с удовольствием устроят хорошенький мировой "Шаксэ-Ваксей", разумеется, не только по своим лбам, но и по многим другим, сначала предпочтительно английским. А потом?.. Конечно, паровоз - вещь мудреная, и этому персу его не построить, но сломать его он может..."
Илья Эренбург. " Необычайные похождения Хулио Хуренито"
Физическое и духовное
Международная богословская конференция проходит 11-12 декабря в Национальном исследовательском ядерном университете (МИФИ)... Мероприятие открыл глава синодального Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, который возглавляет кафедру теологии в этом вузе. По его словам, эта кафедра должна стать площадкой для диалога между религией и естественнонаучным знанием.
"Учащимся - будущим специалистам естественнонаучного профиля - предлагается прослушать несколько курсов общегуманитарного цикла, как собственно теологических и религиоведческих, так и посвященных фундаментальным проблемам гуманитарной науки", - рассказал митрополит. По его словам, и те, и другие призваны помочь студентам открыть новые перспективы в мире человеческого познания, осознать его как целое, задуматься над принципиальными философскими вопросами, "лежащими за пределами научной специализации учащихся, но неизбежно затрагивающими каждого человека и требующими осознанного самостоятельного ответа"...
Конференция посвящена преподобному Симеону Новому Богослову и его духовному наследию. В форуме принимают участие митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский патриархат), делегация Сербской православной церкви, клирики поместных православных церквей, профессора университетов из разных стран, богословы.
Интерфакс
...Магницкому была прислана по высочайшему повелѣнію... инструкція, заключающаяся въ томъ, чтобы 1) ввести при казанскомъ университетѣ преподаваніе богопознанія и христіанскаго ученія, опредѣливъ для сего наставника изъ духовныхъ... Результатомъ этой инструкціи и былъ погромъ, учиненный Магницкимъ въ казанскомъ университетѣ ради искорененія въ стѣнахъ его всѣхъ зловредныхъ плевелъ...
Профессора въ свою очередь были строго дисциплинированы и подведены подъ одинъ знаменатель: какую бы науку они ни преподавали, всѣ лекціи ихъ должны были вести къ единственной цѣли: насажденію въ юныхъ душахъ благочестія. Отъ этого требованія не исключались даже преподаватели наукъ математическихъ, естественныхъ и медицинскихъ. Инструкція гласила, что въ факультетѣ физико-математическомъ профессоръ естественной науки долженъ упоминать, что обширное царство природы, какъ ни представляется оно премудро и въ своемъ цѣломъ для насъ непостижимо, есть только слабый отпечатокъ того высшаго порядка, которому послѣ кратковременной жизни мы предопредѣлены, "а преподаватель астрономіи укажетъ на тверди небесной пламенными буквами начертанную премудрость Творца и дивные законы тѣлъ небесныхъ, откровенные роду человѣческому въ отдаленной древности..."
Александр Скабичевский. "Очерки истории русской цензуры"
Дмитрий Шмелев, подмосковный священник
Знаете, ведь когда вникаешь в суть какого-то предмета, открываются бездны интересного... Углубляешься в историю, узнаешь, что отношение к гребле в XVII-XVIII вв. в России и в Европе было различным. Там это было, как правило, уделом каторжников, которые гребли под барабанный бой на три удара. У нас в гребле присутствовал какой-то молодецкий дух, идущий еще от ватаг новгородских, волжских, где присутствовало определенное равенство. Где и атаман садился на весла, и какой-нибудь боярин не стеснялся грести. Причем морским делом занимались люди, как правило, вольные. И когда наступила петровская эпоха, возник регулярный флот, то оказалось, что удар русских галер был гораздо сильнее удара шведских галер... Казалось бы, век галер ушел, но на некоторые принципы гребли отпечаток наложился. Когда ты начинаешь разбираться: почему у них так, а у нас иначе, - то ты видишь, что многое уходит в глубины истории.
Ссылка
Егор Холмогоров, публицист
Егор Холмогоров на Русском марше. 2005 год. Фото: Грани.Ру
...не случайно гений афинской демократии Перикл снарядил морскую экспедицию, посетил нашу Керчь (Пантикапей) и наверняка останавливался в Херсонесе... Крым и особенно Херсонес одним махом удлиняют русскую историю на полторы тысячи лет, помещают нас в самую гущу событий древнего мира. Это дорогого стоит... Главное - обладание территорией и определенное преемство традиций. Поэтому Херсонес - это не только память о крещении Руси, наша "Храмовая гора", как весьма удачно высказался Владимир Путин. Это еще и пропуск в нашу античность, возвращение к истоку европейской культуры и свидетельство того, что там, у истока, были и мы.
"Пропуск в античность"
Тормозным путем
Митрополит Климент и компьютеры. Фото: http://orthodox.etel.ru/
Главное действие интернета в том, что он очень быстрый, а значит, все плохое в нем также появляется и распространяется очень быстро. А для создания плохого большого ума не надо.
Климент, митрополит Калужский и Боровский, руководитель Издательского совета РПЦ
Струсил, плохо разбирает свою рукопись, мыслишки движутся еле-еле, со скоростью архимандрита, едущего на велосипеде… Скучища страшная, мухи мрут.
Антон Чехов. "Скучная история"
Все так. Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян.
Венедикт Ерофеев. "Москва - Петушки"
От мощей к экстремизму
Очередной провинциальный суд внес очередной оппозиционный материал в Федеральный список экстремистских материалов. На сей раз решение принято 21 ноября в Октябрьском районном суде Владимира, а жертвой стал фильм "Приставное благочестие", ссылка на который была размещена почти два года назад интернет-изданием "Портал-Credo.Ru".
В России действуют сотни православных общин, не желающих по разным причинам признавать над собой главенства Московской патриархии. Вся мощь государственной системы работает на сохранение видимого "единства" Московской патриархии, но даже в этих крайне неблагоприятных условиях из нее удается вырываться отдельным общинам и клирикам.
Одна из самых ярких и известных общин такого рода существует с 1990 года в Суздале. Она появилась, когда по всей России начался отток общин из Московской патриархии в Зарубежную церковь. Харизматичного суздальского настоятеля архимандрита (впоследствии митрополита) Валентина (Русанцова) поддержали все его прихожане, и ослабевшая к тому моменту власть признала, что храм, в котором они молятся, отныне не будет подчиняться Московской патриархии. Затем эти власти передали "альтернативной" общине еще 11 храмов в Суздале, многие из которых находились в полуразрушенном состоянии. Спустя десятилетие, когда храмы были восстановлены, уже при путинском режиме, укрепившаяся власть отобрала их у "неправильных" верующих назад. Сейчас часть этих отобранных храмов вновь превращается в руины. С видеодоказательств этого и начинается фильм "Приставное благочестие".
К 1990 году суздальская община владела мощами местных святых - преподобных Евфимия и Евфросинии Суздальских. Они были переданы ей двумя годами ранее из музея. Естественно, при изгнании из храмов в 2009 году, когда суды, между прочим, постановили "обязать религиозные организации освободить здания от всего имущества", мощи были перенесены в домовый храм при Синодальном доме Российской православной автономной церкви (РПАЦ - так называется централизованная религиозная организация, объединяющая общины в разных регионах России, но имеющая центр в Суздале), где в тесноте и вынуждена теперь молиться непокорная община. В 2012-м, после смерти митрополита Валентина (Русанцова), которого власти немного побаивались, немедленно началась кампания по изъятию мощей преподобных Евфимия и Евфросинии, старт которой, как говорят, дала личная просьба патриарха Кирилла "на высшем уровне".
Мощи, впрочем, отбирала у неподконтрольных православных не сама Московская патриархия. Она скрылась за спиной государственного ведомства - Росимущества, которое внезапно решило, что кости умерших людей (а именно так трактуется предмет спора с точки зрения светского закона) принадлежат исключительно Российской Федерации. Удовлетворяя требования Росимущества, один из судов напишет впоследствии, что мощи вообще всех святых принадлежат государству и "подлежат передаче Российской Федерации". Но, разумеется, никакой массовой кампании изъятия мощей, подобной той, что была в 1919-1920 гг., после этого не началось - Российская Федерация по-прежнему интересуется только мощами Евфимия и Евфросинии.
Осенью 2012-го в тесный Синодальный дом в Суздале потянулись судебные приставы в форме, подключилась государственная пропагандистская машина, карманная партия ЛДПР провела пикет под лозунгом "Верните святые мощи!" Этой фантасмагории и посвящено "Приставное благочестие". Помимо собственно фиксации нелепых потуг приставов, то пытающихся говорить проповедь, то прямо призывающих к применению силы, фильм насыщен актуальными политическими событиями того времени (отзвуки белоленточного движения, дела Pussy Riot) и личным опытом автора - Михаила Баранова, незадолго до этого покинувшего "тоталитарный" монастырь Московской патриархии в Новосибирской области.
После появления фильма процесс изъятия мощей внезапно остановился и, насколько нам известно, они до сих пор находятся у верующих РПАЦ. Зато решили давить создателей фильма, и основным виноватым тут оказался "Портал-Credo.Ru" в лице Вашего покорного слуги. Примечательно, что делом сразу же занялось УФСБ по Владимирской области - вероятно, оттуда в октябре минувшего года произошла "утечка" в местные официальные газеты "Владимирские ведомости" и "Суздальская новь", где появилась зловещая статья "Госдеп в рясе". Согласно версии авторов статьи, мощи защищают не верующие, а враждебные России силы, которые на деньги Госдепа создают в Суздале очаг социальной напряженности на конфессиональной почве. Верующие же якобы играют лишь роль декорации. Лично мне в этой статье было отведено пять абзацев - и это был сигнал... Дело лежало под спудом еще около года, и наконец осенью 2014-го поступило во владимирский суд. Его рассмотрение там началось через 9 дней после визита во Владимир патриарха Кирилла.
Скорее всего дело об экстремизме, выросшее из дела о мощах и замешенное на госдеповской фобии, изначально является местной владимирской инициативой. Но почти двухлетняя подготовка, предшествовавшая вынесению решения по делу, говорит, вероятно, о том, что все нужные согласования были получены. "Портал-Credo.Ru" - профессиональное, но при этом внеконфессиональное и независимое издание о религии - хотят заглушить или по крайней мере приглушить. Видимо, расчет делается на то, что главный редактор решительно пересмотрит свою редакционную политику и перестанет заниматься "очернительством" и "пропагандой раскола". Но нельзя исключать и более радикальных расчетов.
С Путиным и Пушкиным
В своей Валдайской речи Владимир Путин жестко осудил западный мир, предавший христианские ценности, поставивший, по его словам, на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога и веру в сатану. С Запада к нам ползет зараза пострашнее лихорадки Эбола. Отразить эту экспансию можно лишь общими усилиями церкви, государства и литературы, общей волей, общей молитвой. Но для этого писатели должны ощущать в себе единую соборную душу. И покушаться на это спасительное единство могут лишь недруги России. Мы, ее писатели, в этой борьбе всегда будем с нашей историей, с нашей церковью, с нашим Пушкиным, сказавшим: "Европа в отношении России всегда была столь же невежественна, сколь и неблагодарна".
Валерий Ганичев, Владимир Крупин, Станислав Куняев, Валентин Распутин и другие русские писатели
Г-н Лобанов, не входя в объяснение того, что разумеет он под словами безнравие и нелепость, продолжает:
"...Но что ж заимствовать ныне... у новейших писателей иностранных? Они часто обнажают такие нелепые, гнусные и чудовищные явления, распространяют такие пагубные и разрушительные мысли, о которых читатель до тех пор не имел ни малейшего понятия, и которые насильственно влагают в душу его зародыш безнравия, безверия и, следовательно, будущих заблуждений или преступлений"... "Для Франции, - пишет г. Лобанов, - для народов, отуманенных гибельною для человечества новейшею философиею, огрубелых в кровавых явлениях революций и упавших в омут душевного и умственного разврата, самые отвратительнейшие зрелища... омерзительнейший хаос ненавистного бесстыдства и кровосмешения... не кажутся им таковыми; самые разрушительнейшие мысли для них не столь заразительны; ибо они давно ознакомились и, так сказать, срослись с ними в ужасах революций".
Спрашиваю: можно ли на целый народ изрекать такую страшную анафему? Нельзя требовать от всех писателей стремления к одной цели. Никакой закон не может сказать: пишите именно о таких-то предметах, а не о других. Мысли, как и действия, разделяются на преступные и на не подлежащие никакой ответственности… Мы не принадлежим к числу подобострастных поклонников нашего века; но должны признаться, что науки сделали шаг вперед. Умствования великих европейских мыслителей не были тщетны и для нас... не могу не остановиться на заключении, выведенном г. Лобановым изо всего им сказанного: "По множеству сочиняемых ныне безнравственных книг, ценсуре предстоит непреодолимый труд проникнуть все ухищрения пишущих..." Но где же у нас это множество безнравственных книг? Кто сии дерзкие, злонамеренные писатели, ухищряющиеся ниспровергать законы, на коих основано благоденствие общества? И можно ли укорять у нас ценсуру в неосмотрительности и послаблении? Мы знаем противное.
Александр Пушкин. "Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной"
Владимир Личутин, писатель
И даже такие блестящие мыслители, как историк Карамзин, немало потрудились, чтобы навести "тень на плетень". Изменник Курбский стал человеком приятным во всех отношениях, а Иван Грозный, кому Русь складывала торжественные песни, - вдруг превратился в изверга, кровопийцу и душегубца. Тот, самый великий в нашей истории, глубоко православный царь, создавший русское государство, считавший великий русский народ самым древним на земле, ведущим свой род напрямую от Адама и Евы... создателя государства Ивана Грозного они по сю пору усердно мажут дегтем и линчуют на всех перекрестках Европы, с усердием сочиняя небылицы, лишь потому, что Грозный боролся с изменниками и ересью жидовствующих, а протестант Петр поддержал ее и нарочно распахнул окно на Запад, припустил на Русь гиль и сором...
А если вернуться в наше время? Двойственность взгляда на историю можно проследить по Михаилу Горбачеву. Блюдолизы готовы были целовать след его ноги... А простой народ окрестил генсека: "Мишка меченый", "бес", скоро уловив тайную подкладку его души и темного замысла. Ведь "меченый" человек, с кровавой печатью на лбу, по народному представлению - черный человек, мелкий бес, слуга дьявола. И неслучайно, съехав из России в Америку, бывший президент Горбачев выстроил за океаном церковь сатаны и стал ее верховным жрецом и служителем. Таков путь бывшего советского генсека.
Ссылка
Рост без ростовщичества
Указав на то, что это получилось у мусульман, которые отказались от ростовщичества, ссудного процента, но при этом "эффективности у исламского банкинга это не убавило", священник (глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. - Ред.) предложил подумать над тем, "может ли Россия предложить православную систему банкинга без ростовщичества, входящую в прямые отношения с Китаем, исламским миром, иными возрастающими в мире центрами влияния"; как отказаться от диктата по отношению к отечественной экономике тех глобальных центров, "которые все больше и больше проявляют свою недружественность"; возможно ли максимально отказываться от тех валют и экономических инструментов, "которые связаны с недружественными нам центрами", можно ли "закрутить мировую экономику по нашим собственным правилам".
"Интерфакс-Религия"
Адольф Гитлер в своей основополагающей работе "Моя борьба" характеризовал все первостепенное значение этого вопроса в следующих выражениях: "Когда в июне 1919 г. я выслушал первый доклад Готфрида Федера о "сломе кабалы процента", я осознал сразу же, что речь здесь идет о теоретической истине, которой суждено приобрести огромнейшее значение для будущего всего германского народа... Борьба против международного финансового и ссудного капитала стала самым важным пунктом программы борьбы германской нации за свою независимость и свободу"... Все действительно серьезные национал-социалисты разделяют это убеждение, поскольку решение этого вопроса имеет по сути своей гораздо более широкое значение, ибо означает разумный подход к решению еврейского вопроса... Мы выдвинули требование колоссального масштаба: "Сломить кабалу процента!" Оно имеет для нашего народа, для нашей расы такое основополагающее значение, что от одного только решения этого вопроса будет зависеть возрождение и подъем нашего народа из бездны кабалы и позора. Да! Именно достижение этой цели определит новое развитие, счастье и процветание, всеобщее благо и культуру на земном шаре.
Готфрид Федер (1883-1941), председатель Германской лиги борцов за искоренение процентного рабства. "Программа и мировоззрение НСДАП"