Религия
В блогах
Античные русские
Нам надо очень четко преподать, особенно молодому поколению, что Крым абсолютно неотделим от Руси и от России, начиная с того, что греки считали русских именно жителями Крыма и называли тавроскифами, то есть русские из Крыма. Это были для древней античной культуры русские.
архимандрит Тихон (Шевкунов), ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре
Вот автор недавно был в Эрмитаже. Глядел скифский отдел. И там есть одна замечательная ваза... Так вот, на этой вазе я вдруг увидел рисунки - сидят скифские мужики. Один мужичонка-середняк сидит, другой ему зуб пальцами выковыривает, третий лаптишки себе поправляет.
Автор поглядел поближе - батюшки светы! Ну, прямо наши дореволюционные мужики. Ну, скажем, тысяча девятьсот тринадцатого года. Даже костюмы те же - такие широкие рубахи, подпояски. Длинные спутанные бороды.
Автору даже как-то не по себе стало. Что за черт! Смотришь в каталог - вазе две тысячи лет. На рисунки поглядишь - лет на полторы тысячи поменьше. Либо, значит, сплошное жульничество со стороны научных работников Эрмитажа, либо такие костюмчики и лапти так и сохранились вплоть до нашей революции.
Михаил Зощенко. "Мишель Синягин"
Протоиерей и протопоп
А зачем патриарх Кирилл ездит на "Мерседесе" S-класса стоимостью 150 тысяч евро?
Такая у него в церкви харизма, если хотите. Всегда царь и патриарх, а также, предположим, губернатор и епископ в любом уважающем себя обществе поддерживались людьми так, чтобы они могли выразить, если хотите, как церкви, так и государства, как региона, так и епархии на местном уровне, в том числе и через те или иные символы, если хотите, власти... Как у патриарха, так у каждого епископа есть трон и есть тронный зал. Облачение часто стоит гораздо дороже, чем самые дорогие машины. И так в истории церкви было всегда. Да, поверьте мне. И в этом как раз есть один из элементов церковного предания, церковной традиции, от которой мы отказываться не собираемся.
Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества
Помните ли вы, как Мелхиседек жил в чащине леса того, в горе сей Фаворстей, семь лет ядый вершие древес и вместо пития росу лизаше? Прямой был священник, не искал ренских, и романеи, и водок, и вин процеженных, и пива с кордомоном... Друг мой, Иларион, архиепискуп рязанской! Видиши ли, как Мелхиседек жил? На вороных и в каретах не тешился ездя. Да еще был и царские породы. А ты кто? Воспомяни о себе, Яковлевич, попенок! В карету сядет, растопырится, что пузырь на воде, сидя в карете на подушки, расчесав волосы, что девка, да едет, выставя рожу на площаде, чтобы черницы-ворухиниянки любили. Ох, ох, бедной!.. Явно ослепил тебя диявол... Да как учинился попенком, так по боярским дворам научился блюды лизать. И не видал и не знает духовнаго жития.
протопоп Аввакум. "О старолюбцах и новолюбцах"
Ханжа и сыр
Вы знаете, идея вечного неостановимого экономического роста - это неправильная идея... Нужно уметь останавливаться в какой-то момент и в смысле экономического роста, и в смысле потребления... Вообще счастливый человек [тот], которому всего достаточно... Вот нам все время пытаются подбросить эту идею вечного прогресса в жизни человека, а на самом деле она делает человека несчастным... чтобы не прожить жизнь зря, нужно уметь в какой-то момент остановиться, сказать: "Хватит, мне всего достаточно, мне хорошо, я счастлив"... Слушайте, вообще живут люди в монастырях, живут люди в армии, живут люди в отдаленных районах, где нет ста видов сыра, и среди этих людей довольно много счастливых людей.
Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества
- Вот я и богу помолился! - начал Порфирий Владимирыч, и в знак покорности его святой воле опустил голову и развел руками... - А мужичок - тот трудится! Иной и рад бы настоящим манером помолиться, да ему вряд и в праздник поспеть. А бог все-таки видит его труды - за труды ему подает, как нам за молитву. Не всем в палатах жить да по балам прыгать - надо кому-нибудь и в избеночке курненькой пожить, за землицей-матушкой походить да похолить ее! А счастье-то - еще бабушка надвое сказала - где оно? Иной и в палатах и в неженье живет, да через золото слезы льет, а другой и в соломку зароется, хлебца с кваском покушает, а на душе-то у него рай!..
Михаил Салтыков-Щедрин. "Господа Головлевы"
Максим Проповедник
Максим Соколов. Фото: facebook.com/maxim.sokolov.7
"Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше"... вся европейская культура властно повелевает знать меру в гедонизме и не делать его столь публичным... "И возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта!" (Исх. 16, 2-3); "И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы; и он ел и пил, и встал и пошел; и пренебрег Исав первородство" (Быт. 25, 34)... Равно как и ответ Спасителя на первое диаволово искушение: "Он же ответил: написано: "Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"...
Максим Соколов, публицист
- Мне кажется, преподобный отче, - сказал рыцарь, - что твоя скудная
пища и священная, но безвкусная влага, которой ты утоляешь свою жажду, отлично идут тебе впрок. Тебе куда больше подходило бы драться на кулачках или дубинках, чем жить в пустыне, читать молитвенник да питаться сухим горохом и холодной водой.
- Ах, сэр рыцарь, - отвечал пустынник, - мысли у вас, как и у всех
невежественных мирян, заняты плотью. Владычице нашей богородице и моему святому покровителю угодно было благословить мою скудную пищу, как издревле благословенны были стручья и вода, которыми питались отроки Седрах, Мисах и Авденаго, не пожелавшие вкушать от вин и яств, присылаемых им сарацинским царем.
Вальтер Скотт. "Айвенго"
Чаплин, или Обманщик
Всеволод Чаплин. Фото: Светлана Привалова/Коммерсантъ
Поверьте, нам есть что сказать западным странам о том, как могло бы быть переустроено их общество на основе высшей правды в противовес порочным принципам "деньги делают деньги" и "деньги определяют все", в противовес изжившей себя маргинальной модели демократии западного образца... И в этих условиях нам нужно перестать гнаться за западным стандартом потребления - в принципе гипертрофированным... Нам нужно научиться умеренности, самоограничению, достаточности в потреблении, умению довольствоваться малым. Русский человек всегда понимал, где разумный предел потребления, и, понимая этот предел, был счастлив гораздо больше, чем те, кто бесконечно гонится за потреблением ради потребления и за ростом ради роста.
Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества
Оргон
Ну а Тартюф?..
Дорина
Тартюф? И спрашивать напрасно:
Жирен и толст, румян и свеж -
Привычки, склонности все те ж.
Ему ли здесь живется не прекрасно!..
Оргон
Ну а Тартюф?..
Дорина
Насупротив сидел;
Один две куропатки съел
И от баранины не много-то осталось...
Но больше сам не захотел...
Оргон
Бедняжка!
Жан-Батист Мольер. "Тартюф, или Обманщик"
Бессмертный гомо советикус
Как показывает опыт, люди, у которых есть идея, могут многое сделать. И сделать очень быстро. В СССР так и происходило в 1920-е и в 1930-е годы. Достижения Советского Союза невероятны. Представлять, что Советский Союз развивался из-под палки, наивно. Создание новой страны, нового справедливого порядка - действительно мощная идея. В нее заложены вещи, которые свойственны русской ментальности в целом: стремление к вселенской справедливости, я бы даже сказал, религиозное стремление. Марксизм, умозрительную экономическую теорию, русские тоже превратили в религиозную идею. Многие успехи СССР связаны именно с этой трансформацией марксизма. Люди верили.
Карен Шахназаров, кинорежиссер, гендиректор "Мосфильма", заместитель председателя Совета по культуре при президенте РФ
В наше время социологи и философы задаются в некотором роде глобальным вопросом: "А был ли советский человек?" Если был, то кем: неутомимым тружеником и непобедимым воином, рыцарем без страха и упрека, беззаветно преданным идее коммунизма... Или безгласным, покорным винтиком государственной машины, гнущим спину из-под палки, вечно озабоченным тем, как свести концы с концами и ухватить что можно в царстве тотального дефицита, затюканным партийными боссами и запуганным бдительными стражниками системы? Словом, гомо советикус или совок... Наконец, самый существенный вопрос: как долго сохранится "советский менталитет" в людской массе, проживающей в независимых государствах на постсоветском пространстве, имеют ли шанс какие-то отдельные его черты укорениться в генетическом коде и очнуться, обнаружить себя где-то в грядущих поколениях?..
Свои первые брошюрки я писал, стоя на коленях, разложив бумаги на кровати. В туалет надо было бегать на улицу. Это был своеобразный общинный быт, отличавшийся крайней скудостью жизненных условий и в то же время подобием семейного товарищества. В конце концов, слова "коммуна" и "коммуналка" происходят от одного корня.
Георгий Шахназаров, советский партийный и государственный деятель. "С вождями и без них"
Тайная вечеря Павла Адельгейма
"Маша, не запирай калитку!" - кричит матушка Вера дочке, переживая, что гости не попадут в дом. Двери нараспашку, как это всегда было при отце Павле. Гостей встречают притихшие собаки - черный Аргон и светлая Белка. Маша нежно обнимает родных и друзей со словами "Ты останешься у нас? Не уедешь? Побудь с нами" и часто уточняет: "Это было, когда папа был жив, а когда он умер..." Она в хлопотах бегает по дому: нужно всех накормить и напоить чаем. Вдруг останавливается и плачет: "Они похоронили папу. Навсегда".
Сергея Пчелинцева, в помрачении убившего отца Павла год назад, Вера Михайловна простила, а его матери, приехавшей просить прощения за сына, сказала, что молится за него как за такого же грешника, как и мы все.
Об убийстве в доме прямо не говорят, непереносимо словами оживлять тот страшный вечер. Говорят "когда ЭТО произошло..." И всех накрывает волна боли.
Люди съезжаются из разных городов, за большим обеденным столом на кухне, за тем самым столом, у которого отец Павел сидел в ТОТ вечер, много гостей. Тайная Вечеря. Семья и ученики.
5 августа в церкви Жен-Мироносиц, где служил и у которой похоронен отец Павел, священники из Петербурга и Москвы совершают заупокойную литургию и панихиду на могиле.От Псковской епархии никого нет, кроме настоятеля самого храма. Накануне, 4 августа, в Пскове прошли Адельгеймовские чтения (московская секция которых собралась 24 июля в Сахаровском центре), презентация книги Анатолия Осницкого "Отец Павел и его Вера" (800 страниц биографического повествования, написанного на основании 10 тысяч документов), второго издания книги отца Павла "Своими глазами" и сборника материалов конференции Свято-Филаретовского православно-христианского института "Равнина русская. Опыт духовного сопротивления". В Городском культурном центре Пскова была развернута выставка "Свидетель священник Павел Адельгейм" (которая в сентябре приедет в московский "Мемориал") и состоялся вечер памяти, организованный верным помощником отца Павла - Виктором Яковлевым. В 19:20 зал встал. Раздался полный силы голос отца Павла, поющего "Вечную память" погибшим воинам. Удары колокола. Тишина.
На сцену выходили католический священник и пастор-баптист, писатель и поэт, преподаватель-богослов, режиссер-документалист и депутат-"яблочник". Все живые, настоящие, полные благодарной скорби и любви к отцу Павла. Нет ни пустых парадных "адресов", ни дежурных речей бюрократов, никакого мертвого официоза. Звучит много стихов, а в конце вечера на сцену поднимается чуть ли не четверть зала: поют выпускники регентской школы, созданной отцом Павлом, хор, который он так любил. Последнее песнопение - пасхальный тропарь - поют все, кто своей памятью воскрешал в эти дни исповедника и мученика Павла Адельгейма.
Отец Павел Адельгейм: год после смерти
Вспоминая отца Павла Адельгейма: свет, прежде всего свет и тепло, лившиеся из его голубых глаз. Свет Христов и тепло тоже явно неземного извода. И никакого фальшивого смирения, маскирующего у большинства обычный конформизм, слабость и приспособленчество «страха ради иудейска». Никакого тошнотворного «я (мы) политикой не интересуемся», обычно тоже маскирующего жизненный интерес к сохранности собственной задницы путем наплевательства на Христа.
Редкое бесстрашие. Благородное диссидентство. Абсолютная любовь. И труд, труд, труд - со всем лагерным и постлагерным грузом хворей и на деревянной ноге.
Многолетнее противостояние безбожному архиерею и в его лице - всему безбожному насилию в нашей церкви, нашем государстве и обществе. И стихи - трезвые, горькие, беззащитные, как крокусы в феврале.
Часто говорят о гонениях на церковь в XX веке, о пролившейся крови новомучеников. И очень редко - о гонителях внутри самой церкви, ее иерархах, клире и мирянах, сотрудничавших с палачами и предававших себя и своих, и продолжающих предавать. Эти непроговоренные и ненаказанные церковные преступления и есть наши компрачикосы,из-за которых мы перемогаемся, изуродованные. С ними воевал отец Павел.
Как писал ему соразмерный протопоп Аввакум, «аще б не были борцы, не были б даны венцы».
Редкую и смелую попытку назвать все вещи своими именами, «расколдовать» церковную дьявольщину и лишить ее легитимности в 2008 году предприняла матушка Вера Адельгейм, написав письмо псковскому епископу (ныне - митрополиту) Евсевию:
Пишет жена свящ. Павла Адельгейма, прослужившего 50 лет в РПЦ, претерпевшего репрессии, пострадавшего до крови от безбожной власти, а ныне без вины и без суда гонимого Русской Православной Церковью Московской Патриархии в Вашем лице.
Как и Вы, я родилась в глухой деревне. Мой отец и четыре родных дяди погибли на фронте, отдав жизнь за веру и Отечество. Ещё четыре дяди прошли войну, получили генеральские и полковничьи погоны и ордена. Два дедушки дошли до Берлина. Меня воспитывали в строгих правилах. Дедушка оставил три наказа: “не воровать, не лгать, не сквернословить”. Храню их с юности. В 17 лет окончив школу, вышла замуж и уехала в далекий Ташкент, где жили с мужем в райских кущах тепла и любви удивительных священников и епископов.
Когда о. Павел построил в Кагане храм и его арестовали, я осталась с тремя детьми без средств. Меня не бросили, хотя все жили в нужде. Владыка Ермоген из Жировицкого заточения посылал часть пенсии. Свящ. Милий Руднев, имея семерых детей, помогал. Многие делились последним. Я не чувствовала себя покинутой, надеясь на Бога и добрых людей. Советская власть выселяла меня из квартиры с детьми, Бог не дал в обиду. Время было другое, Церковь тоже была другая.
Мы были счастливы, пока не встретили Вас. Когда Вы пришли, жить стало страшно. У Вашей ненависти нет причины. Она сжигает Вас изнутри геенной огненной. Свящ. Андрей Таскаев приписывает о. Павлу “манию преследования”. Мания не у него, а у меня. Каждый раз, когда останавливается автомобиль, приходит письмо, звенит звонок, у меня падает сердце, как при арестах 1937 года. Память смертная не покидает ни днём, ни ночью все эти годы.
Сердце болит не зря. “Новая газета” спрашивает: “Неужели “заказали” священника?” (№53 за 2003 г.). Покушение на о. Павла Адельгейма вызвала публикация архиерейских проклятий в “Благодатных лучах” (№2 за 2003 г.). Кто подослал убийцу, развинтившего рулевую тягу? Кто заказал убийство, забыв Бога? “Живущий на небесах посмеется им”! (Пс.2,4). О. Павел остался жив!
О. Сергий Иванов пришел завоевателем в мирный приход. Пренебрегая традициями храма, сложившимися за 20 лет, разжигает пожар. Надо разорить приход? Уничтожить “дух и жизнь?” (Ин.6, 63).
В Прощеный день Иванов оправдывался перед народом: “не по своей воле я пришёл. Владыка велел: либо клади крест на стол, либо иди в Мироносицы”.
В прошлом году Вы посылали его разгонять Иоанно-Предтеченский приход: свящ. Андрей Давыдов ушел из епархии, его община распалась и разбрелась по чужим храмам.
Иванов похвастался: “Не раз меня командировали наводить порядок в чужих приходах”. Если дух общины и настоятель не нравятся, Вы разгоняете приход. По этой причине пора отцу Павлу собираться в скорбный путь, конец недалек. А прихожанам куда бежать?
За 15 лет преследований Вы разрушили все, во что вложена душа и десятки лет жизни: отняли три храма, школу, приют инвалидов, производство, здоровье и покой семьи, создали вокруг о.Павла искусственную изоляцию - менее стойких Ваше “пастырство” доводит до болезни и самоубийства.
Прот. Евгений Борода из г. Дно повесился, лишившись прихода, в котором прослужил 45 лет - всю жизнь со дня хиротонии.
Запрещение подкосило здоровье игумена Романа Загребнева: инсульт, отнялись ноги. 10 лет запрещения приковали к постели свящ. Владимира Андреева. Сколько их загубили? Зачем?! Какой конец назначили о. Павлу? Он выдержит и устоит!
Труднее выжить мне с непроводимостью сердца и кардиостимулятором. Ваши интриги и происки изранили сердце. Не упрекнёшь: чужими руками зло делаете. Отсюда слово “злодей”. Заказчика труднее обвинить в преступлении, чем исполнителя.
Вернувшись из тюрьмы без ног, муж пришел к епископу в чужой рясе, на березовой ноге. Архиерей растрогался и наградил его наперсным крестом, который Вы намерились отнять.
Безбожники гнали. Теперь репрессирует митрополит РПЦ. Вы превратили РПЦ из Церкви мучеников в Гонительницу. Не удивительно. Господа Иисуса тоже гнали и распяли архиереи. “Распни, распни!” - кричали, жаждая крови Сына Божия. Всё повторяется. Теперь архиерей губит народ Божий.
О. Павел не первый и не последний. Вы со многими расправились. “Тать не приходит, разве да украдет и убиет и погубит” (Ин.10, 10). Вам 69 лет. Задумайтесь о старости и смерти - время не остановить! Петух уже кричит! Много дано - много спросится.
У каждого своя судьба. Вы приносите человеческие жертвы. Мы - Ваши жертвы – вместе с Вами предстанем на суд Божий: белый клобук не убелит пастырские преступления.
Простите! До встречи на Страшном Суде Божием.
Такой вопль к небесам. Такие вот «мелочи архиерейской жизни» 2.0. Лескову и не снилось... Вспоминая отца Павла, молясь ему, сможем ли мы продолжить его дело, его противостояние злу?
Святый отче Павле, моли Бога о нас.
Кураев, или Оптимизм
Когда начались бои на востоке Украины, вмешиваться церкви было уже поздно... Я думаю, что, может быть, мы еще со временем, с большого расстояния обычно становится понятно, где именно участие Бога. От чего он нас предостерег или к чему привел. То, что поначалу кажется полной катастрофой, может потом оказаться, что это может быть и некое благодеяние. Я, например, считаю, что мы еще...
Военный конфликт - благодеяние? Жертвы - благодеяние?
Да. Может быть, даже и та страшная катастрофа 1917 года тоже, она благом для нашей страны обернулась. Может быть. Но мы еще слишком близко к этому, для того чтобы оценить. Возможно, с расстояния в несколько веков мы сможем это оценить как-то иначе.
Андрей Кураев, профессор богословия
Панглос преподавал метафизико-теолого-космологонигологию. Он замечательно доказывал, что… в этом лучшем из возможных миров замок владетельного барона - прекраснейший из возможных замков...
- Доказано, - говорил он, - что все таково, каким должно быть; так как все создано сообразно цели, то все необходимо и создано для наилучшей цели. Вот, заметьте, носы созданы для очков, потому мы и носим очки. Ноги, очевидно, назначены для того, чтобы их обувать, вот мы их и обуваем... Следовательно, те, которые утверждают, что все хорошо, говорят глупость, - нужно говорить, что все к лучшему...
Пушки уложили сначала около шести тысяч человек с каждой стороны; потом ружейная перестрелка избавила лучший из миров не то от девяти, не то от десяти тысяч бездельников, осквернявших его поверхность. Штык также был достаточной причиной смерти нескольких тысяч человек. Общее число достигало тридцати тысяч душ. Кандид, дрожа от страха, как истый философ, усердно прятался во время этой героической бойни.
Вольтер. "Кандид, или Оптимизм"
Семья и госизмена
Семья формирует у человека не только его... сексуальную идентичность, но и закладывает базовые представления о должном поведении по отношению к другим людям, семьям, формам общественной организации и, в конечном отношении, к религии и государству. Именно от семьи зависит, будет ли человек воспринимать государство как ценность, которая сформирована многими поколениями предков и передана новым для развития и совершенствования, либо оно будет восприниматься как некое неизбежное зло, ограничение, в котором он вынужден жить.
Андрей Клишас, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству
Телегин (плачущим голосом). Ваня, я не люблю, когда ты это говоришь. Ну, вот, право... Кто изменяет жене или мужу, тот, значит, неверный человек, тот может изменить и отечеству!
Войницкий (с досадой). Заткни фонтан, Вафля!
Антон Чехов. "Дядя Ваня"