статья За давностию года

Анна Карпюк, 05.10.2007
Анна Политковская. Фото с сайта ее памяти

Анна Политковская. Фото с сайта ее памяти

Исполняется год со дня убийства журналистки и правозащитницы Анны Политковской. Как повлияло это страшное преступление на страну? Как откликнулись на него власть и общество? Читайте мнения Людмилы Алексеевой, Сергея Ковалева, Юлии Латыниной, Евгения Киселева.

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:

Общество у нас толстокожее, на него повлиять трудно. Но, по-моему, убийство Политковской – этот тот редкий случай, когда все-таки что-то изменилось. Убили женщину, журналистку, убили Анну, которая еще при жизни стала для многих символом честной журналистской работы и символом свободы вообще.

Это повлияло на общество, но повлияло ли на власть, я не знаю. Она у нас еще более толстокожая, чем общество.

Юлия Латынина, журналист:

Убийство Политковской, как и убийство Литвиненко, кардинально изменило ситуацию в стране. Страны делятся не на демократические и недемократические, а на страны, где убивают противников режима, и страны, где их не убивают. Россия была в одной категории, а перешла в другую.

Самое важное, что произошло за этот год, – это то, что киллеры, убившие Политковскую, были пойманы. Я знаю, что следствие нашло машину, на которой киллеры приехали к дому Политковской. Следствие установило, что подполковник ФСБ Рягузов пробивал адрес Политковской по базе данных ФСБ, а когда выяснилось, что в базе старый адрес, за Политковской было установлено наружное наблюдение. По словам генпрокурора Чайки, наружки было даже две.

Я думаю, что товарищ Чайка проговорился. Мне очень трудно представить себе частный киллерский заказ, при котором киллеры, от бедности даже не сжегшие машину (машина не была уничтожена братьями Махмудовыми), оплачивают услуги аж двух наружек.

Если первая наружка была из МВД - это люди, которым предъявляются обвинения, - то возникает вопрос: от какого ведомства была вторая наружка? Она что, контролировала работу первой? И вообще, как это можно представить себе технически, такое количество людей посвященных, такое количество людей, которым надо заплатить бабки, если это частная операция? Это выглядит просто невероятно.

Но если это операция людей, которых посылают выполнить приказ, и других людей, которых послали, чтобы они присмотрели, чтобы те первые приказ выполняли, а не в кафе сидели, тогда это выглядит вполне логично.

Судя по тому, что президент Путин назначил руководителем следствия одного из лучших следователей России, у которого нет нераскрытых дел, президенту Путину самому было искренне интересно посмотреть, кто убивает оппозиционных журналистов – его правая рука или левая нога. Не думаю, что президент Путин соберется что-то делать со своей правой рукой или левой ногой, но чувствуется, что ему было интересно.

Я думаю, что президент Путин удовлетворил свое любопытство и больше мы никогда ничего не узнаем. Мы вряд ли услышим на суде имя заказчика, но я также думаю, что эти неосторожные оговорки прокурора Чайки про две наружки и характер исполнения убийства, дают нам право предполагать о заказчике довольно много.

Евгений Киселев, журналист:

К сожалению, никаких существенных изменений ни в российском обществе, ни в российской власти не произошло. Российская власть как гнула свою линию, так и продолжает гнуть, а общество, если его можно так назвать, безмолвствует. Абсолютное большинство граждан страны, к сожалению, ведут себя не как граждане, а как население.

Сергей Ковалев, председатель общественной организации "Мемориал":

Увы, убийство Анны Политковской наше безгласное общество перенесло вполне спокойно. 7 октября, в день ее убийства, в Москве и по всей стране состоится много общественных мероприятий - митингов, выставок, маршей, - но, к сожалению, это все разовые штучки. М Манифестации пройдут, а что дальше?

Увы, общество довольно равнодушно, довольно покорно, довольно послушно принимает тот политический курс, который проводит пришедшая из КГБ команда. Никогда даже не смущает, что они пришли из КГБ. Когда знаешь нашу историю, чувствуешь, что это просто чудовищно. Как это можно? Ведь все ключевые фигуры, начиная с президента, все из той самой конторы, которая убила несколько миллионов наших сограждан, а репрессиям подвергла бессчетное количество людей. Но мало того, они никогда даже не выразили сожаления, никогда никто из них не сказал: "Простите нас". Напротив, наш президент на вопрос, как он относится к своей прежней службе, не моргнув глазом, ответил: "Я ей горжусь". И мир не дрогнул.

Представьте себе, что случилось бы чудо, и бывший офицер гестапо стал бы вдруг федеральным канцлером Германии. На вопрос, как он относится к своей прежней службе, ответил бы словами господина Путина. Даже представить себе невозможно, что было бы в мире, а тут пожалуйста. Вся наша нынешняя политическая концепция сложилась в КГБ.

Я утверждаю, что в гибели Анны Степановны Политковской виновата власть. Неважно, кто именно заказал эту смерть, - все равно виновата власть, потому что именно власть создала соответствующую атмосферу в стране, атмосферу безнаказанности для мерзавцев, которые совершают такие преступления.

Анна Карпюк, 05.10.2007


новость Новости по теме