статья Набор богатых согласных

Ярослав Скворцов, 09.04.2004
Михаил Фрадков. Фото ''Коммерсант''

Михаил Фрадков. Фото ''Коммерсант''

Состоявшаяся в четверг встреча премьера Михаила Фрадкова с лидерами РСПП получилась в каком-то новом стиле: ни разу, кажется, не вспомнили про Михаила Ходорковского, не обсуждали тему возможности-невозможности пересмотра итогов приватизации. Сами на себя непохожи были и молчаливый Анатолий Чубайс, и подозрительно вялый Владимир Потанин. А легкие покусывания со стороны Кахи Бендукидзе и заочное ворчание Олега Дерипаски лишь слабо напомнили о том, как бизнес строил (или пытался строить) диалог с властью в прошлые годы. Вообще сложилось впечатление, что г-н Фрадков приехал в подшефное хозяйство для разговора с местным активом по душам.

Владимир Владимирович, напомним, заняв президентский пост, унаследовал от Бориса Николаевича право вести от лица государства диалог с крупным бизнесом - и до минувшего четверга никому этого права не уступал. Даже после ареста Михаила Ходорковского в октябре прошлого года, когда Анатолий Чубайс от имени РСПП потребовал от Путина разъяснений, президент не пошел на поводу у промышленников и предпринимателей, но все же счел нужным выступить на съезде РСПП, хоть это и стоило ему нервов.

Судя по всему, та встреча была последней в формате "президент – олигархи (представители крупного бизнеса; члены бюро РСПП – ненужное зачеркнуть)". Теперь за контакты с РСПП будет отвечать г-н Фрадков. Ему к такой роли не привыкать: премьерское напоминание "мы с вами уже встречались" (в бытность Михаила Ефимовича руководителем налоговой полиции) прозвучало в самом начале встречи вовсе не случайно. Ему же, Фрадкову, было поручено обозначить новый принцип выстраивания крупного бизнеса: на смену "равноудалению" государства от олигархов, объявленному Путиным в начале его первого срока, приходит "встраивание" бизнеса в "общую систему". Премьер пояснил: бизнесу отныне поручается заняться социалкой, и прежде всего борьбой с бедностью. Так что слова частного предпринимателя с государственным менталитетом Владимира Потанина о том, что "идеально" для бизнеса было бы "повзаимодействовать с правительством" прозвучали как-то неактуально.

Как подметили многие наблюдатели, Фрадков вообще не был расположен получать от бизнеса советы. Он по-премьерски четко поставил перед РСПП задачи и готов был выслушать предложения о путях их решения. "Мы не можем долго зависеть от внешнеэкономических факторов, конъюнктуры. Чем дольше мы говорим на эту тему, тем больше мы будем фактически расписываться в неспособности предпринять конкретные действия в сфере повышения конкурентоспособности в других, несырьевых сферах", - заметил глава правительства. Или вот еще: "Не хочется повторять об этом каждый раз: наши действия с бизнес-сообществом должны быть согласованы так, чтобы расширить узкие места в экономике и найти факторы внутреннего роста". То есть "встраивайтесь, господа!".

Еще Михаил Ефимович много говорил про "консенсус, являющийся условием доступа к нашим общим ресурсам". Премьер не уточнял, но речь, видимо, шла о ресурсах природных и человеческих, а не административных, договариваться с властью насчет которых так привык бизнес в последние годы.

И еще один принципиальный момент, на который мы уже обратили внимание читателя: в отличие от своих предшественников, премьер Фрадков не стал обещать экс-олигархам, что итоги приватизации в России являются незыблемыми и пересмотру не подлежат. Видимо, озвученная Владимиром Путиным на прошлогоднем съезде РСПП формула – пересмотр не планируется, но те, кто в этом деле преступил закон, пощады не дождутся – стала последним ласкающим слух предпринимателей посланием от властей предержащих.

Пересмотр будет - для тех, кто "не встроится". И возразить членам РСПП в общем-то нечего.

Ярослав Скворцов, 09.04.2004


новость Новости по теме