Театр
Статьи
Архаисты и новаторы "Золотой Маски-2002"
Взгляд на афишу нынешнего фестиваля "Золотой Маски" убеждает, что за недолгие годы своего существования премия (учреждена в 1994 году) завела постоянных фаворитов, что, впрочем, характерно для всех самых солидных премий мира.
Бабочка виляет Гришковцом
Сделав темой спектакля неразделенную любовь, Евгений Гришковец впервые оказался на сцене в роли не исповедника, терапевта социальных неврозов, а ранимого художника, слишком наивного, не эстетизирующего и потому банального. Сменив тему, он не успел сменить средства, превратиться из "одного из нас" в уникального художника. Но он перестал тешить барышень и народных артистов радостью взаимопонимания.
Это смелые под куполом прыжки, это зрителей горячие хлопки
Разноплановость внешних эффектов очевидна и нарочита - а что, мол, публика - дура, покупается... Но если вы шли на шоу группы "Стомп", лелея некие смутные музыкальные ожидания, если вы склонны прислушиваться именно к тому, что выдвигается как main feature вечера (за который вы заплатили не менее двадцати баксов), а именно к РИТМУ, то вас ожидает, может, и не разочарование, но легкое чувство сомнения.
Три лимона в чине капитана
Уже сейчас ясно, что "Норд-Осту" не быть прикованным к бывшему ДК у метро Пролетарская, с серыми стенами и дешевым буфетом. Ему уготована участь нашего полпреда заграницей - не случайно уже сейчас, когда нас еще продолжают тешить завораживающей сказкой про спектакль, навеки вмонтированный в убогое пролетарское ДК, создается его английская версия.
Чем дальше от Москвы, тем ближе к реальности
В ряду всероссийских фестивалей екатеринбургскому "Реальному театру" можно смело ставить номер 2 (после официального столичного фестиваля "Золотая Маска"). И фестиваль нынешний - необычайно богатый на удачи - явился подтверждением "статусности" "Реального театра". Попытаемся вкратце описать самые характерные из 20 представлений фестиваля.
Качество не переходит в количество
Каждый сезон Москва открывает (если открывает) только одного действительно достойного режиссера, только одну действительно интересную пьесу, только одного действительно талантливого актера-дебютанта. При очень близком рассмотрении наша "театральная страна" оказывается весьма нешироким, закрытым миром, где не любят выходить за привычный круг вещей, предпочитают "не тратиться" и слишком часто цепляются за общеизвестное.
Рассмешивший жюри побеждает
В результате "Молли Суини" смотреть скучно, но интересно. Ибо это художественная скука самой высокой пробы. То, что жюри предпочло этой скуке веселую историю о презервативах, уже не объяснишь случайностью. Это, к сожалению, закономерность. У Додина души не увидели, а в спектакле на тему "секс против чистогана" - обнаружили.
Безжалостный фокусник
Это на арене распиленная надвое девушка приветливо машет нам руками, а исчезнувший клоун появляется через несколько минут с цветами в руках и птицей в шляпе. У Наджа дематериализация далеко не всегда заканчивается материализацией. Пафос иллюзионистов (вот на что способен человек!) он заменяет трагически-безысходным (вот что может случиться с человеком!). То, на что в цирке смотришь с улыбкой, здесь воспринимаешь с ужасом.
Театр в эпоху кока-колы
Директор фестиваля "Золотая Маска" Эдуард Бояков дал интервью корреспонденту Граней.Ру.
Размер спектакля имеет значение
Спектакль "Современника" был, как выяснилось, включен в афишу "Маски", но снят из нее по требованию Галины Волчек. Объяснить это можно лишь банальной ревностью. Спектакли самой Волчек - включая поставленных в том же сезоне, что и "Шиллер", "Трех товарищей" - ни разу в афишу "Маски" не попадали.