Блог: Свободное место

Здесь размещают свои сообщения члены клуба "Граней.Ру".
Список членов клуба →



Наследие Сталина в РПЦ

Vip Дмитрий Ахтырский (в блоге Свободное место) 23.04.2012

447

Вот мы и дожили до этого дня - государственная машина в лице судьи-марионетки заговорила наглым, циничным языком главы СС Генриха Гиммлера, пусть и романе Юлиана Семенова. "Это (концлагеря. - Д.А.) — писал Гиммлер фюреру, — всего лишь гуманное средство спасти врагов национал-социализма от народного гнева. Не посади мы врагов нации в концлагеря, мы не могли бы отвечать за их жизнь: народ устроил бы самосуд над ними".

Мы вновь делаем Кафку былью. Власть фактически признала, что наша страна полна фанатиков, православных шахидов, фундаменталистов, которые готовы расправиться без суда с нарушителями их ритуальных законов. И поэтому эти нарушители должны ради своей же безопасности сидеть в тюрьме в течение неопределенного количества времени – под крики «Обвалять в перьях! Выпороть! Сжечь!» Сказали бы уж прямо - «распять».

Может быть, этих слов Гиммлер и не произносил – и мы имеем намек Семенова на слова Сталина, который собрался выслать всех евреев на Дальний Восток. С той же мотивировкой – чтобы не растерзали после пандемического акта мозговой хирургии под названием «дело врачей». Сталин тоже жаловал эту нелюдскую логику. И у него остались наследники.

Следует отчетливо понимать следующее. Мы существуем в хотя и ослабевшем, но все в том же, в сталинском государстве. Фасад несколько перекрашен, но суть остается прежней. Следует отчетливо понимать, что если если сталинистскому духу со стороны общества не будет оказано сопротивления, он постарается вернуть себе утраченные позиции. В этом неосталинистском проекте роль идеологического отдела стремится занять РПЦ МП. Не надо тешить себя иллюзиями. Эта организация – плоть от плоти сталинского режима, связана с этим режимом тысячами уз. Увы, касается мое утверждение не только руководства РПЦ и системы управления – но и множества «воцерковленных» и «захожан».

Вот маленькая зарисовка из моей приходской жизни. Несколько лет назад сижу я в трапезной одного большого подмосковного храма. Спонсоры и активисты прихода разговляются – только что закончилась ночная пасхальная служба. За столом сформировалось две компании, ведущих два параллельных разговора. И вот сначала один, а через пять минут и второй разговор переходят на обсуждение великих заслуг Сталина перед Россией и православием. И я осознал, что все эти люди безусловно желали бы канонизации этой личности.

Пока руководство этой организации остается сталинским, его нельзя считать христианским. Их кумир – «вождь прогрессивного человечества», которому они пели славословия, слуги и наследники которого принимали их в семинарии, возводили на епископские кафедры, агентами спецслужб которого они на уровне иерархов практически в полном составе являлись – и даже, кажется, считают этот факт своей заслугой, хотя вслух об этом им пока говорить неудобно. О покаянии говорить не приходится. Все наоборот – они считают, что это мы должны каяться перед ними. Что мы самим своим посещением храмов поддерживаем их политику.

Нам открыто предлагается антихристианское учение - учение о тираническом карающем божестве, требующем неукоснительного соблюдения ритуальных установлений и тотального послушания церковной иерархии, которой надлежат всяческие подношения как якобы символу «царствующего Христа». Учение о том, что противник кесаря есть противник Бога. Учение, в котором нет места человеческой свободе. Учение, в котором на место Иисуса фактически ставится «князь мира сего», «великий инквизитор» Достоевского. Носители этого учения всеми силами стремятся – и не без успеха - присвоить себе эксклюзивное право определять, что такое христианство, подменить Иисуса собой, вещая от Его имени, и вытеснить из общественного пространства всех тех, кого они считают идеологическими конкурентами.

Увы, сформировалось это учение отнюдь не при Сталине, а намного раньше. Его зачатки появились в христианской церкви еще на самой заре ее существования. Образ Иисуса, евангельский идеал приходится с немалыми усилиями извлекать из-под глыб, нагроможденных адептами этого лжеучения. Большой их победой стала так называемая «симфония светской и духовной власти», одним из результатов которой явилась дискриминация вплоть до тотального запрета любого инакомыслия, как вне-, так и внутрицерковного. Конечно же, и в этой церкви оказывались достойные люди, подлинные духовные светочи. Благодаря их деятельности и достигающим нас сквозь борьбу церковных партий за власть духом Благой вести христианство живо и по сей день. Не благодаря, а во многих случаях именно вопреки церковной политике последних без малого двух тысяч лет.

Такой взгляд «партия власти» пытается маргинализировать, выдать за «сектантский», «масонский», «секулярный» или «протестантский». Но главный секстант и раскольник – как раз тот, кто пытается убить разнообразие, привести всех к полному единомыслию, втиснуть всю реальность в свое прокрустово ложе и вырезать под корень все то, что в результате промера штангенциркулем не признается соответствующим нормативам их тоталитарной секты, которая от остальных сект отличается только властительным положением и массовостью, достигаемой опять-таки благодаря этому самому положению.

Безусловно, «партия власти» внутри РПЦ МП имеет одной из своих целей реализацию иранского сценария. «Корпус стражей православной революции», фактически уже сформирован. Но существуют внутри этой тенденции и свои течения, между которыми идет жесткая борьба. Идут процессы конвертации власти в собственность и наоборот. Однако руководство РПЦ МП – всего лишь часть властной структуры в России. Абсурдность нынешней ситуации, сложившейся в результате открытой поддержки патриархом одного из кандидатов на президентских выборах, истории с Pussy Riot и очередного имущественного скандала неизбежно влечет за собой появление конспирологических версий.

Согласно одной из этих версий, в падении авторитета нынешнего главы РПЦ заинтересованы сам Путин и те, кто за ним стоит. Эти люди не могут допустить развития свободного христианского гражданского движения. Поэтому монополия РПЦ как генерального дистрибьютора продукта под названием «христианство» должна сохраняться и поддерживаться. Но иранский сценарий, который будет сопровождаться серьезной ротацией элит, может быть выгоден только представителям «второго властного эшелона», которые за счет ротации могут попасть в первые ряды. И поэтому Путину может быть выгодна частичная дискредитация не только патриарха – но христианства как такового. Моральный авторитет руководства РПЦ должен оставаться более низким, чем авторитет самого Путина. Люди ставятся перед ложной альтернативой – либо одобрить безнравственную «симфонию» и стать псевдохристианами, либо решить, что любая религиозность есть «опиум для народа». Не вписавшийся в альтернативу остаток они попробуют маргинализировать.

Между тем евангельский идеал есть идеал акратии, отсутствия насильственной власти. Современные сетевые общественные структуры как нельзя более соответствуют одному из центральных посылов Благой вести. У Иисусовой церкви – той самой, которую «не одолеют врата ада», - нет и не может быть никакой властной иерархической структуры, осуществляющей насильственное принуждение. Об этом совершенно недвусмысленно сказано в Евангелии:

"Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; И кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих... А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас учитель - Христос, все же вы - братья; И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос".

И напоследок вернусь к Pussy Riot. Скоро нам могут сказать – дескать, мы сами виноваты в том, что их держат за решеткой. Что кампанией в поддержку акционисток мы разжигаем ненависть фундаменталистов и не оставляем власти, ищущей с ними союза, иного выхода, как неограниченно продлевать девушкам срок заключения. Что нам, если мы хотим узницам блага, нужно замолчать. Что Толоконниковой и Алехиной, если они хотят блага своим маленьким детям, нужно пойти на компромисс со следствием. Но компромиссы с совестью ко благу не ведут никогда. На шантаж нельзя поддаваться – шантажист никогда не остановится на достигнутом, он продолжит сосать кровь поддавшегося до тех пор, пока сможет. Не стоит делать только одного – заражаться от «зилотов» их ненавистью к врагам. За гонителей Иисус предлагал молиться.

Пусть идет подковерная схватка «криптогвельфов» и «криптогибеллинов» - в результате этой схватки образуется зазор, трещина в асфальте. Свободное христианское движение в России в итоге получает серьезный шанс – активизация этого движения, во всяком случае, налицо, впервые со времен «перестройки». Так бывает всегда, когда матрица в результате внутреннего соперничества за власть дает сбой – и сквозь трещины в асфальте вырастает цветок.


Речь Брейвика

Vip Александр Володарский (в блоге Свободное место) 23.04.2012

4543

Речь Брейвика, произнесённая им в суде, греет душу не только откровенным наци, но и многим представителям либеральной и консервативной общественности. На самом деле его идеология примерно тождественна идеологии таких мыслителей, как Юлия Латынина, - с некоторыми вкраплениями Навального, Крылова и Дугина. Если брать украинские реалии, то Брейвик - это озверевший нацдем, дошедший до логического конца в своих рассуждениях.

Попробую очень перечислить основные тезисы норвежского тамплиера и ответить на каждый из них:
1) Европа разрушается из-за притока эмигрантов.
Европа всегда строила свое благополучие за счет колоний. Богатство Европы - это во многом награбленное богатство, и грабеж продолжается и сейчас, правда, в несколько иной форме (см. пункт 2). Приток эмигрантов - не более чем оборотная сторона этой политики. Мультикультурализма не существует, под этим словом прячется желание загнать чужаков в гетто, если не географическое, то культурное и информационное. Кризис мультикультурализма заключается в том, что гетто начинает бродить и выплескиваться наружу. Что неудивительно.

2) Экономика подтачивается из-за того, что производство переносится в более бедные страны, а государство тратит ресурсы на социальную сферу
Экономический кризис (будь то кризис банковский, ипотечный или какой угодно другой) всегда можно свести к банальному кризису перепроизводства, неизлечимой и смертельной болезни рыночной экономики. Увязывать кризис и расходы на социалку - всё равно что увязывать слепоту и мастурбацию. Перенос производства в бедные страны - не более чем попытка сохранить конкурентоспособность. Товар, произведенный в Китае, стоит во много раз дешевле за счет того, что местные жители работают за еду. Это как раз совсем не "культур-марксистская", а чисто рыночная философия. Покупать там, где дешевле, продавать там, где дороже. Десяток бесправных работников из нищей страны выгоднее, чем один знающий свои права рабочий из сытой Норвегии. Нет никакого заговора закулисы, просто бизнес.

3) Разрушаются традиционные ценности, традиционная семья и вообще все традиционное.
Да, разрушаются. И как ни парадоксально, форпостом этих ценностей в мире является именно радикальный ислам. Здесь Брейвик противоречит сам себе: по сути он критикует исламистов за то, что они покушаются на завоевания того самого "культур-марксизма", который сам же Брейвик и видит своим главнейшим врагом.

4) Консерваторам затыкают рот, они не могут говорить о своих убеждениях публично.
Меркель и Саркози, крупнейшие политики Европы, публично заявляют о "кризисе мультикультурализма". Мигрантов депортируют, попасть в Европу сегодня - это нетривиальная задача. Заявить о своей национальной нетерпимости (замаскировав её под "консерватизм", традиционные "ценности") легко, и консервативные партии играют на этом. Заявить о своём неприятии частной собственности и рынка практически нереально. Левые взгляды (действительно левые, а не социал-демократическая питательная кашица) находятся под негласным запретом. В Германии вы не сможете устроиться на работу в вуз, не подписав бумагу, в которой отмежевываетесь от членства в "экстремистских организациях", в число которых входят также синдикалистские профсоюзы и антифашистские объединения. Любое, даже вербальное покушение на институт государства рано или поздно закончится более тесным знакомством с местной "антиэкстремистской" полицией. Разница между "социал-демократами" и консерваторами сглаживается, радикалы же не допускаются в политическое поле. Цензура носит центристский характер, но центристы стоят на рыночных и в той или иной мере патриотических принципах. А это значит, что они поглядывают вправо. Брейвик не столько враг существующей политико-экономической системы, сколько излишне ретивый её защитник.

Примерно так.


Песни у суда и в автозаке

Vip Николай Олейников (в блоге Свободное место) 21.04.2012

171

Узнав, что куратор Татьяна Волкова организует "судебный фестиваль" в поддержку Pussy Riot, мы с Кириллом Медведевым решили, что наша группа "Аркадий Коц" должна принять в нем участие. Мы репетировали 4 вещи и морально настроились на то, что песни в любом случае должны быть спеты.

Мы до последнего надеялись, что фестиваль состоится. В какой-то момент Роман Доброхотов уговорил нас расчехлить гитару - он уверял, что ментов поблизости нет и нас все равно не возьмут, слушатели окружат нас плотным кольцом. Мы пришли как музыканты с определенной миссией и решили стиснув зубы эту миссию выполнить, сознавая, впрочем, возможные риски.

Конечно, мы с Кириллом не были настроены проводить время таким образом, но если это плата за песню - что ж, иногда приходится это делать. В автозаке у нас была милая интеллигентная компания - репортер Влад Чиженков, который отказался от статуса журналиста, потому что настаивал на том, что пришел как художник, велосипедист Вова, студенты РГГУ и МГУ - биологи, химики, лирики.

Мы ехали и пели. Успели спеть несколько песен Цоя, пару песен "Гражданской обороны" и, конечно, знаменитую песню "Estaca", написанную на музыку каталонца Луиса Льяха и ставшую гимном польской "Солидарности". Теперь эта песня (спасибо Кириллу Медведеву и его переводческому дару и поэтическому таланту) вернулась в Россию - своевременно или нет, что-то подсказывает, что песня может до сих пор играть важную роль в жизни общества. Поэтому Кирилл - поэт и переводчик, Олег Журавлев - социолог, Анна Петрович - профессиональный звукорежиссер, да и я - вообще-то художник, а далеко не музыкант, считаем, что необходимо посвящать часть своей жизни тому, чтобы петь вот такие конкретные освободительные песни.

В этой теплой компании мы провели около 6 часов. В полиции на нас составили типовые, насквозь лживые протоколы. Там было сказано, что группа из 30 человек проводила несанкционированную акцию, громко скандируя "Свободу Пусси Райс" (именно так) и "Позор власти". На самом деле ни того ни другого лозунга у Таганского суда не звучало. Еще одна ложь в протоколах - нас якобы сначала предупредили, а лишь потом задержали. Из полиции мы поехали в Музей на Красной Пресне, где я должен был в тот вечер читать лекцию о тесной связи истории и искусства.

Выступлением у Таганского суда мы символически открыли наш "Месяц без цензуры", который проводит Первомайский конгресс творческих работников. Кампания стартовала в день, когда вершился неправый суд над Pussy Riot. Мы не знали, чем закончится слушание, шансы были 50 на 50, ведь никто не может просчитать логику власти. Мы находимся в ситуации постоянной репрессии, непредсказуемости, непрозрачности и безнадежности. Что нам остается? Только ежедневная борьба.


Избрание Путина президентом усиливает раскол общества

Vip Виктор Корб (в блоге Свободное место) 21.04.2012

4250

С 5 по 10 апреля в рамках проекта "Гражданин Социолог" был проведен межрегиональный опрос населения об отношении к прошедшим электоральным мероприятиям 4 декабря 2011 и 4 марта 2012 года. Основная цель - получить надежные данные о том, как люди участвовали в прошедших "выборах без выбора" и как они относятся к их формальным результатам. Главный предварительный итог - серьезный электоральный раскол российского общества, который невозможно микшировать ни выведением благоприятной "средней социальной температуры", ни тем более, пропагандистскими мантрами о "единодушной поддержке".

В целом результаты президентских выборов считают легитимными 54% ответивших, нелегитимными - 46%. В отношении госдумы - обратное соотношение: 46% - подтверждают ее легитимность и 54% - отказывают в легитимности высшего представительного органа. При этом отмечаются существенные различия в оценке легитимности выборов, характерные для различных социальных групп. В частности, у мужчин соотношение "легитимность-нелегитимность" президента составляет 50% на 50%, у женщин - 58% к 42%. У молодых людей - 43% к 57%, у среднего возраста - 69% к 31%, у чиновников - 82% к 18%, у инженеров - 35% к 65%. На 100% уверены в легитимности Путина лишь сотрудники правоохранительных органов, спецслужб и военные.

Сводная таблица первичной обработки данных опроса
Сводные данные опроса Гражданина Социолога в апреле 2012 года

Если пересчитать распределение ответов на вопрос о фактическом голосовании на президентских выборах в стандартном формате (к 100% от "поданных голосов"), получится следующая картина: 10% за Жириновского, 21% - за Зюганова, 4% - за Миронова, 15% - за Прохорова и 50% - за Путина. Эти данные весьма близки как к результатам предвыборных опросов, так и данным экзитполов для городской выборки, что показывает высокую релевантность проведенного исследований.

Отношение к Путину значимо коррелирует с возрастом: чем моложе респонденты, тем меньше они доверяют "избранному президенту". Похожая картина, только с обратным знаком, - в отношении одного из самых возрастных российских политиков Владимира Жириновского: его устойчивый электорат - это молодые мужчины, а путинский - женщины среднего и старшего возрастов.

Несмотря на малочисленность выборки, распределения электоральных предпочтений по отдельным социальным срезам выглядят вполне ожидаемыми. Это и высокий уровень электорального нигилизма безработных (заявляли о том, что не ходили голосовать 44% против 30% в среднем по выборке), рабочих (38%) и асоциальных граждан - респондентов, отказывающихся или затрудняющихся четко обозначить свой социальный статус (64%). Это и сверхлояльность к Путину со стороны представителей чиновничества и руководителей (48% и 50% против 33% в среднем) и, особенно, группы "силовиков" (70%). Для последней группы вполне очевиден и стопроцентный показатель легитимности "избранного президента".

Самый низкий уровень легитимности президентских выборов - среди "инженеров" (35% против 54% в среднем) и... домохозяек (29%), но последнее значение нельзя считать сколько-нибудь достоверным ввиду слишком малой подвыборки. Нелегитимным Путина на посту президента считают также вполне устойчивые группы учащихся (48%), работников торговли (48%) и предпринимателей (47%). Легитимность его не вызывает сомнений у уже упоминавшихся силовиков, чиновников (82%), пенсионеров (64%), менеджеров и работников сферы услуг (60-61%).

Примечание. В опросе, организованном группой межрегионального взаимодействия гражданских активистов при содействии профессиональных социологов Агентства Региональных Исследований (АРИ) 5-10 апреля, приняли участие волонтеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Барнаула, Уфы, Ставрополья. Опрос проводился методом уличного интервью по простой случайной выборке. Массив опроса - 606 респондентов. Средний возраст - 38 лет, с естественным распределением. Выборка смещена в сторону мужчин (52 к 48). Распределение предпочтений по социальному статусу приведено в иллюстративных целях, чтобы составить представление о выборке и уточнить гипотезы о социальной неоднородности. Ввиду малочисленности выборки не рекомендуется делать уверенных выводов об устойчивости электоральных предпочтений отдельных социальных групп.

Виктор Корб,
директор Агентства Региональных Исследований (АРИ),
координатор и научный консультант проекта "Гражданин Социолог".


Нападение на профсоюзного активиста в Киеве

Vip Александр Володарский (в блоге Свободное место) 21.04.2012

4543

Сегодня в Киеве нацисты напали на Андрея Мовчана, левого активиста и одного из основателей студенческого профсоюза "Прямое действие". Среди шестерых нападавших были представители ультраправой партии "Свобода" и связанные с ними футбольные хулиганы. Одного из них удалось идентифицировать - это Дмитрий Иващенко, известный припартийный хулиган. В качестве идейного вдохновителя произошедшего следует упомянуть свободовца Евгения Карася, который вместе с группой соратников уже не первый год разными способами, от насилия до банального воровства лозунгов и текстов, пытается паразитировать на студенческой теме и вытеснить из нее левых.

Можно было бы как-то все это прокомментировать, но лучше, чем это сделал сам пострадавший, у меня не получится, так что ему слово. Позволю себе разве что перевести, не все читатели понимают украинский:

Около часа назад прямо среди бела дня на меня напали. Шестеро нацистов. Нападали со спины, били руками и ногами. К счастью, мне удалось устоять на ногах, и мое украинское тело не пострадало. Кажется, у одного из них даже был кастет, поскольку первое, что я увидел перед собой через несколько секунд после их побега, - это струя крови из моей головы.
Какая ирония судьбы! В 50 метрах меня ждала съемочная группа телеканала "Интер". Я должен был давать интервью для их "Большой политики". Черт, надел лучшую белую рубашку, и вот она вся в крови. К сожалению, оператор не успел отснять, как это все происходило, ограничившись лишь кадрами разбитой головы.
Так вот, кто там говорит, мол "национализм - это любовь"? Уважаемые, разуйте глаза! Эти люди никогда публично не называют себя нацистами. "Националисты", "патриоты", "украинцы" - вот синонимический ряд, которым пользуются эти люди. А чего вы хотели? Чтобы они прославляли Гитлера? Сегодня достаточно Бандеры.
Чувствую себя хорошо. Такие дела.


Меня пасут

Vip Аркадий Бабченко (в блоге Свободное место) 20.04.2012

262

Двое. Плечистые, в джинсе. Только что наткнулся на них в подъезде, на своей лестничной площадке. Выхожу из квартиры, они стоят на лестнице. Как только увидели меня, сразу же спустились на этаж ниже, вызвали лифт и уехали.

Я пошел к окну. Когда они вышли из подъезда, первым делом посмотрели на окна моей квартиры. Потом обошли дом и стали ждать. Мне удалось их заснять. Вот они:

Кажется, это их "Нива". Пока я снимал, они обошли дом, стали с другой стороны и опять стали смотреть на окна моей квартиры. Здесь мне удалось заснять их уже крупнее, с лицами:

Поняв, что они попалились, эти двое ушли в мертвую зону, где я их больше не мог видеть. Потом, выглянув через некоторое время из окна, я заметил, что "Нива" уехала. Я не знаю, что именно их спугнуло. Когда я открыл дверь, рядом со мной была вся моя семья - может быть, это. Но пасли именно меня, это совершенно точно.

Прошу считать этот пост официальным обращением в прокуратуру.


Белые ленты или белые тапочки?

Vip Валентина Шарипова (в блоге Свободное место) 20.04.2012

435

Ну что, господа, замучаемся пыль глотать, считая сроки нашего самодержца? Он, видно, всерьез поверил в свое бессмертие - даром, что ли, попил водички из-под вековечных льдов А теперь, похоже, мечтает о тысячелетнем рейхе. И так, чтоб в том царстве были только свои. А все недовольные пусть катятся в свое болото, тогда и остальные «не свои» сами собой переведутся.

И властью, данной ему одним бородатым кудесником, правитель этим процессам и поспособствует. Как корону на головку заново водрузят, так скипетр он сам в кулачке и зажмет, и чтоб чемоданчик с кнопочкой рядом. О, этот ядерный чемоданчик! С ним любой м...к – властелин мира. Не знаю как мечта о тысячелетнем царствии, но эта маленькая с цацками у него вот-вот сбудется.

А что же остается несогласным? Примириться и с немереными сроками, и с этим стертым лицом вместо иконы, что будет висеть над страной как портрет Сталина, поднятый дирижаблем? Ведь большинство народа, от имени которого эта клика и правит, уже смирилось и с лицом, и со сроками.

Но и в стане меньшинства разброд, шатания и уныние. А то разве обсуждался бы целую неделю маленький такой скандальчик, что случился на церемонии «Ники». Ну ладно, присвоила новоявленная революционерка С. себе право строго спрашивать с каждого, кто еще не встал в ряды борцов, а особенно с простодушной актрисы Х. Только почему умные и воспитанные люди так неистово аплодировали ее выходке?

А как красиво и много говорили в те дни о репутации! И получалось, что репутация - это дубина, которой каждый готов бить другого, но только не самого себя. Вот как это делает наш божий провайдер – святейший патриарх. Как делают другие из соседнего кружка по интеллигентским интересам, что готовы вознести беззащитную актрису Х. на недосягаемую высоту Нобелевской премией. И наградили бы немедленно, если бы держали нобелевку в своем кармане.

И вот эта буча на пустом месте так много сказала и о нравах, и о смещении критериев в интеллектуальной среде, что как-то неловко теперь называть этот слой людей элитой. Ведь это подразумевает способность мыслить. А нет настоящих и глубоких мыслей, нет и настоящих дел. А то разве высадился бы московский десант в богом забытой Астрахани, если бы гражданская жизнь бурлила в столице. Там, в Астрахани, и правда один политик взял и решился на поступок - голодовку.

Жаль, что десантники не последовали его примеру. Нет-нет, некоторым юным и субтильным не стоило, но вот крупные господа могли бы и попробовать. Пусть даже это был чужой кейс. А что, если бы и правда голодовку объявил один из влиятельных по мировым меркам российских политиков, а за ним и другой, и пятый и десятый? Вот тогда бы точно акция приобрела и другой масштаб, и другую силу, и другое звучание. Голодовка – это не митинг, все скучно, муторно и по-настоящему опасно. Но ведь хоть какое-то осмысленное действие в отсутствии других внятных дел.

Да какие там дела, когда многие политические тусовщики уже смирились с очередным поражением. Эти господа теперь с новым энтузиазмом лепечут о диалоге с властью, об эволюционном пути развития страны, а еще про какие-то там надежды на обновление президента. Будто и не догадываются, где и как «обновляется» наш властитель и что все обновление «косметикой» и ограничится.

И вот в этой неопределенности каждому несогласному предстоит в одиночку выбрать, как жить дальше: прикрепить ленточку на грудь или устроить похороны мечты о свободе и справедливости в белых тапочках. Такая вот извечная наша игра - «замри, умри... воскресни?». Но как жить трезво, осмысленно, достойно здесь и сейчас?

А сейчас в России то состояние умов, какое Ольга Берггольц в своем «Запретном дневнике» назвала «инерцией подчинения уже отрицаемой системе». Она писала это в конце тридцатых, когда до естественного конца тогдашнего тирана оставалось лет пятнадцать.

Столько же обещает нам и нынешний диктатор. И что же, будем подчиняться и ждать «эволюционного» конца эпохи очередного «-изма» - как те статусные либералы, что заседают в разнообразных комиссиях, палатах, советах? Вот к ним, а не к политикам самый большой счет. Они мнят себя ответственными ни много ни мало за повестку дня жизни гражданского общества. А на деле только и могут, что проводить набившие оскомину дискуссии-говорильни, писать беззубые письма протеста, да и «протестуют» умеренно и аккуратно, а то, не дай бог, власть обвинит в «недоговороспособности». И ведь сами видят - они только ширма, камуфляж, маскировочная сетка для режима. Но нет, с упорством, достойным совсем другого применения, стучатся и стучатся в запертую дверь.

Им, либеральным и правозащитным, не так много и надо – лишь бы звали к столу, слушали вполуха, чего-то там обещали. А что власть не выполняет обещаний – да ладно, взрослые ведь люди, лишь бы в статусе не отказывали. И стараются не замечать, что раз от разу им указывают «на место». Последний раз указали с тем же помилованием политзаключенных. И неважно кто: президент - хромая утка или тот, кто подгоняет эту «утку» хворостиной. Просто власть в стотысячный раз с большевистской прямотой продемонстрировала, кто в доме хозяин.

И спасти свою репутацию, у кого она еще есть, от обвинений в соглашательстве и потакании диктатуре можно только одним способом – всем порядочным людям выйти из фальшивых комиссий, бессмысленных советов, казенных палат. Выйти всем! И если вы претендуете на роль выразителей смыслов общественной жизни и основ гражданской нравственности, сделайте это. Не подпирайте своими фигурами этот режим. Когда он рухнет – погребет под обломками и вас.

Только много ли найдется тех, кто еще помнит, что такое репутация, та, настоящая, а не дутая? А потому много ли будет тех, кто готов расстаться со статусом «званых»? И главное, есть ли в стране те, кто возьмет на себя интеллектуальную смелость предложить осмысленный план действий для меньшинства и не на один день, такой как 6 мая 2012-го, а на год, на десятилетия? И тот один, кто сможет повести за собой людей? Нет ответа. А потому хоть белые ленты, хоть белые тапочки – все пока только политический карнавал и ничего больше.


Вслед за фюрером

Vip Эрнст Черный (в блоге Свободное место) 20.04.2012

125

Заказные уголовные дела и идиотские судебные процессы не редкость и вряд ли могут серьезно удивить наших граждан. Это естественно в такой коррумпированной стране, какой стала Россия за последние лет 15.

Поэтому нет сомнений, что очередная подлость судебной системы по отношению к «веселым хулиганкам» из Pussy Riot - дело привычно заказное. И заказчики, похоже, серьезные: высокопоставленные попы, чиновники, чекисты. Традиционна и поддержка: околоцерковные блюстители средневековой нравственности, плюющие вместе с заказчиками и на десять заповедей, и на само христианство.

Привлекает внимание другое. При рассмотрении ходатайства о продлении ареста «веселым хулиганкам» (непонятно, зачем вообще их надо было арестовывать) судья Иванова сослалась на опасность расправы с участницами панк-молебна. А вот это уже серьезное признание: проговорилась судья. Поэтому, учитывая тесную связь в системе власть-суды-«православные патриоты», исключить существование плана расправы нельзя. Не зря же судья зачитала письмо одного из "патриотов" об "антинравственном заговоре" и "врагах целостности России".

Судья Иванова, как мне кажется, достойная последовательница Гитлера–Геббельса. Это они в свое время придумали такой «гуманный» ход для перемещения евреев в гетто и концлагеря: спасали от гнева народа. А Иванова даже никуда и не перемещала. Просто оставила за решеткой. Ничего особенного: свободная воля судьи в свободной стране!

Правда, при этом гражданка Иванова в судебном заседании фактически подтвердила, что в стране отсутствует система полицейской защиты граждан. Поэтому спасать граждан от очумевших в религиозном экстазе бандитов можно только в тюрьме. Какое человеколюбие! Браво, ваша честь! Впрочем, о какой чести здесь может идти речь. Честь - штука одноразовая. Однажды переступив через эту самую честь...


Вердикт: "суки"

Vip Лев Рубинштейн (в блоге Свободное место) 20.04.2012

12

Я бываю очень недоволен собой, когда сильные чувства негативного свойства начинают доминировать над разумом. Когда вместо того, чтобы попытаться по возможности спокойно и непредвзято описать и проанализировать происходящее, ты просто выкрикиваешь в бездушное пространство обсценную идиому. Вот и вчера, когда я узнал о судебном решении продлить срок в камере трем девчонкам из Pussy Riot, я не сумел найти ничего более адекватного, чем довольно громко произнести слово "суки", причем как минимум с тремя восклицательными знаками.

Понятно, что адресовалось это не к девочкам. И даже не к судьям. Какие судьи? Вы о чем?

Только что я написал о том, что одним из основных приемов нынешнего агитпропа служит оксюморон. Но есть и еще одна лингвистическая особенность российской общественной и политической жизни. Это омонимия - когда одинаковыми словами обозначаются разные предметы. Если вы, например, услышите или прочитаете слово "лук" вне контекста, вы ведь не поймете, о том ли луке идет речь, из которого стреляют, или о том, который едят.

Омонимы, чье значение не вполне очевидно, часто вводят в заблуждение. И лишь когда ты ясно понимаешь, что в нашей стране "партии", "парламент" и "выборы" означают вовсе не партии, парламент и выборы, а нечто совсем иное, хотя пишутся и произносятся так же, то жить становится не то чтобы легче и веселее, но хотя бы как-то понятнее.

То же и с "судом". Слово "суд" при сложившейся у нас имитационной системе может означать все что угодно, но только не суд. А потому и оценивать работу судей с точки зрения разумности или справедливости их вердиктов не более адекватно, чем оценивать работу печатного станка с точки зрения формы и содержания текстов.

Нет, и не к судьям адресовался мой "вердикт". А к тем, кто сознательно и целенаправленно отравляет и без того не самую стерильную общественную атмосферу миазмами тупой злобы, старинных суеверий, сладострастного бесстыдства, тошнотворного неприкрытого лицемерия. К тем, кто отравляет воздух и стравливает людей. Да и понятно: удерживаться у властных корыт, тереть свои терки, откатывать свои откаты, пилить своими пилами, грести своими граблями и вершить все прочие свои великие дела во славу Великой России они могут только в этом зловонном тумане. Все правильно сказала девушка Надя, выходя из зала суда.

И особенно мне нравится, что на фоне всего этого беснования, по форме и содержанию сильно напоминающего тяжелый гриппозный бред, продолжаются как ни в чем не бывало вальяжные споры о том, хорошо или все же дурно поступили девочки. Красиво или некрасиво. Надо было так делать или не надо. В общем, плохо, конечно, что девушку изнасиловали и убили. Но зря все-таки она носила такую короткую юбку. Или, допустим, репортер, сообщающий о дорожной аварии, посчитает нелишним отметить, что сбитый насмерть пешеход был одет ужасно безвкусно.

История, подобная этой, история, сумевшая спровоцировать столь бурные страсти и столь неадекватное возбуждение церковно-карательного механизма, в любой цивилизованной стране могла бы прослужить информационным поводом не дольше чем пару-тройку дней. И я уже в который раз задаюсь вопросом: где мы живем? И, главное, когда, в каком веке?

Совсем недавно я был в Австрии и Германии, где буквально все, с кем мне приходилось общаться, включая и бывших соотечественников, спрашивали меня одно и то же: "Что же это у вас там такое происходит? Неужели ТАКОЕ возможно в наши дни?" "Как видите, возможно, - приходилось отвечать мне, - у нас там все возможно". А в памяти всплывал припев дурашливой, задорной, как тогда говорили, песенки из 60-х годов: "Возможно, возможно, конечно, возможно. У нас ничего невозможного нет". И дальше, конечно же, "Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!". Веселая, в общем, песенка.


Строгая дева Люстрация

Vip Евгений Ихлов (в блоге Свободное место) 20.04.2012

4085

В истории, как и в кабаке, за все рано или поздно приходится платить сполна. Российские демократы, в отличие от своих восточноевропейских коллег, отказались от идеи люстрации, то есть публичного обозначения роли соучастников коммунистической репрессивной политики и запрета для некоторых из них на занятие определенных должностей, связанных с государственной властью, воспитанием и образованием, а также формированием редакционной политики. Формально говорили об ужасах «охоты на ведьм», забыв, что когда люди прекращают гоняться за ведьмами, ведьмы начинают охотиться на людей.

На самом деле реформаторы решили, что внедрить либерализм в нашей стране могут только люди, имеющие опыт внедрения социализма. В итоге к власти пришел весь дружный ведьмовский ковен. Именно в «демократическую эпоху» реализовался самый страшный кошмар советской интеллигенции – о захвате власти КГБ напрямую.

Если бы у нас все-таки случилась люстрация, то Ельцин не пострадал бы – он не скрывал своего членства в высших кругах КПСС, не был причастен к гонениям на диссидентов и был избран всенародно людьми, отлично знавшими о его партийно-номенклатурной карьере. Интересней вопрос с Путиным. К офицеру внешней разведки, к тому же лично непричастному к подавлению в ГДР оппозиции, претензий быть не могло. Но его причастность к борьбе с питерскими диссидентами в бытность на Литейном, 4 надежно закрыла бы ему дорогу в администрацию Петербурга.

Сейчас власть раздухарилась. Она ведет себя как мелкий шкодник, который с ужасом ждал заслуженной трепки, а вместо этого стал лишь свидетелем педагогической дискуссии, где одни предлагали его пожурить и лишить сладкого, а другие твердили о сугубом вреде наказаний для чуткой детской психики и предлагали наладить диалог. Осмелевший подонок теперь крутит «мочой»* и грозит всех «пописать».

Продление ареста Надежде Толоконниковой, Марии Алехиной и Екатерине Самуцевич под предлогом обеспечения их безопасности: что дословно повторяет нацистское обоснование бессудного интернирования противников Гитлера в открытый ровно 79 лет назад первый концлагерь Дахау. Законопроект о дискриминации геев**. Законопроект-петиция о регистрации фактически как вражеских агентов неправительственных организаций, получающих иностранные гранты (организации правительственные, получающих стократно большие, могут не волноваться). Законопроект о 50-кратном увеличении штрафа за участие в несогласованных демонстрациях и общественные работы (дворником) – за их организацию. Поток клеветнических телепередач и публикаций об оппозиции разбавляется потоком телепрограмм о всемирном англосаксонском русофобском масонском заговоре. Явно готовится новая идеология эпохи утроенного ВВП – защита России от смертельной опасности со стороны Запада и либералов-западников.

Вся эта вакханалия обусловлена пьянящим чувством безнаказанности. Но от него есть средство – вернуться к обсуждению темы люстрации.

Нынешние власть имущие должны понимать, что даже косвенное соучастие в систематическим нарушении прав и свобод не проедет без последствий.
Денацификация, проведенная союзниками в послевоенной Западной Германии, и люстрации в Восточной Европе научили общества простому принципу: зло обязательно должно быть наказано. Те, кто получал при тоталитаризме блага от репрессий, должен расплачиваться. Дабы неповадно было! Никаких «Анатомий протеста» не вышло бы на телеэкран, если бы двадцать лет назад авторы публикаций 1985 года о попытках академика Сахарова с помощью собственной атомной бомбы захватить мир и учредить мировое правительство, были «лишены огня и воды». Сегодня «птенцы гнезда» Потупчик должны предвидеть, что причастность к провокациям и «троллению» перекроет им любую возможность для административной или приличной журналистской карьеры - столь же надежно, как участие в осаде эстонского посольства 5 лет назад закрыло для них шенгенскую зону.

В ходе широкой дискуссии гражданских активистов, правозащитников и профессиональных юристов необходимо выработать четкие критерии «бенефициара репрессий». Говоря о персональной вине, прежде всего важно отшлифовать понятие «политическая коррупция» - предоставление или получение незаконных преимуществ с использованием властного ресурса за счет ущемления или нарушения прав иных физических или юридических лиц. Причем, получения не конкретными лицами, а социальными корпорациями или государственными и политическими структурами. Например, массовая фабрикация «шпионских», «наркотических» и «экстремистских» дел приводит не только к премиям и звездочкам для следователей и оперативников, но и резко повышает «политическую капитализацию» соответствующих ведомств. Фабрикация дел «экономических» кроме рейдерских удач конкретных лиц создала атмосферу в бизнес-сообществе террора, давшую возможность создания особой «опричной» прослойки силовой олигархии, а заодно, и нейтрализовать любую неконтролируемую социально-политическую активность предпринимателей. Без чего невозможна была бы вся нынешняя политическая конструкция.

Сейчас многократно повторяется, что необходимо беспощадно судить организаторов фальсификации на выборах как путчистов, экстремистов, террористов и т.п. Но нельзя бросить в тюрьмы всех несчастных избиркомовских училок, лишь закрывавших глаза на творимое беззаконие, или бригадиров «карусельных» групп. Но не должны лжецы и соучастники государственной лжи продолжать как ни в чем не бывало преподавать детям!

Люстрация может быть распространена не только на высшее и среднее аппаратное звено партии власти, захватившей места в центральном и местных парламентах в результате фальсифицированных выборов, но и на руководство «системной оппозиции», вступающей с узурпаторами в сговор с целью нелегитимного удержания власти. Разумеется, если будет документально доказана, например, связь между увеличением финансирования оппозиционных партий и согласованием их позиций с властью.

Главная цель люстрации – полное и невосстановимое разрушение правящей номенклатуры как консолидированного слоя, монополизировавшего политическую, государственную, экономическую власть, а также медиа.

Основной признак устоявшийся деспотии - именно наличие такого слоя. Базовая характеристика номенклатуры – подмена разделения институциональных функций (министр, депутат, судья, защитник, журналист) на распределение социальных ролей. Приведу примеры. Вот одному госчиновнику доверено сочинять законы, а другому – под видом парламентария их редактировать и приводить хоть в некое соответствие с Конституцией. Одному юристу доверено оформлять обвинительное заключение в виде приговора (убирая самые грубые прокурорские ошибки и вопиющие нелепости), а другому – в роли защитника обеспечивать признание обвиняемых или по крайней мере их процессуальную пассивность. Журналисту оказано высокое доверие - пропагандировать достижения власти (не знаю, чем это лучше агитации за педофилию в школе?) и соревноваться в очернении ее оппонентов.

Революция (или радикальное демократическое реформирование) способна выбить власть у старого истеблишмента. Но только люстрация предотвращает срастание чудища, уже, казалось бы, рассеченного богатырским мечом на мелкие куски.

Кроме того - и это огромное достоинство люстрации, - она высвобождает честных и порядочных профессионалов из плена коррумпированной и репрессивной
системы.

* Бритва или обломок бритвы (криминальное арго)
** Дискриминационный характер принимаемых законов в том, что они изначально постулируют аморальность однополой любви. Кстати, а что если нынешняя государственная борьба с «гомосятиной» даст такие же результаты, как государственная борьба с алкоголизмом, начатая 27 лет назад?


Нужна общественная кампания за ликвидацию центра «Э»

Vip Сергей Аксенов (в блоге Свободное место) 19.04.2012

308

Мой товарищ, нацбол из крупного российского города, будучи проездом в Москве, рассказал, что, по его информации, их местный региональный центр «Э» после волны зимне-весенних протестов получил дополнительное финансирование на развитие. Таким образом он подтвердил мою прежнюю догадку о том, что страну ждет не либерализация, а скорее реакция.

«Предложенная властью реформа принципиально и немедленно политическую систему не меняет, а вот выиграть время и переизбрать Путина на третий срок позволяет. В сочетании с усилением давления на граждан со стороны политической полиции – центра «Э» – это безошибочно свидетельствует о приближении силового реванша Путина сразу после его переизбрания», - написал я еще в январе.

Как видим, Путин на третий срок переизбран. Осталось только пройти инаугурацию.

Я далек от мысли, что волна репрессий тут же накроет всю страну. Нет, крепко достанется только самым непримиримым. Тем, кто отказывается играть по кремлевским правилам: «Другой России», гражданским активистам, Pussy Riot, националисту Даниле Константинову, журналисту Аркадию Бабченко и им подобным.

Остальных - трусов или тех, кто готов «договариваться», - трогать особо не будут. Но и во власть их, конечно, не возьмут - только в «шестерки», статистами для телекартинки. При этом их будут держать в напряжении, присматривать за ними, чтобы не расслаблялись. Заниматься ими будет тот же центр «Э».

В связи с этим я хочу обратиться ко всем организациям оппозиции и к правозащитным организациям тоже. Считаю, что следует потребовать от власти немедленного сворачивания репрессивной машины государства, а именно, исполнения трех пунктов:

1. Освобождение политзаключенных

2. Ликвидация центра по борьбе с экстремизмом, который де-факто является современной политической полицией, с помощью которого и появляются в стране политзеки.

3. Упразднение антиэкстремистского законодательства как правовой базы для действий центра «Э»

Только одновременная реализация всех этих пунктов продемонстрирует добрую волю власти в отношении общества. Пока этого нет, говорить о каких-либо контактах с властью, играх по ее правилам, а тем более о сотрудничестве с ней нельзя.

В перспективе желательно развернуть общественную кампанию за ликвидацию центра «Э». Однако начать можно и нужно с заявления. Каждая политическая или общественная организация могла бы сделать это самостоятельно. Первые шаги в этом направлении уже сделаны: Конференция гражданского общества Москвы включила эти пункты в свою резолюцию. Когда нас будет много, соберемся и решим как действовать дальше.


Астрахань. Искать выход

Vip Людмила Вахнина (в блоге Свободное место) 19.04.2012

68

Волшебник Чуров «не нашел» на видеозаписях из Астрахани признаков подтасовок в ходе голосования и подсчета бюллетеней. Меж тем бронетехника совершает странные маневры по улицам города. Похоже, власть твердо решила игнорировать все протесты против фальсификации выборов мэра.

Если голодающий Олег Шеин будет стоять до конца, добиваясь немедленных перевыборов и это закончится трагически, многие граждане воспримут это как знак: мирный протест даже в крайних формах неэффективен. Большинство погрузится в привычную апатию. Но наверняка найдутся те, кто, напротив, сочтет это доказательством необходимости перехода к насильственным действиям. Если не наверняка, то с большой вероятностью - почитайте комментарии на форумах.

Похоже, власти такое возможное развитие событий не смущает. Возможно, даже устраивает, поскольку даст повод «зачистить» все протестное движение. Такие поводы уже ищут, ищут «вандализм» в действиях протестующих, возмущаются по поводу поваленного фонарного столба.

Не будем себя обманывать надеждами на то, что «там, наверху» кто-то хочет решить дело миром. Может быть, стоит обратиться к Олегу Шеину с настоятельной, убедительной, обоснованной просьбой ПРИОСТАНОВИТЬ голодовку. Говорят, что этого делать нельзя, что это – личный выбор каждого. Но выбор-то сегодня другой: рисковать не только своей жизнью, но и судьбой всего протестного движения - или найти достойный способ перейти к длительной планомерной борьбе.

Я предлагаю как можно скорее собрать тысячи подписей под обращением к Олегу Шеину. Надо заверить его, что все мы будем с ним на этом пути, что его дело есть и будет делом общероссийским. Надо просить ассоциацию «Голос», инициаторов проекта «Гражданин Наблюдатель», учредителей Лиги избирателей составить «дорожную карту» общероссийских действий за отмену результатов выборов мэра Астрахани. Мне, например, очевидны такие шаги, как требование пересчета бюллетеней. ИЗВЕСТНЫ СЛУЧАИ, когда это приводило к пересмотру результатов.

Давайте вместе искать выход!


Страшный Суд Pussy Riot

Vip Ирина Карацуба (в блоге Свободное место) 19.04.2012

175

Елена Волкова, Ирина Карацуба

С 21 февраля, когда состоялся панк-молебен в храме Христа Спасителя, прошло два месяца, которые стали непростым и чрезвычайно показательным испытанием и для участниц акции, и для православного сообщества, и для российского общества в целом. Совпадение этого испытания со временем Великого поста, конечно, только подчеркивает смысловую глубину и мистическую значимость события. А состоит оно, на наш взгляд, в том, что одновременно идут два похожих, но по сути и нравственному смыслу противоположных процесса — страшный суд государственно-церковных властей над Pussy Riot, и Страшный Суд Pussy Riot над этой церковью, этим государством и обществом. «Так тяжкий млат, дробя стекло, кует булат» - и вдребезги летят святейшие и честные репутации, исчезает видимость законности в действиях властей, сквозь христианнейшие личины проступает самое что ни на есть дьявольское мурло, а в рассуждениях о кощунстве, богохульстве и «грехе страшнее убийства» явственно слышатся два до боли знакомых крика - «не друг ты кесарю» и «распни его, распни!».

Воистину, панк-молебницам удалось не только сказать, но и доказать, что «се, оставляется вам дом ваш пуст». Храм ваш срам, потому что нет в нем Истины, зато полно вранья и фарисейства. Потому что христиане вы (мы) только по самоназванию, а не по делам. Выгнав из храма разноцветных скоморошиц, изгнали Христа воскресшего. Шут, дурак, юродивый, как и положено в классической древней традиции, стал Судией, его духовная нагота и карнавальная личина посрамила фальшивый блеск белых клобуков, разукрашенных митр и срочно розданных к Благовещению крестов с украшениями. Да и само Благовещение с его благочестивым обычаем выпускать птиц из неволи на сей раз очень ярко оттенило пребывание во узах матерей маленьких детей и других политических заключенных. Какое сказочное лицемерие — птичек жалко, птичек выпускаем!

Но Суд (не басманный, хамовнический или таганский, разумеется) дает возможность очищения и преображения. Нужно только услышать, что Суд идет, и признать свою вину, а не творить пагубную расправу, прикрываясь именем Христа. «Смерть можно будет побороть усильем воскресенья». Воспользуемся ли мы этой возможностью?


Расстрел в светлую среду

Vip Елена Санникова (в блоге Свободное место) 19.04.2012

35

Год назад в Сахаровском центре прошел вечер памяти Виктора Попкова, приуроченный к десятилетней годовщине его расстрела. Сегодня эта дата совпала по дням с тем трагическим событием 11 лет назад: тоже среда, и тоже первая неделя после Пасхи — дни особой радости для верующего человека.

В свою последнюю поездку в Чечню Виктор Попков, миротворец и правозащитник, выехал на Страстной неделе: ему очень хотелось именно на Пасху оказаться в том красивом горном селе, жителям которого он особенно хотел помочь.

С самого начала второй чеченской войны Виктор Попков регулярно ездил с гуманитарной помощью в села, разрушенные российской авиацией и артиллерией, чтобы помочь наиболее пострадавшим от войны людям. Но после длительной поездки по горным селам, из которой он вернулся в январе 2001-го, Виктор долго откладывал очередную поездку, желая собрать средства для более основательной помощи. Он хотел организовать хотя бы один постоянно действующий медпункт, регулярную доставку лекарств в эти труднодоступные места, помощь семьям, которые просто-напросто голодают.

Всю зиму и начало весны 2001 года он разрабатывал программу помощи жителям горных сел, рассказывал об их бедственном положении на конференциях, писал об этом. Ему удалось отыскать средства на закупку большой партии лекарств и приобретение машины, найти врача, готового работать в поездке, - Розу Музаеву, чеченку, которая жила тогда в Москве как беженка.

15 апреля, в день Пасхи, они прибыли в горное село Ялхой-Мокх, где Роза Музаева начала прием больных, а Виктор — сбор информации. Два дня спустя, во вторник, они выехали в Грозный — договариваться о госпитализации детей, которым необходима была срочная стационарная помощь. Нужных для этого чиновников на месте не оказалось, жизнь в разрушенном городе еще едва налаживалась, переночевать пришлось у родственников Розы Музаевой в Алхан-Кале. В среду, 18 апреля, рано утром они выехали в Грозный, чтобы успеть к началу работы чиновников и министерств — и на выезде из села были расстреляны автоматными очередями из обогнавшей их машины, которая затем беспрепятственно миновала блокпост и скрылась.

Виктор Попков скончался от полученных ранений спустя 35 дней в Москве. Роза Музаева выжила, но к активной гуманитарной деятельности не вернулась. Средства, собранные Виктором, на помощь жителям горных сел так и не пошли. Медицинский уазик, которого так не хватало ему в предыдущих поездках, прослужил Виктору не более трех дней. Преступление до сих пор не раскрыто.

Расстрел человека, приехавшего в район боевых действий с медикаментами и врачом, — это свидетельство о той ситуации, в которой мы живем с самого начала второй чеченской войны. Анну Политковскую убили за ее статьи, Наташу Эстемирову — за правозащитную деятельность.

Убийцам Виктора Попкова мешало его миротворчество.

За год до расстрела Виктор Попков встретился с Асланом Масхадовым – ему очень нелегко было добиться этой встречи. Масхадов тогда подписал предложенные Виктором документы, призывающие к миру, а также обязательство человечного обращения с военнопленными. Вот этого и не нужно было российскому руководству, которое четко провозгласило тогда принцип: никаких переговоров. Им нужна была война, ими изначально были отвергнуты идеи мира, милосердия, человечности.

За эти идеи Виктора Попкова и расстреляли.

Многие из нас познакомились с Виктором Попковым в начале 90-х, когда он пытался найти людей для "Потока мира" - так он назвал начинание, которое очень надеялся осуществить. Идея была проста: если две-три сотни добровольцев поедут в район боевых действий и попытаются склонить воюющие стороны к милосердию и облегчить страдания мирных жителей, это поможет остановить зло или хотя бы уменьшить его масштабы.

Под обращением Виктора Попкова "Шанс для всех" о Потоке мира подписалось тогда много общественных деятелей, писателей, ученых, правозащитников, но добровольцев ехать в горячие точки почти не нашлось. В группах с Виктором Попковым ездили единицы – сначала в Абхазию в 1992-93-м и затем, начиная с декабря 1994-го, в Чечню. С тех пор мало что изменилось. Добровольцев на злое по-прежнему гораздо больше, чем на доброе, а миротворцам всегда достается больше, чем остальным: их ненавидят с обеих сторон.

Однако же какой-то аналог Потока мира мы видели на московских улицах 26 февраля на акции "Белый круг". Ведь в этой акции главным было не то, что люди вышли улицу для массового протеста, а то, что протянули друг другу руки, что сумели объединиться в свете мира и доверия – и улыбками счастья одолеть хоть на миг атмосферу серой безнадежности.

С каким сердцем мы будем выходить на акции мирного протеста? С какими чувствами будем противостоять злу – войнам, жестокости, политическим репрессиям? Сумеем ли противопоставить злу – добро, жестокости – милосердие? От того, как мы решим это для себя, зависит и климат, в котором мы будем жить.

Зависит и ответ на вопрос: наивностью ли были идеи Виктора Попкова о миротворчестве – или же тем шансом для всех, который все-таки еще у нас не отнят.


Астрахань: День Воли

Vip Аркадий Бабченко (в блоге Свободное место) 19.04.2012

262

Как Нижний Новгород месяц назад стал протестной столицей России, так и Астрахань сегодня стала столицей политической. Сюда, в поддержку Олега Шеина, а больше всего за честными выборами, люди едут со сей страны. Большинство, конечно же, москвичей (понаехали!) но есть и из Уфы, и из Омска. Никакой политической апатии нет. Город живет. На улице маршрутка с надписью по всему борту: "Шеин наш мэр".

В прошлую субботу митинг, собравший первоначально не так уж и много народу, вдруг, как небольшой ручей во время проливного дождя, превращается в полноводный, бурлящий, скандирующий поток. Я так и не понял, откуда взялись люди. Может, подошли уже под самый конец митинга - многие звонили знакомым и звали. Может, стали присоединятся уже во время самого шествия. Может, оплаченный Госдепом засадный полк им. Макфола десантировался из невидимых "стелсов" и вышел из кремля - я не знаю. Но люди появились, присоединились к шествию и потекли по улицам рекой. Тысяч пять точно, если не больше. И вся эта река пошла мирно, полноводно, с весельем и ощущением себя, именно себя, реальными, настоящими хозяевами как города, так и своей судьбы и своего будущего. Милиция никак не препятствовала и лишь обозначала себя. И даже - о, невиданное! - перекрыла улицу на время прохода людей.

В целом... как бы описать точнее... Это было шествие сильных, уверенных в себе и сплоченных людей. Энергетика просто чумовая.

Сурковская пропаганда потом скажет, что было 150 человек. Вранье. Нас были тысячи. Но... И опять, и снова, и в двадцать пятый раз. Как и на Болотной, и на Сахарова, и далее везде, шествие закончилось ничем. Дошли до мэрии, стали скандировать: "Наш мэр - Шеин". Потом прошли чуть подальше, постояли там. Потом вернулись к мэрии.

Олег Шеин постоянно повторял: главное - не допустить провокаций. Честно говоря, я этого не понимаю. Почему не надо допускать провокаций? По-моему, ровно наоборот - власть надо провоцировать на конфликт! Принуждать её к конфликту - конфликту на нашем поле и по нашим правилам - и побеждать ее в этом конфликте! Отстаивать свободу и достоинство, гнать жуликов из кресел и возвращать себе свое право выбора. Как это можно сделать иначе чем через конфликт, я не знаю. Мирные шествия и разрешенные митинги - это поле власти, и на этом поле она всегда нас сделает. Человек порядочный априори проигрывает мерзавцу, потому то не может использовать недопустимые методы борьбы. Не надо с жуликами играть по их правилам. Надо навязывать свои.

По-моему, собрав тысяч пять сторонников, надо было если и не входить в мэрию, то как минимум начать устанавливать палатки. И принуждать власть к диалогу уже не с позиции просителя, а с позиции силы. Мирной - но силы. Это дало бы если и не выигрыш, то хотя бы возможность выйти из голодовки с промежуточной победой.

Что дальше - я не знаю. Перевод протеста в плоскость проблем исключительно одного города - по-моему, еще одна ошибка. Понятно, что Миронову совсем не нужно, чтобы представитель его партии скандировал "Россия без Путина" - но тут уже или пан, или пропал. Россия двадцать первого века - страна черно-белая. Здесь не осталось полутонов. Либо добро, либо зло. Либо хорошее, либо плохое. Либо "а", либо "б". Либо Путин - либо честные выборы. По-другому сегодня не бывает.

На данный момент я не вижу, как Олег Шеин может победить в этой ситуации. Пока реальных выходов просматривается только два - либо поражение, либо сохранение достоинства. Но тогда придется идти до конца... Выхода "победа" я не вижу. Собственно, власти нужно протянуть еще пару месяцев - и проблема будет решена сама собой... Мужество Олега ничего, кроме уважения и преклонения вызвать не может. Но... Пытаться воздействовать на людей, которые жгут дома вместе с жителями и сами только и ищут способ, как от тебя избавиться, желательно насовсем, - пытаться воздействовать на них голодовкой... Не знаю. Они только спасибо скажут. На смерти им давно и глубоко плевать. Надеюсь, Олег это понимает. Решение принимать ему.

...В итоге все опять вернулись к штабу голодающих на Советской, 8. Если говорить категорично, то по большому счету пар опять ушел в свисток. Но что-то в этот раз меня удерживает от такой категоричности. Все-таки, как хотите, а это был День Воли. И, самое главное, это было уже начало. Теперь уже не заглохнет. Это чувствуется в воздухе. Независимо от того, чем все закончится в Астрахани, - в России все уже начинается.

В Астрахань я поехал с "поющими десантниками", как их уже окрестили в народе, - Михаилом Вистицким и Станиславом Барановым. У штаба, когда шествие вернулось от мэрии обратно, установили колонки и парни устроили импровизированный концерт. Взяли микрофон, влезли на тумбу и стали петь. И вот здесь началось... Площадь ревела. Площадь скандировала. Площадь бурлила и кипела. Если на митинге люди тоже скандировали и аплодировали, то здесь площадь просто взорвалась. Как не надо трогать Путина - вот же, пожалуйста, люди именно за этим и пришли! "Россия без Путина" - скандировала Астрахань вслед за Вистицким и пела "Ты такой же как я, человек а не бог!"
- И помните: армия не с властью, а с народом! - сказал Стас. - ВДВ! ВДВ! - скандировала в ответ площадь.
Выглядело это примерно так:


Видео Дмитрия Федюшкина

В Астрахань парни привезли новую песню, которая, надеюсь, станет гимном протеста. Премьера ее состоялась именно у штаба Олега Шеина. В городах десантники очень популярны. Когда мы шли обратно от мэрии, какие-то люди вытащили на улицу свой собственный усилитель с колонками и крутили песни десантников по своей личной инициативе. И когда увидели их живьем, немножко прифигели, конечно. А слова их песен люди знают уже наизусть.

Уехали мы в этот же день. Остаться не получилось, хотя я и побыл бы в Астрахани еще. Олег Шеин ждет всех, кто сможет, также в эту субботу выйти на митинг.

Мы же, в свою очередь, ждем всех шестого мая на центральных площадях Москвы на акции "Не пустим вора в Кремль!" Мы выйдем на площади. И добровольно не уйдем, пока все наши требования не будут выполнены. Надо уже решать. Время пришло.

Полная версия материала


Накануне суда по Пусси Райот

Vip Оксана Челышева (в блоге Свободное место) 19.04.2012

337

Прошлой ночью общалась с адвокатом Николаем Полозовым по поводу скорбных дел Пусси Райот. Итак, сегодня Таганский суд почти наверняка одобрит содержание под стражей как меру пресечения для Толоконниковой, Алехиной и Самуцевич. Кто бы сомневался, учитывая, что заказчиком всего является даже не Гундяев, а Путин.

Следствие было продлено до 24 июня. При этом следователь Артем Владимирович Ранченков не провел ни одного следственного действия с участием задержанных. Он было назначил некое действие на прошлую пятницу, однако сам же и отменил, сославшись на плохое самочувствие. Попрощался словами: "Увидимся в суде". Может, конечно, следствие все свои силы сосредоточило на установлении новых кандидатов в обвиняемые, однако адвокатам задержанных это неведомо.

Вчера Надежду, Марию и Екатерину навестили члены общественной наблюдательной комиссии при ГУВД. Состояние Марии и Екатерины опасений не вызвало, чего не сказать о Надежде. Она страдает от сильных головных болей, которые фельдшер пытается лечить анальгином. Симптоматика очень напоминает мигрень, а потому анальгин - "что мертвому припарка". Однако неизвестно, была ли диагностирована у Толоконниковой мигрень ранее. Если нет, то ситуация с Осиповой наглядно демонстрирует, насколько реально провести обследование в условиях СИЗО.

Что касается сбора средств, то на рублевый счет поступило около 200 000 рублей. На валютных счетах, к которым есть доступ у адвокатов, собрано около 1000 евро и около 1000 долларов. Я лично благодарна всем, кто помогал в Финляндии, ибо большая часть средств на счет для пожертвований в евро поступила именно из Финляндии. Однако этих средств недостаточно, чтобы выплатить залог, оплатить работу адвокатов и экспертизы. Тем более что адвокаты допускают вероятность того, что следствие будет ходатайствовать о назначении судебно-психиатрической экспертизы, пытаясь доказать "невменяемость" обвиняемых. Тогда снова будет применено дальнобойное орудие - ювенальное законодательство. У Кати детей нет, но у нее есть пожилой отец, который нуждается в заботе. Пока на помощь семьям, точнее детям Толоконниковой и Алехиной, один добрый человек передал 1000 евро.

Николай очень просил всех, кто хочет реально помочь девушкам, переводить средства ТОЛЬКО на авторизованные счета. Дело в том, что адвокаты ничего не знают о том, что переводится через PayPal, или о судьбе средств, собранных на неких концертах в защиту девушек, информация о которых гуляет по Интернету.

Яндекс-кошелек 41001236566551

ДЛЯ ДОЛЛАРОВ - ZAO Raiffeisenbank
SWIFT: RZBMRUMM
Beneficiary account number: 40817840101000100239
Beneficiary name: Feygin Mark Zakharovich
Details for payment: legal services in the case of PR

ДЛЯ ЕВРО - ZAO Raiffeisenbank
SWIFT: RZBMRUMM
Beneficiary account number: 40817978701000488760
Beneficiary name: Feygin Mark Zakharovich
Details for payment: legal services in the case of PR


Крупнейший российский сервис электронной почты блокирует сайт freepussyriot.org

Vip Ярослав Никитенко (в блоге Свободное место) 18.04.2012

408

С сегодняшнего утра мне приходят автоматические ответы, что мои письма не доходят до пользователей с ящиками с list.ru и mail.ru (я думаю, что аналогичная ситуация с другими адресами той же группы - bk.ru и inbox.ru). Когда мне надоело получать одно за другим сообщения об ошибках, я выяснил, что все дело в том, что у меня в подписи присутствует ссылка на наш сайт freepussyriot.org!

Я специально написал письма нескольким знакомым с мейл.ру со ссылкой на наш сайт - и все письма вернулись. Я писал письма с gmail.com и с моего ящика на yandex.ru - ситуация одинаковая. В целях проверки я выслал на свой ящик на mail.ru письмо со ссылкой на несуществующий сайт freepussy.org - и письмо прекрасно дошло!

Это происходит накануне суда над девушками (19 апреля Таганский суд должен принять решение о продлении ареста), когда мы как раз шлем знакомым и журналистам письма про акцию поддержки арестованных по делу Pussy Riot.

Примечание. Mail.ru - крупнейшая российская интернет-почта. Она неоднократно уличалась пользователями в политической цензуре.

UPD: Информация о блокировке сайта freepussyriot.org подтверждается другими пользователями.

Пользователь твиттера nonno997 пишет, что блокируются также сообщения с ящика mail.ru, содержащие ссылку на freepussyriot.org.


Маяковские чтения. Новый сезон

Vip Матвей Крылов (в блоге Свободное место) 18.04.2012

357

29 апреля мы открываем новый поэтический сезон у памятника Маяковскому – старые и новые голоса "поэтов с Триумфальной площади" вновь зазвучат на нашем прежнем месте в 2012 году. Уверены, что благодаря эмоционально насыщенной зиме в ваших тетрадях и блокнотах накопилось немало актуальных строк.

Эта зима поменяла облик наших улиц, изменила и нас. Многих накрыла протестная лавина, и они до сих пор чувствуют в воздухе ее накал и эйфорию, стихи же останутся послевкусием протеста. В России не случилось революции, но наш «май 68-го» еще впереди. А пока мы начинаем поэтическую герилью на улицах российских городов. Пусть по всей стране рождаются тысячи «вьетконгов»!

Мы – это «молодые и бестолковые», мы – те, кто мешает спать спокойно людям в погонах, мы - не желающие верить пропаганде, мы - плывущие против течения. Сегодня мы не жжем глаголом сердца, сегодня мы поджигаем его и кидаем в оцепление. Наше оружие – стихи, рифмы и строчки. Попробуйте закрыть нам рот, заткните его вашим законом - но мы все равно будем счастливы, потому что мы молоды и в город пришла весна.

Одинокий Маяк многого насмотрелся за эти зимние месяцы и уже успел соскучился по нам. 29 апреля стартует новый сезон поэтических встреч на Триумфальной площади - как и прежде, каждое последнее воскресенье месяца в 18:00 мы ждем вас и ваших друзей. Нас было много, нас будет больше.

Увидимся.

email: [email protected]
twitter: #mayakovskie
vk.com
facebook


Об уголовном преследовании участниц панк-группы «Pussy Riot»

Vip Александр Черкасов (в блоге Свободное место) 17.04.2012

165

Публичная акция, устроенная панк-группой «Pussy Riot» в Храме Христа Спасителя 21 февраля, уже почти два месяца находится в центре общественных дискуссий.

Это связано не столько с содержанием акции, сколько с ее формой, в еще большей мере - с неадекватной реакцией властей, как церковных, так и светских.

Правозащитный Центр «Мемориал» не одобряет вторжение политического протеста или художественного самовыражения в пространство церкви, тем более если это происходит в чуждых для современной религиозной практики формах. Такие действия неизбежно воспринимаются прежде всего как оскорбление чувств верующих. Реальные же мотивы – будь то неприятие воинствующего клерикализма или претензии к словам и поступкам конкретных иерархов церкви – просто не будут замечены большинством.

Однако осуждение поступка участниц «Pussy Riot» с точки зрения морали и целесообразности не может быть основанием для их уголовного преследования.

Уголовное преследование за ненасильственное выражение критического мнения о политических или церковных деятелях нарушает фундаментальные правовые принципы, закрепленные как в Конституции РФ, так и в международных актах, подписанных Российской Федерацией.

Тем не менее, в марте Таганский суд Москвы принял решение об аресте предполагаемых участниц группы Марии Алехиной, Екатерины Самуцевич и Надежды Толоконниковой, и Мосгорсуд оставил это решение в силе.

Однако по нашему мнению, для такой меры пресечения, как и для уголовного преследования, нет никаких правовых оснований.

При всем неодобрительном отношении к акции "Pussy Riot" их действия не могут быть квалифицированы строже, чем административное правонарушение - поскольку не имеется никаких признаков применения или угрозы насилия, нанесения материального ущерба, применения оружия или использования предметов в качестве такового.

Сам факт уголовного преследования Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой, абсолютно неадекватная и необоснованная мера пресечения, многочисленные публичные высказывания различных должностных лиц, включая высших, - все это в совокупности дает основания считать уголовное преследование участниц группы "Pussy Riot" политическим, а их самих - политическими заключенными.

Правозащитный центр «Мемориал» требует прекращения уголовного преследования Алехиной, Самуцевич и Толоконниковой и их немедленного освобождения.

Справка на политзаключенных Алехину, Самуцевич и Толоконникову

Список лиц, признанных ПЦ "Мемориал" политзаключенными


Сколько народов в нации и в народе наций?

Vip Поэль Карп (в блоге Свободное место) 16.04.2012

259

Поневоле задумаешься: а не прав ли отчасти был ушедший Грызлов, утверждая, что Дума не место для дискуссий? Не то что она не должна им быть, но не в состоянии. И в новоизбранной Думе разногласия до корня не доходят. А без этого какая дискуссия? Но заполнившие Думу товарищи по системе опасаются, выясняя корни, их подорвать.

Зюганов предложил сменить первую строку Конституции: "Мы, многонациональный народ Российской Федерации.." на "Мы, русский народ и присоединившиеся к нему..." Путин возразил, что негоже делить народы на первый, второй и третий сорта. В СССР роль русского народа подчеркивали неофициально. Конституции молчали, но пропаганда внушала, что русский народ – первый среди равных.

Путин следует традиции. Зюганов от нее отступил. Прежде коммунисты хоть усердствовали в русификации, но анонимно, их выдавало потворство русскому великодержавному шовинизму. А Зюганов себя выдал. Или коммунисты стали откровенней?

Но полемики не вышло. Оба выражали общие соображения, минуя неувязку текста с этими соображениями. Формулой "многонациональный народ" в единственном числе замазано, что в России живут разные народы, да и лексически она нелепа. По-русски слово "народ" многозначно. Чаще всего оно обозначает "простой народ", противостоящие правящему слою массы рабочих и крестьян. Но обозначает оно и все население страны, всех ее граждан. Есть у него и третье значение - исторически сложившаяся общность, с единым языком, культурой, экономикой, общей территорией и нередко общим происхождением. Толковые словари обычно указывают, что в этом значении слово "народ" - синоним слова "нация". Но и слово "нация", как и слово "народ" имеет другое значение - страна и все ее жители.

Говорить "многонациональный народ" - все равно что говорить "многонародный народ" или "многонациональная нация". Народ (нация) в одном смысле состоит из разных народов (наций) в другом смысле. Что в России живут разные народы, лучше говорить прямо. Но тогда придется сказать, в каких отношениях меж собой разные народы вошли в одно государство. И советская власть это не любила вспоминать, и Конституция обошла, и Путин имеет причины в это не вдаваться.

Не хочет вдаваться и Зюганов - отсюда и "присоединившиеся". А разве Ермак Тимофеевич не покорял Сибирь, разве Ермолов не завоевывал Кавказ? А тогда, какие же присоединившиеся? Не присоединившиеся, а присоединенные! Что тут таить? Хорошо бы написать "Мы, добровольно объединившиеся народы России, русские, татары, чуваши, чеченцы, мордва..." и так далее. Но чтобы не лгать, надо подтвердить добровольность входа свободой добровольного выхода.

После распада СССР Ленина поносили за то, что настаивал на праве выхода для союзных республик. А Ленин ждал, что мировая революция включит в СССР новые республики. И понимал, что Германская и Французская вступят, только имея право выйти из такого союза, если их дела станут без них решать в Москве. А у нас до сих пор все не признают, что распад Советского Союза был не геополитической катастрофой, а катастрофа политики КПСС.

Неправда, что без московской узды Россию развалят. Это узда ведет к развалу. Избавившись от нужды всегда опасаться "центра", народы различат свои интересы, увидят, что равноправный союз с Россией им выгоден. Они и сегодня признают, что русофобия идет от неравноправия. От него страдает и русский народ, с которым центральная власть не рискует иметь дело в целом, лишь с отдельными краями.

Равенство прав и единообразие закона слишком у нас зыбки. На то и завели Конституции личного гаранта, чтобы вертел ее куда хочет. Отвечая коммунисту Бортко на предложение изъять из статьи об ограничении пребывания на президентском посту двумя сроками слово "подряд", Путин заметил, что его это не коснется, поскольку закон обратной силы не имеет. Если даже такой закон примут, его конечно, мало, чтобы лишить Путина поста на текущий срок. Но когда дойдет до следующего, придется вспомнить про его президентства 2000–2004 и 2004–2008 годов. Тем паче что законность третьего срока (2012–2018) не бесспорна. А он и четвертый срок оговаривает, на случай «если захочется». Какие уж тут Конституция, законность и права! Власть ими не связана, и, хоть стимулы к выходу на улицы миллионов, а не двух сотен тысяч еще только проклевываются, власть своим упрямством внушает, что кроме революции нет надежды изменить жизнь.