Убийство Яндарбиева: подозреваемые были засняты камерой слежения
В Катаре уже на этой неделе должен начаться судебный процесс над двумя сотрудниками российских спецслужб, которые задержаны по подозрению в причастности к убийству Зелимхана Яндарбиева. Источники Washington Post в США утверждают, что о судьбе задержанных ведутся тайные переговоры. Возможно, что после окончания процесса Россия и Катар сумеют найти некое комромиссное решение.
По сведениям издания, Россия в течение долгого времени требовала у Катара экстрадиции Яндарбиева. Катар настаивал, чтобы ему были переданы доказательства причастности чеченца к террористической деятельности, тогда Яндарбиева будут судить на территории Катара. За неделю до убийства экс-президента Ичкерии Россия согласилась, чтобы Яндарбиева судили в Дохе. По данным следствия, уже тогда бомба, предназначенная для убийства, была переправлена в Катар.
13 февраля, возвращаясь из мечети, Яндарбиев взорвался в собственной машине. К днищу "Тойоты Лэндкрузер" была прикреплена 2-килограммовая бомба. 13-летний сын Яндарбиева выжил, но получил очень сильные ожоги.
Свидетели показали, что 13 февраля видели около мечети некий фургон. Полиция сумела установить, что фургон принадлежит автопрокату при аэропорте Дохи. Камеры слежения запечатлели 2 человек, которые его брали напрокат. След вывел на виллу, которую недавно арендовал некий дипломат из России. Катарские спецслужбы начали прослушивать переговоры по мобильной связи обоих подозреваемых. Обнаружилось, что мобильные телефоны оба приобрели на чужое имя. Через несколько дней обоих подозреваемых задержали.
Это оказались военные. В Катар они прибыли как временные сотрудники посольства России за месяц до убийства Яндарбиева. Дипломатический иммунитет на них не распространялся. По данным следствия, помогал им третий россиянин, который работает в посольстве на постоянной основе и имеет статус дипломата.
Оба задержанных сознались и назвали имена своих начальников, которые поручили им проведение операции, пишет газета, ссылаясь на информированные источники в США и арабских странах. Они также показали, что взрывчатка была переправлена в Катар из Саудовской Аравии в автомобиле российской дипмиссии. Источники подчеркивают, что признания были получены благодаря правильно выбранной тактике допросов, а не под пытками.
Газета отмечает, что власти Катара не только сумели поймать агентов российских спецслужб чуть ли не на месте преступления. Более того, они сумели не поддаться интенсивному давлению со стороны Москвы. Вместо этого маленький Катар предпочел стоять на своем и настаивать на разрешении ситуации в рамках закона.
Дословно
Игорь Иванов
(Ответ на вопрос "Кто убил Яндарбиева?")
Прежде всего хочу сказать, что Яндарбиев был в списке международных террористов. Все государства мира обязаны террористов, которые находятся в этом списке, выдать той стране, которая предъявляет обвинение. Настаивали, чтобы Яндарбиев был выдан России, где должен был состояться суд над ним за те преступления, которые он совершил. То, что произошло с Яндарбиевым, мы не знаем. У террористов свои законы. В результате чего произошел инцидент, нам неизвестно. Мы к этому отношения не имеем.
Из интервью межарабскому телеканалу "Аль-Арабия", 20.01.2004
Статьи по теме
Виктор Суворов: Любой провал воспринимается как ножом по сердцу
Живущий в Англии бывший советский разведчик Виктор Суворов выражает профессиональное сочувствие российским спецслужбам, навлекшим на себя подозрения в причастности к убийству Зелимхана Яндарбиева. Но, по мнению автора "Ледокола" и "Аквариума", борьба с терроризмом террористическими методами бесперспективна и опасна.
Выйти сухими из мокрого дела
"Неизвестные лица европейской наружности", арестованные в Катаре по подозрению в убийстве экс-президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, оказались при ближайшем рассмотрении российскими гражданами и, более того, сотрудниками отечественных спецслужб. Министр иностранных дел РФ г-н Иванов уверяет, что наши джеймсы бонды занимались в далекой стране не организацией убийств, а исключительно информационно-аналитической борьбой с международным терроризмом. Однако чем бы ни закончился скандал, уже сейчас очевидно, что российской дипломатии нанесен крупный ущерб.