статья Бремя лидера

Владимир Абаринов, 11.09.2003
Коллаж  с сайта antipartner.narod.ru

Коллаж с сайта antipartner.narod.ru

Накануне второй годовщины терактов 11 сентября телеканал "Аль-Джазира" явил миру новое изображение Осамы бен Ладена и новый его монолог. На видеозаписи главарь "Аль-Кайды" вместе со своей правой рукой Айманом аль-Завахири карабкаются на вершину каменистого холма, сидят там, обозревая окрестность, затем потихоньку спускаются вниз. В одном кадре у бен Ладена в руке посох, в другом через плечо перекинуто одеяло, в третьем – автомат Калашникова. Одеты оба по-афгански. Ландшафт похож на местность в районе афгано-пакистанской границы. Когда была съемка, неизвестно, но дотошные аналитики разглядели в траве желтенькие цветы и по этому признаку заключили, что запись сделана в начале лета.

В своих звуковых обращениях предводители террористов, как водится, восхваляют заговорщиков 11 сентября и боевиков иракского подполья, убивающих американских "крестоносцев". Аль-Завахири говорит, что все, случившееся до сих пор – это только начало великой "эпопеи". Рекомендует матерям американских солдат требовать возвращения войск из Ирака домой, покуда они "не вернулись в гробах".

Противно, конечно, что эти двое по сей день не получили по заслугам. Вместе с тем очевидно, что их возможности сегодня крайне ограничены. Они живут в вымышленном мире, окруженные химерами собственного сознания. Объявив войну Америке, они были уверены, что лидер свободного мира этот вызов не примет. В этом их убеждал опыт десятилетий террора. Однако на сей раз нашла коса на камень. Мир перевернулся, но не так, как ожидали эти пророки ненависти. В этом новом мире не оказалось ни одного правительства, которое открыто поддержало бы "Аль-Кайду". Пришел конец пресловутой "многополярности".

Но главное – необратимо изменилась сама Америка. Американцы избавились от благодушия, охватившего их после исчезновения с политической карты главного стратегического противника. Они дважды выдали президенту мандат доверия – на разгром "Талибана" и на войну с Саддамом. Конечно, они хотели бы, чтобы все закончилось побыстрей и обошлось не так дорого. У этой страны хватает других проблем и есть на что потратить деньги налогоплательщиков. Но поражение в глобальной войне с террором обойдется куда дороже.

Американцы многому научились за эти два года. Они действительно хотят докопаться до корней заговора, понять, почему самые дорогостоящие в мире спецслужбы оказались бессильны и что надо сделать, чтобы история не повторилась. Бюрократический ответ заключался в создании Министерства внутренней безопасности, объединившего под своей крышей 22 федеральных ведомства. Новоиспеченный министр Том Ридж прославился пока что главным образом изобретением разноцветной системы оповещения об уровне террористической угрозы. От предупреждений этих толку мало: поскольку население не знает, откуда и какая грозит опасность, то и реагировать на нее никак не может; создается впечатление, что Ридж просто стелет соломки, чтобы не сказали потом, что он проморгал угрозу. В начале этого года Ридж издал оранжевое предупреждение, сопроводив его рекомендацией населению обзавестись для защиты от химической атаки клейкой лентой и полиэтиленовой пленкой – товар смели со стеллажей хозяйственных магазинов.

Еще один неутомимый борец с терроризмом, министр юстиции Джон Эшкрофт, ведет нынче кампанию за закон "Патриот-2", который расширит полномочия правоохранительных органов, и без того расширенные законом "Патриот-1". Между тем единственное судебное дело против участника заговора 11 сентября - Захариаса Мусави - разваливается и, всего вероятнее, будет изъято из ведения суда общей юрисдикции.

Тем не менее ясно: никакому Эшкрофту не под силу заставить американцев отказаться от завоеваний эпохи либерализма, пожертвовать частью гражданских свобод в обмен на безопасность, потому что это ложный выбор.

Сегодня Америка поставила перед собой грандиозную цель, каких давно не ставила: превратить Ирак в демократическую, мирную и процветающую страну. Иракский урок, возможно, самый серьезный. Американцы ведь хотели уйти из Ирака чуть ли не сразу же после разгрома Саддама – мол, освобожденный от гнета иракский народ сам зашагает по дороге демократии. Не зашагал. Проект "Ирак" требует настойчивости, терпения и астрономических затрат. Такая задача встает перед Америкой впервые с конца сороковых годов. Удивительно, что страны, которые так рвались "играть роль" в послевоенном Ираке, теперь играют роль оскорбленной невинности – дескать, мы были против этой войны, пускай американцы теперь и расхлебывают. На самом деле им, конечно, хочется поучаствовать в расчете на будущие нефтяные дивиденды, но как-нибудь так, чтобы не нести никакой ответственности. А у американцев выбора нет: положение лидера обязывает.

Заново обретенное моральное лидерство – это и есть главная перемена.

Владимир Абаринов, 11.09.2003


новость Новости по теме