статья Саудовский след проступает все отчетливей

Владимир Абаринов, 04.08.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Президент Буш поступил неосмотрительно, объяснив свой отказ рассекретить 28 страниц доклада о терактах 11 сентября интересами национальной безопасности и тайной следствия, которое еще не закончено. Члены специальной комиссии Конгресса доклад ведь не только читали, но и писали, так что в точности знают, о чем идет речь на пресловутых страницах. Вряд ли сенаторов Боба Грэма и Ричарда Шелби, каждый из которых занимал в свое время пост председателя комитета верхней палаты по делам разведки, можно обвинить в том, что они не понимают специфики предмета: уж им-то отлично известно, что составляет государственную тайну, а что нет. Между тем оба говорят, что публикация большей части засекреченного текста никоим образом не повредит национальной безопасности. Нынешний глава комитета республиканец Пэт Робертс хотел бы решить вопрос тихо, без публичной полемики; он намерен в ближайшие дни встретиться с представителями ФБР и ЦРУ и еще раз "пройтись по тексту".

Тем временем в прессу хлынули утечки – нет сомнения, что источники журналистов были в аппарате Конгресса. Как и сообщалось ранее, изъятые из доклада фрагменты имеют прямое отношение к правительству Саудовской Аравии. Члены комиссии предполагают, что Омар аль-Байюми, помогавший двум из 19 будущих угонщиков обустроиться в Сан-Диего, мог быть агентом саудовской разведки. Аналогичные подозрения комиссия питает в отношении еще одного саудовца – Осамы Базнана. Как сказано в докладе, "аль-Байюми, будучи студентом, имел, по-видимому, неограниченный доступ к финансовым средствам из Саудовской Аравии". Он числился сотрудником фирмы-подрядчика саудовского государственного департамента гражданской авиации и получал жалованье от этого ведомства, но, как считает комиссия, никаких обязанностей в компании не исполнял. После приезда будущих террористов платежи значительно увеличились.

Аль-Байюми впервые встретился с участниками заговора Халидом аль-Мидхаром и Навафом аль-Хазми в январе 2000 года в Лос-Анджелесе, куда они прибыли через Бангкок из Малайзии, где участвовали в совещании "Аль-Кайды". А в Сан-Диего Байюми помог им найти квартиру и внес за нее первые платежи, а также ввел земляков в местную арабскую общину. Был ли знаком с будущими угонщиками Осама Базнан, неизвестно; зато известно, что вскоре после терактов 11 сентября он летал в Хьюстон, где, по данным комиссии, встречался с сотрудником саудовской разведки, сопровождавшим наследного принца Абдаллу во время его визита на техасское ранчо Джорджа Буша.

Базнан тоже не оставался без денежного довольствия. Чеки на его имя и имя его жены выписывал не кто иной, как посол Саудовской Аравии в Вашингтоне принц Бандар бен Султан и его супруга принцесса Хайфа аль-Фейсал. Суммы, полученные от них Базнаном, составляют в общей сложности более 100 тысяч долларов (по подсчетам ФБР, теракты 11 сентября обошлись в 150-250 тысяч). Как минимум три таких чека были переписаны получателем на имя жены Байюми. После 11 сентября Осама Базнан был депортирован в Саудовскую Аравию за нарушение визового режима. Байюми еще в 2000 году перебрался на Британские острова.

Все это, конечно, может оказаться и совпадениями, о чем и говорит саудовская сторона – мол, посол и его супруга жертвуют миллионы на благотворительные цели, а больная жена Базнана действительно нуждалась в помощи, и нет никаких доказательств того, что деньги эти оказались в распоряжении заговорщиков. Это правда. Но совпадений многовато. Например, департамент гражданской авиации курирует в саудовском правительстве отец принцессы Хайфы принц Султан, а глава компании, в которой будто бы работал Байюми, бизнесмен по имени Салех Абдалла Камель, давно замечен в связях с "Аль-Кайдой" – он, в частности, управлял суданским банком, через который финансировалась сеть бен Ладена. Банк, в свою очередь, входил в финансовую империю брата принцессы Хайфы, принца Мохаммеда аль-Фейсала. Семьи жертв 11 сентября собрали достаточно материалов на Камеля и аль-Фейсала, чтобы вчинить обоим гражданский иск.

Байюми живет сейчас в саудовском городе Джидда, работает в порту. Он дважды давал интервью арабским газетам: первый раз – в декабре прошлого года, второй (удивительная прозорливость!) – за несколько дней до публикации доклада Конгресса. Он утверждает, что свел знакомство с заговорщиками по чистой случайности и понятия не имел об их коварных планах. Саудовские власти согласились предоставить следователям ФБР возможность допросить Байюми, при этом не преминув отметить, что после 11 сентября его уже допрашивали сотрудники британских и американских спецслужб и не нашли в его действиях никакого криминала. Действительно, допрашивали. Но дело в том, что директор ФБР Роберт Мюллер в своих показаниях комиссии Конгресса в октябре прошлого года признался, что впервые слышит о фактах, вскрытых парламентским расследованием.

Саудовский посол принц Бандар опубликовал опровержение, в котором называет все обвинения "злобными и явно фальшивыми", однако ничего не отвечает по существу. Саудовская же пресса считает инициаторами "клеветнической кампании" "евреев и Израиль".

Владимир Абаринов, 04.08.2003