статья Операция "С новым гадом"

Владимир Абаринов, 14.08.2003
hemant lakhani
http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=story&u=/030814/241/4z0so.html

hemant lakhani http://story.news.yahoo.com/news?tmpl=story&u=/030814/241/4z0so.html

Британский бизнесмен Хемант Лахани по решению федерального окружного суда в Ньюарке, штат Нью-Джерси, оставлен под стражей без права освобождения под залог. Ему предъявлены обвинения в попытке оказания материальной поддержки террористам и в торговле оружием без соответствующей лицензии.

Лахани прибыл в Ньюарк во вторник утром из Лондона. В тот же день он был арестован в отеле Wyndham, расположенном вблизи международного аэропорта Liberty, во время встречи со своим деловым партнером. По заказу мусульманских террористов Лахани взялся доставить в США портативную зенитную ракету "Игла". Ракета, купленная на одном из российских оборонных предприятий, была доставлена в американский порт на Восточном побережье грузовым судном из Санкт-Петербурга по накладной, в которой значились запасные части для медицинского оборудования. Лахани не подозревал, что за ним уже более полутора лет наблюдают ФБР и британская контрразведка МИ-6, к которым впоследствии подключилась и ФСБ России; что и покупатель, и продавцы ракеты – подставные лица, а сама ракета – всего лишь болванка. Настоящими были только деньги, которые он получил, – 85 тысяч долларов.

"Г-н Лахани, - рассказал на пресс-конференции в Ньюарке федеральный окружной прокурор Кристофер Кристи, - был уверен, что имеет дело с группой, которую он считал террористической и которая заявляла, что собирается использовать эту ракету в Соединенных Штатах против коммерческих авиалайнеров. Так что г-н Лахани очень хорошо понимал, что он делает и почему он это делает. И он ясно выразил свои чувства по отношению к этой стране и ее гражданам". По словам Кристи, в разговорах с мнимым покупателем, запись которых имеется в в распоряжении обвинения, Лахани выражал восхищение терактами 11 сентября, называл американцев "ублюдками", а бен Ладена – "героем".

Одновременно с арестом Лахани в Нью-Йорке были арестованы двое его сообщников – Йегуда Абрахам и Мойнуддин Ахмед Хамид. Они обвиняются в отмывании денег, полученных от сделки. Кристи объяснил, что деньги за доставленную ракету Лахани получил сполна и рассчитывал получить аванс на поставку партии в 50 штук. "Г-н Абрахам – это тот человек, на чье имя был выплачен задаток в 30 тысяч долларов и который предположительно перевел эти деньги за границу на счета, подконтрольные г-ну Лахани. Г-н Хамид прибыл из Малайзии только вчера: как мы считаем, ввиду большой суммы предстоящего аванса - 500 тысяч долларов, что составляет 10 процентов от суммы новой сделки. Для операций с такой суммой одного г-на Абрахама было мало, поэтому потребовался г-н Хамид".

Кристофер Кристи назвал Лахани "заметным” участником международного черного рынка оружия. На вопрос, почему ФБР провело операцию с подставными лицами, вместо того чтобы проследить реальные связи торговца с террористами, прокурор ответил так: "Объединенная группа по борьбе с терроризмом принимала решения по ходу операции и сделала то, что, по нашему мнению, наилучшим образом отвечало интересам правосудия". О связях Лахани с настоящими террористами следствию ничего не известно.

Российскую часть операции осветил генерал ФСБ Сергей Фоменко. "Такие виды вооружения, как ПЗРК "Игла", - заявил он, - находятся под контролем правительства Российской Федерации. То, что произошло, вышло за пределы военно-технического сотрудничества. Преступные элементы, живущие как в России, так и за рубежом, изыскали возможность приобретения данного средства поражения. Мы сумели через оперативно-розыскные мероприятия выйти на конкретных людей, которые сумели организовать незаконное приобретение "Иглы" и ее контрабандную поставку за пределы Российской Федерации. В дальнейшем при содействии наших партнеров из США и Великобритании мы сумели эту акцию предотвратить".

Адвокат Лахани от комментариев воздержался.

Обвинительное заключение отличается крайним лаконизмом – в нем всего семь с четвертью страниц. Из документа явствует, что за покупателя выдавал себя не агент ФБР, как сообщалось ранее, а человек, действовавший по заданию и под контролем ФБР. По сведениям из других источников, это уличенный наркодилер, которому было обещано снисхождение. Мнимый покупатель впервые вступил в контакт с Лахани в декабре 2001 года по собственной инициативе, сообщив бизнесмену, что некая группа сомалийцев, живущих в США, была бы не прочь купить зенитные ракеты. При этом сам он выступал в роли посредника, о сомалийцах же говорил, что ракеты им нужны "для джихада". Между заказчиком и поставщиком состоялось более 150 бесед на урду и хинди, записи которых имеются в распоряжении следствия. Лахани в этих разговорах постоянно говорил о том, что дело это крайне опасное, и уговаривал взять сразу большую партию, например, 200 ракет – мол, если уж рисковать, то по-крупному. Во время одной из встреч Лахани передал своему партнеру в качестве доказательства серьезности своих намерений визитные карточки трех ответственных сотрудников российского оборонного завода. В промежутках между личными встречами Лахани звонил заказчику и слал ему факсы с подробной спецификацией ракет, расценками и условиями поставки. Заказчик в ответ подчеркивал, что сомалийцы хотят получить ракету "к юбилею", то есть к годовщине 11 сентября 2001 года.

Наконец, окончательно договорились о сумме – 85 тысяч. Задаток в 30 тысяч следовало передать наличными исключительно в 100-долларовых банкнотах доверенному лицу Лахани, который предъявит бумажку в один доллар с серийным номером F83616063J. Этим доверенным лицом был Йегуда Абрахам. В феврале 2003 года Лахани отправил в Нью-Джерси факсом копию накладной, в которой в качестве груза были указаны "запасные части для медицинского и лабораторного оборудования", в качестве отправителя значилась кипрская компания, в графе "стоимость" стояло "60 тысяч долларов", а в графе "получатель" – пропуск. Вскоре агенты ФБР перевели на указанный поставщиком банковский счет остальные деньги. В середине июля Лахани и "покупатель" встретились в Москве, а затем вместе отправились на встречу с двумя "продавцами", в роли которых выступали сотрудники ФСБ. Они продемонстрировали визитерам "ракету", (уже тогда это был муляж) и стали договариваться о способе оплаты. "Продавцам" причиталось 70 тысяч, которые Лахани должен был выплатить после того, как убедится, что ракета благополучно погружена на борт судна, следующего в США. Спустя три дня произошла новая встреча в морском порту. Поднявшись на борт судна, Лахани и получатель груза убедились, что товар на месте. После чего Лахани продемонстрировал "продавцам" письмо на бланке своей компании, содержащее распоряжение банку перечислить 70 тысяч долларов на счет, который указали ему "продавцы". Тут же договорились и о новой поставке 50 ракет. Засим состоялись визит в Ньюарк и арест.

Об операции уже с похвалой отозвались президент Буш и госсекретарь Колин Пауэлл. Однако некоторые эксперты комментируют действия ФБР с большой долей скептицизма: агенты бюро инсценировали мнимый заговор вместо того, чтобы разоблачать реальные. К тому же из Лондона пришли сообщения о том, что Хемант Лахани – торговец вовсе не оружием, а готовым платьем, человек законопослушный и смирный, в последнее время оказавшийся в тяжелой финансовой ситуации. В свете этой характеристики можно предположить, что Лахани ухватился за представившуюся возможность поправить свои дела и попался на крючок по неопытности. О предотвращении терактов говорить в таком случае не приходится. Иное дело российский эпизод. Из высказываний генерала Фоменко и из обвинительного заключения следует, что на оборонном заводе были "преступные элементы", готовые продать хоть 50, хоть 200 ракет, оформляя сделки как "военно-техническое сотрудничество". И лишь на последней стадии операции их заменили сотрудники ФСБ. В такую элементарную ловушку мог попасть только дилетант.

Владимир Абаринов, 14.08.2003


новость Новости по теме