статья Шейха в докладе не утаишь

Владимир Абаринов, 31.07.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

Члены специальной комиссии Конгресса США, изучающей обстоятельства террористических атак 11 сентября 2001 года не жалуются на отсутствие доступа к информации. В ходе своего расследования, будучи облечены надлежащими полномочиями, они вызывали на свои заседания любых свидетелей, получали любые документы – администрация не чинила им никаких препон. В декабре прошлого года доклад был готов. Полгода ушло на согласование с ЦРУ и ФБР несекретной его версии. В итоге из окончательного текста были удалены фрагменты, объем которых в общей сложности составил 28 страниц; на их месте в докладе красуется строгая пометка "совершенно секретно".

В понедельник доклад был представлен журналистам. Само собой разумеется, они тотчас заинтересовались секретными кусками. Уже при беглом просмотре выяснилось, что самые обширные пробелы находятся в разделе, посвященном роли иностранных государств в становлении организации Осамы бен Ладена, а из этих государств наибольшего внимания удостоилась Саудовская Аравия. В оставшемся тексте хватает нелестных отзывов должностных лиц США о саудовских властях, не желавших в полной мере сотрудничать с Вашингтоном в его войне с террором.

Сопредседатели комиссии в один голос заявили, что не согласны с цензурой спецслужб. Сенатор-республиканец Ричард Шелби сказал, что, по его мнению, 90-95 процентов информации, содержащейся на 28 секретных страницах, можно рассекретить без ущерба для национальной безопасности. Демократ Боб Грэм, выставивший свою кандидатуру на президентских выборах 2004 года, направил в Белый дом письмо, в котором призвал президента снять гриф секретности, с тем чтобы, как он пишет, "позволить саудовскому правительству ответить на любые вопросы, которые могут появиться по прочтении этих страниц, а американскому народу дать возможность составить собственное мнение о том, кого следует считать нашими друзьями и союзниками в войне с терроризмом". Двое членов комиссии, сенаторы Джей Рокфеллер и Дайанн Файнстайн, вообще отказались подписать урезанную версию доклада.

Президент на это ответил, что публикация пресловутых 28 страниц, во-первых, осложнит продолжающееся расследование, а во-вторых, раскроет методы работы и источники информации ФБР и ЦРУ. Тогда сенатор Грэм заявил, что комитет верхней палаты проведет голосование по этому вопросу и если большинство его членов выскажется в пользу рассекречивания (такое большинство есть), президент должен будет в течение пяти дней принять решение. В том случае, если решение окажется отрицательным, в Сенат будет внесен проект соответствующей резолюции.

О том, что саудовская королевская семья принимала деятельное участие в формировании террористических группировок Ближнего Востока, в Америке говорят и пишут давно. На этом основании тогдашний мэр Нью-Йорка Руди Джулиани, проявив полнейшую политическую некорректность, отказался в свое время принять пожертвование в сумме 10 миллионов долларов в пользу жертв терактов 11 сентября от саудовского миллиардера принца Альвалида бен-Талала. Бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси говорит, что в 1979 году королевская семья заключила с ваххабитами своего рода пакт о ненападении: "Вахабиты оставят их в покое, дадут им возможность сохранить их образ жизни, их коррупцию, если они взамен помогут распространить влияние вахабитов на весь остальной мир". (1979 год – переломный для мусульманского мира, год прихода к власти в Иране Хомейни и теракта в мечети в Мекке.) Неслучайно 15 из 19 угонщиков-самоубийц были подданными Саудовской Аравии. В этой стране родился и основатель "Аль-Кайды" Осама бен Ладен.

Доклад Конгресса, однако, содержит сведения о том, что должностные лица Саудовской Аравии, возможно, принимали участие в финансировании не только деятельности "Аль-Кайды" вообще, но и непосредственно заговора 11 сентября. Как установила комиссия, двое будущих угонщиков, Халид аль-Мидхар и Наваф аль-Хазми, прибыв в США в январе 2000 года, остановились в Сан-Диего у своего земляка Омара аль-Байюми который помог им обустроиться, свел с нужными людьми и первое время оплачивал им квартиру. Байюми получал стипендию от саудовского департамента гражданской авиации. После приезда Мидхара и Хазми размеры этих платежей значительно увеличились.

Обеспокоенный развернувшейся дискуссией, в Вашингтон уже во вторник, на следующий день после публикации доклада, примчался министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал. Он, однако, не стал, как можно было бы подумать, убеждать президента не раскрывать содержание злополучных 28 страниц. Совсем напротив: он уговаривал его как можно скорее внять призывам законодателей и опубликовать эти страницы – ведь не может же его правительство отвечать на обвинения, точного смысла которых оно не знает. Но усилия принца оказались тщетными: президент остался тверд. Покидая Белый дом, аль-Фейсал зачитал дрожащим голосом загодя приготовленное заявление: "Нам нечего скрывать, мы не стремимся выгораживать себя и не испытываем в этом никакой необходимости. Мы полагаем, что открытая публикация этих 28 страниц позволит нам ответить на любые обвинения ясно и убедительно и устранить всякие сомнения относительно истинной роли королевства в войне с терроризмом и нашей готовности к борьбе". Позднее в телеинтервью он говорил о том, что его страна стала жертвой "инсинуаций" и что только люди "с больным воображением" могут поверить в поддержку терроризма саудовскими властями.

Стало известно, что американская сторона потребовала от Эр-Рияда предоставить агентам ФБР возможность допросить Омара Байюми, который находится в настоящее время в Саудовской Аравии и работает в департаменте гражданской авиации. Аль-Фейсал поспешно согласился, однако на требование сенатора Чарльза Шумера провести эти допросы на американской территории и без участия саудовских представителей ответил отказом.

Владимир Абаринов, 31.07.2003