Ксенофобия

В блогах


Апология русофоба

Vip Николай Руденский (в блоге Свободное место) 19.06.2014

168

Александр Скобов согласен с правозащитным центром "Мемориал" в том, что радикальный публицист Борис Стомахин осужден жестоко и несправедливо. Но он идет дальше: по его мнению, мемориальцы и другие критики вынесенного Стомахину приговора не правы, когда называют взгляды узника возмутительными и достойными порицания. И он ставит своей задачей "защитить Стомахина от правозащитников". Мотивы этой апологии самые благородные - однако, на мой взгляд, убедительной ее признать нельзя.

"Эта страна должна быть уничтожена, ликвидирована, аннигилирована любым путем - лучше всего бы ядерными бомбами - стерта с карты мира, чтобы самое имя ее забылось навеки... Россия должна быть просто уничтожена тотально, с воздуха, до состояния выжженной пустыни!" Скобов смело цитирует эти жутковатые пассажи из статей Стомахина, но затем приводит не столь устрашающие фразы из других его текстов - и делает вывод о том, что на самом деле у Стомахина "речь идет об уничтожении не российского населения, а социально-политической модели, получившей в исторической науке название "деспотическая модель самодержавия". И с удовлетворением констатирует: "Это достаточно внятная программа радикального переформатирования российской государственности".

Действительно, и программа внятная, и переформатирование радикальное... Говоря без иронии, Скобов допускает тут грубую логическую неточность. Ведь даже если в текстах Стомахина можно найти и не явно кровожадные (хоть и весьма решительные) высказывания о России и ее народе, разве это позволяет игнорировать призывы, процитированные выше? Представим себе, например, фанатичного антисемита, который, не заботясь о последовательности, то проповедует поголовное истребление евреев, то всего лишь призывает к "переформатированию" их социального уклада. С какой это стати нам считать, что на самом деле он придерживается в еврейском вопросе умеренного подхода, а его радикальные заявления можно и не принимать во внимание?

Не смущает Скобова и одобрительное отношение Стомахина к терактам против гражданского населения. "Мне представляется, - философски замечает он, - что стремление Стомахина найти оправдание убийствам мирных людей есть не более чем крайняя форма отказа от осуждения". И правда, Стомахин отказывается осуждать террор в самой что ни на есть крайней форме. "Итак, первый - есть! Впервые с 1997, кажется, года, - и очень надеюсь, что не последний!.. От всей души приветствую взрыв на ж/д вокзале в Волгограде 29.12.2013 г. и поздравляю с удачей его организаторов: им удалось отлично поздравить и российское террористическое государство, и населяющих его “граждан” (рабов и быдло)..." Так писал Стомахин из СИЗО в начале этого года.

По мнению Скобова, такая позиция морально неуязвима: "И не нам, гражданам России, не сумевшим защитить чеченский народ от тупого имперского насилия, от бомбежек и оккупационного террора, осуждать те формы, в которые вылилось его сопротивление, становясь в лукавую "равноудаленную" позу над схваткой. Не нам говорить, что безнравственно убивать безоружных людей... Не мне, не сумевшему остановить чеченскую войну, осуждать Бориса Стомахина".

Я глубоко уважаю - и разделяю - выраженное в этих словах непримиримое осуждение чеченской войны и всех преступлений, совершенных российским государством против чеченского народа. Но не могу согласиться с моим оппонентом, когда он отказывает мне (как, впрочем, и себе) в праве - а это скорее не право, а долг - осуждать преступления против ни в чем не повинных мирных людей. Теракты последних лет в городах России совершаются не бойцами чеченского национального сопротивления, а активистами исламистского подполья - это существенная разница. Но и будь это не так - террор нельзя считать допустимым даже в справедливой войне. "Все равно чеченцы правы, а Россия нет, - пишет Скобов. - Как говорил писатель-фронтовик Виктор Астафьев, мы никогда не будем правы против чеченцев там, так же как немцы не были правы против нас здесь". А тот же Волгоград - это "там" или "здесь"? И разве советские солдаты были правы, воюя с мирными жителями Восточной Пруссии?

При всем том, разумеется, бесспорно, что Борис Стомахин является жертвой политических репрессий и что требование немедленного освобождения относится к нему не в меньшей мере, чем к другим политическим заключенным в сегодняшней России. Признание одиозности его взглядов ничуть этому не препятствует. В конце концов, есть у нас Александр Дугин, выступающий с человеконенавистническими призывами, - так его даже из профессоров Московского университета не выгоняют. И, возможно, резонно поступают.


Людмила Жукова, обозреватель "Литературной газеты"

Vip Дерьмометр (в блоге Дерьмометр) 22.05.2014

26

Из политкорректности же не принято у нас и по сегодня объяснять причины депортации целого народа (крымских татар. - Ред.). Запомнилась мне встреча в Алуште в конце 1970-х гг. с воинами-освободителями Крыма и комментарий одного из ветеранов: "Депортация всего народа целиком спасла его от возмездия фронтовиков, тогда ничего и никого не боявшихся. Они не стали бы разбираться, кто пособничал Гитлеру, кто нет. А сосланные, как пчелиный рой, народы сохранились, вырастили новые поколения, ни в чем не виноватые. И пусть теперь возвращаются, места на всех хватит".
Как подтверждение этим давним словам, ТВ показало 16 мая встречу этого нового поколения крымскотатарского народа с Президентом РФ В. Путиным, на которой конструктивно обсуждался закон о реабилитации…

Ссылка


Неполноценные славяне

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 07.05.2014

383

Что за символический капитал за душой у официальной Украины - дело известное. Козаки, гетманы, несколько литераторов отнюдь не общемирового масштаба, вышиванки, Петлюра с Бандерой да фантазии местных ученых про палеолитические стоянки протоукраинцев. Негусто, но вполне хватило бы для небольшой страны вроде тихой лесистой Словакии. Или Хорватии... Но ведь Украина - страна большая!.. Чуть больше соседней Польши, чей гонор подпитывается непридуманным прошлым величием. Понятно, откуда взялось такое несоответствие. Символический капитал, веками создававшийся на земле Украины, достался главным образом русской, а не украинской цивилизации.

Игорь Караулов, поэт и переводчик

Мы повторяем: кроме поляков, русских и, самое большее, турецких славян, ни один славянский народ не имеет будущего по той простой причине, что у всех остальных славян отсутствуют необходимые исторические, географические, политические и промышленные условия самостоятельности и жизнеспособности. Народы, которые никогда не имели своей собственной истории, которые с момента достижения ими первой, самой низшей ступени цивилизации уже подпали под чужеземную власть или лишь при помощи чужеземного ярма были насильственно подняты на первую ступень цивилизации, нежизнеспособны и никогда не смогут обрести какую-либо самостоятельность... И эта "нация", исторически совершенно не существующая, заявляет притязания на независимость?

Фридрих Энгельс. "Демократический панславизм"


Евразить врага

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 06.05.2014

383

...И в некоторых случаях, когда кто-то является агрессором в отношении к нашей вере, к нашим идеям подчас, к нашей стране и патриотизму, к нашему народу, мы должны быть готовы убивать. Почему? Потому что, на мой взгляд, мужчина - это принципиально воин. Конечно, он стремится избежать этого, я не предлагаю заниматься террором, я не предлагаю убивать всех подряд...

Александр Дугин, лидер Международного евразийского движения

Самоубийца Вертер, кончая с жизнью, в последних строках, им оставленных, жалеет, что не увидит более "прекрасного созвездия Большой Медведицы", и прощается с ним... "Великий Дух, благодарю Тебя за лик человеческий, Тобою данный мне"... У нас разбивают этот данный человеку лик совершенно просто и без всяких этих немецких фокусов, а с Медведицами, не только с Большой, да и с Малой-то, никто не вздумает попрощаться...

Федор Достоевский. "Дневник писателя"


Православный меченосец

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 29.04.2014

383

...вас спрашивали о человеке, который убил собственного ребенка девятимесячного... И вот в этот же момент была история с панк-молебном… Вы сказали, что в принципе то, что случилось в храме Христа Спасителя, - это гораздо страшнее, чем убийство этой девятимесячной девочки...

Для христианина лучше умереть, чем отдать на поругание свои святыни. Лучше выйти на войну, чем дать возможность кому-то лишить твоих ближних, твой народ святынь и истинной веры. Неслучайно наши воины воевали в первую очередь за веру и во вторую очередь - за отечество и за царя... Мы должны защищать свои святыни и свои чувства, особенно святыни, даже с оружием в руках... Да, они (люди, применяющие насилие в защиту веры. - Ред.) должны это делать. К этому их призывает Бог. Это прежде всего слово Бога. Он говорит, что они должны действовать так... Спасибо, всем мира, радости, помощи Божией в добрых делах.

Всеволод Чаплин, протоиерей, председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию церкви и общества

...И между теми-то козаками... отборнее всех был один полк, и полком тем предводил Тарас Бульба. Все давало ему перевес пред другими: и преклонные лета, и опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая всех ненависть к врагам. Даже самим козакам казалась чрезмерною его беспощадная свирепость и жестокость. Только огонь да виселицу определяла седая голова его, и совет его в войсковом совете дышал только одним истреблением... Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры… В летописных страницах изображено подробно, как бежали польские гарнизоны из освобождаемых городов; как были перевешаны бессовестные арендаторы-жиды...

Николай Гоголь. "Тарас Бульба"

И прошло, может, триста лет, а у нас в груди закипает от желания, я извиняюсь, ударить в рожу этой преподобной личности. Разные святые слова: "Христос воскрес", "святый боже", а сами сколько прекрасного народу пережгли на своих поповских кострах. Ради, так сказать, чистоты христианского учения. Вот уж, можно сказать, башмак стоптался по ноге. Крапивное семя!

Михаил Зощенко. "Голубая книга"


Российский демократ и украинский вопрос

Vip Андрей Бессмертный-Анзимиров (в блоге Свободное место) 28.04.2014

483

Я безмерно уважаю Виталия Портникова и ценю все, что им написано. Тем более жаль, что даже он проявил себя в украинском вопросе, мягко говоря, спорно. («Мы теперь и есть "русский мир"»). Это показывает, что даже лучшие из наших либералов и демократов не понимают Украину. Даже живя в ней.

Муторно наблюдать, как вполне порядочные люди теряют человеческий облик и начинают нести про Украину пенящийся ненавистью больной бред. Но когда даже лучшие из русскоязычных либералов и демократов в самой Украине невольно делают нечто в том же духе, только в более «мягком» варианте, - куда бежать? Воистину подчас кажется, что русский либерализм пригоден лишь для внутреннего употребления.

Согласно Портникову, Украина должна стать новой восточноевропейской Швейцарией для русских. Потому что, дескать, русские европейцы – «русский мир», а Россия сегодня – «все больше коричневеющий советский мир». «Пусть книги лучших русских писателей публикуют украинские издатели – а сами россияне покупают их, вырвавшись за границу, - пишет он. - Пусть в России и во всем мире приучаются: новости о России, настоящие, – в украинских СМИ, а в российских – просто пропаганда. Пусть премьеры честных российских фильмов проходят в кинотеатрах Киева и Днепропетровска. Пусть иностранцы приезжают к нам учить русский язык – не в Россию же им ехать!»

Либерал Альфред Кох сегодня прочит Украине будущее «русского Тайваня» - Портников переименовывает ее в «русскую Швейцарию», хотя и оказывает украинцам милость, так и быть, оставаться украинцами в Украине. Которая при этом будет русской Швейцарией. Не то чтобы он об украинцах не думает. Он понимает, что эта программа может не понравиться сторонникам этнического национализма и монокультурности. Но совершенно уверен, что этнический национализм украинцев был всего лишь защитой от неукраинского государства, притворявшегося Украиной.

Когда читаешь эти строки, становится не по себе. Ибо уверенность в том, что классический буржуазный национализм украинцев - лишь «защита от неукраинского государства, притворявшегося Украиной», глубоко унизительна для украинцев. Так как заведомо - в который раз - не признает их за отдельную нацию. И сразу возникает мысль: а не проще ли было бы сперва опросить на предмет, что такое «этнический национализм для украинцев», хотя бы представителей украинской интеллигенции? Вот, например, как отвечает на не заданный Портниковым вопрос в одной из своих статей одна из таких представительниц, известный религиозный публицист Татьяна Деркач. Подчеркну: не бандеровка, не петлюровка, православная: «Рубикон перейден. У украинцев и русских как общностей оказался разный болевой порог, разное восприятие, что такое насилие, свобода, Родина, любовь, вера. О том, что это единый народ, уже речи быть не может».

А что если Украина не захочет быть русской Швейцарией, а - о наглость! - захочет быть украинской Украиной?

Происходящее в Украине никаким образом не сводится к «защите от неукраинского государства». Это не только протест против власти жуликов из Партии регионов. Это в первую очередь национально-освободительная революция. Спору нет, Украина борется за полное освобождение от цепей преступной тоталитарной советской системы, идеологии и ментальности, построенных на круговой поруке, коррупции, грабеже собственных подданных, терроре и насилии. Но этим ни Майдан, ни вся украинская революция далеко не исчерпываются. Прежде всего Украина борется за создание своего собственного национального государства.

Нам пора наконец очнуться от золотого сна и понять, что к Украине следует относиться как к Венгрии, Испании, Франции. Как к совершенно к иной стране, которой нет никакого дела до того, чему вот уже почти триста лет учили русских детей про Киев на уроках истории в школах. И вспомнить, что после евреев украинцы были самым дискриминированным народом в Российской империи. Им было запрещено читать и издавать книги на родном языке, им было даже отказано в праве называться украинцами. Именно поэтому, кстати говоря, Екатерина II, лишившая в 1775 году украинцев последних остатков независимости, и назвала земли аннексированного в те же годы Причерноморья не Новой Украиной, а Новой Россией.

Я буду только рад ошибиться, но лично я подозреваю, что московский человек прекрасно знает, что он виноват перед Украиной. Оттого он и ненавидит украинцев и легко верит в украинский «экстремизм». Ибо даже «российский демократ заканчивается там, где начинается украинский вопрос», как некогда сказал первый председатель Директории Украинской Народной Республики Владимир Винниченко. Потому что уберите русский миф об Украине - и Россия внезапно обнаруживает у своих западных границ сильную многомиллионную буржуазную нацию (каковая так и не сложилась в «Третьем Риме»). Нацию, которая всегда была и остается европейской, которая никогда не имела извечной русской раздвоенности между Западом и Востоком и в упор не покупает излияния Москвы о «Третьем Риме» и ее претензии на лидерство в Евразии.

Россия боялась и боится Украины. Она рушит ей всю гармоническую картину «русского мира», несуществующего в природе. Вдобавок представьте себе сегодня Украину с ядерным оружием, которого Москва ее лишила обманом. Весь мир был бы другим.

Мне думается, что пока русские не преодолеют себя и не перестанут отрицать реальность, пока не поймут, что украинцы не просто какие-то полурусские или недорусские, что это совершенно отдельная нация, намного менее близкая русским, чем сербы или болгары, пока русское сознание не признает, что Украина есть самостоятельное и независимое государство и другой Украине не бывать, никакие нормальные отношения между двумя странами невозможны.

Мечты Коха об идеальном «русском мире» в Украине воспринимаются как неприличные по сути и даже наглые по форме. Принять их украинцу невозможно. Но, учитывая, что Коха по сути изгнан из путинской России, его можно по-человечески понять: его мечты о «русском мире» в Украине есть проявление его любви к своей родине. Позиционирование же украинца Портникова невозможно ни понять, ни принять. Неужели он не понимает, что коричневая Россия не будет сидеть сложа руки сама в себе, и, накрытая крышкой злобы и ненависти, мирно пыхтеть как кастрюля на газу (здесь и далее сравнения Татьяны Деркач)? Захочется выпустить пар. Куда? Само собой, в сторону более успешных «братьев».

И вот в этом плане Портников отчасти прав: Украина должна как историческая исконная Русь способствовать восстановлению оригинальной русской идентичности. Дабы в будущем сами украинские русские служили заградительным барьером от коричневых русских (а сегодня они, наоборот, служат лазутчиками, проводящими мордор в разломы стен, окружающих Украину). Перепрограммировать русских в Украине и придать их здешнему житию новый смысл, новую гуманитарную и цивилизационную миссию - непростая задача. Но благодарная и исторически необходимая.


Щедрая похвала русским

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 18.04.2014

383

Мне кажется, что русский человек, или, сказать пошире, человек русского мира, он прежде всего думает о том, что есть какое-то высшее моральное предназначение самого человека, какое-то высшее моральное начало... Вот западные ценности заключаются как раз в том, что человек в себе сам, внутри, и мерило успеха - это личный успех... Чем успешнее сам человек, тем он лучше. У нас этого недостаточно... Мне кажется, ведь только у нашего народа могла родиться известная поговорка: "На миру и смерть красна"... Что такое "на миру"? Это значит смерть за други своя, за свой народ, говоря современным языком, за Отечество. Вот в этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Вот отсюда и массовый героизм во время военных конфликтов и войн и даже самопожертвование в мирное время. Отсюда чувство локтя, наши семейные ценности. Конечно, мы менее прагматичны, менее расчетливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Может быть, в этом отражается и величие нашей страны, ее необозримые размеры. Мы пощедрее душой.

Владимир Путин, президент России

Россія въ юности своей была государствомъ самобытнымъ, отвергнувшимъ всѣ искушенія Запада, a въ крѣпости мужества своего она составляетъ незыблемый колоссъ. Лѣтописи міра не представляютъ подобнаго величія и могущества, и счастіе быть русскимъ есть уже дипломъ на благородство посреди другихъ европейскихъ народовъ. Какъ въ древнемъ мірѣ имя римлянина означало человѣка по преимуществу, такъ значительно въ наши дни имя русскаго. Мы не гордимся своею славою, силою и своими народными добродѣтелями, но онѣ сами въ себѣ заключаютъ предметъ уваженія для всѣхъ народовъ... Русскіе бываютъ въ Европѣ посѣтителями, гостями, бывали и освободителями отъ рабства... Мы богаты всѣмъ и потому-то всегда готовы помогать, a не вымаливать... Они мечтаютъ, что мы учимся y нихъ жить, тогда какъ мы давно живемъ самобытною жизнью...
Россія! драгоцѣнное наше отечество! Цвѣти и красуйся подъ сѣнію своихъ самодержавныхъ Монарховъ, болѣе и болѣе утверждаясь въ основныхъ началахъ твоего могущества и величія. Внѣшнія бури не испугаютъ насъ; мы отдѣлены отъ нихъ несокрушимымъ оплотомъ своей православной вѣры и всего нравственнаго и историческаго своего образованія.

Андрей Краевский. "Россия и Европа в настоящую минуту". Цит. по: Михаил Лемке. "Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия"


Русская долготерпимость

Vip Пара фраз (в блоге Пара фраз) 11.04.2014

383

Подавляющее большинство наших сограждан положительно относятся к тому, чтобы украинцы приезжали в Россию в качестве туристов (92%) или проживали на одной с ними улице (88%). Также россияне ничего не имеют против того, чтобы приезжие из Украины посещали те же кинотеатры, торговые центры и т.п., - эту идею поддерживают 92% респондентов. Три четверти опрошенных (76%) согласны, чтобы их лечащим врачом был гражданин Украины.

ВЦИОМ

Мы не враждебно (как, казалось, должно бы было случиться), а дружественно, с полною любовию приняли в душу нашу гении чужих наций, всех вместе, не делая преимущественных племенных различий, умея инстинктом, почти с самого первого шагу различать, снимать противоречия, извинять и примирять различия, и тем уже выказали готовность и наклонность нашу, нам самим только что объявившуюся и сказавшуюся, ко всеобщему общечеловеческому воссоединению со всеми племенами великого арийского рода. Да, назначение русского человека есть бесспорно всеевропейское и всемирное. Стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только (в конце концов, это подчеркните) стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.

Федор Достоевский. Пушкинская речь


Бандера, Гитлер и Путин

Vip Борис Соколов (в блоге Свободное место) 25.03.2014

196

келл


"Циммервальдская левая"

Vip Александр Скобов (в блоге Свободное место) 22.03.2014

59

В 1914 году у империи Николая II было несравненно больше оснований, чем сейчас у империи Путина, говорить о том, что она ведет справедливую, оборонительную войну. Нападение Австро-Венгрии на Сербию не было выдумкой центральных телеканалов царского режима. Снаряды, которыми австрийская артиллерия обстреливала Белград, не были виртуальными. Всего лишь демонстрацию Россией намерения защищать Сербию (частичная мобилизация в граничащих с Австрией округах) кайзеровская Германия посчитала достаточным основанием для объявления войны России, а заодно и ее союзнице Франции.

И тем не менее уже тогда в России нашлись люди, которые говорили, что защита жертвы австрийской агрессии – всего лишь лицемерный и фальшивый предлог, а на самом деле империя просто хочет заполучить черноморские проливы. Это были социалисты. Вернее, та их часть, которая сохранила верность антивоенным резолюциям II Интернационала и не скатилась на позиции поддержки своего правительства перед лицом внешнего врага.

Скатившихся было много во всех вступивших в войну странах. Даже большинство. Все они находили оправдания для собственного правительства. Предпочитали бороться с империализмом соседа. Несогласное меньшинство социалистических партий в 1915 году собралось на международную конференцию в городе Циммервальде в нейтральной Швейцарии. Конференция потребовала прекращения войны и заключения всеобщего демократического мира без победителей и побежденных, без аннексий и контрибуций, на основе самоопределения народов.

Ленин и небольшая группа его единомышленников из других стран требования Циммервальдской конференции поддержали, но посчитали их недостаточными. Они назвали себя "циммервальдской левой". Обращать требования демократического мира к империалистическим правительствам они считали так же продуктивным, как увещевать хищника перейти на вегетарианскую диету. Путь к миру они видели в революционном свержении всех империалистических правительств. Революционный кризис будет ускорен военными поражениями. Понимая, что воюющие друг с другом страны не могут потерпеть поражение одновременно, Ленин без экивоков заявлял: поражение царизма является меньшим злом.

Не надо объяснять, как воспринималась подобная позиция обществом, охваченным верноподданнически-патриотической истерией. На какое-то время сторонники Ленина вообще исчезли из политического поля России. Но пройдет несколько лет, и те же толпы, которые падали на колени перед императором и требовали вести их на Берлин, выйдут на улицы под лозунгами "Долой войну!" и "Долой царя!"

Сегодня Путин действует не как Николай II перед Первой мировой войной, а как Гитлер перед Второй мировой. И если в 1914 году уместность пораженческой позиции Ленина была в определенной мере спорной, то сегодня все вопросы и сомнения сняты. Захват Крыма – прямой международный разбой. Путин – агрессор. Объявив основанием своего разбоя право народов на самоопределение, он тут же с издевательски-наигранной наивностью объяснил всем, что это всего лишь месть Западу за то, что тот признал право Косово на самоопределение. Что не дал Милошевичу вести войну за Косово до последнего албанца.

Цель российской агрессии – наказать Украину за ее революцию. И утвердить принцип: мы можем наказывать соседей за непослушание, мы можем требовать от соседей послушания. Цель российской агрессии – самоутверждение через демонстрацию всему миру и себе в первую очередь: мы можем позволить себе отбросить любые принятые в международных отношениях правовые ограничения, можем отказаться от любых собственных обязательств, а вы нам ничего за это сделать не сможете. Стремление к подобному самоутверждению, а не солидарность с соотечественниками, движет в равной степени и правящей клептократией, и ликующими толпами, приветствующими аншлюс. Радуются не тому, что спасли "соотечественников" от мифических несметных полчищ "Правого сектора", надвигавшихся на Крым и готовых всех подряд резать да вешать. Радуются тому, что ловко втюхали эту байку, то есть надули тех же крымчан. Ну а "Запад", он, конечно, видит этот обман, да сделать ничего не может. Радуются тому, что "нагнули" Запад.

Отрицание силы права и утверждение права силы, отрицание суверенитета соседей и самоутверждение через произвол и насилие лежат в основе уже вполне оформившегося в официальную идеологию рашизма. Это эклектичная смесь великодержавного шовинизма, ностальгии по советскому прошлому и мракобесного православия. Это пренебрежение к личности, стремление растворить ее в "большинстве" и подавить меньшинство. Это неверие в демократические процедуры, потому что "все это лишь инструмент тонких манипуляций" (сам рашизм предпочитает манипуляции грубые). Рашизм исходит из того, что "народный дух" и "высший общий интерес" выявляются не через формальные выборные механизмы, а иррациональным, мистическим образом – через вождя, который стал таковым, потому что сумел всех остальных зачистить.

Взгляд на мир как на поле всеобщей звериной борьбы за выживание причудливым образом сочетается в рашизме с претензией на высокую духовность, до которой не в состоянии подняться весь остальной мир. А высокомерное, подозрительное (кругом враги, все хотят нас съесть) и, в общем, вполне злобное отношение к этому растленному миру, взгляд на него как на потенциальную добычу, в свою очередь, сочетается с по-детски наивной обидой на то, что "нас никто не любит". Рашист хочет, чтобы его еще и любили. Как Большого Брата. Будучи приверженцем традиционных семейных ценностей, он и на отношения между народами распространяет патриархальные принципы. Он убежден, что любить можно заставить, что "стерпится-слюбится", что "бьет - значит, любит", потому что "для их же блага".

Рашизм – квинтэссенция холуйства и хамства. Это разновидность тоталитарной, фашистской идеологии. Недаром утверждение фашистских принципов во внешней политике идет рука об руку с утверждением аналогичных принципов в политике внутренней.

Честь и хвала всем тем представителям интеллигенции и политикам, которые находят в себе силы противостоять затопляющей страну мутной и вонючей волне рашизма. Но не все, что они предлагают, не все, к чему они призывают, представляется адекватным ситуации. Болезнь неизбежно должна пройти положенные ей стадии. На этой стадии бесполезно обращаться к беснующимся рашистам с призывами к диалогу, бесполезно призывать к преодолению раскола в обществе. Пусть будет раскол. Это единственный способ не дать рашистскому потопу поглотить тебя.

Сейчас неуместно предлагать компромиссы. Неуместно предлагать обменять отказ от продолжения российской агрессии на гарантии невступления Украины в НАТО, федерализацию ее государственного устройства или изменение состава ее правительства. Все эти вопросы являются исключительным делом Украины и не могут быть предметом торга ни на двусторонних, ни на многосторонних переговорах.

Что касается Крыма, то все касающиеся его постановления высших органов власти России должны быть безусловно отменены. Самоопределение Крыма может быть результатом длительного политического процесса, в ходе которого должны быть использованы все имеющиеся конституционные, дипломатические и международно-правовые средства. И лишь в случае исчерпания всех этих средств может быть поставлен вопрос об одностороннем провозглашении независимости. А вот Россия право на участие в определении дальнейшей судьбы Крыма потеряла. Как и право на базу в Севастополе. Акт откровенного разбоя должен иметь последствия.

Путинская агрессия угрожает всему миру. В первую очередь – свободному миру, защищающему хоть какие-то правовые ограничения на насилие как во внутригосударственных, так и в международных делах. При всем их несовершенстве. Утверждение Путиным мирового закона подворотни способно погрузить планету в кровавый хаос. Вот уже и Азербайджан объявил о намерении в ближайшее время заняться силовым возвращением под свою власть Нагорного Карабаха. А заодно и о том, что половина всех армянских земель – исконно азербайджанская. Это прямое следствие путинского аншлюса. И это только первая ласточка. При всем своем конформизме и соглашательстве, правящая элита Запада рано или поздно осознает угрозу и будет вынуждена мобилизоваться для отпора. Чем раньше это произойдет, тем меньше будет жертв.

Кто-то должен всем это сказать. То, что хотел сказать на Конгрессе интеллигенции Юрий Самодуров, но его не захотели слушать. Нам нужна своя "циммервальдская левая", которая об этом скажет. Которая выступит с дружественной критикой нерешительности и непоследовательности наших "пацифистов", в то же время не противопоставляя себя им. Вот между нами действительно нужен диалог. Врагов нам и так хватает. Тех, диалог с которыми в настоящее время невозможен. Тех, чья болезнь лечится только средствами шокотерапии, такими как геополитические поражения и экономический крах. В Германии было именно так.