Ксенофобия
В блогах
Окультурить и пришить
Я прежде всего сторонник дружбы народов. И я думаю, что без русского фактора не будет большой многонациональной России. В этом смысле русская культура, русский язык - это все-таки стержневое явление. И надо сказать, что русские всегда не огнем и мечом, а именно через свою идейную, культурную, ну и по сути миссионерскую деятельность так или иначе окультуривали территории и "пришивали" их. И я надеюсь, что этот статус большого народа сохранится.
Сергей Шаргунов, писатель и журналист
Я написал, что если русская культура играет теперь неестественную роль культуры всероссийской, то "причина, главным образом, в вековом насилии и бесправии".
П.Б. Струве с этим не согласен. Русская, мол, культура преобладает и в Киеве, и в Могилеве, и в Тифлисе, и в Ташкенте "вовсе не потому, что там обязательно тянут в участок расписаться в почтении перед русской культурой, а потому, что эта культура действительно есть внутренне властный факт самой реальной жизни всех частей Империи...". Тут уж П.Б. Струве безусловно несправедлив к нашему благопопечительному российскому начальству. Как же можно отрицать его великие, неискоренимые из нашей памяти заслуги по части насаждения русской культуры за пределами Великороссии?.. Что же удивительного, если на этом поле, начисто опустошенном и распаханном усилиями урядника, с такой легкостью и вне всякой конкуренции взошли посевы той культуры, которую урядник по крайней мере терпел? И ничуть ее пышный расцвет в Киеве не доказывает, что дело исключительно в ее собственной мощи, что она и без помощи урядника все равно заглушила бы все соседние ростки и воцарилась единодержавно. Напротив. П.Б. Струве сам не будет спорить против того, что если бы вместо указа о воспрещении украинской культуры явился в 1876 г. указ о разрешении вести на украинском языке преподавание в школах и гимназиях, то уважаемому публицисту вряд ли пришлось бы теперь так победоносно констатировать, что в Киеве без русского языка нельзя быть культурным человеком.
Что в Киеве, то было и повсюду. Всюду на окраинах русская культура появилась только после того, как земский ярыжка расчистил ей дорогу, затоптав сапожищами всех ее конкурентов. На Литве с 1863 года были запрещены польские спектакли, польские газеты и даже польские вывески, а литовцам запретили печатать литовским алфавитом что бы то ни было, даже молитвенники... То же или почти то же происходило на Кавказе, и только потому П.Б. Струве имеет ныне возможность записать и Тифлис в перечень городов, завоеванных русскою культурой. Точнее, куда точнее было бы сказать: "Завоеванных урядником для русской культуры". Это. конечно, не мешает нам всем высоко ценить и даже любить русскую культуру, которая многому хорошему нас научила и много высокого дала. Но зачем игнорировать историю и уверять, будто все обошлось без кулака и будто успехи русского языка на окраинах доказывают внутреннее бессилие инородческих культур? Ничего эти успехи не доказывают, кроме той старой истины, что подкованными каблучищами можно втоптать в землю даже самый жизнеспособный цветок.
Владимир (Зеев) Жаботинский. "О языках и прочем"
Нерусская слава России
У русских для сохранения Родины в ее нынешнем виде нет другого пути, кроме как больше рожать и больше ассимилировать... плавить в одну общую культурно русскую массу... всех нерусских, рожденных и выросших на этой нашей земле. Нужно просто один раз перестать играть в чужие контексты и идеалы, в отравивший Европу уже почти до смерти красивенький мультикультурализм... в нерусские алфавиты и языки. Наша история, наша культура, наши ценности, наш первый и главный язык - все это должно быть единым, непререкаемым, монолитным, необратимым... Раз и навсегда. Остальное дело техники...
И да, пока мне тут не напомнили, напомню сама - я нерусская. Во мне нет ни капли русской крови. Ни одной. Слава России!
Маргарита Симоньян, главный редактор телеканала RT
Друзья, ура единство!
Сплотим святую Русь!
Различий, как бесчинства,
Народных я боюсь.
Катков сказал, что, дискать,
Терпеть их - это грех!
Их надо тискать, тискать
В московский облик всех!
Ядро у нас - славяне;
Но есть и вотяки,
Башкирцы, и армяне,
И даже калмыки...
И многими иными
Обилен наш запас;
Как жаль, что между ними
Арапов нет у нас!
Тогда бы князь Черкасской,
Усердием велик,
Им мазал белой краской
Их неуказный лик;
С усердьем столь же смелым,
И с помощью воды,
Самарин тер бы мелом
Их черные зады;
Катков, наш герцог Алба,
Им удлинял бы нос,
Маркeвич восклицал бы:
"Осанна! Аксиос!"
Алексей Толстой. "Песня о Каткове, о Черкасском, о Самарине, о Маркевиче и о арапах"
Я боюсь также, что тов. Дзержинский, который ездил на Кавказ... отличился тут тоже только своим истинно русским настроением (известно, что обрусевшие инородцы всегда пересаливают по части истинно русского настроения)...
Владимир Ленин. "К вопросу о национальностях или об "автономизации""
Философия погрома
Я хотел бы высказать странный тезис: события в Бирюлево... показали, что с национальным вопросом у нас все обстоит не так уж и плохо... это сигналы имперского народа, до каких границ можно доходить, а где следует остановиться. И нет никаких сомнений, что эти сигналы абсолютно правильно поняты теми, кому они адресованы. Если в день ВДВ выходцы с Кавказа закрывают свои ларьки - ну что же, так повелось, они правильно делают (то есть весьма предусмотрительно поступают)... Самое главное - избежать фетишизма так называемого правового государства...
Александр Секацкий, философ
- И Петруха замедляет
Торопливые шаги...
Он головку вскидавает,
Он опять повеселел...
Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Александр Блок. "Двенадцать"
Навальный и чистюли
Сообразить, что эти люди, которые ходят на русские марши, живут среди нас и на Луну их не отправишь, - это уже сложно... Почитать книжки и понять, что национализм объективен и неизбежен в политически неструктурированных обществах... - это не про нас, мы про высокое... Вам не хочется работать с толпой отчаявшихся, необразованных, не так, как вы, думающих?.. Но кто-то - должен. Политик, если он политик, - обязан! Навальный - политик. И платит, в отличие от вас, чистенькие вы мои, тяжелую цену... Плечо надо подставлять, а не в спину бить, господа интеллигенты.
Евгения Альбац, главный редактор журнала The New Times. "О Навальном и тех, кто бьет в спину"
- На покой захотелось? Честность свою холить? А другие пусть строят. Построим - пожалуйте... А ведь ты руки не подашь, скажешь: "Замарали руки-то, пока строили".
- Смотря чем замараешь... а то и не подам.
Георгий Полонский. "Доживем до понедельника" (сценарий фильма)
Максим Шевченко, журналист, член Совета про правам человека
Я не еврей, не был евреем, никакого отношения к евреям не имею. Я православный человек... Мне оскорбительно за русский народ...
Когда кавказец правил страной, русский народ процветал, в 40-е годы особенно...
Русские соотносятся с палестинцами, а не с израильтянами. Израильтяне - это мигранты, которые понаехали туда из разных стран, вооружились до зубов, выгнали коренное население. А нас пытаются заставить думать, что русские и израильтяне - это народы общей судьбы. Палестинцы и русские - это народы общей судьбы. Палестинцы теряют свою землю родную. Это они жили, а их оттуда выгнали мигранты...
Я считаю, в России пришло время создавать движение морального большинства. Нашу страну разрушают, нас растаскивают, меняют национальное самосознание русского народа, других народов. Надо защищаться. Здоровые силы, здоровые националисты народов России должны объединяться в моральное большинство для защиты своих народов и для защиты своей страны... Ну сколько можно издеваться над Россией уже?
Ссылка
Урок расовой безопасности
...Ибо статистика - упрямая вещь, и она недвусмысленно говорит, что наткнуться на удар ножом более вероятно при столкновении с лицом кавказской национальности, а стать жертвой мелкого воровства - при контакте с вольнолюбивыми цыганами... В смысле обережения себя и своих ближних все мы в какой-то мере спецслужбы.
Максим Соколов, публицист. "Урок спецслужбам"
Ланцелот. Но цыгане - очень милые люди.
Шарлемань. Что вы! Какой ужас!.. я еще в школе проходил, что это люди страшные.
Ланцелот. Но почему?
Шарлемань. Это бродяги по природе, по крови. Они враги любой государственной системы, иначе они обосновались бы где-нибудь, а не бродили бы туда-сюда. Их песни лишены мужественности, а идеи разрушительны. Они воруют детей. Они проникают всюду. Теперь мы вовсе очистились от них, но еще сто лет назад любой брюнет обязан был доказать, что в нем нет цыганской крови.
Евгений Шварц. "Дракон"
Пятничная облава
В пятницу вечером в половине шестого я отправилась из "Гражданского содействия" с Олимпийского проспекта в "Мемориал" на заседание Совета ПЦ. Что-то я неважно себя чувствовала, и два наших подопечных пошли меня проводить до станции метро "Достоевская".
Через пять минут я вышла из метро на "Цветном бульваре" и тут же услышала свой мобильный. Звонили мои провожатые:
- Нас забрали. Схватили и везут в ОВД "Мещанское".
- Проверили документы?
- Ничего не проверяли, сказали, что разберутся в ОВД.
- Но что случилось?
- Ничего не случилось – просто затолкали в машину, и все.
- Передайте трубку полицейскому в машине!
Пауза.
- Не берут.
- Покажите им документы!
- Не хотят смотреть.
Оба моих провожатых - граждане Узбекистана, у обоих документы в порядке. У одного - свидетельство о рассмотрении ходатайства о предоставлении статуса беженца, у другого - патент, и оба стоят на миграционном учете.
Придя в "Мемориал", я начала звонить дежурному прокурору, как нам рекомендовал прокурор Москвы Сергей Куденеев только вчера на встрече с советом при прокуратуре. Дежурный сначала высказал мнение, что он тут ни при чем, потом предположил, что у наших задержанных нет документов. Но ссылка на прокурора Москвы подействовала – дежурный записал имена наших задержанных и мое, обещал позвонить в ОВД "Мещанское".
Потом я позвонила члену Совета при ГУВД Москвы Александру Куликовскому. Он поехал в ОВД «Мещанское». Там находилось около 100 человек, задержанных таким же образом, как и наших: их просто похватали на улице, выбирая исключительно прохожих неславянской внешности.
Около половины девятого в ОВД позвонили и назвали имена моих провожатых. Они услышали это, подняли шум, потребовали, чтобы их немедленно отпустили. Сотрудники ОВД не стали особенно возражать, но, отпуская их, сказали:
- Нечего было ходить в мечеть.
Только теперь мы поняли, что это было. Недалеко от метро «Достоевская» находится мечеть – все ее предполагаемые посетители попали под облаву.
Саша Куликовский звонил мне в половине двенадцатого ночи – в ОВД «Мещанское» находилось еще человек 50 задержанных.
Очевидно, таким образом глава столичной полиции Анатолий Якунин выполняет свое обещание "не оставить в городе ни одного места, где могли бы укрываться нелегальные мигранты, взять под контроль лиц, склонных к совершению преступлений, наркозависимых, нарастить усилия в борьбе с игорным бизнесом и незаконным оборотом курительных смесей".
И что же – такую, с позволения сказать, борьбу с нелегальной миграцией и преступностью в Москве мы теперь будем наблюдать каждую пятницу?
Беззаконие в Воронеже
20 января около 150 человек разогнали пикет сторонников ЛГБТ в Воронеже. Полиция не препятствовала ни разгону, ни избиению двоих участников акции – Павла Лебедева и Андрея Насонова. В четверг активисты проиграли суд по иску к воронежским полицейским.
"Сегодня Центральный районный суд Воронежа огласил решение по заявлению Лебедева и Насонова о признании виновными в бездействии сотрудников полиции. Решением суда в удовлетворении заявления этим лицам отказано", - сообщил представитель судебного департамента Воронежской области.
Суд отказал в удовлетворении всех требований заявителей. Мы обратились в суд 20 апреля с заявлением о признании незаконным бездействия уполномоченных от полиции и мэрии, которые были обязаны содействовать в проведении пикета.
Вместо этого по крайней мере три участника пикета получили телесные повреждения, никто из нападавших не был задержан, спустя некоторое время один пришел с повинной и сейчас осужден к двум месяцем исправительных работ с удержанием 5% из зарплаты в доход государства. Заявителям так и не удалось провести пикет: плакаты вырывались почти моментально, причем ни и полицейские или представители администрации города нападавшим не мешали.
В качестве своих свидетелей мэрия вызывала представителей национал-социалистических организаций, которые участвовали в противостоянии 20 января.
Также суд упомянул, что не будет рассматривать ряд требований, поскольку считает, что мы должны были действовать в уголовно-правовом порядке. Однако такая попытка уже была. Буквально на следующий день после погрома мы обратились в Следственный комитет. В возбуждении уголовного дела было отказано, обжалование отказа не дало никаких результатов.
В понедельник мы получим мотивировочную часть решения, после чего и оно будет обжаловано. Если областной суд не сможет защитить права организаторов пикета, мы будем обращаться в Европейский суд по правам человека с жалобой на нарушение права на свободу собраний и свободу выражения мнения, дискриминацию и отказ властей защитить участников пикета от жестокого обращения со стороны националистов.
О "Бирюлевском фронте"
В нескольких СМИ появился материал про "Бирюлевский фронт", в котором со ссылкой на неназванный источник в правоохранительных органах нам предлагают полуофициальную версию происшедших в Бирюлеве событий.
Несомненно, некие бирюлевские бригады всегда были, но в разное время они назывались по-разному. Что с ними связаны всякие известные персонажи типа Евгении Жихаревой - это факт. Точно ли они, нынешние бригады, были заводилами на сходе в Бирюлеве 12 октября, они ли организовали созыв народа на 13 октября – это не очень понятно, но второе хотя бы отчасти явно верно. "Русские", конечно, тоже сыграли мобилизующую роль, но у Александра Белова авторитет в неонацистской среде не очень-то, поэтому призыв бирюлевских был, я думаю, более эффективен.
В нашем материале "Бирюлевский фронт" подозревается в организации погромов" содержится вся информация, которая была нами собрана в разное время про связанных с Бирюлевом людей. В основном они сидят, но это не значит, что там жизнь прекратилась. Илья Шутко был там когда-то важной фигурой, но теперь он сидит, так что вряд ли это важно, но, очевидно, появились новые люди. Что в Бирюлеве есть заметная группировка ультраправых - это несомненно.
Спецслужбы, несомненно, прорабатывают сейчас все связи, которые уходят корнями в Бирюлево. То, что они говорят "Росбалту" и РБК, - это организованный слив, но это не значит, что он не соответствует данным следствия. Думаю, они хотят показать, что раскрыта серьезная группировка и надо ждать дальнейших успехов расследования.
По материалам упомянутых изданий создается впечатление – не знаю, это журналистское достижение или так был устроен рассказ источника, – что этот "Бирюлевский фронт" чуть ли не самая главная организация радикальных русских националистов. И теперь, когда ее деятельность расследуют и процесс будет хотя бы человек на десять, то получится какой-то грандиозный успех. Под этот успех нас так заранее настраивают. Ну, если в самом деле деятельность этой местной группировки расследуют и пресекут, будет замечательно.
При этом я не утверждаю, что сход не был организован местными жителями. Насчет ста бойцов "Бирюлевского фронта" - это, я думаю, преувеличение. Местных, включая "фронтовиков", скорее всего не хватало для беспорядков, поэтому 12 октября все прошло прилично. Потом позвали националистов не местных. Я склонен допустить, что эти местные боевики раскрутили призыв на 13 октября. Но все же без большой толпы местных за спиной неонаци не рискнули бы пойти на штурм торгового центра.
Что касается района "Текстильщики", также упоминаемого в материалах РБК и "Росбалта", то там действительно что-то странное происходит. Буквально вчера знакомый, который живет там, рассказывал: идешь по улице и везде встречаешь группы мрачных молодых людей в накинутых капюшонах. И есть такое ощущение, что что-то затевается, хотя ничего пока не произошло и много ли там их, организованных, не очень понятно.
Может ли "бирюлево" перекинуться на другие районы Москвы? Трудно сказать. На "сетевую акцию" в пределах города у них народу не хватит. В Бирюлеве, чтобы разбить арбузы и даже витрины, не нужно было две тысячи человек. Но нужно их было иметь за спиной, иначе милиция разогнала бы погромщиков в момент. А чтобы было две тысячи человек за спиной, надо чтобы местные жители по какой-то причине вышли на улицу. Из одних наци-автономов такую толпу не наберешь.
Вот когда они находят какого-нибудь человека и бьют ему морду - это пожалуйста, таких "сетевых акций" они могут провести сколько угодно. Судя по всему, это сейчас и происходит в разных местах города.
Расизм социальный и не очень
Сергей Аксенов назвал Андрея Колесникова «и ему подобных» социальными расистами. Слово «расизм», первоначально означавшее негативное отношение к представителям иной расы, давно обросло новыми значениями. Сначала его распространили на негативное отношение к любой группе, выделенной по принципу наличия некоторых врожденных антропологических черт. Потом его стали употреблять и тогда, когда речь идет о чертах, не обязательно связанных с врожденными антропологическими особенностями.
Особенностью расистского сознания является то, что инакие воспринимаются, во-первых, как неполноценные, во-вторых, как вредные. Как носители некоей угрозы. По этому признаку наряду с «антропологическим расизмом» можно выделить «культурный расизм» (чужие – носители более примитивных культурных кодов, разрушающих наши культурные коды). В такой же степени правомерно говорить и о «социальном расизме».
Презрение, неприязнь и прямая враждебность значительной части нашего нового среднего класса самостоятельных и успешных к «тупому совковому быдлу», бюджетозависимым социальным иждивенцам, анчоусам, люмпенам, лохам и лузерам широко известна. Такие глашатаи данной социальной группы, как Юлия Латынина, артикулируют все это совершенно открыто, без ложного стеснения. Это вполне можно назвать социальным расизмом. И тут с Сергеем Аксеновым не поспоришь. Но у меня возникло к нему несколько вопросов.
Сам Сергей Аксенов свободен от каких бы то ни было расистских предрассудков. Слово «расизм» он употребляет с явной негативной смысловой нагрузкой. Но если я его правильно понял, упрек в социальном расизме, обращенный к Андрею Колесникову «и ему подобным», для него не главный. Аксенов пишет, как он «погасил эмоции, вызванные неприкрытым социальным расизмом г-на Колесникова». Видимо, для того, чтобы сказать о чем-то более для него важном. А более важно для него отсутствие смелости и решимости противостоять власти.
Значит ли это, что если бы «самозваный креативный класс» обладал необходимой смелостью и решимостью, Сергей Аксенов готов был бы простить ему его социальный расизм? Готов был бы закрыть на него глаза? И если это так, следует ли из этого, что Сергей Аксенов готов закрывать глаза и на другие формы расизма, лишь бы их носители обладали достаточной смелостью и решимостью противостоять власти?
Сравнивая места, ставшие в последнее время символами той или иной формы политической активности, Андрей Колесников противопоставляет «образованных» (Болотная-Сахарова) «темной массе озлобленных людей» (Манежка-Бирюлево, которые Колесников объединяет с Поклонной). Сергей Аксенов показывает искусственность подобного разделения и предлагает делить по другому принципу: на покорных и бунтующих. И тогда Болотная-Сахарова оказывается в одной компании с Поклонной, а Манежка-Бирюлево – с Триумфальной, несмотря на то что там, как и на Сахарова, «численно доминировали образованные».
Классификация, предлагаемая Колесниковым, искусственна еще и по другой причине. Противопоставляя образованных темной массе озлобленных людей, социальный расист Колесников наделяет эту массу имманентно присущей ей склонностью к иным формам расизма, от которых якобы свободны образованные. В этом Колесников и видит их социальное превосходство. А ведь это-то как раз и не так! Расизм в его самых архаичных, кондово-племенных и даже биологических формах давно проник не только в среду нового среднего класса, но и в среду старой интеллигенции. Даже в этой среде выражать крайнее раздражение по поводу «черных» и открытую неприязнь к ним перестало быть неприличным. И сопровождать это интеллигентскими оговорками типа «они, конечно не виноваты, что оказались в социальных условиях, сделавших их источником угрозы для нас» уже не считается обязательным. И это не попытка подладиться под «простой народ». Это искренне.
Расизм часто путают с национализмом. Национализм как мировоззрение исходит из того, что в основе общественных противоречий лежит соперничество между этническими и национальными общностями. За ресурсы, за пространство, за социальные ниши, за утверждение собственных культурных кодов. Отрицать существование такого соперничества так же глупо, как отрицать существование классовой борьбы. Но из признания факта существования классовых противоречий можно делать разные практические выводы. Можно устроить тотальный террор против «буржуазных элементов», а можно организовывать профсоюзы для «защиты интересов трудящихся». Так же и с национализмом.
Националист, как и расист, может не испытывать симпатии к представителям общности, которую он считает источником угрозы для своей общности. Но для него не исключена возможность договориться и сосуществовать с соперниками на основе взаимного учета прав и интересов. Расист такую возможность даже не рассматривает, потому что он не рассматривает представителя иной общности как равноценное ему существо, на которое распространяются его представления о справедливости. Это существо исключено для него из системы человеческих отношений, принятых среди «полноценных».
Расист не обязательно сам готов бить человека только за то, что он принадлежит к иной этнической общности. Но когда его будут бить другие, расист отвернется в сторону и пройдет мимо. Бьющие не вызовут у него осуждения, а жертва – сочувствия. На неполноценных не распространяется такая категория, как сочувствие. И ты виноват уж тем, что являешься частью среды, из которой может возникнуть угроза. Расиста также совершенно не будет волновать, какое количество беззакония, несправедливости и унижения человеческого достоинства допустит полиция в ходе облав в рамках кампании по выдавливанию избыточных мигрантов. По отношению к неполноценным и вредным людям допустимо все.
Национализм может превратиться в расизм, а может и нет. Возможно, что и расист может при определенных условиях трансформироваться в цивилизованного националиста. Возможно, именно на это надеются те интеллектуалы, которые, не будучи расистами сами, выражают свое понимание в отношении людей, доведенных до отчаяния криминалом, крышуемым коррумпированной и недееспособной властью. Возможно, они надеются на то, что справедливость возмущения этих людей сама выведет их на светлую дорогу зрелых социальных и политических требований к власти. Вот только погромы и расправы по этническому признаку на эту дорогу точно не выведут. Погром несправедлив по сути. Это неизбирательное насилие по признаку принадлежности к группе, к определенной среде. В нем запрограммировано то, что его жертвами сплошь и рядом становятся люди, которые сами ничего плохого не сделали. И на такой основе невозможно создать движение за справедливость. И если ты не сопровождаешь свое выражение солидарности со справедливым возмущением бирюлевцев троекратными мантрами о несправедливости этнических расправ, ты не справедливые требования поддерживаешь, а погром и расизм. И способствуешь не трансформации расизма в зрелый гражданский национализм, а ровно наоборот: скатыванию национализма в расизм.
И напоследок еще о классификации площадок. Предложенное Сергеем Аксеновым соединение в одну группу Манежки-Бирюлево и Триумфальной столь же искусственно, как и колесниковское объединение Манежки-Бирюлево с Поклонной. На Триумфальной противостояли вооруженному до зубов противнику. Рискуя только собой, принимали на себя его удар. Манежка и Бирюлево наносили превентивный неизбирательный удар по мирному населению предположительного потенциального противника. Разница та же, что между подрывом бронетехники на поле боя и подрывом мирного автобуса.