статья Вино против желчи

Иван Свенцицкий, 12.10.2004
Нико Пиросмани

Нико Пиросмани

На прошлой неделе большая группа российских журналистов побывала в Грузии по приглашению президента страны Михаила Саакашвили и премьер-министра Зураба Жвании. По мнению официального Тбилиси, контакты с российскими СМИ способны возродить традиции добрососедства, связывающие народы Грузии и России. Для поездки был специально арендован самолет, гостей поселили в лучшей гостинице Тбилиси ("Шератон Метехи Палас") и на полную катушку запустили машину грузинского гостеприимства.

Бесконечные застолья со здравицами в честь дорогих гостей из России, сбор винограда в Кахетии с накрытым столом в середине поля, завтрак под открытым небом, исполнение русских и грузинских песен – все было сделано для того, чтобы россияне остались довольны. Радушие хозяев было столь велико, что на торжественном ужине некоторые гости не удержались и пустились в пляс с артистками из грузинского ансамбля. Сам банкет проходил в резиденции известного грузинского предпринимателя Бадри Патаркацишвили, выступившего в качестве одного из спонсоров поездки. Во время ужина г-н Патаркацишвили сказал, что очень переживает оттого, что не может приехать в Россию: "Ведь я очень скучаю и все так же люблю эту страну".

Поначалу некоторые из приглашенных не скрывали своей подозрительности в отношении нынешней власти в Грузии. В автобусе можно было услышать, что "Саакашвили превратил страну в сферу американского влияния". Однако позже скептические замечания сменились на признания в любви к Грузии и хвалебные речи по адресу грузинских политиков, главным образом министра экономики Кахи Бендукидзе. "Мы открыты, нам нечего скрывать, задавайте любые вопросы", - постоянно говорили всем и г-н Жвания, и г-н Бендукидзе, и государственный министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава. За ужином они вели себя непринужденно и просидели с гостями до поздней ночи.

По дороге в Кахетию мелькали названия сел, знакомые в России даже тем, кто мало что знает о Грузии: Алазань, Мукузани, Саперави. На первой же остановке предложили "немного перекусить". Гостей подвели к столу, ломившемуся от мясных блюд, солений и овощей. Когда потянулись к бутылкам "Боржоми", то обнаружили, что в них налита чистая тутовая водка.

Журналистам выдали ножи, чтобы срезать кисти винограда прямо в поле. Собранный виноград уложили в корзины, которые потом оказались в багажном отсеке самолета, увозившего делегацию в Москву. Затем началось колоритное грузинское застолье. В перерывах между тостами за российско-грузинскую дружбу г-н Хаиндрава учил россиян, как правильно пить грузинское вино и различать его сорта.

Хозяева изо всех сил пытались доказать гостям, что в Грузии с Россией хотят не ссориться, а дружить. Визит освещали все мало-мальские значимые грузинские СМИ, чьи представители неустанно следовали за автобусом с российскими журналистами.

По приезде в гостиницу журналистов пригласили на брифинг с участием Зураба Жвании, Кахи Бендукидзе и вице-спикера грузинского парламента Михаила Мачавариани. Г-н Бендукидзе рассказал гостям о налоговой реформе, которая сейчас проводится в Грузии с целью снизить налоговое бремя и поощрить развитие частного предпринимательства. Бенукидзе отметил крайнюю заинтересованность Грузии в российских инвестициях.

О политических вопросах говорили премьер и вице-спикер. Относительно президентских выборов в Абхазии г-н Жвания сказал, что хотя Грузия не признает их легитимными, он надеется, что на них победит человек, с которым "можно будет разговаривать". Глава грузинского правительства порадовался тому, что большинство голосов на выборах в непризнанной республике набрал Сергей Багапш, хотя Россия поддерживала другого кандидата, а Багапша всячески очерняли конкуренты: так, распространялись "порочащие" слухи, будто его мать грузинка. Тем не менее, отметил премьер, Багапш победил в первом туре, а это значит, что у грузинской стороны есть шанс договориться с абхазами.

Жвания заверил присутствующих, что выстраивание отношений Тбилиси с мятежной территорией "будет с оглядкой на Москву". При этом он выразил обеспокоенность активной раздачей российских паспортов жителям Абхазии, а также скупкой тамошней недвижимости российскими региональными властями (например, московским правительством) и частными лицами.

Отвечая на вопрос о дискуссии в Страсбурге по вопросу российско-грузинских отношений, Жвания назвал постановку грузинскими властями этой темы в ПАСЕ "вынужденной мерой", так как, по его мнению, "в рамках двусторонних переговоров проблему не решить".

Сразу после брифинга журналистов отправили на встречу с президентом. Михаил Саакашвили принимал гостей в правительственной резиденции. В беседе с журналистами он старался держаться раскованно, демонстрируя всем своим видом, что скрывать ему нечего. Некоторым бросилось в глаза, что в приемной грузинского лидера вместе с грузинским флагом висел и синий флаг Евросоюза. Один из гостей попросил Михаила Саакашвили объяснить это. Президент сказал, что Грузия является членом Совета Европы и считает себя частью Европы. Другие журналисты поинтересовались, не прячет ли президент под столом американский флаг, и Саакашвили, посмеявшись, уверил всех, что других флагов у него нет.

В беседе президент особо подчеркивал, что Грузия играет с Россией в открытую и что он не умеет плести византийские интриги, то есть говорить одно, думать другое, а делать третье.

Саакашвили поведал собравшимся и свою версию летних событий в Южной Осетии. По его словам, "между осетинами и грузинами нет этнической вражды", а главное, что волнует Грузию, это поток контрабанды через Рокский перевал на российско-грузинской границе. "Без российской помощи режим южноосетинского президента Эдуарда Кокойты не продержался бы и дня", – не забыл добавить Саакашвили. Грузинский лидер всячески зазывал российских бизнесменов вкладывать деньги в экономику Грузии. Отвечая на вопрос вашего корреспондента, он заметил, что проблема российских военных баз на территории страны успешно решается: их инфраструктура во все большом объеме передается грузинской армии. "На прошлой неделе грузинским военным было передано 16 объектов, принадлежавших ранее Минобороны России", - сообщил президент. Вместо баз Саакашвили предложил России создать совместный антитеррористический центр.

Президент еще раз повторил полюбившуюся ему фразу о том, что грузины никогда не забудут, как в 1992 году в Абхазии боевики Басаева играли в футбол головами грузин. Саакашвили открестился от дружбы с Масхадовым, заявив, что телекомпания "Мзе", взявшая интервью у президента Ичкерии, является независимой, так что повлиять на нее он не в силах. Ну а в частных беседах c журналистами члены правительства Грузии всячески старались принизить значение масхадовского интервью, уверяя, что аудитория канала составляет несколько тысяч человек и вещает он лишь на Тбилиси.

Президент Грузии уверил присутствующих, что в знаменитом Панкисском ущелье, где недавно прошла очередная спецоперация, моджахедов нет и граница на чеченском участке плотно прикрыта. Зато, по мнению г-на Саакашвили, из Грузии в Россию можно легко попасть через Южную Осетию, где нет никаких пограничных постов. И это можно было сделать еще легче, если бы террористам помогали грузинские спецслужбы, не без иронии заметил он.

Во время застолья я попросил одного из министров объяснить, как соотносятся слова Саакашвили об отсутствии разногласий с Москвой по чеченскому вопросу с тем, что "первая леди" страны Сандра Саакашвили в начале октября присутствовала на организованной чеченскими эмигрантами в Бельгии акции "Чечня - забытый конфликт на Кавказе". Ответ министра был неожиданно резок: "Пока Грузия только думает влезать в Чечню, Россия это уже активно делает в Абхазии и Осетии; по нашим данным в самое ближайшее время может взорваться весь Северный Кавказ". По его словам, "участие или неучастие в каких-либо мероприятиях - это личное дело госпожи Саакашвили".

Российские журналисты очень интересовались тем, существует ли некий конфиденциальный список требований, предъявленных Россией Грузии. Саакашвили отрицал наличие такого документа. Однако некоторые члены грузинского правительства неофициально говорили, что этот список все-таки есть. По их словам, сейчас идут российско-грузинские консультации по требованиям, сформулированным в списке. О содержании этих требований наши собеседники говорить отказались.

Короткий визит журналистов в Грузию был настолько насыщенным, что у гостей практически не оставалось времени прогуляться по Тбилиси. Самые стойкие делегаты под утро отправились в ночной клуб, но их остановили сотрудники службы безопасности, сославшиеся на указание никого не выпускать из гостиницы без особого разрешения. Но желающие познать ночную жизнь грузинской столицы нашли удачный выход из положения, пригласив одного из охранников с собой. Впрочем, и сам Михаил Саакашвили признался, что находится в постоянном конфликте с личной охраной, тяготится ее присутствием и периодически пытается от нее убежать. По его словам, как-то раз в Берлине ему удалось ускользнуть от телохранителей через черный ход в гостинице. "Но грузинские журналисты меня все равно нашли", - похвалил свои СМИ президент.

На встрече Саакашвили также шутливо комментировал слухи насчет своего этнического происхождения. По словам президента, у него нет ни армянских, ни еврейских корней, хотя подобные предположения помогают ему установить доверительные отношения с Арменией и международными финансовыми кругами.

Конечно, вряд ли впечатления от визита радикально изменят умонастроения российских журналистов. Но, может быть, хотя бы некоторые из них станут более объективно освещать российско-грузинские отношения и воспринимать Михаила Саакашвили как всенародно избранного президента соседней страны, а не как агента американского влияния на южном склоне Кавказского хребта. При этом вовсе не обязательно переходить на точку зрения Тбилиси - достаточно просто относиться к ней с уважением.

Иван Свенцицкий, 12.10.2004


новость Новости по теме