Мир без аннексий, но с контрибуцией
Выступая перед собравшимися у резиденции аджарского лидера Аслана Абашидзе в Батуми, президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что никакой блокады автономии и не было – "были только ограничения". Но и они, по словам Саакашвили, теперь будут сняты – руководителям Аджарии и Грузии удалось прийти к компромиссу.
За несколько часов до приезда Саакашвили в Батуми возможность военного конфликта всерьез обсуждалась на самом высоком уровне. МИД России сообщал, что располагает информацией о готовности Тбилиси применить силу, и предупредил грузинское руководство об ответственности. Председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе спешно вернулась из зарубежной поездки и провела переговоры с Абашидзе, результатом которых и стала встреча грузинского президента с аджарским лидером. В Батуми транзитом через Турцию добрался Юрий Лужков... Но оказалось, что встречи Саакашвили и Абашидзе достаточно, чтобы снять противоречия.
О чем же договорились президент Грузии и глава Аджарии? По словам Саакашвили, достигнуто соглашение о введении института представителя президента в батумском порту, батумской таможне и на грузино-турецкой границе, чтобы центральные власти имели возможность реально контролировать грузопотоки и перечисления в центральный бюджет. Кроме того, Абашидзе пообещал освободить представителей аджарской оппозиции, арестованных за участие в акциях протеста против лидера автономии. То есть оказалось, что на самом деле Саакашвили важно, чтобы Абашидзе начал делиться – если не с ним лично, то с грузинским бюджетом. И не трогал его сторонников. Если последнее требование еще можно назвать политическим – в конце концов, если аджарские сторонники Саакашвили увидят, что президент не может вызволить их из тюрем, то они вряд ли продолжат борьбу с Абашидзе – то первое далеко от большой политики. Зато близко к большим деньгам.
Вряд ли на таможне, в порту и на границе должны быть представители президента. Ведь это грузинская таможня, грузинский порт и грузинская граница – у автономной Аджарии своего международного порта, своей таможни и своей границы быть не может. Другое дело, что работают в этих ведомствах аджарцы, близкие к клану Абашидзе. Но Саакашвили не предложил заменить их. И не предложил усилить таможню, порт и границу сотрудниками из Тбилиси. Потому что в этом случае финансовые потоки были бы направлены в сторону правительства, проще говоря – в сторону премьер-министра Зураба Жвании, с которым Михаил Саакашвили уже вступил в схватку за аджарские деньги. А этого президент Грузии допустить никак не мог.
Еще одно любопытное обстоятельство. Михаил Саакашвили старался не вдаваться в подробности своего общения с Юрием Лужковым – заметил только, что московский мэр оказался приятным собеседником. Но зато российские телеканалы показали кадры, демонстрирующие, что встреча Саакашвили и Абашидзе проходила при участии московского мэра. Неизвестно, сколько времени президент Грузии и лидер Аджарии говорили один на один, а сколько – в присутствии Лужкова. Ясно только, что общение втроем состоялось и, возможно, было самым интересным моментом в поездке Саакашвили в Батуми.
Так и представляешь себе, как два маленьких проворных дяди уговаривают большого капризного мальчика: "Мишико, дорогой, не кипятись! Будет тебе и порт, и таможня, и граница. Присылай своих парней, пусть в порту сидят, на границе сидят, на таможне сидят! А если наших ребят уберем, приедут люди Зураба из Тбилиси, все себе заберут... А так – и тебе хорошо, и нам. Зачем волнуешься, дорогой?" "А не обманете, дядя Аслан, дядя Юра?" - шмыгая носом, интересуется президент Грузии. "Да зачем, дорогой. Деньги же. Деньги счет любят!". "А что я народу скажу? А что я американцам скажу?" - спохватывается лидер "революции роз". "Скажи – оппозиционеров из кичи освободил. Ну иди, иди к народу дорогой. А мы тут с дядей Юрой покалякаем о делах наших скорбных. Слыхал, Манеж у него сгорел аккурат на президентские выборы. В печали дядя Юра. У тебя, дорогой, ничего в Тбилиси отремонтировать не надо?"
Занавес опускается. Революционный лидер спешит к народу – успокоить своих приверженцев и сторонников Аслана Абашидзе, сообщить, что войны не будет, а блокады вообще не было. Заодно он хвастается своими успехами. Неподалеку от Батуми, в грузинском порту Поти, приходит в ужас от услышанного Зураб Жвания: Нино Бурджанадзе продемонстрировала свои миротворческие способности, Михаил Саакашвили спас Грузию от гражданской войны и договорился о деньгах, а он, глава правительства, остался у разбитого корыта. Это означает, что аджарский кризис не исчерпан. Рано или поздно Абашидзе может надоесть делиться, Саакашвили захочется большего, а Жвания будет пытаться установить правительственный контроль над портом, таможней и границей. Но по крайней мере в следующий раз будет гораздо более понятно, что речь идет не о политике, даже не о власти, а о заурядном клановом конфликте, дележе больших денег людьми, по иронии судьбы облеченными высокими должностями.
Дословно
Михаил Саакашвили
Никакого конфликта между Грузией и Аджарией нет и быть не может. Аджария всегда была основной опорой Грузии, и с нее начнется объединение страны.
Росбалт, 18.03.2004
Реваз Саладзе
Я считаю, что разжигание конфликта между Грузией и Аджарией - вина премьер-министра страны Зураба Жвания. Он активно влияет на действия Саакашвили. Именно этот человек, по моему мнению, стал вдохновителем переворота в Грузии, в результате которого свергли Шеварнадзе. Грузия желает поссориться с Аджарией по экономическим соображениям: Саакашвили ничего не делает для блага страны, вот и хочет отвлечь внимание от проблем населения.
Юрий Лужков способен как-то смягчить ситуацию в районе конфликта, пока он находится рядом с Абашидзе, но я не думаю, что он сможет помочь полностью исчерпать конфликт. Вполне возможно, что неизбежен вооруженный конфликт. Раз Грузия пошла на то, что объявляет своему народу экономическую блокаду, она уже вышла на тропу войны.
ПСДП.ру, 17.03.2004
Эдуард Шедварднадзе
(Комментируя ситуацию вокруг Аджарии)
Аджария является автономной республикой, которая имеет свои права. С автономией Аджарии надо считаться. Думаю, нельзя требовать отставки Аслана Абашидзе под нажимом.
"Алия", 16.03.2004
Статьи по теме
Мир без аннексий, но с контрибуцией
"Мишико, дорогой, не кипятись! Будет тебе и порт, и таможня, и граница. Присылай своих парней, пусть в порту сидят, на границе сидят, на таможне сидят! И тебе хорошо, и нам. Зачем волнуешься, дорогой?" "А не обманете, дядя Аслан, дядя Юра?" - шмыгая носом, интересуется президент Грузии. "Да зачем, дорогой. Деньги же. Деньги счет любят!".
Обозреватель Граней.Ру реконструирует беседу между Михаилом Саакашвили, Асланом Абашидзе и Юрием Лужковым, принесшую мир на землю Аджарии.
Война имитаторов
Президент Грузии Михаил Саакашвили, которого военные Аджарии не пропустили на территорию автономии, предъявил ультиматум ее властям и предупредил, что не намерен отступать. Не собирается идти на попятную и лидер Аджарии Аслан Абашидзе.
По мнению обозревателя Граней.Ру Виталия Портникова, конфликт, выгодный сегодня обеим его сторонам, был неизбежен со дня прихода к власти Михаила Саакашвили. При этом ни Тбилиси, ни Батуми не хотели бы идти дальше словесных перепалок.
Кто вы, мистер Саакашвили?
36-летний Михаил Саакашвили вступил в должность президента Грузии. Наблюдатели - в особенности в тех странах на постсоветском пространстве, где с правителями ничего не сделаешь и одна надежда на возмущенный народ и Соединенные Штаты, - любят называть его первым несоветским президентом в СНГ. Это и так, и не совсем так.