статья "Град" обреченных

Иван Свенцицкий, 27.08.2004
Установка 'Град'. Фото с сайта www.gs.promedia.by

Установка 'Град'. Фото с сайта www.gs.promedia.by

Кризис в Южной Осетии, начавшийся с новой попытки Грузии вернуть ее под свою юрисдикцию, похоже, трансформируется в российско-грузинское противостояние. Никогда еще грузинские политики не высказывались столь агрессивно в адрес северного соседа. 25 августа президент Грузии Михаил Саакашвили в недавней стычке, произошедшей в Осетии, прямо обвинил Россию.

"Те силы, которые атаковали наши позиции, были, вне всякого сомнения, российскими вооруженными силами", - заявил он. В этот день в Тбилиси прошла пресс-конференция главы парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе, на которой была продемонстрирована видеосьемка российских военных колонн, идущих к Рокскому тоннелю, соединяющему Южную Осетию с Северной.

На ситуацию незамедлительно откликнулся президент Ичкерии Аслан Масхадов. В интервью грузинскому телеканалу "Мзе" он заявил, что полностью поддерживает Михаила Саакашвили и выражает поддержку Грузии и грузинскому народу "в противостоянии с имперской Россией". "Я знаю, что такое Россия, - говорит Масхадов, - и как противостоять России. И я желаю терпения и выдержки грузинскому народу и грузинскому президенту, чтобы действительно отстоять свои интересы и независимость".

Заметим, что грузинское руководство никогда не использовало чеченский фактор по-крупному. Более того, грузинские лидеры, особенно последние годы, все время пытались доказать свою поддержку российскому курсу на подавление чеченского сопротивления. Из года в год чеченцам в Грузии становилось все труднее, их прямо-таки выдавливали из страны. После прихода к власти Саакашвили это давление усилилось на порядок. Но, теперь, когда стало ясно, что на позицию России, это никак не повлияет, грузины, похоже, решили развернуть свой курс на 180 градусов. Первой ласточкой стал призыв депутата грузинского парламента Кобы Давиташвили признать независимость Чечни.

Политическое сближение Ичкерии и Грузии может привести к серьезным последствиям, если за политическим последует военное. В случае начала на Северном Кавказе общекавказской войны Россия справиться с ней явно не сможет. Последние акции боевиков в Ингушетии и Грозном, показали, в каком плачевном состоянии находится группировка российских войск в регионе. В случае же дополнительной помощи чеченцам деньгами и оружием Грузия может усилить их в разы, а если при этом боевики будут в открытую использовать Грузию как свою тыловую базу, то тогда федералам придется совсем туго.

Понимают ли это в Кремле? Скорее всего да, поэтому и не торопятся с официальным протестом, не инициируют антигрузинскую истерию в Госдуме, как это обычно бывает. Попытки же оказать давление на грузин силой, скажем, путем привлечения в Осетию "третьей силы", уже терпели неудачу, и не исключено, что так будет и в будущем. Грузинская армия уже не та, что в начале 90-хх. Не получится заручиться и поддержкой США, американцы уже ни раз высказывали свое недовольство позицией России по Южной Осетии.

Так стоит ли испытывать судьбу, подталкивая Грузию на союз с Ичкерией. Даже небольшие, но принципиальные уступки Тбилиси незамедлительно расстроят зарождающуюся дружбу Саакашвили и Масхадова. Просто потому, что худой мир с таким соседом как Россия несоизмеримо лучше, чем война.

Можно, конечно, продолжить тактику давления исподтишка, обстреливая по ночам из "градов" грузинские селения. Но это тактика обреченных.

Иван Свенцицкий, 27.08.2004


новость Новости по теме