Трепашкина оставили в колонии за невежливость
Причиной отказа Михаилу Трепашкину в условно-досрочном освобождении стало то, что он не поздоровался с сотрудником колонии и отказался признать свою вину. Об этом сообщили во вторник на пресс-конференции адвокаты Трепашкина Елена Липцер и Сергей Бровченко.
Защитники считают также, что в отношении Трепашкина была предпринята провокация. У них есть серьезные опасения, что эта провокация не последняя и ему грозят новые обвинения.
24 ноября Тагилстроевский суд Нижнего Тагила отказал в удовлетворении заявления об условно-досрочном освобождении Михаила Трепакина и оставил его в колонии. Суд принял во внимание изменение характеристики на осужденного Трепашкина, предоставленное администрацией колонии ИК-13. В характеристику добавили запись о том, что Трепашкин нарушил установленный порядок отбывания наказания.
Он не поздоровался с сотрудником администрации колонии. За это начальник колонии Золотухин вынес ему выговор. Адвокаты Трепашкина считают, что у администрации колонии ИК-13 не было оснований для изменения характеристики Михаила Трепашкина и выноса выговора, так как каждый человек вправе сам решать кого приветствовать, и это не нарушение закона.
По словам председателя общественной организации "За права человек" Льва Пономарева, против Трепашкина была совершена преднамеренная провокация. "Я знаю Михаила Ивановича как очень интеллигентного и воспитанного человека, - сказал Пономарев. - Он забыл поздороваться, потому что этот человек появился перед ним внезапно, когда он в коридоре беседовал с полковником медицинской службы".
Кроме того, Тагилстроевский суд оставил бывшего сотрудника ФСБ в заключении за то, что он отказался раскаяться в содеянном. Сергей Бровченко считает, что у этого обвинения могут быть опасные последствия. "Получается, что человек, который не согласен с решением суда преследуется властями по закону, он является врагом правосудия и не может быть освобожден условно-досрочно", - сказал адвокат.
Липцер и Бровченко категорически не согласны с решением Тагилстроевского суда и считают, что суд вынес несправедливый приговор. Кроме того, они уверены, что приговор суда - это акт возмездия власти за адвокатскую деятельность Трепашкина.
Трепашкин был досрочно освобожден 30 августа 2005 года. Администрация колонии общего режима ИК-13 города Нижнего Тагила приняла решение, что Трепашкин не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и освобождается условно-досрочно. Однако, на свободе адвокат находился всего 18 дней. 18 сентября Михаил Трепашкина был увезен из своей московской квартиры и на частной машине был доставлен в СИЗО Екатеринбурга. По словам Липцер, Трепашкина похитили представители спецслужб, так как в течении нескольких дней о нем ничего не было известно, а повторное его задержание было незаконным.
Справка
Дело Михаила Трепашкина
Офицер ФСБ Михаил Трепашкин впервые открыто вступил в конфликт с начальством в ноябре 1998 года, когда он и несколько его коллег во главе с подполковником Александром Литвиненко заявили, что руководство ФСБ поручило им убийство Бориса Березовского. После ухода из органов безопасности Трепашкин занялся адвокатской практикой и работой в Общественной комиссии по расследованию взрывов жилых домов в Москве в 1999 году. Он также представлял интересы сестер Морозовых, потерявших мать при взрыве на улице Гурьянова.
В 2002 году Трепашкину было предъявлено обвинение в разглашении государственной тайны. Наблюдатели, в том числе и зарубежные правозащитники, отметили в этом деле явные признаки фабрикации. Обвинение базировалось исключительно на том, что дома у Трепашкина якобы были найдены некие секретные документы. При этом никаких фактов собственно разглашения гостайны установлено не было. Тем не менее в мае 2004 года Московский окружной военный суд приговорил Трепашкина к четырем годам лишения свободы в колонии-поселении.
Между тем еще до вынесения этого приговора, в октябре 2003 года, Трепашкин был арестован по обвинению в незаконном хранении оружия: при досмотре его машины был обнаружен пистолет "Иж-21" с патронами. Сам Трепашкин сразу заявил, что оружие ему было подброшено. В ходе судебного процесса по этому делу в Дмитровском городском суде доказательная база обвинения фактически развалилась из-за противоречий в показаниях свидетелей. Однако судья по сути взяла на себя функцию обвинения: она по-своему объяснила, как был найден пистолет, и на основании этой версии вынесла обвинительный приговор, причем более суровый, чем того требовал прокурор. 1 июля 2005 года Мособлсуд отменил этот приговор и постановил отправить Трепашкина из СИЗО в колонию-поселение.
Требуя признать дело Трепашкина политическим, правозащитники обращали внимание на то обстоятельство, что адвокат был арестован спустя месяц после того, как были опубликованы его обвинения в причастности ФСБ к терактам осени 1999 года, и за неделю до того, как он должен был выступить в суде, защищая интересы сестер Морозовых. Этот факт побудил Госдепартамент отнести дело Трепашкина к разряду политически мотивированных. Преследование Трепашкина послужило для американских властей основанием для предоставления Алене Морозовой политического убежища.
Дословно
Елена Липцер
Мы будем добиваться через Конституционный суд условно-досрочного освобождения Михаила Ивановича. Одновременно мы добиваемся срочной госпитализации нашего подзащитного, так как в колонии у него обострилась бронхиальная астма и требуется незамедлительное разрешение на его госпитализацию в муниципальную больницу Нижнего Тагила. Мы также намерены добиваться того, чтобы Трепашкина перевели из колонии Нижнего Тагила в Московскую область или в колонию-поселение Смоленской области.
Кроме того, мы направили в Европейский суд по правам человека жалобу о том, что в отношении Трепашкина нарушены права человека. Наконец, мы ведем переговоры с организацией "Международная амнистия", чтобы Михаила Трепашкина признали узником совести.
Пресс-конференция, 29.11.2005
Лев Пономарев
Трепашкин был осужден на четыре года и должен был отбывать срок в колонии-поселении. Но он был этапирован в колонию общего режима, что является незаконным. Как только Трепашкин оказался на свободе 30 августа, сразу военный прокурор направил факс в колонию с вопросом, на каком основании адвокат Березовского оказался на свободе. Хотя всем известно, что Трепашкин никогда не был адвокатом Березовского. Он находился на свободе 18 дней, за это время он побывал в Киеве, где ему предложили покинуть Россию и предложили убежище на Западе, но он отказался.
Когда он вернулся, его похитили из собственной квартиры и на частной машине, а не по этапу доставили в СИЗО Екатеренбурга. Там его приняли, хотя никаких прав на это не было. Преследования Трепашкина носят политический характер.
Тагилстроевский суд решил, что Трепашкин представляет опасность для общества, но это не так. Наоборот, он всегда защищал людей.
Пресс-конференция, 29.11.2005
Сергей Бровченко
Тагилстроевский суд поставил Трепашкину в вину, что он не раскаялся в содеянном, не признал свою вину. Это обвинение имеет опасные последствия. Получается, что человек, который не согласен с решением суда, преследуется властями по закону, является врагом правосудия и не может быть освобожден условно-досрочно.
У меня есть все основания считать, что Тагилстроевский суд был несправедлив, было оказано давление на судей. И я сочувствую судье, которая вынесла несправедливый приговор, Это позор останется на всей ее деятельности.
Суд показал, что лица которые не согласны с приговором, преследуются по закону.
Пресс-конференция, 29.11.2005