Адвокатам Ходорковского и Лебедева рекомендовано обратиться в Конституционный суд
Адвокатская палата Москвы рекомендовала защитникам Михаила Ходорковского и Платона Лебедева обратиться в Конституционный суд РФ по поводу изъятия у них документов в СИЗО "Матросская тишина", сообщает РБК. Как напомнил глава палаты Генри Резник, на этой неделе у адвоката Евгения Бару была изъята часть материалов адвокатского досье. "Это уже не первый случай, когда сотрудники СИЗО изымают у адвокатов документы, ранее такие же случаи произошли с Юрием Шмидтом и Ольгой Артюховой", - отметил Резник.
В случае со Шмидтом, по мнению Резника, произошел "чистый произвол", поскольку ни Ходорковский, ни его адвокат ничего друг другу не передавали.
Позиция Евгения Бару, который настаивает, что при осуществлении защиты обвиняемый и его адвокат вправе обмениваться информацией, по словам Резника, вступает в противоречие с нормами федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых". Так, ст.21 этого закона требует передавать документы через администрацию изолятора, что нарушает адвокатскую тайну. Ст.34 этого закона разрешает досмотр лиц, подозреваемых в передаче запрещенных предметов. При этом, отметил Резник, перечень запрещенных предметов не определен, а администрация изолятора трактует его слишком расширенно.
Резник подчеркнул, что законодательно существует только перечень предметов, которые можно передавать людям, находящимся под стражей, "а понятие запрещенный предмет в законе не прописано". По словам Резника, записи адвокатов и материалы адвокатских досье не могут относиться к категории запрещенных предметов.
В связи с этим, сообщил адвокат, еще 10 декабря 2003 года он направил в Министерство юстиции письмо с просьбой разъяснить, какие конкретно предметы относятся к запрещенным. "Поскольку иначе трактовка запрещенных предметов слишком широка", - сказал Резник. По его словам, ответа на письмо адвокатской палаты до сих пор не поступило.
Палата намерена отправить повторное письмо главе Минюста, а также рекомендовала всем адвокатам, у которых изымались материалы, обратиться в Конституционный суд.
По словам Резника, у него нет сомнений в том, что сотрудники СИЗО действовали по заказу правоохранительных органов. "Творя подобный произвол, сотрудники следственного изолятора ставят под удар приговор, которые будет вынесен по делу Ходорковского. Россия обречена на то, чтобы быть высеченной в Страсбурге", - отметил адвокат.
Дословно
Евгений Бару
Около 15.00 мы с Платоном Лебедевым закончили работать над материалами, и я пошел на выход. Однако около поста дежурного по следственной части меня остановили и предложили пройти в служебное помещение. Там уже находился начальник СИЗО "Матросская тишина" Тагиев, его заместители по оперативной работе, майор Минюста Аверинцев и еще некий полковник Минюста. Последний отказался представиться, но именно он и руководил досмотром. Меня попросили добровольно выдать записи, которые мне сегодня передал Лебедев. Я отказался. Тогда представители СИЗО и Минюста залезли в мой портфель, достали адвокатское досье по Платону Лебедеву - это довольно толстая папка - и принялись в ней копаться. Если замы по оперативной работе узнавали на бумаге почерк Лебедева, она изымалась. Досмотр продолжался около двух часов. Сколько всего у меня забрали бумаг, я не знаю (акта изъятия мне так и не предъявили), но полагаю не менее 20. Это полное беззаконие. С клиентом невозможно работать без обмена материалами и письменными мнениями. Все 162 тома в голове не удержишь, поэтому мы часто возвращаемся к каким-то моментам, делаем пометки, записи. В этот раз, например, Лебедев передал записи, где предложил внести несколько дополнений к кассационной жалобе об изменении ему меры пресечения. Ничего незаконного в этом нет. Я уже известил о случившемся руководство Московской адвокатской палаты.
"Время новостей", 23.03.2004