Глава Минюста: Содержание записки, изъятой у адвоката Ходорковского, могло повлиять на ход следствия
Глава Минюста Юрий Чайка заявил, что данные, содержавшиеся в записках, "переданных Михаилу Ходорковским его адвокату Ольгой Артюховой, могли повлиять на ход следствия", передает корреспондент Граней.Ру. Министр отметил, что сам эти записки не читал.
По словам Чайки, записки были обнаружены в камере с помощью установки видеонаблюдения. "Все камеры обеспечены видеонаблюдением, в том числе и в данном случае была отфиксирована передача соответствующих записок", - сказал министр. По его словам, когда адвокату Артюховой было предложено эти записки передать, она начала их рвать, и записки были изъяты и переданы следствию.
Министр добавил, что после изъятия этих записок органы следствия вынесли благодарность соответствующим подразделениям ГУИН Минюста РФ. Чайка напомнил, что по факту передачи записки главное управление Министерства юстиции РФ по Москве начало проверку соответствия действий адвоката Михаила Ходорковского Ольги Артюховой нормам федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре", а также статусе адвоката.
Как сообщало на прошлой неделе "Эхо Москвы", записку обнаружили у Ольги Артюховой при досмотре. В записке, по словам представителей правоохранительных органов, была "инструкция по противодействию следствию путем воздействия на участников уголовного процесса, находящихся на свободе". Артюхова категорически отвергает, что у нее изъяли какую-либо записку. По ее словам, 12 ноября Ольга Артюхова действительно была подвергнута незаконному обыску в специзоляторе "Матросская тишина". По ее словам, у нее были изъяты документы, которые имели отношение исключительно к ее адвокатскому досье. Ничего, кроме проекта позиции по одной из статей обвинения, изъятые у Артюховой бумаги не содержали. Адвокат собирается подать жалобу по факту проведения незаконного обыска.
Другой адвокат Ходорковского Антон Дрель сообщил журналистам в минувший вторник, что бывший глава "ЮКОСа", комментируя инцидент с Артюховой, заявил: "Глупостями не занимаюсь, записок не пишу, а правомерность изучения документов, изъятых у адвоката, оценит суд".
Комментарий
Никто Чайку на пресс-конференции не пытал. Сам все рассказал. В комнате для свиданий в "Матросской Тишине" стоят камеры наблюдения. Когда министр понял, что проболтался, он сразу оговорился: "Ну, звук-то мы, конечно, не фиксируем". Статья 47 (ч. 4, п. 9) УПК РФ гласит: "Обвиняемый вправе... иметь свидания с защитником наедине и конфиденциально". Конфиденциально, а не под камерами.
Обратимся к практике Европейского суда по правам человека. Право консультироваться со своим адвокатом также включает в себя право общаться посредством писем. Многие из подобных дел рассматривались в соответствии со ст. 8 Конвенции (право на частную переписку), а также ст. 6 (п. b. ч. 3) Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство). В решении по делу "Доменикини против Италии" суд указал, что осуществление администрацией тюрьмы перлюстрации писем заявителя к его адвокату является нарушением обеих названных статей Конвенции - в том числе и потому, что произошла задержка с отсылкой одного из этих писем.
Кроме того, в недавнем деле "Ланц против Австрии" судья-следователь осуществлял контроль за контактами между обвиняемым и его содержащимся под стражей подзащитным в течение месяца. Суд счел, что ссылка правительства Австрии на возможность сговора между заявителем и его защитником не может оправдать подобного контроля, так как именно эта возможность была основанием для применения к заявителю содержания под стражей в качестве меры пресечения, причем никаких других причин для столь серьезного ограничения прав заявителя приведено не было.
Думается, что после сегодняшнего признания г-на Чайки дело Ходорковского в Страсбурге имеет блестящие перспективы.
Справка
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
Статья 8. Право на уважение частной и семейной жизни
1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.
2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случая, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Статья 6. Право на справедливое судебное разбирательство
3. Каждый, обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:
b). иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты