Сидячие места для женщин
В Москве на Чистых прудах прошел пикет в поддержку Зары Муртазалиевой, шестой год отбывающей заключение о делу о терроризме (
ВИДЕО). Участники акции, организованной Союзом солидарности с политзаключенными, подписывали поздравительные открытки Заре и другим женщинам-политзаключенным: экс-юристу "ЮКОСа" Светлане Бахминой, нацболке Татьяне Харламовой, журналистке Айгуль Махмутовой. Пикетчики скандировали "Медведев, освобождай женщин!", "Свободу Муртазалиевой!", "Свободу Бахминой!". Вспомнили и судью Мосгорсуда Марину Комарову - именно она вынесла приговор Муртазалиевой, а также ученому Игорю Сутягину и подсудимым по другим политическим делам.
Грани-ТВ: Муртазалиева, Бахмина, политзеки
Справка
Дело Зары Муртазалиевой
Студентка 3 курса заочного отделения Лингвистического университета Пятигорска, уроженка Наурского р-на Чеченской Республики Зара Муртазалиева, 1983 г.р. была задержана в Москве 4 марта 2004 года.
Прибыв в столицу в сентябре 2003 года на заработки и найдя работу в страховой компании, Муртазалиева познакомилась с русскими девушками, принявшими ислам, Куликовой и Вороновой. Они поселились вместе в комнате общежития, которую помог бесплатно получить знакомый - сотрудник УБОП ГУВД Москвы Саид Ахмаев. Впоследствии оказалось, что тот "заботился" о девушках по заданию своего руководства, а комната, куда он их поселил, была предварительно оборудована аудио- и видеозаписывающей аппаратурой.
Первоначально Муртазалиева была остановлена сотрудниками милиции для проверки документов в районе Китай-города. Ее доставили на другой конец Москвы в ОВД "Проспект Вернадского" для установления личности, сняли отпечатки пальцев и сообщили, что после дактилоскопической процедуры отпустят. Однако когда девушка, вымыв руки, собралась взять свою сумочку и покинуть отделение, она обратила внимание на то, что сумка неожиданно оказалась полнее, чем была до этого. Милиционеры потребовали предъявить ее для досмотра и изъяли два брикета в фольге, которые оказались упаковками, содержащими 196 гр. взрывчатого вещества.
Зара Муртазалиева была заключена под стражу и против нее было возбуждено уголовное дело по ст.222, ч.1 УК РФ о незаконном приобретении, хранении и перевозке взрывчатых веществ. В процессе предварительного следствия на Анну Куликову и Дарью Воронову следственные органы оказывали давление с целью получения показаний о том, что Муртазалиева вовлекала их в террористическую деятельность и готовила к совершению теракта.
Мать Куликовой Валентина Михайловна Куликова, обратившись за поддержкой в Комитет "Гражданское содействие", рассказала председателю Комитета Светлане Ганнушкиной, что ее дочери угрожали: если она не даст требуемых показаний, то будет привлечена к уголовному делу не как свидетель, а в качестве соучастницы. Дело, расследованием которого вначале занималась Никулинская межрайонная прокуратура, в связи с его "актуальностью" было передано в управление по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры Москвы, а потом - в УФСБ по Москве и Московской области. В качестве доказательств "преступных намерений" Муртазалиевой взорвать эскалатор в ТК "Охотный Ряд" приводятся расшифровки аудио- и видеозаписей бесед девушек на самые разные темы, в том числе, касающиеся ислама и отношения к войне в Чечне, а также фотографии, снятые девушками в новогодние праздники в торговом комплексе "Охотный Ряд", где они обычно посещали интернет-кафе, на которых в кадр попали эскалаторы.
Справка
Открытое письмо Елены Боннэр
Сегодня группа деятелей российской науки и культуры опубликовала письмо, в котором обращается к международным правозащитным организациям, и в первую очередь к "Международной Амнистии", с призывом о признании Михаила Ходорковского политическим заключенным.
В декабре прошлого года об этом же была резолюция Всероссийского Гражданского конгресса. Еще раньше с таким же призывом к "Амнистии" обращались несколько правозащитных организаций России, многие правозащитники и я в их числе. Однако кроме обещания следить за судебным процессом никакого ответа мы не получили.
В прошлые советские времена эта организация нам доверяла. И изменились не мы, и не рядовые члены "Амнистии", но ее руководство. На смену правозащитникам в секретариат пришли другие люди. Недавно на мой недоуменный вопрос, что же там происходит, один американский политик (который просил не называть его имени), объяснил мне. Все до смешного просто. Нынешний генеральный секретарь этой организации (из семьи дипломатов и сама в прошлом дипломат) надеется стать первой женщиной - генеральным cекретарем ООН. А для этого, прежде всего, надо не осложнять отношения с российской властью. И "Международная Амнистия" - организация не политическая, а правозащитная - по такому частному поводу отходит от своей миссии, когда-то четко воплощенной в трех лозунгах, равно обращенных к правительствам всех стран на планете: "Свобода узникам совести", "Долой смертную казнь", "Нет пыткам".
Так что нам, наверное, надо перестать надеяться на "Амнистию" не только в деле Ходорковского и других обвиняемых по делу "ЮКОСа", но и в других уже прошедших судебных политических процессах и, судя по тенденции развития басманного правосудия, во многих еще предстоящих. Доверять собственному выбору. И исходя из этого думать об организованной, регулярной помощи семьям новых, сегодняшних, узников совести.
В США в 1998 году был основан и зарегистрирован Фонд "Благодарность" (The Gratitude Fund), миссией которого является помощь ветеранам борьбы за права человека в бывшем Советском Союзе и их семьям. Совет директоров фонда - бывшие советские политзаключенные: Владимир Буковский (Великобритания), Эдуард Кузнецов (Израиль), Юрий Федоров (США). Президенты - Александр Гинзбург (посмертно) и Юрий Ярым-Агаев (США), до эмиграции член Московской Хельсинкской группы.
Мне представляется, что этот фонд мог бы взять, если директора его примут соответствующее решение, опеку над новыми политзаключенными. У него для этого есть серьезные основания:
1. Он уже зарегистрирован, а это долгий и сложный процесс.
2. Он недоступен российской власти и подотчетен только законодательству о благотворительных организациях США.
3. Все доноры по законодательству США имеют право списать с налогов свои взносы в фонд.
4. И последнее, но важное. У фонда нет оплачиваемых сотрудников, на которых во многих подобных организациях идет значительная часть собираемых средств.
Когда-то семьям ПЗК мы собирали по трешкам и пятеркам. Потом Солженицын основал свой фонд, и наши трешки и пятерки шли добавлением к нему, чуть позже был основан Фонд помощи детям политзаключенных. И группы "Амнистии" в разных странах опекали наших узников совести и их семьи. Потом мы все расслабились на полтора десятка лет. Но уже сегодня нашей помощи ждут семьи Данилова и Сутягина, Трепашкина и Муртазалиевой и многих (еще не сотни, но уже десятки) других. И семьи фигурантов "ЮКОСа", возможно, пока не нуждающиеся в финансовой поддержке, тоже ждут от нас внимания и человеческого тепла. Значит, пришла пора собирать камни. И если у нас не будет своего Майдана (а боюсь, не будет, и не только потому, что Церетели застроил своими страшилками лучшую и самую просторную площадь столицы), то можно готовить наши компьютеры (а у кого их нет – чистить старые пишмашинки) ко времени , когда "Эрика берет четыре копии".
Пока оно еще не пришло - это новопутинское время - прошу Грани.Ру, "Новую газету" и Washington ProFile опубликовать это письмо, обращенное и к директорам фонда "Благодарность" и к будущим донорам – нашему гражданскому обществу.
Елена Боннэр
22 февраля 2005 года
Справка
Открытое обращение правозащитников к президенту Дмитрию Медведеву
Господин Президент!
В период выборной президентской кампании Вы неоднократно говорили о том, какое важное значение для России имеет принцип верховенства права. Мы не могли не обратить внимание на эти Ваши слова, соответствующие и нашим представлениям о приоритетах.
По нашему глубокому убеждению, политически мотивированные уголовные преследования и политически мотивированные приговоры судов находятся в вопиющем противоречии с принципом верховенства права.
Именно поэтому мы призываем Вас помиловать людей, ставших, по нашему мнению, жертвами политически мотивированных преследований, сделать все от Вас зависящее, чтобы они вышли на свободу.
В качестве первого шага мы призываем Вас помиловать следующих граждан РФ:
Данилов Валентин Владимирович, статья 275 УК РФ, приговорен к 13 годам общего режима.
Сутягин Игорь Вячеславович, статья 275 УК РФ, приговорен к 15 годам общего режима.
Решетин Игорь Андреевич, академик Академии космонавтики, гендиректор ЗАО "Компания ЦНИИМаш-Экспорт" (приговорен к 11,5 годам строгого режима), его заместитель по безопасности Александр Рожкин, главный экономист Сергей Визир и замначальника Центра системных исследований, начальник одного из отделов ФГУП ЦНИИМаш Михаил Иванов – приговоры от 5 до 11 лет лишения свободы.
Ходорковский Михаил Борисович, приговорен к 8 годам лишения свободы общего режима.
Лебедев Платон Леонидович, приговорен к 8 годам лишения свободы общего режима.
Пичугин Алексей Владимирович, приговорен к пожизненному лишению свободы.
Алексанян Василий Георгиевич, исполнительный вице-президент ЮКОСа с полномочиями президента. 06.04.2006 Симоновский районный суд Москвы усмотрел в действиях Василия Алексаняна признаки состава преступления и дал согласие Генпрокуратуре на привлечение исполнительного вице-президента ЮКОСа к уголовной ответственности. В тот же день Василия Алексаняна задержали, а Генеральная прокуратура РФ предъявила ему обвинения по двум статьям Уголовного кодекса: в легализации, отмывании денежных средств (часть 4 статьи 174.1) и в присвоении или растрате, то есть хищении, чужого имущества (статья 160). 07.04.2006 Басманный суд санкционировал арест Василия Алексаняна. Сейчас он находится в больнице под стражей.
Бахмина Светлана Петровна, заместитель начальника правового управления ЮКОСа, арестована 7.12.2004. Приговорена к 8 годам общего режима.
Муртазалиева Зара, 1983 г.р., страховой агент, студентка 3-го курса Лингвистического университета г. Пятигорска, уроженка Наурского р-на Чеченской Республики, была задержана 4 марта 2004 г. в Москве. Осуждена на 8,5 лет якобы за намерение совершить террористический акт.
Талхигов Заурбек Юнусович, 1977 г.р., уроженец села Шали Шалинского района Чечено-Ингушской АССР. Был осужден на 8,5 лет лишения свободы за попытку помочь в освобождении заложников из Театрального центра на Дубровке в октябре 2002 года.
По российскому законодательству Президент РФ может помиловать заключенного, не требуя от него признания своей вины.
Мы знакомы с обстоятельствами преследования каждого из перечисленных заключенных и имеем веские основания утверждать, что преследования в отношении них определялись политическими соображениями.
Мы привели далеко не полный список российских политических заключенных, выбрав тех из них, которые имеют наибольшие сроки и преследование которых получило наибольший общественный резонанс. Очевидно, что в список не вошли другие заключенные, рассматриваемые нами как политические, в частности – члены коалиции "Другая Россия" (на настоящий момент – 14 человек), ряд предпринимателей и другие.
Мы надеемся на то, что процедура помилования будет распространена и на них.
Господин Президент, начав свой президентский срок с помилования политических заключенных, Вы откроете новую страницу российской истории, восстановив надежду на независимость суда, чего так не хватает в России.
Л.М. Алексеева, Московская Хельсинкская Группа
С.А. Ганнушкина, Комитет "Гражданское содействие"
С.А. Ковалев, Фонд имени А. Сахарова
Л.А. Пономарев, Движение "За права человека"
Ю.А. Рыжов, академик РАН
Ю.В. Самодуров, Музей и Общественный центр им. А. Сахарова
А.К. Симонов, Фонд защиты гласности
Э.И. Черный, Общественный комитет защиты ученых
Г.П. Якунин, Общественный комитет защиты свободы совести
Обращение поддержали:
Н.Ю. Белых, председатель Федерального политсовета Партии "Союз правых сил"
Вацлав Гавел, бывший президент Чехословакии и Чешской Республики
Андре Глюксман, философ
Рудольф Биндиг, почетный член ПАСЕ, бывший депутат Бундестага
Грани-ТВ: Обращение правозащитников к Медведеву
Статьи по теме
Свобода женского рода
8 Марта - это повод не только для подарков и застолий, но и для размышлений о роли женщины в истории. Кто является самой выдающейся участницей освободительного движения в нашей стране? Отвечают Дмитрий Орешкин, Эдуард Лимонов, Валерия Новодворская, Ирина Хакамада, Марина Литвинович, Георгий Сатаров.
На голубом глазу Фемиды
Верховный суд отказал в жалобе на приговор Заре Муртазалиевой, скостив только полгода из девяти. Таким образом, ВС согласился с выводами Мосгорсуда: чеченка якобы готовила теракт и пыталась завербовать двух русских подруг. Доказательств вины девушки не прибавилось - но не зря Фемида на здании Верховного суда не носит повязки на глазах...
Процесс по нотам
В Московском городском суде продолжается процесс по делу Зары Муртазалиевой - 21-летней чеченской студентки, обвиняемой в подготовке терактов. Побывавшему на одном из заседаний корреспонденту Граней.Ру пришлось долго знакомиться с песнями горского барда, которые любила слушать девушка в компании своих подруг. Эти записи - самое убедительное доказательство вины подсудимой.