Заре Муртазалиевой отказали в УДО
Заре Муртазалиевой, осужденной в 2005 году по обвинению в покушении на теракт в московском торговом центре "Охотный Ряд", отказано в условно-досрочном освобождении. Как сообщает газета "Новые известия", судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Евгений Кузьмин, принявший такое решение, в этот же день удовлетворил все остальные ходатайства об УДО.
В характеристике, которую дали Муртазалиевой в колонии, говорится, что она "относится к труду недобросовестно". Как сказано в документе, она "стоит на учете как террористка, к жизни отряда равнодушна, допускает конфликты с администрацией".
На суде Муртазалиева сказала, что вину свою в полном объеме не признает, а взыскания, наложенные на нее администрацией колонии, никак не может погасить: ни одно поощрение, которое осужденная заслуживает по работе, начальство не утверждает.
Адвокат осужденной Марина Морозова в своей речи подчеркнула, что от действий Муртазалиевой никто не пострадал, за нее ходатайствует правительство Чечни и, кроме того, ей гарантируют работу в офисе уполномоченного по правам человека в Грозном. Защитник также напомнила, что Муртазалиева отсидела уже половину срока, а признание вины для УДО необязательно.
Судья Кузьмин, который удовлетворил ходатайства об УДО всем представшим перед судом в этот день, кроме Муртазалиевой, убежден, что "все они исправились", а она – нет.
"Рассуждая здраво, понимаю: судья просто не мог поступить иначе", - сказала после оглашения приговора адвокат. По ее словам, "по таким статьям ходатайства об УДО не удовлетворяют".
Месяц назад тот же судья отказал в УДО бывшему адвокату "ЮКОСа" Светлане Бахминой, которая находится на последних месяцах беременности.
21-летняя Муртазалиева была задержана в начале марта 2004 года. По версии следствия, ее задержали возле дома номер 16 по проспекту Вернадского со 196 граммами пластита. Сама Муртазалиева на суде утверждала, что ее задержали недалеко от станции метро "Китай-Город", а пластит подкинули позже в отделении милиции. Суд счел версию защиты недоказанной. По данным следствия, подсудимая проходила подготовку в одном из лагерей террористов-смертников, а в российскую столицу приехала для организации серии терактов. Утверждения стороны защиты, что лагеря террористов, о котором говорилось в обвинительном приговоре, не существует, суд также не принял во внимание.
В январе 2005 года Мосгорсуд приговорил Муртазалиеву к девяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. Она была признана виновной в приготовлении к теракту путем взрыва, вовлечении других лиц в совершение акта терроризма и незаконном приобретении и хранении взрывчатых веществ. Позднее Верховный суд снизил срок на полгода. С ходатайством о сокращении срока осужденной выступила прокуратура. Кассационную жалобу адвокатов Муртазалиевой, которые просили вышестоящую инстанцию отменить приговор Мосгорсуда и направить дело на новое рассмотрение, Верховный суд отклонил.
Как сказано в приговоре, Муртазалиева намеревалась взорвать эскалатор в торговом комплексе "Охотный ряд". Суд установил также, что осужденная осуществляла психологическую подготовку Дарьи Вороновой и Анны Куликовой к совершению теракта.
Российские правозащитники считают это дело сфальсифицированным, а Зару Муртазалиеву признали политзаключенной. Свидетели Воронова и Куликова, как они утверждают, давали свои показания под давлением следствия.
В январе 2007 года президент Чечни Рамзан Кадыров высказал намерение добиться пересмотра приговора Муртазалиевой. Он заявил, что не верит в виновность осужденной.
Справка
Дело Зары Муртазалиевой
Студентка 3 курса заочного отделения Лингвистического университета Пятигорска, уроженка Наурского р-на Чеченской Республики Зара Муртазалиева, 1983 г.р. была задержана в Москве 4 марта 2004 года.
Прибыв в столицу в сентябре 2003 года на заработки и найдя работу в страховой компании, Муртазалиева познакомилась с русскими девушками, принявшими ислам, Куликовой и Вороновой. Они поселились вместе в комнате общежития, которую помог бесплатно получить знакомый - сотрудник УБОП ГУВД Москвы Саид Ахмаев. Впоследствии оказалось, что тот "заботился" о девушках по заданию своего руководства, а комната, куда он их поселил, была предварительно оборудована аудио- и видеозаписывающей аппаратурой.
Первоначально Муртазалиева была остановлена сотрудниками милиции для проверки документов в районе Китай-города. Ее доставили на другой конец Москвы в ОВД "Проспект Вернадского" для установления личности, сняли отпечатки пальцев и сообщили, что после дактилоскопической процедуры отпустят. Однако когда девушка, вымыв руки, собралась взять свою сумочку и покинуть отделение, она обратила внимание на то, что сумка неожиданно оказалась полнее, чем была до этого. Милиционеры потребовали предъявить ее для досмотра и изъяли два брикета в фольге, которые оказались упаковками, содержащими 196 гр. взрывчатого вещества.
Зара Муртазалиева была заключена под стражу и против нее было возбуждено уголовное дело по ст.222, ч.1 УК РФ о незаконном приобретении, хранении и перевозке взрывчатых веществ. В процессе предварительного следствия на Анну Куликову и Дарью Воронову следственные органы оказывали давление с целью получения показаний о том, что Муртазалиева вовлекала их в террористическую деятельность и готовила к совершению теракта.
Мать Куликовой Валентина Михайловна Куликова, обратившись за поддержкой в Комитет "Гражданское содействие", рассказала председателю Комитета Светлане Ганнушкиной, что ее дочери угрожали: если она не даст требуемых показаний, то будет привлечена к уголовному делу не как свидетель, а в качестве соучастницы. Дело, расследованием которого вначале занималась Никулинская межрайонная прокуратура, в связи с его "актуальностью" было передано в управление по расследованию бандитизма и убийств прокуратуры Москвы, а потом - в УФСБ по Москве и Московской области. В качестве доказательств "преступных намерений" Муртазалиевой взорвать эскалатор в ТК "Охотный Ряд" приводятся расшифровки аудио- и видеозаписей бесед девушек на самые разные темы, в том числе, касающиеся ислама и отношения к войне в Чечне, а также фотографии, снятые девушками в новогодние праздники в торговом комплексе "Охотный Ряд", где они обычно посещали интернет-кафе, на которых в кадр попали эскалаторы.
Дословно
Евгений Кузьмин
Среди тех, кого я освободил, были и такие, кто совершил тяжкие преступления – разбой, хранение наркотиков. Но все они исправились. А Муртазалиева – нет. Разве вы сами не видите? Пусть еще посидит…
"Новые Известия", 09.10.2008
Марина Морозова
(из речи на суде)
Ваша честь, моя подзащитная не представляет опасности для общества. По Уголовному кодексу, осужденный не обязан признавать свою вину, если просит об УДО. Я прошу суд учесть: от действий Муртазалиевой в 2005 году никто не пострадал. Цель наказания – не месть, а исправление. Девушка сидит уже больше полсрока. За нее ходатайствует правительство Чечни, ей гарантируют работу в офисе уполномоченного по правам человека в Грозном. Прошу, ваша честь, проявить гуманизм.
"Новые Известия", 09.10.2008
Статьи по теме
На голубом глазу Фемиды
Верховный суд отказал в жалобе на приговор Заре Муртазалиевой, скостив только полгода из девяти. Таким образом, ВС согласился с выводами Мосгорсуда: чеченка якобы готовила теракт и пыталась завербовать двух русских подруг. Доказательств вины девушки не прибавилось - но не зря Фемида на здании Верховного суда не носит повязки на глазах...
Процесс по нотам
В Московском городском суде продолжается процесс по делу Зары Муртазалиевой - 21-летней чеченской студентки, обвиняемой в подготовке терактов. Побывавшему на одном из заседаний корреспонденту Граней.Ру пришлось долго знакомиться с песнями горского барда, которые любила слушать девушка в компании своих подруг. Эти записи - самое убедительное доказательство вины подсудимой.
Как за каменной стеной
Вот такие сюжеты подбрасывает нам современная жизнь. Очень похожие с виду, если глядеть в корень, проникаясь патриотическими чувствами. Различаются они лишь по жанру, и только тут разверзается между ними пропасть - между несчастной чеченкой и потомком наших чудо-богатырей, сокрушивших Наполеона.