Право
В блогах
Памяти Арсения Рогинского
Арсений Борисович Рогинский давно и прочно вошел в науку и в общественную жизнь. Собственно, он был самым ярким из зачинателей их сближения. Гражданскую активность он учил академической строгости, науку - человечности и гражданственности.
Я уверен, что эта сторона его жизни и творчества будет долго привлекать исследователей и публицистов. Но это все потом. Сегодня важно другое.
Довольно давно уже стало понятно, что кончина близка. Арсений знал это раньше других. Да и врачи не обольщали надеждой. Вряд ли он был безразличен к этому знанию. Но он не пускал его стать главным, заслонить свой талант и интерес. Он упрямо жил заботами, мыслями, делами, которые были важны и неотложны, были его жизнью и ответственностью. Близкая смерть не повод отказаться от себя.
В конце сентября по скайпу из Израиля Арсений участвовал в обсуждении легендарного сборника "Память". Предельно слабый, высохший и изможденный до неузнаваемости. Заговорил - и это опять Арсений. Спокоен, содержателен, точен. Думаю, презрение к смерти продлило ему жизнь. И завершило, точно и выразительно, дорогой нам всем образ.
Теперь очень личное, самое важное для меня. Сеня Рогинский и Саша Лавут совсем разные люди. Но в упрямстве назло смерти они близнецы. Мне повезло близко знать и очень любить обоих. Они для меня постоянный укор, постоянный пример, постоянный призыв. Я мечтаю умереть так же достойно.
40-летие "Хроники текущих событий". 2008 год. Фото: А. Карпюк/Грани.Ру
Контрольный выстрел
Правительство внесло в Госдуму законопроект "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Законодатели, мысля антиутопически, готовятся ввести тотальный контроль надо всем, что еще недостаточно упаковано, не полностью прозрачно или трепыхается.
Начинается закон с гигантского перечня разнообразных проверок, имеющих свои особенные процедуры. Забавно, что перечень того, на что закон не распространяется, помещен в самом законе, а то, на что распространяется, находится в приложениях. Из них выясняется, что существует еще более двухсот видов и подвидов федерального, регионального и муниципального контроля.
Принимается новый закон для контроля за соблюдением неких "обязательных требований" для граждан и организаций.
Если государство признает что-то обязательным, то вводит эту обязанность (запрет, ограничение, обусловленность) законодательно, определяя и последствия для нарушителей. Более того, существует федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", принятый в 2016 году, - закон абсолютно неправовой. Но как ни плох закон о профилактике (а плох он превентивными ограничениями прав граждан, ничем не погрешивших, но "склонных" к совершению правонарушений), все же понятно, о чем он. Новый же закон о контроле принимается не вместо закона о профилактике, а помимо него. Читая его, трудно отвязаться от мысли, что этот контроль простирается и в надземные, и в загробные пространства.
Об "обязательных требованиях" в законопроекте сказано, что это "условия, ограничения, запреты, обязанности, устанавливаемые и предъявляемые к осуществлению гражданами и организациями предпринимательской и иной деятельности... установленные в целях защиты охраняемых законом ценностей... Юридическую силу обязательных требований имеют также документы, не являющиеся нормативными правовыми актами (в частности, документы по стандартизации, документы, разработанные самими гражданами и организациями, в том числе учредительные документы организаций), если обязанность соблюдать положения указанных документов предусмотрена законодательством".
Вот пример. По закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" государство "уважает внутренние установления религиозных организаций", каковые установления закреплены в их зарегистрированных Минюстом уставах. Уставы же эти, помимо обычных для всех юридических лиц положений, отсылают к высшим авторитетам, священным писаниям и преданиям. Это могут быть разные сверхъестественные материи, цели и задачи - например, попадание в конечном итоге верных - наверх, а всех прочих - в геенну огненную. Вот вам и "обязательные требования". Полиция защищает святое православие, а патриархия вроде бы и ни при чем.
Такими грациозными юридическими телодвижениями авторам законопроекта удается обхитрить Конституцию. Ведь права и свободы могут быть ограничены только федеральным законом. Так вот вам федеральный закон о том, что ваши права могут быть ограничены чем угодно, вплоть до правил Трапезундского собора. И возникающая в этом контексте полиция нравов - лишь небольшая часть тех репрессивных возможностей, которые открываются законом "о контроле вообще".
Список видов контроля в приложениях к законопроекту охватывает дай бог десятую часть запретов и обязанностей, которые можно выудить из 6686 действующих сегодня федеральных законов. Законодатели, надо полагать, решили не выкладывать все разом, а обеспечить работой будущие поколения депутатов.
Но и уже заготовленного контроля хватает с головой. Вряд ли найдется лицо, подпадающее одновременно под контроль за картографией, за производством презервативов, за архивным делом и пробирной палатой. Но и на отдельно взятого человека, не говоря уж об организации, контролеров будет достаточно. Стоит представить себе нашествие проверяющих поочередно, а то и одновременно, соблюдение законодательства об НКО, о защите детей от информации, о защите интеллектуальной собственности. Инспектирующих обработку персональных данных и потребление табака, перевозку пассажиров и багажа легковым такси и, само собой, надзирающих "за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет".
При этом заботливое правительство предписывает, что при осуществлении контроля "степень вмешательства в деятельность граждан и организаций не должна быть чрезмерно обременительной". То есть обременительной, но не чрезмерно. Никаких излишеств. Законопроект предусматривает всего лишь осмотр, досмотр, видеонаблюдение и фотофиксацию, опрос, сбор информации, получение объяснений, инвентаризацию, экспертизу, отбор проб, истребование и изъятие документов... Ни тебе дыбы, ни испанского сапога. Как в басне: "Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять, да и того им жаль отдать".
Правда, тут же указано, что особо цацкаться с правами человека контролеры не будут: "Принцип недопустимости злоупотребления правом означает, что при организации и осуществлении государственного контроля... граждане и организации не могут пользоваться своими правами в целях необоснованного уклонения от проведения в отношении них государственного контроля".
А чего, собственно, бояться честным советским людям?
Гордость перед иноземцем
Но когда господин Макларен - черт с горы какой-то, кто это? - президенту Российской Федерации рекомендует кого-то увольнять или кого-то куда-то ставить, я хочу сказать: ты кто такой? Президент Российской Федерации без тебя... без сопливых разберутся, кого увольнять, кого назначать. И я бы на его месте поступила бы так же, даже если бы трижды был виноват Мутко. Просто назло. Это что такое вообще за рекомендации такие? Ты маме своей рекомендуй и дочке, куда ходить в туалет, а куда нет.
Иоланда Чен, спортсменка, телеведущая
Хоть я и недавно имею дело с русскими, но опыт подсказывает мне, что не следует доверять их неумеренной похвальбе, вдохновленной чересчур ревностным служением верховному правителю. Национальная гордость, на мой взгляд, приличествует лишь народам свободным. Когда я вижу людей, надменных из подобострастия, причина внушает мне ненависть к следствию; в основе всего этого тщеславия - страх, говорю я себе; в основе всего этого величия - ловко скрытая низость. Открытие это исполняет меня неприязни.
Астольф де Кюстин. "Россия в 1839 году"
Все, все крадут!
Больших изменений к лучшему мы пока не видим. Связано это, конечно, и с коррупцией на всевозможных уровнях... Знаете, где-то год назад я пригласил Бортникова (директора ФСБ, кто не знает) и дал ему материалы, которые ко мне поступили по одному из каналов в отношении конкретной структуры. Он посмотрел... и говорит: "Владимир Владимирович, мы ровно полгода назад в этой структуре провели оперативно-следственные действия, возбудили уголовные дела, передали в суд, все находятся в местах лишения свободы... Полгода назад набрали новых сотрудников, и все началось сначала".
Понимаете, я, честно говоря, иногда даже не знаю, что с этим делать...
Владимир Путин, президент России
"Все, все крадут! Alle sind Diebe! [Все воры (нем.)]" - сердито подумала императрица.
Крали действительно многие. Это воровство чиновников иногда приводило императрицу в чрезвычайное раздражение: она поднимала крик, грозила всем тюрьмой и каторгой, заливалась слезами, не слушая трагических утешений фаворита, - а через полчаса, успокоившись, посылала куда следует за толстыми пачками новеньких ассигнаций, чтобы утешить графа Зубова, который, бедный мальчик, так переволновался из-за нее и из-за общей нечестности чиновников.
Марк Алданов. "Девятое Термидора"
История о вредителях
Ищут причину, почему упали спутники после старта с космодрома Восточный... Говорят, ошибка, не на тот космодром была рассчитана программа... Хотят, чтобы мы поверили, что в российской космической отрасли сидят круглые идиоты, даже не проверившие элементарное: что не с Байконура стартуют, а с космодрома Восточный. От западных источников между тем доносится упорная информация, что это саботаж. Из 24 неудачных запусков с нашей планеты с 2011 года 16 неудачных запусков - российские... я тоже в данном случае хочу сказать: ищите предателя, а не отговаривайтесь системными ошибками и программой для запуска с Байконура. Не заговаривайте нам зубы. Я понимаю, что будет неприятно констатировать, что в Центре управления полетами сидел предатель.
Эдуард Лимонов, писатель и политик
Иногда, после ужина, он становился разговорчив и рассказывал истории о разоблаченных вредителях и диверсантах, действовавших в самых неожиданных областях: в производстве медицинских инструментов, в армейских сапожных мастерских, в кондитерских, в областных дворцах пионеров, в конюшнях московского ипподрома, в Третьяковской галерее... Странный он был человек, страшновато становилось от него Новикову: что бы ни случилось в пути - задержка из-за встречного поезда, неисправность буксы в одном из вагонов, неполучение повестки к движению эшелона от путевого диспетчера, - Неудобнов оживлялся, говорил:
- Фамилию, фамилию запишите, сознательный вредитель, посадить его надо, мерзавца.
Василий Гроссман. "Жизнь и судьба"
Мертвые не кусаются
Успешная борьба с терроризмом объясняется тем, что в России наработаны действенные методы сопротивления этому ужасному явлению... Почему российские спецслужбы действуют так эффективно в отличие от своих европейских коллег?.. Все дело в том, что отечественные спецслужбы еще со времен Российской империи имеют огромный опыт работы с представителями различных национальностей, населяющих наше государство... Очень важен и тот факт, что силовые структуры соседних с Россией стран стали использовать российский опыт в борьбе с терроризмом. Например, в 2013-2017 годах азербайджанские силовые структуры по образцу российских на Северном Кавказе перешли к тактике физической ликвидации выявленных террористов и экстремистов.
Леонид Гусев, старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД России. "Поделиться опытом"
- Что мы сделаем с ними, - спросил Дик, - когда они попадут к нам в руки?
- Вот этот человек мне по вкусу! - с восхищением воскликнул повар. - Не о пустяках говорит, а о деле. Что же, по-твоему, с ними сделать? Высадить их на какой-нибудь пустынный берег? Так поступил бы Ингленд. Или зарезать их всех как свиней? Так поступил бы Флинт или Билли Бонс.
- Да, у Билли была такая манера, - сказал Израэль. - "Мертвые не кусаются", говаривал он... Да, Билли был мастер на эти дела.
- Верно, - сказал Сильвер. - Билли был в этих делах молодец. Спуску не давал никому. Но я человек добродушный, я джентльмен; однако я вижу, что дело серьезное. Долг прежде всего, ребята. И я голосую - убить... Надо ждать, пока плод созреет. Но когда он созреет, его надо сорвать!
- Джон, - воскликнул боцман, - ты герой!
Роберт Луис Стивенсон. "Остров сокровищ"
Разговор властелина с мудрецом
К Мустафе Джемилеву, допустим, есть претензия. Если ты говорил с Путиным по телефону и вместо конструктивных договоренностей, в результате которых крымские татары сегодня могли получить республику на территории Крыма автономную, потому что если бы Мустафа сказал: "Нам нужна республика, допустим, со столицей в Бахчисарае, и чтобы за крымским татарином было закреплено место главы правительства..." Исторически тебе богом дан такой момент, когда ты должен проявить лояльность по отношению к своему народу, если уж с тобой разговаривает президент одной из влиятельнейших держав мира. И в этом разговоре явно можно было попросить чего угодно. И Путин бы это выполнил. Он человек, который держит слово. Но Джемилев... не реализовал исторический шанс для своего народа в тот момент, когда это было возможно... В итоге ничего этого нет. Крымские татары живут в чудовищных ситуациях, испытывают политическое давление, религиозное давление. Там арестованы непонятно за что десятки людей, брошены в тюрьмы и в психушки, между прочим. И Мустафе, конечно, хорошо теперь сидеть в Киеве и давать интервью, как там прессуют в России. Но он несет долю ответственности за это.
Максим Шевченко, журналист, член Совета по правам человека
Александр Македонский, соскочив с лошади, подходит к философу и начинает с ним тихо беседовать. Потом он ему говорит:
- Твой ум, папаша, меня восхищает... Я хочу тебе сделать все, что ты у меня попросишь.
Диоген, усмехаясь, говорит:
- Да мне ничего не надо. Что мне тебя просить?..
Адъютант Александра Македонского шепчет философу:
- Проси, дурак, загородную дачку. Скажи - у меня мамаша слепая. Или проси колесницу с лошадью. Ой, какая раззява… Скажи - дайте колесницу. Скажи - у меня мамаша пешком ходить не может. Да говори ты, олух царя небесного!
Диоген говорит Александру Македонскому:
- Да вот разве что я тебя, голубчик, попрошу - отойди немного в сторонку, а то ты мне загородил солнце...
И на этом они оба весело рассмеялись и разошлись. И это дало им обоим здоровую зарядку. Вот это молодцы. Прелестные люди. Мы никогда не перестанем на них любоваться.
Михаил Зощенко. "Голубая книга"
Пушкин-охранитель
Контроль обязательно должен быть. Еще А.С. Пушкин говорил, что каждое государство должно контролировать и не позволять декларировать на площадях все, что кому в голову взбредет. Каждое государство может остановить раздачу рукописей, говорил Пушкин. А я бы добавил, что это касается и кино, и театра, и телевидения, если это вредит духовной жизни народа.
Николай Бурляев, народный артист России
Внимательно коль приглядеться сегодня
Увидишь, что Пушкин, который певец
Пожалуй, скорее что бог плодородья
И стад охранитель, и народа отец
Во всех деревнях, уголках бы ничтожных
Я бюсты везде бы поставил его
А вот бы стихи я его уничтожил -
Ведь образ они принижают его
Дмитрий Александрович Пригов. "Внимательно коль приглядеться сегодня…"
Подсудимый обвиняет
Ни одно свидетельское показание, ни один из материалов, которые изучены следствием, не содержат никаких доказательств моей причастности к совершению преступления - вымогательству взятки... Они просто свидетельствуют, что против меня была совершена чудовищная и жестокая провокация... Это процесс, в котором заявление по делу подается не заявителем, а по его поручению лицом, которое слышало рассказ о якобы угрозах и так называемом вымогательстве. Процесс, в котором организатор так называемого следственного эксперимента... исчезает в длительной командировке, так и не дав никаких свидетельских показаний... Одним за такие действия полагается длительный тюремный срок, а другим - повышение по службе... А ведь давно было сказано: не спрашивай по ком звонит колокол, он звонит по тебе... Вышинский отдыхает, а мог бы подарить гособвинителю свой портрет с надписью: "Победителю ученику от побежденного учителя"... Фундаментально это жестокость и вседозволенность провокаторов.
Алексей Улюкаев, бывший министр экономического развития
Фельдмаршал Миних... Он, собственно, засыпался по общественному делу... только свергли с престола эту добродушную молоденькую дуру Анну Леопольдовну... как Елизавета Петровна сразу вдруг велела отдать под суд нашего почтенного фельдмаршала. И вдобавок председателем суда назначили одного из его подчиненных - Трубецкого.
Трубецкой на суде говорит:
- Подсудимый Миних, признаете ли вы себя виновным?
Миних говорит:
- Я в одном только виноват, господин судья.
- В чем же именно?
- Именно в том, - сказал Миних, - что я тебя, собаку, не повесил, когда ты у меня в прошлом годе попался в плутовстве, будучи кригс-комиссаром...
И в этом ответе Миниха было, конечно, много храбрости и мужества. Другие бы стали ныть и подхалимничать. А этот сделал такой гордый ответ. Но тут, конечно, были личные счеты - сильная ненависть и желание обидеть.
Михаил Зощенко. "Голубая книга"
Пусть трепещут англосаксы
Главное, не доводить до греха, ибо в безнадежной ситуации, в которую желают загнать Россию Макларены, поведение нашей страны может оказаться непредсказуемым. Когда не остается ничего, кроме холодной готовности защищать свою честь, англосаксы могут сильно просчитаться - примеры тому в истории были.
Максим Соколов, публицист
Фюрер подчеркнул далее... Соединенные Штаты ведут империалистическую политику... эта англосаксонская держава станет угрожать свободе других народов. Во всех случаях континентальная Европа уже сейчас должна приготовиться к такому ходу событий и должна сообща действовать против англосаксов... В тех районах, где позиции ведущей державы принадлежат России, ее интересы, конечно же, будут соблюдаться в первую очередь.
Запись беседы между Гитлером и Молотовым 12 ноября 1940 г.