Гололобов: После вердикта ЕСПЧ по делу "ЮКОСа" в Европе развалятся "политические" дела
Иск "ЮКОСа" к России принес больше негатива самому "ЮКОСу". Об этом в интервью "Московским новостям" заявил бывший глава правового управления ЮКОСа Дмитрий Гололобов. По его словам, вердикт ЕCПЧ по делу "ЮКОС" против России" говорит о том, что теперь развалятся многие дела с "окраской политических гонений", которые рассматриваются в Европе. "К примеру, встретится Обама с Медведевым и спросит: "Как там дело "ЮКОСа?" На что получит ответ, что самый гуманный европейский суд не узрел в нем никакой политики, несмотря на некоторую несправедливость разбирательств", - сказал Гололобов.
Относительно компенсации ущерба "ЮКОСу", который требовал взыскать с российского правительства около 98 миллиардов долларов, Гололобов заявил, что "компенсацию могут выплатить только компании, и это очень существенный момент" ("ЮКОС", как известно, ликвидирован. - Ред.). "В этом деле были большие осложнения с определением истца. Как будет распределяться сумма, неизвестно. Такого механизма нет и не будет, никто ничего не заплатит. Еще раз скажу: поскольку признано, что налоги были начислены справедливо, то речь не может идти о 98 миллиардах долларов", - подчеркнул Гололобов.
Европейский суд по правам человека отложил рассмотрение вопроса о компенсации "ЮКОСу". По решению суда, между сторонами может быть достигнуто соглашение по сумме компенсации. Вместе с тем, ЕСПЧ признал несправедливым судебное разбирательство по делу "ЮКОСа". Россия нарушила право "ЮКОСа" на защиту собственности. Нарушены параграфы 1 и 3 б Статьи 6 Европейской конвенции прав человека в отношении налоговых взысканий за 2000 год ("Право на справедливое судебное разбирательство"). Суд пришел к выводу, что компании не дали достаточно времени для подготовки к судебному разбирательству.
Нарушена также статья 1 протокола 1 ("Защита собственности") при исчислении и взыскании налогов за 2000–2001 годы. При этом суд указал, что статья 1 протокола 1 к Европейской конвенции не нарушалась в 2001-2003 годах. ЕСПЧ не признал Россию нарушившей статью 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, запрещающей дискриминацию, в том числе на основании политических убеждений.
"ЮКОС" обратился в ЕСПЧ в 2004 году с жалобой на действия российских налоговых органов, которые компания расценила как незаконный отъем собственности. В конце января 2009 года суд признал жалобу "ЮКОСа" приемлемой в части принудительного исполнения налоговых решений, включая продажу "Юганскнефтегаза", а также в части удвоенных налоговых штрафов. Для взыскания налогов был принудительно продан с торгов основной актив "ЮКОСа" - 76,79 процента акций "Юганскнефтегаза".
В конце мая ЕСПЧ признал Россию нарушившей права Михаила Ходорковского при его аресте и содержании в СИЗО в рамках первого уголовного дела. С России будет взыскано 10 тысяч евро в пользу Ходорковского, при этом ей также предстоит возместить судебные издержки в размере 14,5 тысячи евро. В документе также указывается, что ЕСПЧ не признал первое дело в отношении Ходорковского политически мотивированным.
"Суд признает, что дело заявителя дает основания для определенных подозрений насчет истинных намерений властей и что этих подозрений могло бы быть достаточно национальным судам для отказа в экстрадиции, непредоставления правовой помощи, вынесения запретов по отношению к правительству России, присуждения материальных выплат и т.д.", - говорится в заявлении ЕСПЧ.
В ЕСПЧ подчеркнули, что арест и содержание Ходорковского под стражей были осуществлены с серьезными процессуальными нарушениями. По мнению Страсбурга, содержание под стражей Ходорковского до окончания расследования и судебного разбирательства было чрезмерно продолжительным. Также серьезные вопросы у ЕСПЧ вызвали условия содержания бывшего руководителя "ЮКОСа".
30 декабря 2010 года судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин приговорил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 13,5 года лишения свободы, признав их виновными в хищении нефти и отмывании выручки компании. Поскольку они не отбыли полгода наказания по первому приговору, то окончательно суд приговорил их к 14 годам. Зачитывая приговор, Данилкин заявил, в частности, что исправление Ходорковского и Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества.
24 мая Мосгорсуд смягчил экс-главе "ЮКОСа" и бывшему руководителю "Менатепа" наказание на один год. Теперь Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2016 году, если приговор не удастся обжаловать в Верховном суде. Приговор вступил в законную силу. Вскоре после решения Московского городского суда международная правозащитная организация Amnesty International признала Ходорковского и Лебедева узниками совести.
Блоги
Статьи по теме
Приговорчики в строю
Накануне заседания Мосгорсуда надежда опять единоборствовала со здравым смыслом и опытом, подсказывавшими единственно возможный исход дела: карательный приговор. Тупо повторивший на сей раз другой вердикт Мосгорсуда, который в 2005 году тоже снизил срок заключения Ходорковскому и Лебедеву ровно на год.
Милости не просим
Осудив МБХ во второй раз, режим пересек незаметную грань – он бесповоротно подорвал собственную легитимность. Власть, творящая беззаконие, не может считаться законной. Она делает вид, что ей и горя мало, и, может быть, права – Западом нынче правит поколение беспринципных политических пигмеев.
Приговорной матч
Реакция на приговор Ходорковскому - отчаяние и ярость. Политики и деятели культуры, русские и зарубежные, системные и непримиримые, оптимисты и пессимисты, простодушные и лукавые - все говорят о поругании права и здравого смысла, о бесстыдстве и жестокости. И многие считают, что враги Ходорковского приблизили свой конец.