Россия ищет повод обжаловать решение ЕСПЧ о штрафе за арест Ходорковского
Россия воспользуется своим правом обжаловать решение Европейского суда по правам человека о нарушении прав экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, если найдет для этого основания. "У нас по Конвенции есть три месяца, чтобы обжаловать. Если там есть основания, мы их внимательно изучим и обязательно это сделаем (подадим жалобу)", - заявил "Интерфаксу" российский уполномоченный при Евросуде Георгий Матюшкин. "Чтобы оценить перспективы, конечно, сначала нужно прочитать решение и внимательно его изучить, а уже после этого определиться", - добавил он.
Во вторник ЕСПЧ признал Россию нарушившей права Ходорковского при его аресте и содержании в СИЗО в рамках первого уголовного дела. Как говорится в решении суда, с России будет взыскано 10 тысяч евро в пользу бизнесмена, при этом ей также предстоит возместить судебные издержки в размере 14,5 тысячи евро. В документе также указывается, что ЕСПЧ не признал первое дело в отношении бизнесмена политически мотивированным.
"Суд признает, что дело заявителя дает основания для определенных подозрений насчет истинных намерений властей и что этих подозрений могло бы быть достаточно национальным судам для отказа в экстрадиции, непредоставления правовой помощи, вынесения запретов по отношению к правительству России, присуждения материальных выплат и т.д.", - говорится в заявлении ЕСПЧ. "Однако этих подозрений недостаточно для того, чтобы Суд мог заключить, что вся правовая система государства-ответчика изначально была предметом злоупотребления, что власти с начала и до конца действовали недобросовестно, полностью игнорируя нормы Конвенции. Это очень серьезное обвинение, требующее прямых и неопровержимых доказательств. В рассматриваемом деле, в отличие от дела Гусинского, о котором упоминалось выше, такие доказательства отсутствуют", - заключает Европейский суд.
В Минюсте, которое представляет интересы страны в Европейском суде по правам человека, считают, что вынесенное ЕСПЧ решение носит скорее положительный характер, но допускают возможность его обжалования. "Мы будем это решение изучать и, возможно, обжаловать в какой-то части. Но в целом, насколько мы понимаем, достигнут положительный результат", - цитирует ИТАР-ТАСС заявление руководителя аппарата уполномоченного России в ЕСПЧ Андрея Федорова. Основным он назвал то, что Страсбургский суд не усмотрел в аресте Ходорковского политическую мотивацию. "Это являлось краеугольным камнем в поданной жалобе. Европейский суд отклонил претензии в этой части, то есть признал, что уголовное преследование Ходорковского шло в рамках действующего законодательства, а не по какому-то политическому приказу, как об этом утверждалось в жалобе", – заявил Федоров.
Верховный суд России отреагирует на решение Европейского суда по правам человека, как только соответствующее решение вступит в законную силу, заявил пресс-секретарь суда Павел Одинцов. "В связи с тем, что мы пока не получили на руки решение, и оно пока не вступило в законную силу, мы не можем рассуждать о порядке его исполнения", - сказал он.
Глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева подвергла критике решение ЕСПЧ. "Мы видим политическую мотивированность, а они не видят. Пусть наденут очки или увеличительные стекла возьмут", - заявила Алексеева. "Международная амнистия" увидела, а Европейский суд не разглядел. Я разочарована в Европейском суде", - сказала правозащитница. "Значит, и Европейский суд, к сожалению, поддается давлению", - заключила Алексеева.
Сам Ходорковский решением Евросуда остался доволен. "Наш клиент очень доволен тем, что суд поддержал его позицию", - цитирует Интерфакс заявление представителя экс-главы "ЮКОСа". Ходорковский направит все деньги, присужденные ему ЕСПЧ, на благотворительные цели, сообщает радиостанция "Финам FM" со ссылкой на адвоката бизнесмена Каринну Москаленко.
Как пояснил в интервью радиостанции "Радио Свобода" другой защитник Ходорковского Юрий Шмидт, жалоба в Европейский суд была подана в 2004 году или в самом начале 2005-го. "Совершенно естественно, что тех доказательств политической мотивированности дела, которыми мы располагаем сегодня, на тот момент у нас не было. И хотя мы были убеждены в наличии политических мотивов, мы не смогли доказать это людям, для которых данное дело было лишь одним из многих дел, проходящих бесконечной чередой через Европейский суд", - заявил Шмидт.
"Поэтому, хотя нам, конечно, хотелось бы, чтобы было признано нарушение всех трех статей Конвенции, по которым была коммуницирована жалоба, мы отнюдь не обвиняем Европейский суд. Ведь даже многие правозащитные организации, включая известную вам Amnesty International, очень долгое время не усматривали в деле Ходорковского политического характера. И вот Amnesty International признала его узником совести буквально на прошлой неделе, когда накопилась критическая масса доказательств, которые уже избавили от всяких сомнений", - отметил адвокат.
"В целом мы довольны решением Европейского суда", - заявил он. По словам адвоката, это решение "должно позитивно сказаться на участи большого числа людей, во имя которых, собственно говоря, Михаил Борисович и живет, и действует, и занимается общественной деятельностью, и можно сказать, выступает их представителем перед самыми разными органами власти в России и за рубежом". "Тот факт, что нам удалось доказать достаточно грубые нарушения и при заключении под стражу, и при продлении срока, и при содержании его в следственном изоляторе, вызывает у нас чувство глубокого удовлетворения", - сказал Шмидт.
В ЕСПЧ подчеркнули, что арест и содержание Ходорковского под стражей были осуществлены с серьезными процессуальными нарушениями. По мнению Страсбурга, содержание под стражей Ходорковского до окончания расследования и судебного разбирательства было чрезмерно продолжительным. Также серьезные вопросы у ЕСПЧ вызвали условия содержания бывшего руководителя "ЮКОСа".
Из 15 пунктов жалоб истца Европейский суд по правам человека удовлетворил восемь. Генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд заявил, что "вердикт ЕСПЧ станет важным событием для всего судебного процесса над Ходорковским в России". Если это решение ЕСПЧ не будет обжаловано, оно вступит в силу через 3 месяца.
В Страсбурге уже зарегистрированы четыре жалобы Ходорковского, осужденного в 2005 году по обвинению в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов. В настоящее время речь идет о заявлении экс-главы "ЮКОСа", поданном еще 7 лет назад.
31 мая также стало известно, что Ходорковский и бывший руководитель МФО "Менатеп" Платон Лебедев подали в Преображенский суд Москвы ходатайства об условно-досрочном освобождении. "Прошу рассмотреть вопрос о моем условно-досрочном освобождении. Вмененные мне статьи предусматривают такую возможность после отбытия половины срока. Из назначенных 13 лет я отбыл более 7,5. Свою вину я не признаю, поскольку продолжаю оспаривать вынесенное судебное решение в ЕСПЧ и ВС РФ. Ущерб, обоснованность которого я также оспариваю, погашаю в меру возможностей, предоставляемых мне по месту отбывания наказания", - говорится в ходатайстве экс-главы "ЮКОСа".
"Считаю, что далее я не нуждаюсь в дальнейшем отбывании наказания, доказательства чего будут представлены непосредственно в суд", - отмечает в своем ходатайстве Лебедев. По словам его адвоката Елены Липцер, ходатайство об УДО ее подзащитного не означает признания им вины.
Адвокаты осужденных не смогли назвать сроки, в которые Преображенский суд сможет приступить к рассмотрению ходатайства. В то же время они напомнили, что при рассмотрении ходатайства об УДО Ходорковского в рамках первого дела сторона гособвинения привлекла значительное количество свидетелей, что затянуло процесс.
30 декабря 2010 года судья Хамовнического суда Москвы Виктор Данилкин приговорил Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к 13,5 года лишения свободы, признав их виновными в хищении нефти и отмывании выручки компании. Поскольку они не отбыли полгода наказания по первому приговору, то окончательно суд приговорил их к 14 годам. Зачитывая приговор, Данилкин заявил, в частности, что исправление Ходорковского и Лебедева возможно только в условиях изоляции от общества.
14 февраля помощница судьи Хамовнического суда Наталья Васильева дала сенсационное интервью Газете.Ру и телеканалу "Дождь" ( видеоверсия интервью). По ее словам, в ходе процесса по второму "делу Ходорковского" на судью оказывалось давление из Мосгорсуда, а приговор писал вовсе не он. Данилкин назвал высказывания своей помощницы клеветой, однако иска против нее подавать не стал. Позже Васильева уволилась, а ее слова подтвердил еще один бывший сотрудник суда.
17 мая Ходорковский и Лебедев направили в Следственный комитет заявление с требованием возбудить уголовное дело в отношении судьи Данилкина и привлечь к ответственности участвовавших в процессе прокуроров Валерия Лахтина, Дмитрия Шохина и Гюльчехру Ибрагимову, а также следователей Валерия Алышева и Салавата Каримова. По мнению осужденных, Данилкин, приговоривший их к 14 годам лишения свободы, вынес заведомо неправосудный приговор. Защита Ходорковского и Лебедева считает, что допущенные в приговоре искажения фактов и выводы, противоречащие исследованным доказательствам, демонстрируют правовую и экономическую безграмотность авторов приговора. Защита также обосновывает свое требование публикациями в СМИ, в которых речь шла о том, что судья Данилкин писал приговор под диктовку руководства Мосгорсуда.
24 мая Мосгорсуд смягчил экс-главе "ЮКОСа" и бывшему руководителю "Менатепа" наказание на один год. Теперь Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2016 году, если приговор не удастся обжаловать в Верховном суде. Приговор вступил в законную силу.
Вскоре после решения Московского городского суда международная правозащитная организация Amnesty International признала Ходорковского и Лебедева узниками совести. "Независимо от того, правильно или неправильно были осуждены Ходорковский и Лебедев в первый раз, теперь уже не может быть сомнений, что второй суд над ними проходил с серьезными нарушениями и был политически мотивирован", - заявила Никола Дакворт, директор Amnesty International по Европе и Центральной Азии. "Уже несколько лет этих двух человек засасывает судебный водоворот, который объясняется политическими, а не юридическими соображениями. Сегодняшнее решение (Мосгорсуда.- Ред.) ясно демонстрирует, что российские суды (первой и второй инстанций. - Ред.) не способны или не желают вершить правосудие. Последней возможной надеждой на правосудие остается Верховный суд. Приговор Ходорковскому и Лебедеву должен быть отменен, а они оба освобождены по истечению их текущих сроков заключения", - добавила она.
Дословно
Адвокат Юрий Шмидт
Жалоба в Европейский суд нами была подана в 2004 году или в самом начале 2005-го. Совершенно естественно, что тех доказательств политической мотивированности дела, которыми мы располагаем сегодня, на тот момент у нас не было. И хотя мы были убеждены в наличии политических мотивов, мы не смогли доказать это людям, для которых данное дело было лишь одним из многих дел, проходящих бесконечной чередой через Европейский суд.
Поэтому, хотя нам, конечно, хотелось бы, чтобы было признано нарушение всех трех статей Конвенции, по которым была коммуницирована жалоба, мы отнюдь не обвиняем Европейский суд. Ведь даже многие правозащитные организации, включая известную вам Amnesty International, очень долгое время не усматривали в деле Ходорковского политического характера. И вот Amnesty International признала его узником совести буквально на прошлой неделе, когда накопилась критическая масса доказательств, которые уже избавили от всяких сомнений.
"Радио Свобода", 31.05.2011
Блоги
Статьи по теме
Из разного теста
Забавно, что оба этих события случились практически в один день. По крайней мере информация о них появилась одновременно. Два хорошо знакомых между собой человека прошли тест на правдивость: судья Виктор Данилкин и его помощница Наталья Васильева.
Совесть временных лет
Пресс-секретарь Хамовнического суда вышла на авансцену истории. Кто-то считает Наталью Васильеву честной и отважной, кто-то - циничной и расчетливой. Звучат и конспирологические версии. Но главное, что отмечают комментаторы, - изменение общественной атмосферы, массовое пробуждение стыда и совести.